Взаимосвязь состояния платежного баланса и динамики валютного курса. Внешняя торговля услугами и капитальные операции в России. Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь состояния платежного баланса и динамики валютного курса. Внешняя торговля услугами и капитальные операции в России. Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику РФ.



Коль скоро и платежный баланс и валютный курс являются концентрированным выражением взаимоотношений национальной экономики с внешним миром, очевидно, что между обеими категориями существует теснейшая взаимосвязь. Рассмотрение природы изменений баланса платежей и курса валюты позволяет утверждать, что платежный баланс занимает центральное место в механизме курсообразования, а валютный курс – среди факторов, определяющих состояние платежного баланса.Для выяснения роли платежного баланса в системе факторов, определяющих формирование валютного курса, в первую очередь необходимо охарактеризовать саму эту систему.Отправным пунктом анализа может служить тот факт, что, в конечном счете, динамика валютного курса определяется изменением спроса и предложения на валютном рынке. Но поскольку любая операция, связанная с обменом одной валюты на другую, есть операция внешнеэкономическая, то она неизбежно входит в платежный баланс. Другими словами, по мнению некоторых экономистов, состояние платежного баланса как совокупного итога всех внешнеэкономических операций страны является единственным непосредственным фактором, воздействующим на динамику валютного курса. Другие же факторы должны вызвать изменения объема и/или стоимости внешнеторговых операций и уже только через эти изменения воздействовать на состояние спроса и предложения валюты, т.е. валютный курс.Впрочем, в этих рассуждениях есть один изъян. И связан он главным образом с воздействием на курсовую динамику ожиданий изменения валютного курса. Практически только через механизм ожиданий инфляционный и процентный дифференциалы, ровно как и многие другие факторы, оказывают непосредственное воздействие на формирование текущего курса валюты.

Итак, формирование валютного курса кроме рассмотренных факторов оказывают влияние два показателя: торговый баланс, являющийся нетто-соотношением экспортных и импортных операций, и баланс расчета по текущим операциям, т.е. баланс экспортно-импортных расчетов по операциям с товарами, услугами и финансами.

Рассматривая зависимость изменений валютного курса от состояния текущего платежного баланса, можно выделить 3 механизма такого воздействия. Во-первых, состояние текущего баланса, испытывая воздействие разнообразных факторов реальной экономики, изменяется и вносит свой вклад в подвижность соотношения спроса и предложения валюты. Во-вторых, сохраняющаяся несбалансированность текущих расчетов требует финансирования за счет других частей платежного баланса, т.е. сальдо текущих статей вызывает сдвиги в других частях баланса платежей. В-третьих, состояние текущих расчетов воздействует на формирование ожиданий валютных курсов.

Проверить данную зависимость на фактических данных можно с помощью метода линейного регрессионного анализа.

Дефицит торгового (или текущего) баланса означает превышение спроса на иностранные товары, услуги или финансы, что приводит к падению национальной валюты. Однако характер влияния торгового баланса на валютный курс может быть различным в зависимости от ситуаций в разных государствах.

Так, рассматривая страны, валюта которых является резервной, в частности США, необходимо иметь в виду, что дефицит платежного баланса может определяться потребностью иностранных государств увеличить свои валютные резервы или расширить международную торговлю. Такая ситуация имела место в начале 80-х гг., когда при увеличении дефицита торгового баланса наблюдался стабильный рост курса доллара, связанный с ростом мировой экономики.

В странах, на экономику которых международная торговля оказывает значительное влияние, для поддержания стабильности и развития экономики применяется государственное регулирование национальных валютных рынков. Связано это, прежде всего с тем, что валютный курс, сформированный под влиянием множества экономических, политических, психологических и иных факторов, в свою очередь, оказывает влияние на их формирование. Если в силу ряда причин в стране нарушено экономическое равновесие, то падение национальной валюты будет приводить к обострению экономической ситуации, что, в свою очередь, вызовет еще большее падение национальной валюты, т.е. будет образован замкнутый круг. Основными составляющими государственного регулирования национальных валютных рынков являются следующие.

Среди основных методов регулирования международных операций с товарами, услугами и капиталом можно выделить следующие: 1) валютное регулирование, то есть регулирование определенных видов валютных операций; 2) политика валютного курса; 3) регулирование процентных ставок; 4) меры налоговой политики.

Его влияние на курс такое же, как и у дефицита торгового баланса.
Функционирование валютного рынка и динамика курсов валют тесно связаны с международным сотрудничеством в области торговли, культурных обменов, межгосударственных взаимодействий, с международными инвестициями. В финансовом плане отражение того места, которое занимает данная страна в глобальной мировой структуре, выражается ее платежным балансом, представляющим собой итог международных финансовых транзакций резидентов этой страны. Платежный баланс (Balance of Payments) таким образом, фиксирует соотношение всех основных видов международных взаимодействий: международную торговлю, движение капиталов, международные услуги (туризм и др.), межгосударственные расчеты. В долгосрочной перспективе конкурентность данной страны определяется ее национальными ресурсами, индустриальной базой, профессиональной квалификацией рабочей силы, структурой цен. В конечном счете, неочевидный характер взаимосвязи этих факторов, еще более осложненный текущими политическими реалиями делает связь самого платежного баланса с динамикой краткосрочных валютных курсов не столь явной, чтобы его анализ давал трейдеру конкретные основания для принятия решений. Поэтому валютный рынок обычно концентрирует внимание на основной составной части платежного баланса - торговом балансе.

61 Физический капитал. Спрос и предложение капитала. Физ. Капитал(ФК) — это пр-ый ф-р длительного пользования (основной ка­питал), он участвует в производстве на протяжении многих лет. Поэтому для характеристики рынка капитала важно учитывать фактор времени. Чтобы решить, выгодны ли капиталовложе­ния, фирмы сравнивают ст-ть ед-цы капитала в настоя­щий момент с будущей прибылью, обеспеченной этой единицей вложений. Процедура, позволяющая вычислить сегодняшнее зна­чение любой суммы, которая может быть получена в будущем, называется дисконтированием. А текущая стоимость будущих доходов — дисконтированной стоимостью. Если дисконтиро­ванная стоимость ожидаемых в будущем доходов от капиталов­ложений больше, чем издержки на капиталовложения, то есть смысл делать инвестиции. След-но, дисконтированная сто­имость необходима фирмам для принятия решений о капита­ловложениях, а значит, и обращении, к рынку ФК.Стр-ра рынка ФК отличается высокой неоднородностью и крайним разнообразием качества объектов об­мена. Одним из существенных сегментов рынка ФК явл-ся рынок подержанного оборудования. Особенность этого сегмента рынка состоит в том, что именно на нем определяется норма износа — важнейшая харак­теристика функц-я ФК. Другим сегментом является рынок высокоспецифичного обо­рудования, изготовляемого по индивидуальным заказам. На этом рынке чаще всего представлена двухсторонняя монополия, где ис­ход торга зависит от относительной силы сторон (нет равновесной цены и равновесного количества). ФК тесно связан с денежным капиталом, а рынок ФК — с рынком денежного капитала. С помощью денежного рынка осуществляются тесные взаимосвязи между все­ми рынками ресурсов. Капитал в широком смысле можно определить как ценность, принося­щую поток дохода. С этой точки зрения, капиталом можно назвать и пр-ые фонды п\п, и землю, и ценные бумаги, и депозит в коммерческом банке, и «человеческий капитал» (накопленные професси­ональные знания) и т. п. Все перечисленные блага приносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплат процентов по депози­там, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты и т. д.Необходимо различать капитал и услуги капитала. И вновь мы можем применить категории запаса и потока. Капитал представлен как запас, а его услуги - как поток. Напр-р, ценность станка выступает как капитальный запас, а услуги, предос­тавляемые этим станком в процессе его эксплуатации, - как поток.В связи с понятием основного капитала необходимо ввести еще одну новую экономическую категорию – амортизацию - это обесценение основного капитала в результате его износа. Для возмещения изношенного за весь срок службы основного капитала создается фонд амортизации, куда поступают денежные средства (амортизационные отчисления) после продажи готовой продукции. Норма амортизации - это отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к стоимости капи­тального блага, выраженное в процентах. Спрос и предложение капитала. Р/м методику определения % на основе теории спроса и предложения: если свободного капитала много и спрос на капитал большой, а предложение уменьшается, то уровень процента повысится. Условием равновесия между прибылью и ставкой % на рынке капитала явл-ся конкуренция. Допустим, что процент на инвестиции (или прибыль) больше процента на сбережения. Требуется заемный капитал, так как своего не хватает. Фирма берет кредит, за который должна выплачивать рыночную ставку процента. В результате повышения спроса последняя начинает расти. Это снижает доходы на инвестиции, и в конечном итоге между доходом на капитал и рыночной ставкой процента устанавливается равновесие. Это происходит в силу того, что максимальной границей, к которой будет стремиться ставка процента, является средняя рыночная граница прибыли. Строго говоря, абсолютное равенство между ними будет означать отсутствие конкуренции, поскольку в такой ситуации собственнику капитала абсолютно безразлично, куда его вкладывать.

На практике, в рез-те действия доп. Ф-в, таких как гос. политика или крайняя неустойчивость экономики в период кризиса, ставка % может достигать своего максимума при сокращении пр-ва. Другой случай – кризис. Произведенные товары не находят сбыта. Срочно нужны деньги для оплаты долговых обязательств. Спрос на них повышается, предложение сокращается, ставка % растет и достигает максимума. Ставка процента будет повышаться, но не столь стремительно, как в приведенных выше случаях, а также в фазе подъема, когда растут прибыли производителей и требуется заемный капитал. Минимальная граница ставки процента теоретически равна нулю. На практике она максимально снижается в период депрессии, когда промышленность переживает застой, а предложение ссудного капитала возрастает, так как многие капиталы не находят применения. Существуют другие методики для определения ставки % в зависимости от предложения и спроса на капитал, которые учитывают воздействие самых разнообразных факторов, таких, например, как инфляция, динамика развития, рассматриваемый период прогноза и т.д. Вывод: в условиях рыночной экономики уровень ставки процента должен складываться только под влиянием конкуренции, под влиянием спроса и предложения капиталов.

 

62. СУБЪЕКТ ТОВАРНОГО РЫНКА продавцы и покупатели товара (продукции, работы, услуги). Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть хозяйствующим субъектом, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые, мелкооптовые и розничные торговые посредники, хозяйствующие субъекты, приобретающие товары для производственного потребления

РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. КРИВАЯ IS. Соединим график совокупного спроса и предложения на товарном рынке. Точки пересечения графиков представляют собой точки равновесия. Из графика видно (см. рис. 9), что имеется множество состояний равновесия. И для каждого уровня процентной ставки существует единственное значение дохода, котором товарный рынок находится в состоянии равновесия. Таким образом, существуют определенные комбинации Y при которых товарный рынок находится в состоянии равновесия. Для состояния равновесия Е1 (такой комбинацией яв­ляется (Y1,r1): E1(Y1,r1).

Для состояния равновесия Е2 такой комбинацией является (Y2,r2): E2(Y2,r2).

В координатной плоскости с осями — реальная процентная ставка и уровень дохода — отобразим эти две комбинации пере­менных, имея в виду, что У1 < Y2, а г2 < г1/ Соединив точки, по­лучим кривую равновесия на товарном рынке IS (см. рис. 10).

 

Рис. 9. Равновесие на товарном рынке

 

Рис. 10. График равновесия на товарном рынке

Кривая IS представляет собой геометрическое место точек, координаты которых отражают уровень процентной ставки и до­хода, при которых товарный рынок находится в состоянии равновесия при данных экзогенных переменных. При изменении экзогенной переменной изменяется совокупность комбинаций процентной ставки и дохода, при которых товарный рынок находится в состоянии равновесия и, соответственно, изменяется положение кривой IS. Экзогенными переменными в модели равновесия товарного рынка являются государственные закупки, налоги, автономные инвестиции и потребление. Кривая IS смещается параллельно вправо при росте государственных закупок, автономных инвестиций и потребления, а также при сокращении налогов, и наоборот.


 

63.Бюджетная система РФ. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

Рис.1. Структура бюджетной системы РФ.

Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории. Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру (рис.1). В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

Важной чертой бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

Бюджет должен быть сбалансированны м, т. е. доходы адекватны расходам. Однако наблюдается ситуация, когда доходы больше расходов, тогда говорят о профиците бюджета, или когда доходы меньше расходов – дефицит бюджета. Любое значительное отклонение от сбалансированности бюджета, как профицит, так и дефицит нежелательны. В этом плане существует ряд мероприятий, направленных на снижение профицита бюджета, которые включают сокращение привлечения доходов от продажи собственности, направление большей суммы на погашение долговых обязательств, увеличение расходов бюджета. Более серьезной проблемой для государства является наличие бюджетного дефицита, с которым справиться гораздо труднее.

Доходы бюджетов всех уровней делятся на налоговые и неналоговые. При этом налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений от 80 до 95% доходов бюджета в разных странах и разные годы. Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней). Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. К неналоговым доходам бюджета относятся: • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; • средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;

• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах: • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам; • трансфертов населению; • бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам; • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам; • кредитов иностранным государствам; • средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.

Под дотацией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов; под субвенцией средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели; под субсидией бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе, а под бюджетной ссудой бюджетные средства,предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.

Проблемы бюджетной системы и способы их решения:

1)Зависимость доходов от мировых цен на сырье -> 1)Формирование резервов, направление сырьевых доходов на решение структурных проблем.

2)Нецелевое использование бюджетных средств -> 1)Прозрачность бюджетных процедур; конкурсное распределение средств. 2)Сокращение полномочий чиновников, жесткая регламентация, четкие критерии их действий.

3)Коррупция и лоббизм при распределении бюджетных средств ->1)Прозрачность бюджетных процедур; конкурсное распределение средств. 2)Сокращение полномочий чиновников, жесткая регламентация, четкие критерии их действий.

4)Сметный принцип финансирования -> Переход на пректно-целевой принцип.

5) Категорийный подход к распределению средств-> Перейти к адресному распределению средств на основе критериев необходимости.

6) Финансирование производителя -> Перейти к финансированию потребителя(например, бесплатное образование и бесплатные лекарства.

7)Отсутствие анализа эффективности бюджетных расходов->Оптимизировать расходы по критерию цена-качество;

8) Хаотичность отношений федерального и местных бюджетов-> Сделать преобладающим принцип самофинансирования территории.

64. Чистая приведенная стоимость и дисконтирование. Выбор в условиях неопределенности. Диверсификация риска. Чистой приведенной стоимостью инвестиции (NPV)-разница м/у текущей (дисконтированной) величиной будущих денежных поступлений, связанных с данной инвестицией и ее текущей величиной, а также всех связанных с нею будущих денежных выплат. Этот показатель отражает чистый эффект от вложенных на несколько лет финансовых средств, выраженный в «сегодняшних» денежных единицах. При расчете NPV в ст-ть денег включается доход будущего периода, что позволяет принимать во внимание такие категории, как ст-ть капитала, % ставки и ст-ть инвест. возможностей. Однако оценка инвестиций по методу NPV не дает возможности сопоставлять абсолютные уровни инвестиций, т.к анализ осуществляется в категориях движения денежной наличности, а не в категориях прибылей и убытков, принятых в бухгалтерских системах. Сложность анализа инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков – з-т и будущих доходов. Чтобы сравнить капиталовложения, которые предстоит сделать сейчас с той выгодой, которую принесет осуществление проекта в будущем, нужно р-ть сегодняшнюю стоимость будущих доходов, дисконтированную стоимость (PV). Дисконтирование – это приведение к единому моменту времени будущих затрат и доходов.

где, PV – текущая стоимость;
R – ожидаемый в будущем доход;
r – ставка дисконтирования (ставка ссудного процента);
t – период времени. Для определения рентабельности инвестиционного проекта определяется чистая дисконтированная стоимость. NPV рассчитывается как разность между приведенными доходами и затратами

где I0 – первоначальные инвестиции;
PF – прибыль (доход R – расход C). Инвестиционный проект принимается, если NPV>0, т.е. приведенные доходы > приведенных затрат. Внутренняя норма окупаемости инвестиций (IRR) – это доходность каждой единицы инвестиций данной фирмы. Если NPV=0, значит IRR по проекту равна ставке ссудного процента (ставка дисконта), при которой суммарные доходы равны расходам. То есть IRR равняется максимальному проценту по ссудам (r), идущим на инвестирование и эксплуатацию проекта, работая при этом безубыточно: IRR=r. Если IRR>r, след-но, чистая внутренняя норма доходности NIRR>0: NIRR = IRR – r.

Общая формула для вычисления приведенной стоимости 1 долл. через и периодов, если i — дисконтная ставка для данного периода, выглядит следующим образом:

PV=    
(1+i)n

Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска и подразделяются на: 1)распределение ответ-ти между участниками проекта. Необх. при распределении работ м\у участниками проекта четко разграничить сферы деят-ти и ответ-ть каждого участника, а так же условия перехода работ и отв-ти от одного участника к другому и юридически это закрепить в договорах; 2)диверс-я видов деят-ти и зон хоз-ия- это увеличение числа применяемых технологий, расширение ассортимента продукции или оказываемых услуг, ориентация на различные соц. группы потр-лей, на п/п различных регионов; 3)дивер-я сбыта и поставок, т.е. работа одновременно на неск-их рынках, когда убытки на одном рынке, могут быть компенсированы успехами на других рынках, распределение поставок между многими потр-ми, стремясь к равномерному распределению долей каждого контрагента. 4)дивер-я инвестиций- это предпочтение реализации неск-их относ-но небольших по вложениям проектов, чем реализация одного крупного инвест. проекта, требующего задействовать все ресурсы и резервы п/п, не оставляя возможностей для маневра. 5)распределение риска во времени (по этапам работы), т.е. необх. распределять и фиксировать риск во времени при реализации проекта.

65.Модель поведения монополистическая конкуренция Краткосрочное и долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции. Избыточная мощность.

Кривая спроса на продукцию МКФ имеет «-» наклон.

График 1.

Е- т-ка краткосрочного равнавесия МКФ.

Условие краткоср-го равновесия МКФ:MR=MC.

В долгоср-ом периоде любая МКФ может увеличить масштаб своей деятельности путем строит-ва новых фирм или увелич-я мощности действующих. Если МКФ получае «+» эк-кую прибыль, то она будет увеличивать масштабы своей деятельности до тех пор, пока не установится рав-во MR=LRMC (условие долгоср-го равновесия МКФ). Новые фирмы будут вступать в отрасль, копировать прибыльный товар и реализовывать его под своим товарным знаком. Объем предлож-я увелич-ся, цена падает.

График 2.

Е' – точка долгоср-го равновесия МКФ. В долгоср-ом периоде МКФ получают нулевую эк-кую прибыль.

В условиях соверш-ой конкур-ции в долгор-ом периоде, когда P=LRMC=LRACmin, потреб-ли получают товар по самым низким ценам. При монопол-кой конкуренции эк-кая прибыль сниж-ся до 0 раньше, чем цены достигнут ур-ня LRACmin. Причина этого – товар в условиях МК дифференцирован.

Разница между кол-вом товара, кот-ый продается по P= LRACmin и кол-вом производимого в долгоср-ом периоде МКФ наз-ся избыточной мощностью. Она явл. частичной платой потребителей за дифференцированный товар.

 

66.Рынок труда. Одним из четырех основных факторов производства является труд, Термином труд обозначают трудовые ресурсы – важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран. В рыночной экономике существует специфический рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда. Как экономическая категория рынок труда выражает отношения м/у собственником денег и наемным работиком по поводу купли-продажи раб.силы. Трудовые отношения должны быть юридически закреплены в форме трудового договора или контракта,которая базируется на трудовом законодательстве страны или региона. Условия существования рынка труда:1) Наличие правовых условий функционир.рынка труда 2)Свободный выбор вида деятельности 3) Организация единой,замкнутой инфраструктуры рынка труда. 4) Наличие единого эконом.пространства,возм.свободного перемещения населения. 5)отсутствие ограничений на з/п Функции рынка труда: • обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами; • обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования; • согласование цены и условий труда между работниками и работодателями; • стимулирование работников и работодателей: - конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда; - конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда. Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы. Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Спрос на рынке труда зависит от: • деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

• технического уровня производства; • ситуации в инвестиционной сфере; • сложившегося уровня заработной платы; • налоговой политики. Предложение на рынке труда зависит от: • демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения); • внутренней и внешней миграции трудоспособного населения; • уровня заработной платы; • альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму. Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ-важнейшее экон. понятие, характеризующее результативность использования трудовых ресурсов; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах трудовых ресурсов и измеряется как отношение результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности: в сфере материального производства, в непроизводственной сфере, в сфере общественного, коллективного и частного производства. Ведущее место среди показателей Э.и.т.р. занимают показатели производительности труда: по экон. содержанию - общественной, отраслевой и локальной (на отдельных предприятиях); по масштабам учета рабочего времени - измерители среднегодовой, среднедневной и среднечасовой производительности труда; по методам измерениям - натуральные, трудовые, стоимостные показатели; по базе расчета - измерители абсолютного относительного уровня эффективности труда и экономии трудовых ресурсов. Кроме того, выделяют частные показатели, характеризирующие роль отдельных факторов (резервов) роста производительности труда; определяют показатель, обратный производительности труда, трудоемкость продукции (работ, услуг) и удельную трудоемкость; рассчитывают относительное высвобождение рабочей силы в результате роста производительности труда. Традиционная мера производительности труда - количество произведенного продукта на единицу труда. Говоря о способах повышения производительности, следует различать подходы к решению проблемы на макро- и микроуровне. Как в первом, так и во втором случае речь идет об эффективности использования трудовых ресурсов: но в первом случае - на уровне экономики в целом, а во втором - на уровне фирмы. Когда экономисты рассуждают о низкой производительности труда в российской экономике, речь идет именно о макроаспекте, в рамках которого указывается на низкое соотношение добавленной стоимости, производимой экономикой в целом (или отдельными отраслями), к уровню задействованных трудовых ресурсов. Такое положение вещей в российской экономике объясняется рядом объективных причин. Во-первых, в России велика доля государственного сектора экономики, для которого при действующей единой тарифной сетке основным мотивом служащих является минимизация трудовых усилий, а не максимизация производимого продукта. Во-вторых, российская экономика рентоориентирована, (значительная доля отечественного ВВП приходится на сырьевой сектор), что само по себе подразумевает условность связи между полученными результатами и осуществленными трудозатратами. В-третьих, значительная часть ВВП приходится на естественно монопольный сектор, в котором пока слабо задействованы мотивационные механизмы. В-четвертых, для крупных российских предприятий традиционно важной остается социальная функция. Характерная для таких предприятий избыточная занятость автоматически означает низкую производительность труда. В-пятых, слабо развит малый бизнес, по определению более гибкий и более производительный по сравнению со сложно организованными иерархическими образованиями. Весьма слабо представлен сектор высоких технологий, для которого характерна наиболее высокая производительность труда. В-шестых, существует заметная структурная диспропорция между спросом на труд со стороны бизнеса и предложением со стороны образовательной системы. Из характеристики вышеуказанных проблем вытекают макроэкономические меры, способствующие повышению производительности труда в российской экономике: снижение доли государственного сектора и повышение мотивации задействованного в нем персонала, устранение структурных диспропорций в экономике, внедрение конкурентных схем в сфере естественных монополий, развитие малого бизнеса, устранение структурных сдвигов между спросом на труд и предложением труда, в частности, путем развития узкоспециализированного бизнес-образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.047 с.)