Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная культура Нового времени

Поиск

В Новое время идеологическую базу духовной жизни основной массы населения еще составляла религия. Атеизм был уделом значительно меньшей части передовых ученых, мыслителей и общественных деятелей. Важнейшими идейными течениями, отделившими в сознании людей Средневековье от Нового времени, были в первую очередь идеи гуманистов эпохи Возрождения и идеи реформаторов церкви. Гуманисты, заложили основы Реформации. При этом гуманизм вошел в историю духовной культуры как тенденция светской мысли, а Реформация - как религиозной.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Возрождение (14 - 16 вв.)тенденция светской мысли Реформация (16 - начало 17 вв.)тенденция религиозной мысли
Гуманисты
  • поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествляемом лице;
  • подвергли критике схоластическое богословие;
  • критиковали нравы духовенства, с точки зрения попрания человеческих прав, человеческой природы;
  • положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Заветов;
  • возродили античную культуру (науки, искусство, образование, мифологию и др.);
  • "очистили" от церковного предания религиозные учения;
  • благодаря к обращению к античным источникам усилилась светская, а иногда и языческая линия в рассуждениях и искусстве (введение в сюжеты произведений искусства античных богов, героев, исторических лиц, обнаженную натуру и др.)
Протестанты
  • считали, что основой веры служит внутреннее доверие к богу;
  • священной является только Библия (священное писание), но не священное придание;
  • Библия должна быть переведена на национальные языки, она может трактоваться свободно;
  • местная (государственная) церковь не должна подчиняться римскому папе, а иметь своего главного иерарха;
  • папские буллы, постановления соборов и т.п. не имеют священной силы;
  • священнослужители не являются носителями божественного авторитета и не могут быть единственными посредниками между богом и верующими;
  • церковь должна быть дешевой (лишена богатства: земель, монастырей, крестьян, украшений, икон и пр.);
  • безбрачие духовенства (целибат) должно быть отменено;
  • из семи христианских таинств следует признать два - крещение и причащение - как символические обряды;
  • душа спасается трудом.

Иногда Реформацию называют религиозной революцией, столь велика ее обновляющая роль. Реформация имела три направления.

  • Первое - королевско-княжеское. Короли и князья, поддержавшие идеи реформы, встали во главе местных церквей, пополнили казну за счет ликвидации церковного имущества, получили свободу действий в рамках религиозной деятельности в своей стране.
  • Второе направление - городское (бюргерское), возглавленное Лютером в Германии, Кальвином и Цвингли в Швейцарии, Ноксом в Шотландии.
  • Третье - крестьянское (Т. Мюнцер, анабаптисты) так же дали своих идеологов и исполнителей реформационных преобразований, участников религиозных войн.

Их усилиями идеи и сама реформа церкви были внедрены в жизнь. Реформаторы выдвинули ряд тезисов, которые фактически приводили к разрыву с римской церковью и папой. По их мнению в основу веры должно быть положено внутреннее доверие богу, церковь должна быть "дешевой", должно быть отменено безбрачие духовенства, священнослужители не являются посредниками между богом и верующим, они не обладают божественным авторитетом, невозможно использовать индульгенции как способ освобождения от грехов, душа спасается трудом, единственной основой веры служит Библия, ничего нет таинственного в семи церковных обрядах (крещение, причащение, священство, исповедь, миропомазание, брак, соборование) и т.д. Реформаторы упразднили догматическое отношение к Библии и стали свободно трактовать те или иные сюжеты. Они придавали большое значение беседе с верующими на житейские темы и темы морали. Они содействовали обмирщению религии, переведя Библии на национальные языки и придав им художественную форму. Повсюду, где возникал протестантизм шли кровопролитные войны, начинались ведовские процессы. Реформистские идеи вызвали к жизни действия римских пап - Контрреформацию:

  • инквизиционные трибуналы,
  • монашеские ордена (иезуитов),
  • введение индекса запрещенных книг,
  • строжайшую идейную цензуру.

Религиозные взгляды между тем изменялись от века к веку. "Набожность" как черта духовной жизни к 18 в. не была уже характерна для определенного круга образованных людей, представителей света и даже царственных особ. Фридрих Великий имел присказку: "Да простит меня бог, если он есть". Философы по-разному объясняли бога (Спиноза называл его "субстанцией, состоящей из множества атрибутов", Гегель - "Абсолютной идеей" и т.п.).
Для науки этого времени характерны: отход от умозрительных теологических объяснений; создание экспериментального метода познания; институализация научной деятельности; проникновение передовой научной мысли в образовательные учреждения; отход от энциклопедизма и появление дисциплинарности как способа разделения труда в науке. В 1662 г. было создано Королевское общество в Англии, 1666 г. - Академия наук в Париже. Основание этих учреждений положило начало институтам, определяющим научные нормы и осуществляющим социальный контроль за их соблюдением. Начался процесс отделения теологического знания от научного.

Сравнение темпов роста грамотности населения в XIX в. (в % к общему числу жителей)
Великобритания Франция США Россия
1800 г. М - 68 Ж - 43 1800 г. М - 47 Ж - 27 1800 г. М - 70 Ж - 45 1800 г. М - 8 Ж - 6
1850 г. М - 72 Ж - 51 1850 г. М - 69 Ж - 46 1850 г. М - 81 Ж - 76 1850 г. М - 19 Ж - 10
1889 г. М - 91 Ж - 89 1889 г. М - 89 Ж - 81 1889 г. М - 88 Ж - 85 1889 г. М - 31 Ж - 13

В Новое время в связи с появлением объективных потребностей в объединении земель возникает тенденция к образованию единых национальных языков, обслуживающих все регионы страны. В результате преодолевается официальное двуязычие: использование латыни и национального языка, языка столицы и языков окраин. Во Франции последние поэты, писавшие по латыни, исчезают в 18 в., вводится официальная документация на французском языке. С 17 в. на смену латыни пришел французский язык, как язык королевских дворов, дипломатов, международных договоров, научных дискуссий.
С усилением национальной государственности начинается работа над составлением словарей и грамматик национальных языков. Сословные различия повлияли на речь разных сословий. Появился язык светских кругов и образованных людей и простонародья. Происходило обогащение языка заимствованиями из языков колоний.
Последний 19 век Нового времени дал небывалый подъем художественной литературы. В каждой стране появилась плеяда выдающихся поэтов, драматургов и прозаиков.
Существенным отличием художественной культуры Нового времени явилось все более углубляющееся различие между городской и сельской художественной жизнью. Городская художественная жизнь приобретала единые общеевропейские черты; формировались многочисленные художественно-стилевые направления, отражавшие изменения в духовных устремлениях эпох; художественная деятельность освобождалась от религиозной, цеховой замкнутости и сословных ограничений; появились государственные (королевские) театры, литературно-художественная критика; происходило слияние демократических традиций народного творчества с профессиональным искусством. Новые формы художественно-культурной жизни раньше всего проявились в замках и домах аристократов.
Королевские дворы привлекали на службу известных композиторов, художников, архитекторов чаще итальянцев. Им подражали аристократы, вслед за которыми эстетизацией своего быта и приобщением к новому официальному искусству занялась буржуазия. Единству европейской художественной жизни содействовало профессиональное творчество, которое подчинялось единым идейно-художественным и эстетическим требованиям тех или иных стилей. Это были унаследованные от прошлой эпохи ренессансные приемы и идеалы. Наиболее отчетливо эти приемы отражены в произведениях Шекспира, созданных на рубеже 16-17 вв. ("Гамлет").
Стиль барокко усиливает в искусстве религиозную направленность: темы мучений, страстей, экстазов, чудес. Они трактуются с повышенной эмоциональностью, эксцентричностью и аффектацией. С особой силой он воплотился в работах мастеров 17-18 вв. в архитектуре, прикладном искусстве, живописи, музыке (скульптор Бернини, художник Рубенс, композиторы: Вивальди, Скарлатти, Люлли, Куперен, Бах, Моцарт и др.).
С 17 в формируется стиль классицизм. Его появлению содействовало упрочение абсолютизма и введение принципа всеобщей регламентации во всех сферах жизни. Идеалом для классицизма служил императорский Рим, его обычаи и искусство. Теоретиками классицизма в литературе выступил французский поэт Буало, в изобразительном искусстве французский художник Пуссен.
В архитектуре стиль внедрял античную ордерную систему . Классицизм пережил второе рождение в эпоху Наполеоновской империи. В европейских странах продолжали строиться здания по образцу греческих храмов; входили покрои платьев и прически римских матрон; города украшались триумфальными арками, колоннами, конными статуями королей.
На смену классицизму пришел романтизм, его основой послужил отход от сковывающих личность принципов долга перед государством, императором, осознание личностью своей индивидуальности и права на самовыражение. Романтизм и входящие в его состав течения сентиментализма и символизма, раскрывали богатую чувствами индивидуальность человека, меланхолическое, мечтательное, порой иррационально-мистическое отношение к миру (Байрон, Шелли, Метерлинк, Гофман и др.). Обращение к прошлому, патриархальности, средневековью приводит романтиков к идеализации жизни рыцарства (В.Скотт), поэтизации образа жизни крестьянской общины, труда, изделий его ремесла (прерафаэлиты в Англии).
С конца 19 в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы - К. Дебюсси, М. Равель).
Бурная общественная жизнь 19 в., изменила мировоззрение, рост образованности, активное участие в жизни государств рабочего класса неизбежно оказывали влияние на выбор тем и способов их отражения в искусстве. Появляется метод критического реализма (Курбе, Домье, Золя, Стендаль, Бальзак, Ибсен и др.).
Институализация художественной деятельности началась с появления учреждений, целью которых было закрепление профессионального подхода к творчеству (учреждение Академий художеств, консерваторий, королевских драматических и оперных театров), принятие законов об авторском праве.
В итоге художественное развитие разных европейских стран за три столетия внесло разный вклад в мировую сокровищницу. Достижения каждой страны не сводятся к именам наиболее известных деятелей искусства. При внимательном рассмотрении достигнутое в каждой области не поддается перечислению, и всегда и во все времена составляло прочную базу дальнейшего художественного развития европейских народов.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Выводы:

Культурно-историческое развитие в Новое время оставило в наследство следующим этапам:

  • схему перерастания коллективных форм правления в единоличные; упроченную национальную государственность;
  • оформленные национальные государственные языки (словарный фонд, словари, грамматики, школы, печать, художественная литература);
  • систему сословных ограничений, как основу будущих социальных коллизий, а также сословное сознание, язык, эстетические вкусы, этикетные предписания и нравственные нормы;
  • формирующиеся рабочий класс и класс буржуазии, с их идеалами и идеологиями, политической и социальной практикой борьбы за свои права;
  • начало процессов революционных преобразований в обществе;
  • институализации науки, образования, художественной практики и др.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы

  1. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. -М., 1990.
  2. Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. - М., 1986.
  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.): формирование научных программ нового времени. - М., 1987.
  4. Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. (Сб. статей). - М.,1976.
  5. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: В 3-т. - М., 1986. Т. 3.
  6. Лилли С. Люди, машины, история. - М., 1970.
  7. Рогинская А.Е. Очерки по истории Франции ХVII-ХVIII вв. - М., 1958.
  8. Техника в ее историческом развитии. - М., 1979.
  9. Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. - М., 1959.
  10. Виппер Р.Ю. и др.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Тема 6. "МОДЕРН": ОТ РАССВЕТА К КРИЗИСУ

  • 6.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
  • 6.2. Социально-политическая культура Новейшего времени
  • 6.3. Духовная культура европейских стран
  • Выводы
  • Список рекомендуемой литературы
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Период истории культуры, отсчитываемый от середины 19 в. и заканчивающийся на каждом проходящем годе современности в разных типологиях называют по-разному: технотронным веком, постмодерном, модерном, просто периодом новейшего времени и т.п. Но как бы ни называли этот период в его культурное наполнение входят не только достижения этого периода, но и культурное развитие, характерное для всех предшествующих этапов. Не случайно поэтому историки и этнографы говорят о том, что в нашу эпоху на земном шаре можно обнаружить все предшествующие формации общественно-экономического и культурного развития.
Новейшее время увеличило разрыв между стадиально разными культурами, находящимися на разных стадиях развития. Поэтому, характеризуя культуру новейшего периода, обычно пристальнее разглядывают те достижения, которых не было в предшествующих формациях, и которые составляют сущность новой культурно-исторической стадии. С региональной точки зрения она реализуется в Европе, Северной Америке и ряде стран Востока и в первую очередь в Японии. Разница между названными регионами в том, что:

  • в Европе новая стадия развилась на базе всех предшествующих традиционных культурно-исторических достижений,
  • в Северной Америке на базе безтрадиционной, искусственно взращенной копии европейской цивилизации,
  • в Японии - на основе симбиоза евро-азиатских традиционных культурных достижений и индустриальных новаций.

Начиная с середины 19 в. в философской и социально-политической литературе появились прогнозы и предсказания о грядущем кризисе европейской культуры. Они, действительно, нашли подтверждение в 20 в. Европа в древности отождествлялась с прогрессом античного общества, в Средние века - христианством, в Новое время - с развитием промышленности. В 20 в. Европа стала уступать первенство в разных областях развивающимся восточным странам. В чем же проявилось конкретное отставание Европы?

  • Она утратила политическое господство над множеством колоний и полуколоний.
  • Для азиатского и восточного мира исторический опыт европейских государств не является более привлекательным.
  • Демографические процессы свидетельствуют о необратимости этнических процессов, составляющих основу национально-культурного развития.
  • Иммигранты из других частей света постепенно меняют картину культурных традиций европейских государств.
  • Европейские технологии и товары начинают вытесняться с мировых рынков молодыми конкурентами из Азии.
  • Американская культурная экспансия грозит изменить европейскую ментальность (способам социального поведения людей, продиктованным их мыслительными и эмоциональными установками). Тем не менее Европа не утратила своего целостного культурно-генетического целого. Чем же характеризуется современное развитие европейских государств?

К НАЧАЛУ ТЕМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.016 с.)