Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведенческие теории лидерства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективность лидерства определяется методами, используемыми в отношении с подчиненными Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану_ не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до сере_ дины 1960_х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно вер_ ного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важ_ ным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дан_ ная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры дела_ ют. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле_ дующие: • три стиля руководства; • исследования Университета штата Огайо; • исследования Мичиганского университета; • системы управления (Ликерт); • управленческая сетка (Блейк и Моутон); • концепция вознаграждения и наказания; • заменители лидерства. Различие между политическими системами США и Германии перед Второй мировой войной послужило причиной исследования лидерства, проведенного в лабораторных условиях известным аме_ риканским ученым_бихевиористом К. Левиным. Изучение заклю_ чалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских сти$ лей: авторитарного, демократического и пассивного. Результаты этого исследования привели в удивление исследователей, ожидав_ ших наивысшей удовлетворенности и производительности от де_ мократического стиля руководства. К. Левин эмигрировал в США из Германии непосредственно перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эф_ фективен, чем демократическое общество. Он ожидал, что резуль_ таты более чем четырехмесячного эксперимента в трех группах де_ сятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответст_ вующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократиче_ ского лидера, более продуктивны они были при авторитарном ру_ ководстве. Подробно черты каждого стиля приведены в табл. 12.3. Более поздние исследования также подтвердили факт, что де_ мократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так, исследование 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто час_ то взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работни_ ки таких профессий, как пожарные, полицейские, административ_ ные помощники, проявляли аналогичное отношение к авторита_ ризму. В конечном счете так и не было найдено прямой связи како_ го_либо стиля с эффективным лидерством. Исследования Университета штата Огайо считаются наиболее значительными среди тех, которые были предприняты в послевоен_ ный период в области лидерского поведения. Их целью была разра_ ботка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой струк_ туры.К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в груп_ пе: определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов. Вторая перемен_ ная включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствитель_ ность друг к другу, желание сделать друг другу доброе. В ходе исследования была установлена связь между указанны_ ми двумя переменными и различными критериями эффективно_ сти. Так, вначале удалось установить, что лидеры, поведение кото_ рых характеризуется одновременно наличием двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, у которых поведе_ ние характеризовалось только одной из них. Позже были получены данные, свидетельствовавшие о том, что преимущественное вни_ мание со стороны руководителя к структуре отношений делало выше показатели профессиональности подчиненных и снижало количество жалоб от них, а при фокусе на отношения в структуре были отмечены относительно низкие показатели профессионализ_ ма и прогулов. Долгое время признавалась верной гипотеза, утвер_ ждающая, что наивысшие уровни двух переменных (правый верх_ний квадрант на рис. 12.7) формируют наилучший стиль руково_ дства. Однако последующие многочисленные тестирования давали очень разные результаты. При этом не удавалось установить един_ ственно верного стиля эффективного лидерства, применимого в любых условиях. В то же время проведенные исследования позво_ лили сделать два важных вывода. Во%первых, чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему тому, что связано с рабо_ той, тем больший эффект достигается при следующих условиях: • сильное давление, оказываемое кем_то (кроме лидера) с це_ лью получения соответствующих результатов; • задание удовлетворяет работников; • работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу; • работники психологически подготовлены быть полностью инструктированными лидером; • соблюдается эффективный масштаб управляемости. Усиленное внимание отношениям в структуре и всему тому, что соответствует нуждам и желаниям работников, дает эффект то_ гда, когда: • задания являются рутинными и непривлекательными для работников; • работники предрасположены и готовы к участию в управле_ нии; • работники должны сами научиться чему_то; • работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет на уровень выполнения работы; • не существует значительных различий в статусе между лиде_ ром и работниками. Во%вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зави_ сит также от ряда других факторов: • организационная культура; • используемая технология; • ожидания от использования определенного стиля руково_ дства; • моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного стиля. Исследование Мичиганского университета ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Как вид_ но, эти переменные достаточно схожи по своему содержанию с теми, которые использовались в исследованиях Университета шта_ та Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере: • имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и раз_ витию хороших отношений с ними; • использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками; • устанавливает предельно высокий уровень выполнения ра_ боты и напряженные задания. Позже эти выводы были положены в основу концепции, разра_ ботанной Р. Ликертом и получившей название «Системы управления 1, 2, 3 и 4». Не установив идеального для всех случаев стиля, исследо_ вание Мичиганского университета тем не менее подводило к выводу о том, что условием эффективного лидерства является оказание под_ держки работникам и привлечение их к принятию решений. Основываясь на подходе Мичиганского университета, Р. Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, исполь_ зуемых эффективными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров (рис. 12.8): • лидеры, ориентированные на работников; • лидеры, ориентированные на работу. Наибольшую популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила модель управленче_ ской сетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единст_ венно верный стиль лидерства. Похожая в определенной мере на модель Университета штата Огайо управленческая сетка Блейка и Моутон представляет собой матрицу, образованную пересече_ ниями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси — интерес к производству и на вертикаль_ ной оси — интерес к людям (рис. 12.9). Переменные управленческой сетки, по сути, носят характер расположения (к чему_либо или кому_либо) и взгляда (на что_то), предопределяющих последующее поведение, т.е. оба интереса свя_ заны как с человеческим сознанием, так и с действием человека, а не только с чем_нибудь одним. Шкалирование каждой из осей мат_ рицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных ли_ дерских стилей (рис. 12.9). Обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации стиль 9,9 является лучшим. Рассматриваемая модель обрела высо_кую популярность у менеджеров. Она используется ими для выра_ ботки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля 9,9. В случае преобладания у менеджера стиля 9,1 ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.п. Преобладание стиля 1,9 может потребовать обучения в таких областях, как принятие ре_ шений, планирование, организация, контроль, рабочие операции. При стиле 5,5 в определенной мере может потребоваться обучение по большинству из указанных направлений. Стиль 1,1 вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.255 (0.009 с.) |