Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социально-политическая культура Византии
Похожие статьи вашей тематики
Государственное устройство Византии характеризуется как централизованная военно-бюрократическая монархия. Во главе государства стояли императоры (василевсы), имевшие разное происхождение, воспитание и нравственные принципы поведения. Власть императора, которую на протяжении многих веков можно было получить людям разного происхождения с помощью политических убийств и переворотов, со временем приобрела идеологическое обоснование в теории "божественного происхождения власти императора", который стал называться "помазанником божьим". Был разработан придворный этикет, правила поведения придворных. Рыцари-крестоносцы, воспитанные в духе равенства с королем, после посещения Византии, с возмущением вспоминали о том, что один человек смеет сидеть в присутствии столь большого числа благородных людей. Сенат был совещательным органом. Церковная власть хотя и была подчинена светской, но являлась ее идейной основой и опорой. С 3-4 вв. (время укрепления союза церкви и императорской власти) помощниками власти становится монашество. Монастыри появляются в Палестине, Сирии, Месопотамии, Армении и других местах. Александрия и египетская пустыня были насыщены ими. В одном только Константинополе в 536 г. было 67 мужских монастырей и немало женских. С 9 в. церковь стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывать к христианизации соседних народов с помощью миссионеров. Известна роль монахов Кирилла и Мефодия в христианизации Болгарии (865 г.). Разногласия между Константинопольским патриархом и папским престолом в Риме привели к разделению ветвей христианства: православия и католичества в 1204 г. Население делилось на сословия. Высшим сословием, как и в Римской империи, было сенаторское. С 5 в. в Византии появляются партии (димы), в которые могли объединяться все сословия. Димы играли определенную роль в политической жизни Византии, поднимая восстания, создавая беспорядки, выдвигая свои требования в тех или иных ситуациях. Власть опиралась на большой штат чиновников в Константинополе и в провинциях. Взяточничество и подкупы; разорение чиновниками мелких землевладельцев породили такую форму социальных отношений, как патронат (фиктивная продажа земли богатому, влиятельному человеку, с правом работы на этой земле и выплаты доли, чтобы избежать разорения). Византия широко пользовалась приемом расселения в пограничных районах пришлых племен, чтобы защитить центральные районы. Византия стала преемницей правовых знаний Рима. Особенно активно работа по обновлению и совершенствованию правовых документов велась при императоре Юстиниане. Была создана комиссия для редактирования нового сборника "Кодекса Юстиниана" (529 г.). В течение трех лет редактировались и обновлялись императорские указы, сочинения юристов, имевшие силу закона, убирались повторы, все приводилось в соответствие с требованиями времени. В итоге работы было издано 50 книг. Кроме того, издано руководство по римскому гражданскому праву в 4-х книгах под названием Институции. Новые указы составили сборник Новеллы. К изучению римского права Западная Европа подойдет лишь в 12 веке.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Духовная культура Византии
Религия составляла основу духовной жизни разных народов, входивших в империю. Подчиненное отношение церкви было следствием римской традиции, которая основывалась на правиле: вера не есть личное дело каждого, а входит в обязательства подданного по отношению к власти. т.к. религия - учреждение государственное. Нововведения в области религии вводились императорскими распоряжениями. Так как император был одновременно и высшим духовным лицом, то он назначал патриарха. В 726 г. император Лев Исавр издал указ против иконопочитания, приравняв его к идолопоклонству. Иконы были предметом торговли и обогащения монастырей и церквей. Помимо этого рост монастырей и церквей, сопровождался оттоком свободного населения в эти учреждения, сокращались наборы в армию, налоги, государство лишалось трудоспособной части населения. В 7 в. монастыри владели уже половиной земель государства. Масса православных монахов, спасаясь от турецких завоевателей, покидала завоеванные земли и переселялась на земли Византии, грозя сплошной сетью монастырей покрыть земли, вытесняя землевладельцев. Все это привело императора принять такое решение. Оно вызвало выступления оппозиции. В ответ на это император приказал конфисковать имущество монастырей. Заставляя монахов возвращаться в мир, жениться, отбывать государственные повинности. Монастыри превращались в казармы и сборные пункты для войск, имущество распродавалось, а мощи сжигались. Под страхом ослепления другой император Константин V в 765 г. устроил на ипподроме редкое зрелище: попарное шествие монахов и монахинь. Земли монастырей раздавались за службу императору. Иконоборческое движение имело социальный и охранительный характер. Оно укрепляло самодержавную власть, противостояло силам распада и экономической деградации. Внешне это выглядело как решение вопроса о том, следует ли почитать иконы или нет. Борьба длилась 100 лет. Религиозное сознание Византии было неоднородно. Распространение ислама и течения павликиан, отрицавших церковь вообще, потребовало от государства провести церковную реформу и усилить подчинение церкви государству. С 13-14 вв. получили распространение мистические учения, воплотившиеся в монашеском аскетизме. В монастырях Афона и Синая родилось учение психиастов. Они проповедовали сосредоточение на внутреннем мире человека, подчинение страстей человека путем самовоспитания, аскетизма, постижение божества с помощью сверхъестественного озарения и др. Один из видных сторонников психиазма Григорий Палма, переводил христианскую литературу на другие языки, наполняя ее своими идеями. Психиасты призывали к отходу от активной жизни, они разоружали народ перед опасностью турецкого порабощения. Однако популярность их росла и учение переходило в другие страны, в том числе и Русь. Особую роль в распространении христианской доктрины сыграла риторика. Афинская школа риторики была философской. Византийские религиозные проповедники на первых этапах отрицали ее значение, считая язычеством. Однако вскоре христианские проповедники стали испытывать необходимость в риторических знаниях. Причина крылась в необходимости вести полемику между сторонниками христианства и язычества, с представителями разных течений в христианстве. Отличие прежней языческой риторики от раннесредневековой в том, что язычники обращались к образованным гражданам городов, христанские проповедники - к сельским жителям, бедноте, низам. Христианская риторика развивалась в трех направлениях:
- толкование текстов священного писания (экзегетические толкования);
- назидания, наставления для верующих;
- составление богословских проповедей.
Все это развивалось в связи с нуждами церковной службы, литургии. В богословских школах в Александрии, Антиохии и других городах складывалась система богословских дисциплин, включая полемическую апологетику, догматическое богословие, экзегезу. В 4 в. прославленными христианскими риторами были: Василий Великий - епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов церкви, разработавший вариант литургии, автор "Шестиднева", в котором изложил основы христианской космологи. Иоанн Златоуст - константинопольский патриарх, сторонник аскетизма, автор множества богословских трудов, проповедей и псалмов; Григорий Нисский - церковный писатель, участвовавший в разработке "Символа веры", оказал заметное влияние на разработку христианской догматики и символической экзегетики. Кроме богословской риторики в Византии существовала гражданская риторика, активно использовавшая достижения греческих риторов, мифологию. Со временем она переродилась в поэзию и была вытеснена гимнами, похвальными словами, панегириками. Архитектура в византийскую эпоху развивает практику купольного храмового зодчества. Распространение купольной композиции сопровождалось не только новыми техническими, конструктивными, художественными достижениями, но и идейными принципами. Христианская мысль видела в храме воплощение мироздания и ассоциировала свои идеи с купольным сводом, который считался воплощением небесного свода. Распространение получают крестово-купольные храмы. Выдающимся образцом такого храма явился храм св. Софии в Константинополе. Убранство церквей составляли мозаики, фрески и иконы, каменные рельефы, орнаменты. Художественную нагрузку несла сама кладка зданий с декоративным чередованием тонких рядов светлого камня и контрастно сочетающихся с ним рядов кирпича. В отдельных случаях в фасадное оформление включались глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты. Византия дала миру образцы иконописного творчества. Образование в Византии унаследовано было от греков. Школа оказалась наиболее стабильным элементом из всех учреждений, сохранив сложившиеся традиции. Тетради учеников-христиан из Египта 4 в. совпадают с тетрадями ранних веков. В основе образования 7 предметов (орфография, грамматика, риторика, философия, математика, юриспруденция) школа в ранний период имела светский характер, считалась полезной императору и народу. Получившему образование, открывался доступ к служебной карьере. Постепенно ряд предметов из списка были вытеснены богословскими. В 529 г. в правление Юстиниана были запрещены греческие учебные заведения, закрыта академия Платона, ликей Аристотеля, учебники, лексиконы с упоминанием греческих мифов и богов, юристы, медики, риторы были частью арестованы, частью казнены. Затем стали сжигать книги не богословского содержания. В противовес античной образованности стали открывать богословские академии, в которых изучали такие предметы, как экзегезу, гомилетику, литургию, полемическую апологетику, догматическое богословие, читали и толковали Священное писание. Литература Византии долго сохраняла мифологические сюжеты, образы и имена богов греко-римского пантеона, вплетаемых в канву христианских сюжетов. Ранняя литература помимо апокрифов, включала в себя грубые фольклорные вымыслы о Христе-отроке как могущественном, грозном, обладавшем чудовищной силой герое. Популярными были народные сказания и книги об Александре Македонском. Создавалась житийная литература. "Житие преподобного отца нашего Антония" - первая биография знаменитого египетского аскета, основателя монашества. Ее автор Афанасий Александрийский руководствовался идеей показать образцы для подражания. В 4 в. появляются "Исповедь" и "О граде божьем" Августина, прозванного Блаженным. Жития святых изобилуют чудесами, праведностью жизни, мученической смертью за убеждения и тайное принятие христианства - таковы сюжеты книг в первой половине истории Византийской культуры. Они сменяются описаниями преследований монахов иконоборцами. По мере усиления религиозного содержания литература к 12 в. становится все более рассудочной, создается литературный канон, художник живет в выдуманном мире. Приключенческий жанр ("Исминий и Исмина") наполнен любовными историями, продажами в рабство, встречами с пиратами, коварными властителями заморских стран, благополучными соединениями любящих, сохранивших во всех перипетиях верность, любовь и невинность. В народе пользовались любовью басни и военные песни. С завоеванием арабами в 7в. ряда древних культурных центров: Александрии (Египет), Антиохии (Сирия), Бейрута (Ливан) и др. центр литературной жизни перемещается в Константинополь. Превращение Константинополя в центр культурной жизни сопровождалось упадком культурной жизни городов в других частях империи, в частности в Афинах. Разрушились давние связи греческой литературы с литературой сирийской, коптской, латинской. Вплоть до 13 в. Византия не пользовалась переводной литературой, что сужало ее культурный горизонт. Нотное письмо в Византии, изобретенное уже в 12 в., достигло полного развития в конце 13-14 вв. Созданные в этот период и ранее обработанные напевы и мелодии для голоса, составили золотой фонд церковных песнопений православного мира. Высокого развития достигло хоровое пение (ангелогласие), основанное на ладотональной системе. Оно активно перенималось всеми странами православной ориентации. Наука в Византии ни в ранний, ни тем более в поздний период не смогла превзойти тех достижений, которые были в эпоху античности, особенно эллинизма. Труды византийских ученых отличаются умозрительностью, знания вторичны, почерпнуты из трудов Аристотеля ("Физика", "О небе", "История животных" и др.) и других ученых. По причине того, что язык древнегреческих ученых устарел и многое уже требовало перевода, тексты интерпретаторов не совпадали. Распространение получили краткие пересказы, цитатники. Нужды строительства, создания флота требовали развития механики и физики, поэтому издаются труды византийцев, рассматривающих такие правила и законы. Распространялись наставления о ведении хозяйства, ветеринарии, сведения для пчеловодов и др. Основными пособиями для медиков были трактаты Гиппократа и работы Гелена, а также работы византийских медиков, преподававших в медицинских школах. Накопление химических знаний и алхимия концентрируют свое внимание вокруг поиска "философского камня". В поздние века (13- 15 вв.) усиливается внимание к греческой учености. В 14-15 вв. появляется плеяда ученых-гуманистов, идет сближение с итальянскими городами. Натиск турок-османов приводит к волнам греческой эмиграции в византийские города, а затем и города Италии. Среди беженцев много было преподавателей греческого языка, переводчиков, литераторов, юристов они стремились в итальянские земли, где усилилась тяга к греческой духовности.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Выводы:
Влияние Византии на народы разных стран прослеживается во всех сферах культурной деятельности.
- В области материального производства это влияние связано с тем, что искусные ремесленники, строители, ваятели, грамотные переписчики старинных рукописей, ювелиры, стеклоделы являли завоеванным и торгующим с Византией народам образцы высокого мастерства, которое перенималось.
- Греческие мастера принимали участие в возведении православных храмов в разных странах и в частности в Киевской Руси (Чернигове, Киеве, Москве и др. городах).
- От византийских мастеров вошло в практику украшение церквей фресками и мозаиками. Внедрена практика иконопочитания и написания икон.
- Влияние Византии очевидно в области религиозной идеологии. Религиозная философия, богословие, догматика, литургия, обрядность системы этических и эстетических ценностей были переданы в разные страны в том числе на Русь.
- С помощью Византийских священников была крещена Русь в 988 г. Монастыри и пустынножительство пришло также из Византии. У Византии русские идеологи заимствовали обряд венчания на престол, царские одежды, этикет, атрибуты власти, гербы, многие христианизированные научные знания, переводы книг и многое другое.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Список рекомендуемой литературы
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1997.
- Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. Очерки. - М., 1976.
- Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.
- Геруман Е. Византийское музыкознание. - Л., 1988.
- Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). - М., 1997.
- Культура Византии. В 3-х т. - М., 1984-1991.
- Удальцова З.В. Византийская культура. - М., 1988.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Тема 5. "РОЖДЕНИЕ ЗАПАДА"
- 5.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 5.2. Социально-политическая культура
- 5.3. Духовная культура Нового времени
- Выводы
- Список рекомендуемой литературы
- ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
Период культурно-исторического развития, образно названный "Рождением Запада", по историко-периодической периодизации относится к Новому времени. Его принято укладывать в хронологические рамки 17-первой половины 19 вв. Однако те процессы, которые составили сущность культуры этого периода, начали формироваться в недрах предшествующего этапа и были показателями нового образа жизни и мышления. К ряду таких культурных явлений уже нельзя применить термина "средневековый". Поэтому понятие "Новое время" отражает не только временную характеристику периода, но и новые качественные состояния в культурном развитии. Именно с этого периода начинает все явственнее проявляться дифференциация стадий культурно-исторического развития Запада и Востока. Городская культура западных стран, получившая развитие с эпохи Возрождения, начинает "обгонять" сельские культуры Востока и Америки. Культуры Востока в современной культурологической литературе получили наименование "традиционных". Одной из причин такого отставания была колонизация этих земель европейскими странами, начавшаяся с великих географических открытий.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
|