Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Экранная культура и ее перспективы
И наконец, третий тип трансляции культуры, на который указывает Маклюэн. В наши дни его называют "экранным", так как культурно-исторический опыт в постиндустриальном обществе уже передается посредством кино- и телеэкрана, а также при помощи дисплея компьютера. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX века на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Современного человека Маклюэн назвал "новым племенным человеком", полагая, что он вновь стал опираться на осязание и слух в общении с себе подобными. Однако развитие экранной техники показало, что, в отличие от "твердых" печатных текстов, как раз "мягкий" текст компьютера, а точнее его визуальный образ достиг на сегодня предельной пластичности. И именно эта пластика компьютерного изображения создает предпосылки для утраты объективного взгляда на мир в современной духовной культуре. Наука Нового времени доказывала, что исходной реальностью для человека является природа, а письменные и печатные тексты лишь выражают ее законы. И такой взгляд воспринимался как вполне естественный в индустриальную эпоху. Иначе воспринимает мир современный культурный человек, который по роду своей деятельности должен часами общаться с экранным изображением и его способностью к трансформации по нашей воле и желанию. Современное "информационное общество" вышло на такой рубеж, когда силы, которые раньше затрачивались людьми на преобразование природы, они сегодня тратят на преобразование "вторичной реальности", воссоздаваемой компьютерной техникой. А в результате к концу XX века духовная и даже бытовая культура человечества обрела явные черты мозаичности и релятивизма. В отечественной культурологии понятие "мозаичная культура" появилось благодаря книге А.Моля "Социодинамика культуры", опубликованной в нашей стране в 1973 году. Моль, подобно Маклюэну, утверждал, что в условиях разноплановой "электронной информации" человек привыкает мыслить не последовательно, а мозаично, порой эклектически сочетая несовместимые вещи. "Эклектика" как раз и означает соединение несовместимого в одежде, знаниях, искусстве. По сути дела "мозаично" мыслящий человек не столько мыслит, то есть делает выводы, сколько "потребляет" информацию. При этом его цели далеки от поиска истины, то есть соответствия своих знаний предмету. Характеризуя современную мозаичную культуру, французский постмодернист Ж. Ф. Лиотар пишет: "Эклектизм является отличительной чертой всей современной культуры: человек слушает РЭГ, смотрит вестерн, ест завтрак у Макдональда и обедает в ресторане с национальной кухней, пользуется парижскими духами в Токио и носит одежду стиля "ретро" в Гонконге; знание становится элементом телевизионных игр"14. Последнее замечание следует выделить особо, поскольку телеигра стала своеобразным символом мозаичной культуры, ведь в ней главное - не постигать, а угадывать, вовремя извлекая из памяти самую неожиданную и разнообразную информацию. Что касается релятивизма, то его суть в сомнениях относительно всего и вся. И в современной культуре тенденция к релятивизму налицо. С одной стороны, средства массовой коммуникации и информации к концу XX века "упразднили" пространство и время в масштабах планеты, обеспечив, по словам Маклюэна, эффект "глобального объятия". Ведь только благодаря этим средствам современный человек может ощутить себя "гражданином мира", перемещаясь реально и визуально по всей планете и сочувствуя не только "ближним", но и "дальним". Но в формирующейся "глобальной деревне" существует и противоположная тенденция. Психология "соучастия" в культуре XX века сочетается с отказом от классических представлений об Истине, Добре и Красоте. Итак, информационная техника не только объединяет людей посредством Интернета, но и способна замыкать их в "виртуальных мирах", где общению с людьми предпочитают общение с фантомами. Она не только открывает новые возможности в освоении мира, но и убеждает в относительности реального и нереального, духовного и бездуховного, мертвого и живого. И даже в обучении компьютерной технике есть свои парадоксы, на которые указывает в своей книге "Культура и мир детства" американская антрополог Маргарет Мид. В примитивных обществах, отмечает она, дети главным образом учатся у старшего поколения, авторитет которого непререкаем. В условиях, когда появились письменные источники знаний, опыт стали перенимать и у представителей своего поколения. При этом дети способны обучаться у сверстников, товарищей по играм, у коллег по учебе и труду. "Теперь же, - отмечает Мид, - мы вступаем в период, новый для истории, когда молодежь с префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами"15. Иначе говоря, молодежь сегодня быстрее овладевает новшествами в области компьютерных технологий, и потому в наши дни нормальным стало обучение у младшего поколения, с раннего детства, общающегося с компьютером.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
О творце культуры
- Путь от анонимного к индивидуальному субъекту культуры
- Вклад Древней Греции в формирования индивидуального субъекта
- Творец культуры - народ или личность?
- Место древнегреческой трагедии в формировании личного выбора
- Индивидуальный субъект и афинская демократия
- Роль интеллигенции в созидании духовной культуры
- Интеллигентность как образ жизни и мышления
- О субъекте культуры в массовом обществе
- Об аристократической и демократической реакции на массовую культуру
- О перспективах преодоления массовой культуры
О субъекте или творце культуры нет смысла говорить вообще, то есть применительно к человечеству в целом на всех этапах его истории. Иначе все сведется к банальному утверждению о том, что именно народ - творец своей культуры. И при этом обязательно добавляют, что таким же творцом является личность. В общем-то оба утверждения верны. Но ситуация нуждается в уточнении.
|