Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная культура европейских стран

Поиск

Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении . Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нравственного порядка. В Швеции, например, только 5% населения считает себя верующими и регулярно посещает церковь. Религиозные ритуалы (венчание, причастие, отпевание) традиционно сохраняют свою силу. Религиозная ситуация в каждой стране регламентируется конституционными предписаниями и трактуется как свобода совести, что является одной из демократических свобод, завоеванных в ходе длительной социальной борьбы.
Церковь, в свою очередь, все более приспосабливается к образу жизни современного мира. Ватикан активно занимается предпринимательством, финансовой деятельностью. Он владеет строительными фирмами, ведущими как промышленное, так и жилищное строительство, недвижимостью в разных странах. Так, только в Риме каждый третий житель обитает в доме, принадлежащем Ватикану. Ватикан владеет пакетами акций крупнейших химических, предприятий по производству строительных материалов, пластмасс и др. Ему принадлежат предприятия пищевой промышленности, банки, туристическо-гостиничные комплекы, полиграфические предприятия и многое другое. В телевизионном показе мод в 1999 г. ватиканские монашки демонстрировали современные светские модели костюмов. Религиозная жизнь современных западноевропейских стран характеризуется религиозной терпимостью. Наряду с католической, пртестантской, православной религиями преимущественнол в молодежных кругах распространяются восточные религиозные культы, получило хождение самое причудливое сектанство.
Наука и образование в современных условиях НТР и развития средств массовой информации стали повседневным явлением. В последние десятилетия 20 в. затраты на подготовку кадров в европейских странах увеличивались в 1.5 -2 раза быстрее, чем темпы роста национального дохода. Так, ФРГ в 1955 г. такие затраты составляли 8% государственного бюджета, а в 1978 г. - 15, 6%. Увеличились сроки обязательного обучения (в Швеции и ФРГ - до 9 лет, Англии - до 11 лет, Франции - 10 лет). Возросло число школьников в 2-3 раза. Однако в университетах могут получить образование далеко не все. Дети рабочих в университетах ФРГ составляют лишь 12% от общего числа студентов, тогда как доля рабочих выше 50%. В Дании число детей рабочих среди студентов уменьшилось с 10 до 8% в 1976 г.
Особенностью развития образования в западноевропейских странах следует считать быстрое внедрение новых обучающих технологий, обучающей техники. Это оказывается возможным благодаря увеличивающемуся финансовому обеспечению. В 60-е годы затраты на эти цели возросли в Англии почти в 30 раз, в Швеции - в 15 раз. В Женеве создано Международное бюро образования (с 1972 г.), которое проводит систематическое изучение методов оценки среднего образования, применяемые в разных странах. Концепция "непрерывного образования" одобрена ЮНЕСКО и рядом международных и региональных организаций. В Европе действует исследовательская программа "Эврика", объединяющая усилия 19 стран, в целях ликвидации отставания от США и Японии. Для ликвидации этого разрыва активно используется политика "перекачки мозгов" из разных стран.
В связи с политическими изменениями в странах Восточной Европы научные, учебные и исследовательские учреждения западных стран стали пополняться учеными из бывших советских республик, стран социалистического содружества.
В науке все активнее идет процесс дифференциации и углубления знаний. Энциклопедизм, характерный для ученых прежних периодов, ушел навсегда. Растет число специалистов в узкой области знаний.
Язык. В Новейшее время изменилась языковая ситуация в западноевропейских странах. Она характеризуется тем, что в настоящее время языком международного общения стал английский язык , ему уступил место язык французский, который с 18 в. был языком международных переговоров, соглашений, королевских дворов, светского общества, научных конференций.
Государства Западной Европы продолжают сохранять полиэтничность. Внутри разных государств, в соответствии с территориально-этническими особенностями, местные жители владеют несколькими языками. Так, в центральной части Европы в приграничных районах жители пользуются 6 языками. Во Франции по подсчетам еженедельника "Пуэн" из 55 млн. французов 5 млн. говорят на местных диалектах, 10 млн. понимают и иногда используют их. На языковую ситуацию огромное влияние оказывает не только школьное образование, но и средства массовой информации (печать, радио, телевидение), которые делают литературные нормы языка общедоступными, внедряют в повседневную речь научную, художественную, юридическую, экономическую лексику. В отличие от 19 в. и начала 20 в., европейские страны стали ареной распространения высококачественной художественной литературы (Бальзак, Диккенс, Гюго, Метерлинк, Ибсен, Ж.Верн и др).
Новейшее время более характеризуется как период развития аудиовизуальных средств художественного творчества. Кино и телевидение, зародившиеся в Новейшее время, формируют новые эстетические потребности и вкусы, отодвигая на второй план чтение. В разных возрастных группах растет число нечитателей. Этот процесс, безусловно, оказывает влиние на развитие языка, также как темпы жизни, особенности мышления, прагматизация отношений в разных социальных слоях и семьях.
Художественная жизнь в европейских городах опирается на давние традиции. Так, до второй мировой войны в Германии и Франции существовало большое число школ, курсов, ателье, студий, которые давали частные уроки любителям живописи, рисунка и графики. Существовали сельские художественные школы, школы при музеях, Академиях художеств и высших художественно-прикладных училищах и институтах. В Веймаре в 1919 г. было открыто первое в истории учебное заведение "Баухауз", целью которого было обучение дизайнерских кадров для разных областей промышленности. Руководил им прогрессивный архитектор Вальтер Гроппиус. Он собрал творческий интернациональный коллектив педагогов, в числе которых был и русский живописец В. Кандинский, обучавший искусству росписи тканей. Баухауз заложил основы дизайнерского образования. После прихода Гитлера к власти Баухауз был закрыт.
После второй мировой войны дизайнерская профессия прочно вошла в повседневную жизнь европейского производства, оформления интерьеров, промграфику и др.
Новейшее время - это время рождения и расцвета кинематографа. В 90-х годах 19 в. французы братья Люмьер впервые продемонстрировали кадры движущейся фотографии. Кино прошло путь от немого кино до широкоэкранного, стереофонического. В ходе его развития сложились основные виды киноискусства: игровое, мультипликационное и документальное и огромное количество жанров (комедии, притчи, фантазии, мюзиклы, драмы и т.д.). Выдающиеся кинорежиссеры, работавшие в разные периоды: Ч. Чаплин, Р. Клер, Л. Висконти, В. де Сика, Ф. Филлини, Ию Бергман, М. Форман и многие другие создали разные по стилевой направленности фильмы, обогатившие мировую кинематографическую культуру.
Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, печать, телевидение) создали предпосылки появления феномена " массовой культуры" - культуры, рассчитанной на обывателя, людей с невысокими духовными запросами. В противовес "массовой культуре" искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, стали называть элитарным , подчеркивая тем самым его малую доступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественно-эстетические ценности ("мыльные оперы", поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов, комиксы и т.п.).
Развитие стилевых тенденций в современном западном изобразительном искусстве основано на трех исходных мировоззренческих принципах:

  • реалистическом (показ действительности такой, как она есть, с выявлением основных тенденций и противоречий),
  • на натуралистическом (подчеркнутое фотографическое изображение, гиперреализм , фотореализм), пиджионализм
  • и формалистическом (субъективное, эклектическое соединение деталей: абстракционизм , искусство абсурда , беспредметность , кубизм , сюрреализм и т.п.).

Архитектура 20 в. отошла окончательно от античной ордерной системы, начав освоение новых материалов, конструкций, новых художественно стилевых принципов (модерн , кубизм , конструктивизм и др.).
Театральное искусство Новейшего времени характеризовалось появлением рабочих театров, театров окраин, этнографических театральных спектаклей. Вместе с тем, театры продолжают развивать реалистические и не реалистические приемы сценографии и актерского искусства, разработанные в художественной практике 19 века. Особенностью современного театра продолжает оставаться упрочение режиссерского театра, расширение сценического пространства за счет использования новых технических приемов, кино и др.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Выводы:

Наиболее значительными достижениями западноевропейской культуры Новейшего времени следует считать:

  • внесословное социальное устройство обществ;
  • преобладание республиканских форм правления;
  • освобождение многих государств от колониальной зависимости;
  • утверждение социалистических элементов в социальной и политической жизни капиталистических обществ (социальное страхование, пенсионное обеспечение, введение бесплатного начального и среднего специального образования и т.п.);
  • заботу о сохранении демократических завоеваний и свобод личности;
  • все более активное включение науки во все сферы жизнедеятельности;
  • укрепление экологического движения и осознание роли глобальности происходящих перемен.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы

  1. Белова Т. Культура и власть. - М., 1991.
  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.Вебер. Избранные произведения. - М., 1990.
  3. История крестьянства в Европе. В 3-х т. Т. 3. - М., 1986.
  4. Коваль Б.И. Революционный опыт ХХ в. - М., 1987.
  5. Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
  6. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.
  7. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М., 1991.
  8. Постмодернизм и культура. -М., 1991.
  9. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
  10. Современный революционный процесс и прогрессивная литература. - М., 1976.
  11. Согрин В.В. и др. Либерализм Запада XVII-XX вв. - М., 1995.
  12. Теория и история мировой и отечественной культуры.//Под ред. Сапрыкина. - М., 1995.
  13. Что есть Что в мировой политике. Словарь. - М., 1987.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.011 с.)