Тема З. Средневековая Европа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема З. Средневековая Европа



  • Аркбутаны (фр.) - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного здания внешним опорным столбам (контрфорсам).
  • Бенедиктинцы - члены первого, самого богатого и влиятельного католического монашеского ордена, основанного в 6 в. в Италии. Устав банедиктинцев включает несколько обетов - постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание, труд как физический, так и, в первую очередь, - умственный (перевод, толкование и изготовление книг, собирание библиотек). В 11-13 вв. активно участвовал в миссионерской деятельности католической цекркви в славнянские страны. Внутри ордена существовало несколько мощных ветвей (клюнийцы, цистерианцы и др.). В 12-14 вв. насчитывал более 15 тыс. бенедиктинских монастырей. С 17 в. одна из конгрегаций ордена издает материалы по церковной истории. Благодаря бенедиктинцам до наших дней сохранились шедевры древнегреческой, древнеримской и средневековой литературы.
  • Библия - (греч.) - строго определенное по своему составу собрание древних текстов, канонизированное христианской и иудаистской церквями. Книги Ветхого Завета (38 книг) и Нового Завета (27 книг), которые признаются христианской церковью написанными по внушению Св. Духа, т.е. боговдохновенными. Библия складывалась на протяжении длительного времени - с 10-8 вв. до н.э.- по 2 в. н.э. Библия лежит в основе богослужения и догматики иудаизма (Ветхий Завет) и христианства (Ветхий и Новый Заветы).
  • Готический стиль - (ит.) - художественный стиль между 12-16 вв., завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Сменив романский стиль, готическое искусство было преимущественно культовым и развивался в рамках религиозной идеологии. Готические приемы позволили создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Готические приемы нашли отражение в городской архитектуре, декоративно-прикладном искусстве (мебель, утварь, одежда). Готику сменяют стили: Возрождение, барокко.
  • Десятина - отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих.
  • Доминиканцы - члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом Доменико де Гусманом. Доминиканцы дают обет бедности, воздержания, послушания; им запрещается есть мясо. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 12-летний срок и подчиненный папе. Имеют монастыри, которыми руководят приоры. Их эмблема - собака с зажженым факелом в зубах, они сами называют себя "псами господними". С 1232 г. орден руководил инквизицией. Принимал участие в колонизации Америки. Из его рядов вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.
  • Иезуиты - члены католического монашеского ордена, созданного в 16 в. испанским аристократом Игнатием Лойолой. Орден организован по принципу строгой централизации, жесткой дисциплины и бесприкословного подчинения. Во главе ордена стоит генерал, избираемый пожизненно. Орден стал главным орудием Контрреформации, участвовал в деятельности инквизиции, вел борьбу с народными антифеодальными движениями. Орден добился привилегированного положения в итальянских государствах, Франции, Испании, Португалии; проникал во многие страны, способствуя их колонизации. Активно вмешивался в политическую жизнь ряда европейских государств, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующим изгнаниям иезуитов из некоторых стран. Иезуиты активно участвовали в культурной жизни разных стран,организуя школы, субсидируя театральные постановки с целью распространения религии.
  • Кармелиты - нищенствующий католический орден. Основан группой крестоносцев в 1155 г. в Палестине. Навание происходит от горы Кармел, на которой первоначально поселились основатели ордена, построив там часовню. В 13 в. переселились в Западную Европу, где основали несколько монастырей. В 16 в. орден раскололся на несколько ветвей, в частности появились женский и мужской ордена босоногих карметиток и кармелитов.
  • Контрфорсы (фр.) - стенка, укрепляющая основную несущую конструкцию.
  • Крестовые походы - военные походы западноевропейских феодалов в восточные страны с захватнической целью, проходившие под прикрытием религиозных лозунгов (освобождения "гроба господня", "святой земли", защиты католицизма от "неверных" - турок-сельджуков). Походы имели место в 11-13 вв. В исторической литературе описано восемь походов на Восток. В 12-13 вв. были осуществлены крестовые походы немецких феодалов против славянских и других народов Прибалтики. В 13-15 вв. папство организовало под видом крестовых походов ряд карательных экспедиций против еретических течений в католицизме. Монотеизм (греч.) - религиозное представление и учение о едином боге, в противоположность политеизму - многобожию.
  • Рыцарство - привилегированный социальный слой в феодальном обществе; все светские феодалы-воины; мелкие светские феодалы, служившие своим сеньорам и связанные отношениями вассалитета. Расцвет рыцарства приходится на 12-14 вв. С 15-16 вв. в связи с появлением огнестрельного оружия и появлением постоянных армий в государствах рыцарство утрачивает свое значение, но в некоторых странах (например, в Англии) остается почетным званием, присуждаемым за особые заслуги перед отечеством.
  • Принцип 4-х уровней толкования Святого писания - предложен Св. Августином: буквальный (сюжет, что изображено в соответствии с текстом Библии, жития, молитвы и т.д.); аллегорический (раскрытие смысла образа, символа; как изображено: цвет, свет, жест, пространство, время, детали и пр.); моральный (зачем, что говорит это лично тебе, уровень обратной связи); анагогический (толкование текста в высшем, символическом значении, открытие глубинного смысла). Например, Иерусалим -буквальный смысл - город в святой земле; аллегорический - торжествующая церковь; моральный - благоверная душа; анагогический - небесное отечество.
  • Романский стиль - стиль средневекового западно-европейского искусства 10-12вв. Романский стиль создает суровые, крепостного характера здания, монастырские комплексы, церкви, замки.
  • Треба - молитва и священнодействие, совершаемые священнослужителями по просьбе верующих (молебны за здравие, упокой, отпевание усопших, молитвы по случаю засухи и др.).
  • Францисканцы - католический нищенствующий монашеский орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207 - 1209 гг. Францисканцы жили в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, призывали к аскетизму и бедности. Они занимались благотворительностью. Францисканцы вели борьбу против ересей, участвовали в инквизиции. С 1256 г. папа предоставил францисканцам право преподавания в университетах. В 16-18 вв. в ходе реформационных преобразований в некоторых странах были изгнаны из них. Орден возглавляет генерал, избираемый на 6 лет. Существует женский монашеский орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским.

Словарь персоналий

  • Абеляр Пьер (1079-1142) - французский теолог и философ-схоласт.Высоко ценил античную философию и культуру. Был талантливым преподавателем. Отстаивал тезис "Понять, чтобы верить", в отличие от тех, кто провозглашал: "Верую для того, чтобы понять". А. хотел примирить веру и разум, считал необходимым обосновывать догматы веры с помощью разума. Его любовь к ученице Элоизе - образованной и талантливой женщине была не совместима с его духовным саном и они вынуждены были постричься в монахи.
  • Августин Блаженный (Августин Аврелий) (354-430) - христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католичестве святым и "учителем" церкви. Разработал католическую догматику, в частности, учение о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии. Главные труды: "О граде божьем", "Исповедь". Св. Августин для лучшего усовоения святого писания предлагал использовать "принцип 4-х уровней толкования текста".
  • Бокаччо Джовани (1313-1375) - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, повесть, пасторали, сонеты. Главные произведения: "Декамерон", поэма "Ворон", книга "Жизнь Данте Алигьери".
  • Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ-пантеист и поэт. Развивал идеи гелиоцентрической космологии Коперника, выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров. Главные произведения: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах", "О героическом энтузиазме".
  • Данте Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского-литературного языка. Вершина творчества "Божественная комедия" в трех частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песня, поэтическая энциклопедия средних веков.
  • Кальдерон де ла Барка (1600-1681) - испанский драматург эпохи Барокко, унаследовал традиции литературы эпохи Возрождения. Главные произведения: "Жизнь есть сон", "Дама-невидимка", "Стойкий принц" и др.
  • Коперник Николай (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира, отрицавший учение о центральном положении Земли. Учение изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер", запрещенном католической церковью с1616 по1822гг.
  • Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. В своих трудах создал образ человека, отвечающий идеалам Высокого Возрождения. Главные произведения: росписи "Тайная вечеря" в трапезной монастыря в Милане; портрет Моны Лизы.
  • Лопе - де - Вега (Вега Карпьо Лопе Феликс де) (1562-1635) - испанский драматург, представитель эпохи Возрождения. Автор свыше 2000 пьес, романсов, стихов. Главные произведения: "Учитель танцев", "Фуэнте Овехуна", "Собака на сене".
  • Монтень Мишель де (1533-1592) - французский философ-гуманист. Главное произведение: "Опыты", направленное против средневековой схоластики, теологии, догматизма.
  • Петрарка Франческо (1304-1374) - итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения, основоположник итальянской национальной поэзии. Поэма "Африка" о второй Пунической войне, аллегорические стихи на темы из сельской жизни ("Буколики"), книги песен, любовные стихи (сонеты).
  • Рабле Франсуа (1484-1553) - французский писатель-гуманист. Главное произведение: пятитомный роман "Гаргантюа и Пантагрюэль".
  • Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Главные произведения: росписи комнат (станц) Ватикана, многочисленные изображения мадонн, в т.ч. "Сикстинская мадонна",
  • Сервантес Сааведра Мигель де (1547-1616) - испанский писатель. Главное произведение: роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ломанческий", - пародия на рыцарский роман, выдающееся произведение эпохи Возрождения.
  • Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) - католический теолог, итальянец по рождению. Доминиканский монах. Учился во Франции и Германии, преподавал в Неаполе, Риме, Париже. Был причислен католической церковью к лику святых. Предпринял попытку философского обоснования христианского вероучения. В этих целях систематизировал и прокомментировал с христианской точки зрения идеи артистотелевской философии. Определенное влияние на его учение оказал неоплатонизм. Ядром философских построений Ф.А. является принцип гаромнии веры и разума, утверждение, что разум способен обосновать бытие бога и опровергнуть философские доводы против "истин веры".
  • Шекспир Уильям (1564-1616) - английский драматург и поэт эпохи Позднего Возрождения. Главные произведения составляют три цикла: комедии ("Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь" и др.); трагедии ("Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Король Лир", "Отелло" и др.); исторические хроники ("Ричард III", "Генрих VI" и др.).
  • Эразм Роттердамский, Дезидерий (1469-1536) - гуманист эпохи Возрождения (глава "Северных гуманистов"), филолог, писатель. Автор "Похвалы глупости" - сатиры, высмеивавшей нравы и пороки общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.

Тема 4. Византия

  • Агиографическая литература - описание жизни святых, в соответствии с установившимся строго определенным типом, а также описание жизни императоров, описание их военных успехов, доблестей, формирование образов идеальных императоров.
  • Апокрифы - (греч.). - произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книги Святого Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Святого Писания, не признанные церковью каноническими. Некоторые апокрифы широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествия во ад, Успения Богородицы и др.).
  • Апологетика - (греч.) - область теологии, рассматривающая сущность данной религии, раскрывающая особенности ее догматической системы, нравственных принципов. Большое внимание уделяет доказательству бытия бога.
  • Догматическое богословие - область теологии, доказывающая истинность основных догматов, принятых первыми Вселенскими соборами.
  • Аскет - (греч.) - человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни, соблюдающий духовную и нравственную дисциплину, физическое воздержание (умерщвление плоти), предписанные евангельскими заповедями. Аскетизм приравнивается к подвигу. Смысл аскетизма - отрицание страстей, утверждение в добре, подражание божественному естеству.
  • Богословие - набор богословских дисциплин (апологетика, догматическое богословие, нравственное или практическое богословие, обличительное или сравнительное богословие; экзегетика; пастырское богословие; литургия).
  • Гомилетика - богословская, теологическая система, обосновывающая и защищающая религиозное учение о боге, его качествах, признаках и свойствах; система правил и норм жизни верующих и духовенства.
  • Даки - в древности северо-фракийские племена, расселявшиеся к северу от Дуная до отрогов Карпат.
  • Иллирийцы - древние индоевропейские племена на Северо-Западе Балканского полуострова (далматы, паннонцы и др.) и на Юго-Востоке Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.). С конца З по конец 1 в. до н.э. иллирийцы были покорены римлянами и романизированы.
  • Калафонический (прекраснозвучный) стиль в музыке 13-14 вв. -ведущий стиль пришел на смену единичным распевам одного слога двумя-тремя звуками. Его особенность в использовании развернутых вокализов с длительными мелодическими линиями, главенство музыки над текстом. Яркое и эмоционально насыщенное развитие музыкального материала вне зависимости от текста. Систематическое рассечение слов посредством введения в них серии бессмысленных слогов, разрушающих последовательность текста. При таком исполнении восприятие текста отодвигалось на второй план. Все внимание слушателей сосредотачивалось на процессе движения и развития музыкального материала.
  • Квадривиум - (лат. четырехпутье) - цикл предметов, изучаемых в школах -арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
  • Копты - название египтян, исповедывавших христианство.
  • Литургия - (греч.) - Основное христианское богослужение -обедня (у правослваных) и месса (у католиков); определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров.
  • Мозаика - (фр.) - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток, широко использовался в оформлении византийских храмов.
  • Монофилитство - официальная господствующая доктрина (7 в.) - учение о единой воле и единой энергии богочеловека Христа, явившаяся попыткой религиозно-дипломатичекого компромисса между монофизитством и диофиситством или православием.
  • Монофизитство - богословско-догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в.. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая, как утверждали представители официальной церкви. На Халкидонском соборе (451) монофизитство было осуждено и приравнено к ереси. Борьба с М. приводила к восстаниям христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим - 458, Антиохия - 468 гг.). Длительная вооруженная борьба привела к отелению от византийской церкви т.н. нехалкидонских церквей.
  • Патристика - учение отцов церкви.Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских писателей 2-8 вв. На ранних этапах для нее характерны были интонации живой беседы, характерной для античной философии. Высшей точки патристика достигает в деятельности кружка "каппадокийцев"(Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочинения были признаны важнейшей составной частью "св. предания".
  • Панегирик - похвальное слово.
  • Парча - декоративная ткань с золотой или серебряной нитью.
  • Паламизм - учение Григория Паламы (14 в.) о "божественном свете", воспринимаемом чувствами. Согласно библейской легенде на горе Фавор ученики Христа увидели божественный свет. Природа этого света и возможность его восприятия явились предметом теологических споров. Дар видеть божественный свет обретают праведники. Противники паламитов отрицали возможность бытия чего-либо отличного от божественной сущности.
  • Палеологовское Возрождение - период в византийской культуре второй половины 13-сер.15 вв. - времени правления династии Палеологов, характерной чертой которого был расцвет византийского искусства на фоне средневековой религиозности, экономического и политического упадка. В этот период усилился интерес к античности. Искусство отличала повышенная эмоциональность, мистический индивидуализм, усиление светского и личностного начала. Многообразие школ способствовало интенсивности и разноплановой художественной жизни в эти годы. Распространение получают изображения сцен трапез в сюжетах "Брак в Кане", "Тайная вечеря", "Троица" и др.; появляются элементы натюрморта; больше внимания уделяется бытовым сценам и предметам. Возрастает интерес к истории и фольклору.
  • Рельеф - (фр.) - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды рельефа - барельеф и горельеф.
  • Риторика - (греч.) - наука о правилах красноречия в том числе и церковного.
  • Тривиум - (лат.трехпутье) - цикл учебных предметов: латинская грамматика (чтение и письмо); риторика - правила построения речи, умение говорить связно и красиво; диалектика - умение рассуждать и спорить в соответствии с правилами.
  • Фракийцы - группа древних индоевропеских племен (даки, одрисы, геты и др.), населявших Северо-Восточную часть Балканского полуострова и Северо-Запад Малой Азии.
  • Фреска - (итал.) - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.
  • Экзегетика - (греч.) - раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии.

Словарь персоналий

  • Андрей Критский - поэт 8 в., автор "Великого канона", состоящего из 250 строф, оказал влияние на развитие церковной поэзии и литургической гимнографии.
  • Глика Иоанн - Константинопольский патриарх, видный музыкант, композитор рубежа 13-14 вв., создатель новой школы мелургов (исполнителей и композиторов). Был образованнейшим человеком: знатоком риторики и грамматики, активно участвовал в общественно-политической и культурной жизни государства. В течение многих лет служил в соборе св. Софии в Константинополе. Постоянно занимался педагогической деятельностью. Знаменитыми стали его 11 утренних тропарей, гимны и др.
  • Иоанн Геометр - высокий военный чин при импраторе Никифоре II, поэт Х в. Автор множества эпиграмм монашеско-моралистического содержания, богородческих гимнов, произведений на культурно-исторические, географические, мифологические темы.
  • Ираклий (610-641) император, расширил полномочия правителей провинций, чем достиг двуединой цели: восстановил внутреннее управление и укрепил военные силы страны. Заменил титул императора, вместо "император ромеев" ввел заимствованный у персов титул "василевс" (после победы над Персией). К имени наследника, как и к собственному имени, стал присоединять эпитеты: "новый Константин", что должно было указывать на непрерывность императорской династии и присущих ей добродетелей идеального государя по аналогии с Великим Константином, а также слова: "Во Христе верный". Это должно было означать чистоту веры и покровительство церкви. Сделал шаг на пути подчинения церкви светской власти.
  • Иоанн Дамаскин (втор. пол.7 в. - перв. пол. 8 в.) - родился в Дамаске столице халифата Омейядов (арабское прозвище Мансур). Его отец был казначеем халифа, сын унаследовал положение при дворе, но затем оставил Дамаск, чтобы стать монахом обители св. Саввы близ Иерусалима, где и умер. Администратор халифа был систематизатором греческой логики и византийской теологии. Его культура была всецело эллинистической. Философско-богословские работы Иоанна создавались на фоне иконоборческих споров в Византии. Он встал на точку зрения иконопочитания и своими трудами вдохновлял единомышленников из-за рубежа. Энциклопедический труд - "Источник знаний" состоял из трех частей: "Диалектика", "О ересях", "Точное изъяснение православной веры". Размышлял над строением Вселенной, утверждал, что Земля - шар, окруженный небесными сферами. Вслед за Филоном и Климентом Александрийским уподоблял богословие - царице, а науки во главе с философией - служанке. Известен как поэт-гимнограф.
  • Кассия (9 в.) - поэтесса, родилась в Константинополе, участвовала в смотринах невест для императора Феофила. Основала монастырь, в котором провела иноческую жизнь. Отличалась глубокой нравственной силой, чистотой и ясностью ума. Сочинила множество поэтических произведений и музыку к ним. Ее поэзии была чужда манерность. Темами поэтических произведений были противопоставление добра и зла, разума и невежества, щедрости и скупости, воспевание дружбы, мотивов страшного суда.
  • Константин VII Богрянородный (905-959) просвещенный монарх (907-913) из аристократического рода Фок, покровитель Магнаврской школы (университета), осуществил ряд научных реформ, систематизирующих знания в области права, языка (лексика), сельскохозяйственной деятельности, военных знаний (различные тактики), житийной литературы. Автор и вдохновитель ряда исторических сочинений и компендиумов. При его участии создавались три основных сочинения:"Об управлении государством", "О церемониях византийского двора", "О фемах"(истории административно-территориальных округов).
  • Лев Диакон (10 в.) - родился в Малой Азии, учился в Константинополе, был диаконом, состоял в придворном клире, участвовал в военном походе. Оставил объемный труд "История", материал для которого частично заимствовал из чужого сочинения "История Фок". Составил описание ряда портретов византийских правителей. В центре внимания его сочинений оказывается изменчивость судьбы. Обращается к образу богини судьбы Тихэ, известной еще в античное время, управляющей миром наряду с божественным промыслом.
  • Лев Математик - ученый 9 в. занимался разработкой проблем физики, практической механики, акустики, прикладного естествознания, астрономии; преподавал в Магнаврской высшей школе, читал лекции о трудах Евклида, преподавал философию, предметы квадривиума. Ему принадлежит особая роль в сохранении древнегреческого наследия в области математики, составил коллекцию работ Архимеда, описывал внутренний мистический смысл чисел.
  • Палма Григорий (14 в.) - авторитетный теоретик исихиазма. Согласно его теории все, так или иначе причастное Богу и духовной сфере, пронизано божественным сиянием, светозарно и светоносно. В акте Преображения на горе Фавор ученикам Иисуса был явлен несотворенный свет, доступный их восприятию, через посредство которого возможно приобщение к трансцендентной божественной сущности. Спор о божественном свете стал одной из причин бурных споров в последние века Византии.
  • Пселл Михаил (Константин до пострижения в монахи) (1018-1096) - одна из ярких фигур культурной жизни Византии в начале 11 в. Философ, ритор и стилист, хитроумный царедворец. Разносторонне образованный для своего времени человек, писавший на самые разные научные, политические, религиозные, педагогические и другие темы. В своих трудах часто и много заимствовал из чужих работ, обладал тонким и гибким мышлением. Был на должности "ипата философии", т.е. главы философской школы в Константинополе. Авторитет в области демонологии и оккультных наук; комментатор памятника позднеантичной языческой мистики "Халдейские оракулы". Ввел понятие "логического квадрата", автор "Хронографии" - вершины средневековой исторической литературы.
  • Фотий (ок.820-ок. 897) - константинопольский патриарх, широко образованный, разносторонне одареный человек. Хитроумный политик, вдохновитель миссионерской деятельности Кирилла-Константина и Мефодия, оригинальный литературный критик. Составил "Библиотеку" - библиографическое описание 280 книг, из которых 87 приходились на авторов 5 в. до н.э. -2 в. н.э., 5 содержали описания поэтических произведений в их числе поэтическое творчество жены императора Феодосия II - Евдокии (стихотворные переложения книг пророков Захария и Даниила) и др. Выдающийся педагог своего времени. Сторонник Аристотеля. Опорой духовной жизни Фотий считал церковное вероучение и связанную с ним идею неприложного авторитета. В отношении культурного наследия и современных духовных достижений стоял на точке зрения категорического практицизма. Называл нелепостью утверждение Козьмы Индикоплова о том, что Земля -прямоугольный параллепипед, на краях которого держится небесный купол.
  • Юстиниан I (527-565) - император Византии, образованный, трудолюбивый, талантливый организатор, внешне доступный и дружелюбный, но в действительности двуличный и коварный человек. Его жена Феодора -дочь служителя ипподрома, бывшая актриса, также отличалась жестоким характером и коварством. Юстиниан военным путем значительно расширил владения империи. Дал государству систему законов "Кодекс Юстиниана", уделял много внимания прочности связи государства и церкви, решительно боролся с остатками язычества. В 529 г. по его указанию были закрыты учебные заведения, берущие начало в античное время. В его правление был построен храм св. Софии в Константинополе; на границах государства были построены мощные оборонительные крепости.

Тема 5. Рождение Запада

  • Барокко (ит.) - стилевое направление в искусстве Европы конца 16-сер.18 вв. Барокко свойственны динамичность образов, стремление к пышности, совмещение реальности и иллюзии, усложненность композиции. Зародился в Италии в период кризиса идей и художественных принципов Возрождения, отразил глубокие противоречия и разлад в духовной жизни итальянского общества. Во Франции и России использовался в целях возвеличивания абсолютизма, связанных с ним новых социальных идей и настроений.
  • Импрессионизм (фр.) - художественное направление в искусстве конца 19-нач.20 вв., стремившееся запечатлеть мимолетные состояния природы, настроения человека, впечатления от увиденного.
  • Классицизм (лат). - стилевое направление в искусстве конца 17-нач.19 вв, пришедшее на смену барокко в связи с упрочением абсолютизма, отразившее его художественно-эстетические и идейные потребности. Характерной чертой его является нормативность, установление строгих правил для всех видов искусства и их оценки, ориентация на образцы античного искусства (темы, сюжеты древнегреческой и древнеримской мифологии и истории).
  • Контрабанда - беспошлинный и незаконный способ торговли, широко практиковался как внутри государств, разделенных внутренними таможенными постами, ввиду наличия частных земель и дорог, так и особенно в международной торговле. Во Франции в 17 в. товар, перевозимый с юга страны в Париж, облагался от 36 до 40 различными налогами. Широко практиковался контрабандный перевоз товаров в испанские колонии, что разоряло казну, купцов и ремесленников этой страны. Испанские суда иногда возвращались назад, даже не разгружаясь в колониальных портах, по причине избытка контабандных товаров в колониях.
  • "Модерн" (фр.) - художественно-стилевое направление конца 19 - нач. 20 вв. Использовал новые технико-конструктивные средства, сочетание новых для своего времени материалов (бетона, стекла, металла), изобразительно-декоративных средств, характеризующихся ассиметрией, стилизованными растительными узорами, обращением к фантастическому миру животных и растений.
  • Неоклассицизм (фр.) - общее название художественно-стилевого направления 2-ой половины 19 - нач. ХХ в., основанного на обращении к традициям античности, возрождения и классицизма. Проявился в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, частично в музыке, как формальное заимствование элементов классических произведений, сюжетов, мелодий. В отличие от классицизма не имел прочного теоретического обоснования, поэтому остался поверхностным и подражательным стилем в искусстве.
  • Пираты (каперы, флибустьеры, буконьеры, приватиры) - грабители чужих кораблей на море. Пиратство известно с древнего времени. В новое время пираты нуждались в убежищах и покровителях. Покупали право на пиратство, плавали под флагом той страны, у правительства которой купили разрешение грабить суда военных противников этой страны или торговых конкурентов. Известно имя английского приватира-адмирала Дрейка, грабившего испанские суда и делившего добычу с английской королевой Елизаветой. Под покровительством Франции действовали буконьеры в начале 17 в. с ордонансом Людовика 14. Мальтийская оружейная палата в 17-18 вв. ведала пиратскими делами рыцарей мальтийского ордена, подчинявшегося папе римскому. Пираты Атлантического океана исчезли к 1725 г., за исключением некоторых бандитских групп, грабивших суда до 20-х годов 19 в.
  • Пререфаэлиты (англ.) - группа английских художников и писателей 19 в., выбравшая манерой своего творчества подражание искусству раннего Возрождения до рафаэлевской поры (художники Россетти Д.Г., Хант Х.. Миллес Дж.Э., писатель и теоретик У.Моррис).
  • Пэры - равные королю. Наследственные дворяне, небольшая группа, пользовавшаяся личным влияним при дворе, установленными законом привилегиями. В Англии они не освобожались от налогов, в отличие от других стран. Во Франции они считались соправителями короля в провинциях, некоторые из них были претендентами на престол. В Испании в 18 в. было 119 грандов. Почет, оказываемый им королем, заключался в том, что он называл их своими кузенами, а попа римский позволял сидеть в своем присутствии. Ордерная система античная - система несущих и несомых частей здания, их художественное оформление, получившая распространение в Древней Греции и названная именами племен и областей: дорическая, ионическая, коринфская. Широко использовалась в Новое время во всех странах при строительстве светских и религиозных зданий, внутреннем убранстве помещений.
  • Салоны (фр.) - комнаты для приема гостей в домах аристократов. Популярны с 16 в. Одновременно званые собрания, на которые приглашались люди определенного круга. В салонах формировалось общественное мнение, политические идеи, философские учения, ставились любительские спектакли, давались концерты знаменитыми пианистами и артистами. В некоторых салонах, близких к правящей верхушке решались судьбы кандидатов на те или иные должности и звания. С 1759 г. в салоне Лувра проводились регулярные художественные выставки. Работы, получавшие высшие оценки критики и публики, награждались медалями.
  • Регулярные парки (фр.) - парк с геометрически правильной планировкой, специально-разработанными правилами стрижки кустарников и деревьев, размещением в парках скульптур, беседок, китайских домиков, мостиков и др. В числе известных архитекторов парковой архитектуры 18 в. - француз Ле Нотр, англичанин Чеймберс. Появлению регулярных (или пейзажных) парков содействовали идеи просветителей и требования классицизма, согласно которым не только сам человек, но и окружающая его природа должны быть облагорожены в соответствии с определенным идеалом.

Словарь персоналий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.01 с.)