Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории лидерства и их эволюция.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пыта_ лись выявить те качества, которые отличают «великих людей» в ис_ тории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой_то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, нау_ читься измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не ста_ новятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, по_ родивших предельно длинный список выявленных лидерских ка_ честв. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские каче_ ства. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: • ум или интеллектуальные способности; • господство или преобладание над другими; • уверенность в себе; • активность и энергичность; • знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Мно_ гие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личност_ ных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим пред_ сказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практи_ ка этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских ка_ честв было продолжено вплоть до середины 80_х гг. Наиболее интересный результат был получен известным аме_ риканским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успеш_ ных лидеров и определившим следующие четыре группы лидер_ ских качеств: • управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движе_ ния/действий, чтобы это было привлекательным для последова_ телей; • управление значением, или способность так передать значе_ ние созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; • управление доверием, или способность построить свою дея_ тельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы по_ лучить полное доверие подчиненных; • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организаци_ онная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, пси% хологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуаль% ные, и личностные деловые (табл. 12.2). К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой_ то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем сред_ ний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лиде_ ром. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди под_ тверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур ми_ ровой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических ка_ честв, полагаются в своем суждении в значительной мере на ис_ пользование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже от_ мечалось, не является характерным для эффективного лидерства. Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под_ тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в пол_ ной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в ор_ ганизации. Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их свя_ зи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их ре_ зультаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех ли_ дера во многом зависит от его способностей и умения решать про_ блемы и принимать правильные решения. Эффективное выполне_ ние этих функций, как известно, связано с наличием рассматри_ ваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень по_ следователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем. Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполне_ нии своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уров_ ням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются__ определяющими для эффективного лидерства. Так, например, де_ ловые качества, сделавшие кого_то лидером в коммерческом бан_ ке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лабора_ тории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостат_ ков. Во%первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невоз_ можным создать «единственно верный» образ лидера, а следова_ тельно, заложить какие_то основы теории. Во%вторых, по различным причинам, таким, например, как не_ удача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организа_ ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас_ смотренными качествами и лидерством и помочь практическому вы_ явлению последнего. Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к со_ жалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послу_ жил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке по_ веденческих и ситуационных основ лидерства. Концепции лидерского поведения Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану_ не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до сере_ дины 1960_х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно вер_ ного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важ_ ным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дан_ ная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры дела_ ют. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле_ дующие: • три стиля руководства; • исследования Университета штата Огайо; • исследования Мичиганского университета; • системы управления (Ликерт); • управленческая сетка (Блейк и Моутон);
Теория лидерских качеств. Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пыта_ лись выявить те качества, которые отличают «великих людей» в ис_ тории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой_то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, нау_ читься измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не ста_ новятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, по_ родивших предельно длинный список выявленных лидерских ка_ честв. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские каче_ ства. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: • ум или интеллектуальные способности; • господство или преобладание над другими; • уверенность в себе; • активность и энергичность; • знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Мно_ гие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личност_ ных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим пред_ сказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практи_ ка этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских ка_ честв было продолжено вплоть до середины 80_х гг. Наиболее интересный результат был получен известным аме_ риканским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успеш_ ных лидеров и определившим следующие четыре группы лидер_ ских качеств: • управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движе_ ния/действий, чтобы это было привлекательным для последова_ телей; • управление значением, или способность так передать значе_ ние созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; • управление доверием, или способность построить свою дея_ тельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы по_ лучить полное доверие подчиненных; • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организаци_ онная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, пси% хологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуаль% ные, и личностные деловые (табл. 12.2). К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой_ то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем сред_ ний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лиде_ ром. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди под_ тверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур ми_ ровой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических ка_ честв, полагаются в своем суждении в значительной мере на ис_ пользование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже от_ мечалось, не является характерным для эффективного лидерства. Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под_ тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в пол_ ной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в ор_ ганизации. Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их свя_ зи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их ре_ зультаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех ли_ дера во многом зависит от его способностей и умения решать про_ блемы и принимать правильные решения. Эффективное выполне_ ние этих функций, как известно, связано с наличием рассматри_ ваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень по_ следователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем. Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполне_ нии своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уров_ ням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются__ определяющими для эффективного лидерства. Так, например, де_ ловые качества, сделавшие кого_то лидером в коммерческом бан_ ке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лабора_ тории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостат_ ков. Во%первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невоз_ можным создать «единственно верный» образ лидера, а следова_ тельно, заложить какие_то основы теории. Во%вторых, по различным причинам, таким, например, как не_ удача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организа_ ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас_ смотренными качествами и лидерством и помочь практическому вы_ явлению последнего. Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к со_ жалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послу_ жил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке по_ веденческих и ситуационных основ лидерства. Концепции лидерского поведения Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану_ не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до сере_ дины 1960_х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно вер_ ного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важ_ ным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дан_ ная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры дела_ ют. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле_ дующие: • три стиля руководства; • исследования Университета штата Огайо; • исследования Мичиганского университета; • системы управления (Ликерт); • управленческая сетка (Блейк и Моутон);
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.28.116 (0.007 с.) |