Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджер как профессиональный управляющий, его функции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характер труда менеджеров вытекает из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем великое множество, и они носят самый разнообразный характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальной перестройкой ранее принятой политики поведения фирмы в быстро меняющейся обстановке. Это означает, что менеджеры должны не только во время выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае. К примеру, если проблема возникла в самом производстве, в финансовом отделе или исследовательском звене фирмы, ее решение потребует учета особенностей работы каждой из этих подсистем, а также изучения конкретных причин, по которым она возникла. Но при всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при их решении ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, то есть другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т. д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда — информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разнообразной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество. В процессе управления менеджеры выполняют функции, необходимые для решения задач организации. Их состав впервые был установлен основателем процессной теории менеджмента Г. Файо-лем в 1916 г. Это пять логически связанных между собой видов деятельности: • разработка политики и планирование; • создание/построение организационной структуры; • распорядительство — инструкции и помощь в процессе выполнения задач; • координирование; • контроль и регулирование. В процессе дальнейших разработок состав функций пересматривался представителями разных управленческих школ, но в целом они придерживались процессного подхода, предложенного Файо-лем. В табл. 3.1 изложены три разных подхода к определению состава функций управления, различия между которыми состоят в том, как в них раскрывается содержание работ по каждой функции. Так, в работе 1 распорядительство как самостоятельная функция не выделяется, что предполагает наличие соответствующих действий (по инструктированию и оказанию помощи) в составе каждой функции и, в первую очередь, в процессе координирования, которое здесь рассматривается как отдельный вид работ, тогда как в работах 2 и 3 эта функция включена в состав других. В работе 2 лидерство (распорядительство по Файолю) выделено в самостоятельный элемент процесса управления, в работе 3 соответствующие действия рассматриваются в составе функции мотивации. Подводя итоги, можно сделать некоторое обобщение, касающееся содержания функций менеджеров в организациях. Они включают: • установление целей, которые должны быть достигнуты организацией и ее подразделениями; • формулирование генеральной линии развития (политики, концепции) и определение тех действий, которые необходимо выполнить для реализация планов в разные периоды; • создание условий для достижения целей, в том числе проектирование организационной структуры, структурирование функций и задач, распределение полномочий по принятию решений между подразделениями и работниками, проектирование необходимых каналов координации и коммуникации; • стимулирование активности работников, направление их действий и контроль выполнения норм, правил и процедур. Для этого менеджерами проводится инструктирование и оказывается помощь в процессе работы, координируются действия работников, осуществляется контроль и при необходимости вносятся коррективы в планы или в ход работ.
38. Основные требования к личности менеджера
Таблица 3.2 Требования к профессиональной компетенции менеджеров
39. Лидерство: природа, сущность, содержание. Лидерство – способность убеждать других людей стремиться к определенным целям, а также приемы и методы, используемые для этого. Лидерство – определенный тип отношений, которые возникают между лидером и его последователями. Лидер получает свою власть от последователей, так как они признают его в качестве лидера. Сино_ нимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова ли$ дерство и лидер. Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематизированное, целенаправленное и широкое изу_ чение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было про_ ведено очень много исследований. Тем не менее все еще не сущест_ вует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. Природа лидерства может быть лучше понята, если его срав_ нить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации—это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде все_ го, использует и полагается на должностную основу власти и источ_ ники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздей_ ствия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс явля_ ется гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимо_ зависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчи% ненный», свойственные традиционному взгляду на управление, за_ меняются отношениями «лидер — последователь». Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему до_ рогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимае_ мой в организации должности называется формальным лидерст_ вом. Однако в своем влиянии на людей директор не может пола_ гаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успе_ хом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот замес_ титель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассуди_ тельность и хорошее отношение к людям. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться ли_ дером в организации, так как лидерству в значительной мере свой_ ственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться замести_ тель, чем его непосредственный начальник — директор завода. Процесс влияния через способности и умения или другие ре_ сурсы, необходимые людям, получил название неформального ли_ дерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается ис_ пользование эффективного сочетания обеих основ власти. В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложе_ но много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуж_ дающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимо_ действие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение спе_ цифической цели или целей. Г. Кунц и С. O’Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим дости_ жение общей цели. Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побужде_ нием и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздей_ ствие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера вли_ ять на людей дает ему возможность использовать власть и автори_ тет, получаемые от его последователей. Лидерство —это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источни_ ков власти и направленный на побуждение людей к достижению об_ щих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуацион_ ных переменных. Вышеприведенные определения не подразумевают необходи_ мости лидерства только для какого_то определенного типа органи_ заций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здраво_ охранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах. Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его ие_ рархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это по% тенциал, имеющийся у человека (рис. 12.2). Содержание понятия лидерства в управлении организацией Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер—последо_ ватели». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции. Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учите_ ля в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоцииро_ вать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством при_ знается факт, что лидерство отождествляется с наличием связан_ ных с психикой человека отношений между лидером и его последо_ вателями. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризу_ ется тем, что кто_то один занимает в сообществе центральную пози_ цию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управ_ ление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом. При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы / организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отноше_ ний получил название отношений «мастер — раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жиз_ ни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение вы_ бранного лидером курса действий уже не во власти последователей.
Лидер и менеджер.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.012 с.) |