Послевоенная культура России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послевоенная культура России



Особенности отечественной культуры послевоенного времени. Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали.
В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. За годы войны резко уменьшилось количество школ (было уничтожено 82 тысячи школ, много высших учебных заведений, НИИ, музеев и других учреждений культуры). Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования.
Несмотря на трудности послевоенного времени широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.
В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.
В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман А. Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого. Одним из первых попытался сказать правду о войне В.Некрасов в повести "В окопах Сталинграда".
Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс.
В искусстве была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства. В кино такая политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов. На экране значительное место заняли историко-биографические фильмы, зачастую схематичные и помпезные. Самое выдающееся кинопроизведение на историческую тему - фильм С.Эйзенштейна "Иван Грозный", законченный в 1945 году был запрещен (запрет относился ко второй серии фильма).
В сложном положении оказались театры. Аншлаги военных лет сменились полупустыми залами. В большинстве театров на сцене возобладал бытовой жанр. Огромное негативное влияние на развитие всей отечественной культуры послевоенного времени оказали массовые идеологические кампании.
Послевоенные идеологические кампании. В целом послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания руководителей.
Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское. Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях.
Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь. Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось целиком упадническим. В 1948 году был закрыт Музей нового западного искусства.
Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Д. Лысенко, поддержанная руководством страны. В результате советская биология серьезно пострадала от типично отечественного изобретения - "лысенковщины" и была отброшена в своих исследованиях на многие годы назад.
В 1947 году прошла дискуссия по философии, в 1950 году - по языкознанию, в 1951 году - по политэкономи и. В первой дискуссии партию представлял член Политбюро ЦК, занимавшийся вопросами идеологии, А.А. Жданов, в двух других - И.В. Сталин. Их участие исключало возможность свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как руководящие указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны купюры. Так, в четвертое издание сочинений В.И. Ленина не вошли работы "Письмо к съезду", "О придании законодательных функций Госплану" и "К вопросу о национальностях или об "автономизации", которые не отвечали официальным идеологическим взглядам и могли подорвать престиж руководителей Советского государства.
Типичным явлением конца 40-х годов стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.
В 1948 году состоялся первый Всесоюзный съезд советских композиторов и трехдневное совещание деятелей советской музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить композиторов на реалистов и формалистов. Причем в формализме в очередной раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян. События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной эстрады -оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять свою ориентацию.
В 1946-1948 годах в ряде постановлений ЦК ВКП (б) ("О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели") деятели культуры обвинялись в аполитичности, безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Эти документы содержали оскорбительные оценки творчества и личности А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостаковича, В.И. Мурадели.
В 1946 году за несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике и гонениям такие известные деятели культуры, как режиссеры С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, Г.М.Козинцев, композиторы С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Н.Я. Мясковский.
В борьбу с "формализмом" активно включилась созданная в 1948 году Академия художеств СССР во главе с А. М. Герасимовым. Наступление на формализм выключило из художественной жизни талантливых мастеров А.Осьмеркина, Р.Фалька, оставило тяжелые следы в творческой судьбе С.Герасимова, П.Корина, М.Сарьяна.
О положении в литературе на Втором Всесоюзном съезде советских писателей в 1954 году М. Шолохов говорил, что бедствием остается серый поток бесцветных произведений, который наводняет последние годы книжный рынок. Расхожими были сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Образ зазнавшегося директора, которого перевоспитывает новый передовой руководитель, выводящий коллектив из трудностей, - таков набор типажей и уровень понимания общественных проблем.
Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против "безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Борьба с космополитизмом приобретала особенно зловещий смысл на фоне других событий того времени: в декабре 1948 г. был распущен Еврейский антифашистский комитет, а его активные деятели арестованы, в 1949 году убит С.Михоэлс, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного еврейского театра. Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты. Апогея эта кампания достигла в последние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа видных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице и обвиненных в преднамеренном убийстве высокопоставленных пациентов.
Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.
После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, что формирование и упрочение культа личности связаны с отсутствием в художественной культуре советского периода инакомыслия.
В последнее время читающей публике стали широко известны "Несвоевременные мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протест против духовного гнета звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М. Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.
Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Зато остались в советской литературе "Золотая карета" Л.М. Леонова, "Далекие годы" К. Г. Паустовского, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К.А. Федина, "Звезда" Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета.

Словарь терминов и персоналий для раздела "Историческая културология".

Мировая культура
Тема 1. Традиционные общества

  • Аборигены - (лат.) - коренные обитатели.
  • Анимизм - (лат.) - часть религиозных верований перво бытных людей, согласно которой каждая вещь, предмет, растение имеют душу, одушевлены, а потому могут "вести себя" подобно людям.
  • Антропоморфная форма божеств - уподобление божеств людям, появляется на более поздних стадиях развития ралигиозного сознания, демонстрирует некоторую меру осознания человеком своего места в мире.
  • Деспотия - (греч.) - форма неограниченной власти одного лица.
  • Иероглифы - (греч.) - древние неалфавитные, рисуночные знаки письма (египетские, японские, китайские).
  • Джайнизм - (инд.) - от имени собственного Джина; одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. По преданию это учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых, прозванный Джина (победитель), устранил препятствия на пути религиозного спасения. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Центральное место занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела.
  • Дольмены -(брит.) - древнее 3-2 тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой.
  • Зооморфная форма божеств - уподобление божеств животным, напр., шакалу, быку, и др., птицам - сова или насекомым - жук скарабей и др. Подобная форма поклонения характерна для ранних стадий развития религиозного сознания и отражает непосредственную зависимость человека от природы.
  • Ирригация - (лат.) - искусственное орошение полей с помощью прорытых каналов, строительства водосборников, систем распределения воды.
  • Каста -(порт.) - общественная группа, оберегающая свою замкнутость. В Индии и в некоторых других странах Востока замкнутые общественные группы, объединенные определенным видом профессиональных занятий, представлениями об общем происхождении, заключающие браки только между членами своей касты, имеющие свои обычаи и законы.
  • Кодификация - (лат.) - объединение и запись законов, регулирующих жизнь общества, пришедшая на смену устной форме хранения и передачи правил, установок, имеющих силу закона.
  • Кромлехи - (брет.)- древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней.
  • Лидийцы - (гр.) - жители древнего государства Лидии, расположенном на западе Малой Азии.
  • Мифология - (гр.) - совокупность сказаний, передающих верования древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и героях.
  • Менгиры - (брет.) - вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник.
  • Монументальный - (лат.) - огромный, поражающий своими размерами, основательный, прочный.
  • Пантеон - (гр.-лат.) - собрание всех богов; храм, посвященный всем богам; усыпальница великих людей.
  • Полузооморфная форма божеств - соединение черт животного и человека, появляется как переходный этап между зооморфной и антропоморфной формами в политеистических религиях. Наиболее яркие образцы таких божеств обнаруживаются в Древнем Египте (напр., бог Анубис - мужчина с головой шакала и др.).
  • Сакральный - (лат.) - обожествляемый, считающийся священным.
  • Синтоизм - (японск.) - древнейшая религия японцев, обожествление Солнца.
  • Табу - (полинезийск.) - запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось.
  • Тотем - (америк.) - животное, растение или предмет, которому поклонялись члены одной социальной группы (рода, племени). Герб племени с изображением объекта поклонения.
  • Фетишизм - (лат.) - неодушевленный предмет, почитаемый как носитель чудодейственной силы, окружаемый религиозным поклонением.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.004 с.)