Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма



Кто-то уже понял, что речь идет о нацизме как порождении XX века. Последнее нужно подчеркнуть особо, потому что корни нацизма в демократических преобразованиях индустриальной эпохи, имевших как позитивные, так и негативные последствия. В начале XIX века немецкие романтики сформулировали идею "крови и почвы", имея в виду главным образом внимание к народному искусству как средству сплочения немецкого народа. За подчеркнутым вниманием к эпосу, а среди романтиков, кстати, были собиратели немецкого фольклора братья Гримм, в то время не просматривалась идея родовой исключительности, свойственная этнической культуре в целом. Зато такую связь восстановили и обосновали германские нацисты.
Теоретики нацизма исходили и исходят из представлений большинства о врожденности национальных качеств и их обусловленности "кровью". Взглядам обывателя здесь придается свойственная науке теоретическая форма. И та же фигура выдвигается на первый план при проведении "практических мероприятий". Особой популярностью эта идеология пользуется у некоторых групп молодежи, для которых внешние признаки - основное при делении людей на "своих" и "чужих". В одних случаях это одежда и прическа, а в других - цвет кожи и форма лица.
Но самый главный враг нациста - это "безродный космополит", не способный возвысить свою "малую родину" над другими. Здесь следует уточнить, что космополитизм имеет разные формы. А потому мы должны различать действительных национальных маргиналов, не принадлежащих ни к одной национальной культуре, и сторонников единой мировой культуры, о которой уже шла речь.
Впервые о космополитизме заговорили античные киники, для которых не существовало "малой родины" в виде определенного города-государства. Своей отчизной они объявили космос, т.е. весь мир. Причем, будучи последовательными представителями кинизма, а по-другому цинизма, они пренебрегали всеми местными обычаями, культами, законами и даже обычной одеждой.
Иной вид имеет современная мировая культура, хотя и она может быть названа космополитичной. Здесь не утрачено чувство родины, как в кинизме. Наоборот, "малая родина" в рамках такой культуры, контуры которой наметились уже к концу ХХ века, сохраняется, сочетаясь с родиной большой и даже глобальной. Ведь современные средства передвижения, средства массовой коммуникации и информации позволяют людям жить, работать и владеть недвижимостью в разных точках света одновременно. В результате весь земной шар может восприниматься человеком как обжитой и уютный мир, в котором сочетаются черты разных культур и народов.
Сегодня единая мировая культура находится в стадии становления, подобно той, которую переживала национальная культура в Новое время. Её черты до конца не ясны, а процесс развития пронизан противоречиями. Среди них главное противоречие - между странами "золотого миллиарда" и остальным миром. В результате национальный выбор личности происходит в сложных исторических условиях. Более того, до сих пор не завершилось формирование множества национальных образований. А потому национальная культура и в наши дни вынуждена противостоять местной ограниченности и ксенофобии, свойственным этнической культуре.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы

  1. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. - М., 1995.
  2. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990.
  3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979.
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
  5. Запад и Восток: традиции и современность. - М., 1993.
  6. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.
  7. Культура: теории и проблемы. - М.,1995.
  8. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры (учебное пособие для вузов). - М., 2001.
  9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 42.
  10. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. - Тбилиси, 1973.
  11. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М.,1983.
  12. Проблемы философии культуры. - М., 1984.
  13. Русский космизм: Антология философской мысли. - М., 1993.
  14. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. - М., 1998.
  15. Современные теории цивилизаций. - М., 1995.
  16. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
  17. Типология культур. Взаимное воздействие культур. - Тарту, 1982.
  18. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.,1991.
  19. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 томах. Т.1 - М.,1956.
  20. Флиер А.Я. Культурология для культурологов (учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии). - М., 2001.
  21. Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. - СПб., 1995.
  22. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 - М., 1993; Т.2 - М., 1998.
  23. Язык. Культура. Этнос. - М., 1994.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Тема 3. СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ

  • 3.1 Культура как творчество
  • 3.2 Исторические типы трансляции культуры
  • 3.3 О творце культуры
  • Список рекомендуемой литературы
  • Аннотация всего раздела
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

По сути разговор здесь пойдет о том, как люди создают нечто новое, а затем передают такой культурно-исторический опыт. И кто является главным действующим лицом, т.е. субъектом этого процесса? Но такую тему следует рассматривать в более широком контексте, ведь культурно-исторический опыт передается как от индивида к индивиду в пространстве, так и от поколения к поколению во времени. Таким образом, проблема субъекта культуры оказывается органично связана с проблемой исторических форм и способов трансляции нашего опыта.

Культура как творчество

  • Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
  • Способы со-творчества в культуре
  • "Онтология культур" как антипод историзма
  • Проблема творчества и разделение труда

В истории человечества бывали всякие катаклизмы, прерывавшие культурно-историческую преемственность, когда приходилось начинать все едва ли не с начала. Таким примером являются "темные века", наступившие в Греции после расцвета Крито-Минойской цивилизации. Во II тысячелетии до н. э. на oстрове Кpит строились дворцы со своеобразной архитектурой и настенными росписями. Жители знали ремесла, изготавливали золотые украшения, освоили письменность, совершали сложные культовые действия. Но уже к началу I тысячелетия до н. э. наступили "темные века", когда письменность и фресковая живопись были забыты, ремесла деградировали, а место каменных дворцов заняли постройки из соломы и глины.
Бывало, правда, и наоборот, когда какой-то народ достигал высот культурного развития за кратчайшие сроки, как это произошло в Древней Греции с VIII по V вв. до н. э. Этот феномен получил название "греческое чудо", и существуют различные объяснения того, каким образом греки сумели "изобрести" очень многое из того, что дошло до наших дней: от демократии до классической философии и театра.
Мы привели примеры регресса и прогресса в культурной жизни одного и того же региона. Помимо прогресса и регресса, бывают ситуации стагнации, т. е. застоя, когда в жизни народа ничего не меняется веками. Каким же образом появляется новое в культуре? И как оно может быть сохранено для будущих поколений?

К НАЧАЛУ ПУНКТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.005 с.)