Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основные черты рыночного хозяйства. Субъектно-объектная определенность рыночных связей. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства.

Поиск

Эволюция общественных форм пр-ва и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой – ф-ционирование социализированного товарного пр-ва, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов. Рынок – это система эк. отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Современное рыночное хозяйство сложилось под воздействием таких факторов, как мировая эк-ка, гос. регулирование, рыночная инфраструктура, товарное пр-во, соц. и экологические факторы. Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами:

1) множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, кому и как реализовывать;

2) стихийным установлением цен под влиянием спроса и предложения;

3) множеством независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию;

4) эквивалентным обменом по стоимости;

5) стихийным регулированием воспроизводственных пропорций;

6) свободной конкуренцией, свободным «переливом капитала».

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся эк. интересы, характер, формы орг-ции и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. Субъекты рыночного хозяйства:

1) Домашнее хозяйство – это эк. единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает пр-во и воспр-во человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора пр-ва;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2) П/п – эк. единица, которая:

а) использует факторы пр-ва для изготовления продукции с целью её продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения.

3) Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального ф-ционирования рынка.

4) Гос-во – правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Банк
Гос-во
Дом. х-во
П/п
Связь «производитель-потребитель» является одной из основных в системе рыночных отношений. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства – схема. Объекты рыночного хозяйства – товары и услуги, факторы пр-ва, деньги, капитал, ценные бумаги, гос. льготы и субсидии, соц. выплаты и преференции.


Предложение на ин. валюту по тек и кап операциям.

Аналогично рассматривая внешний спрос на отечествен­ные товары и предложение иностранной валюты, мы придем к выводу, что экспорт и предложение иностранной валюты по текущим операциям есть функция от реального дохода за рубе­жом и реального обменного курса национальной валюты:

Xd= X(Yf(+), RRd(-));

FC= FC{Yf, RRd).

Поскольку чистый экспорт определяется как разность эк­спорта и импорта (NX= X— Z), то чистый экспорт есть функ­цию реального дохода внутри страны и за рубежом, а также реального обменного курса:

NX = NX(Yd, Yp RR). Экспорт определяет объем предложения иностранной ва­люты по текущим операциям, а импорт — объем спроса на ино­странную валюту по текущим операциям. Если чистый экспорт — величина положительная, то на валютном рынке наблюдается избыток предложения иностранной валюты по текущим опера­циям, если чистый экспорт меньше нуля — избыток спроса.

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении пред­ложения иностранной валюты:

FCs = FCт+ FCк.

Реальный обменный курс валют - обменный курс скорректированный на инфляционную разницу между двумя странами.
Реальный обменный курс валют - произведение номинального курса и соотношения уровня цен.

РЕАЛЬНЫЙ ОБМЕННЫЙ КУРС ВАЛЮТ — относительная цена товара, производящегося в двух странах: пропорция обмена товаров между странами. Реальный курс зависит от номинального курса, соотношения курсов валют, цен товаров в национальных валютах. Рассчитывается как произведение номинального курса на соотношение уровня цен: Е = е*р/р', где Е --реальный курс, е — номинальный курс, р — цена товара в данной стране, р — цена товара в другой стране.

Стабилизационный фонд.

Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

· является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

· обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

· может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание по средствам бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.[1]

1. Источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.
2. Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма: фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую; фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть). Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем пункте, производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии. Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

 

Предпочтительным вариантом стерилизации эмиссии является направление ресурсов, поступающих в Стабилизационный фонд, на досрочное погашение внешнего государственного долга. С точки зрения обеспечения дополнительных доходов бюджета такой вариант обладает существенно большей эффективностью по сравнению с предлагаемым правительством вариантом инвестирования средств в высоконадежные зарубежные финансовые инструменты (суверенные обязательства стран–первоклассных заемщиков).

И спользование средств, аккумулируемых в Стабилизационном фонде, для досрочного погашения внешнего долга требует реализации следующих мер:

· запуск переговорного процесса с основными держателями российских долгов по досрочному погашению задолженности;

· фиксация в рамках Федерального закона "О бюджете" возможности направления средств, поступающих в Стабилизационный фонд, на досрочное погашение государственного внешнего долга (после достижения фондом объема 500–600 млрд. руб.).

Достоинства этого варианта использования средств Стабилизационного фонда:

· позволяет решить стратегические задачи снижения долговой нагрузки на бюджет и сокращения удельного веса внешнего долга в структуре государственной задолженности;

· не требует кардинальных изменений в законодательстве, определяющем принципы формирования и использования Стабилизационного фонда.

Недостатки. Основные недостатки данной схемы — значительные трудности и/или риски, сопряженные с осуществлением досрочного выкупа (погашения) по наиболее крупным видам внешней задолженности Российской Федерации.

В ыделяются два наиболее крупных вида этой задолженности (см. табл. 7):

а) государственные ценные бумаги в валюте, обращающиеся на открытом рынке (еврооблигации, ОГВВЗ — с общим объемом 45.2 млрд. долл. по бюджетному прогнозу на 1 января 2005 г.);

б) задолженность Парижскому клубу кредиторов (46.1 млрд. долл. по бюджетному прогнозу на 1 января 2005 г).

В случае негласного выкупа Российской Федерацией своих ценных бумаг, обращающихся на рынке, велик риск негативных последствий для репутации Российской Федерации как рыночного агента. В случае объявления публичного тендера на покупку объем предложения со стороны инвесторов может оказаться недостаточно большим. Кроме того, как при открытом, так и при негласном выкупе существенно возрастут цены на внешние долговые обязательства России, что снизит эффективность такой операции.

В озможность досрочного погашения задолженности Парижскому клубу кредиторов ограничивается необходимостью достижения комплексного соглашения о новации с большинством участников клуба (Парижский клуб исповедует принцип "один за всех, и все за одного").

В месте с тем вероятность проведения досрочного погашения на выгодных для России условиях по данной категории долга существенно выше, чем по еврооблигациям и ОГВВЗ.

Р яд европейских стран–крупных кредиторов заинтересованы в досрочной продаже (монетизации) долга Российской Федерации. Такая заинтересованность объясняется ростом бюджетных дефицитов в странах еврозоны, что вступает в противоречие с рядом основополагающих положений Маастрихтского соглашения. Монетизация внешнего долга Российской Федерации может стать одним из инструментов, способствующих решению данной проблемы. Это показал, в частности, успешный опыт такой монетизации, осуществленной в текущем году Германией посредством выпуска Aries-облигаций.

В случае, если другие европейские страны решат воспользоваться опытом Германии по монетизации российского долга, правительство РФ получит возможность заключить специальные соглашения о прямом выкупе собственного долга. Заключение соглашений о прямом досрочном выкупе долга будет отвечать интересам как стран-кредиторов, так и страны-заемщика (России). Кредиторы смогут реализовать задолженность по более высокой стоимости, чем в случае секьюритизации долга и последующего размещения соответствующих инструментов на рынке. Россия получит возможность выкупа большого объема внешнего долга, также не оказывая воздействия на рынок.

7. закон спроса. Эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестная.

Спрос- это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Эластичность спроса зависимость числа продаж от изме­нения цены на данный товар, доходов покупателей, цен това­ров-субститутов и других. Различают следующие виды эластичности спроса:

Ценовая эластичность спроса характеризует степень из­менения величины покупательского спроса в зависимости от изменения цены товара (табл. 1).

где Q/Q — относительное изменение спроса; ∆Р/Р тельное изменение цены.

>1 Эластичный спрос. При снижении цены резко возрастет ко­личество продаж и общая выручка увели­чивается; =1 Единичная эластичность. Снижение цены компенсируется ростом продаж и общая выручка остается неиз­менной; <1 Неэластичный спрос. Снижение цены незначительно меняет объем продажи, общая выручка снижается

2. Эластичность спроса по доходу характеризует степень из­менения величины покупательского спроса в зависимости от из­менения величины дохода потребителей определяется соотноше­нием между относительными изменениями объема спроса на то­вар и доходом потребителей:

где R — доход потребителя.

3. Перекрестная (косвенная) эластичность спроса характе­ризует степень изменения величины спроса на продукт а в зави­симости от изменения цены на продукт Ь и определяется по формуле

где AQa — изменение (бесконечно малое приращение) спроса на продукт а; АРЬ — изменение цены продукта Ь

>1 Продукты а и b — взаимозаменяемые товары
=1 Продукты a н b — взаимодополняемые товары
<1 Продукты а н b — независимы друг от друга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.01 с.)