Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы организаций по взаимодействию с человеком

Поиск

В начале главы отмечалось, что различие между организациями по­рождается характером взаимодействия между индивидом и органи­зацией в целом. Основой данного различия является разница в при­оритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организаци­онных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключе­выми среди этих переменных являются те, которые относятся к ор­ганизационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п. В табл. 8.3 приводятся основные характеристики двух типов организаций: организации корпоративного и индивидуалистского типов.

Корпоративная организация

В данном контексте корпоративная организация, или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система связи между людь­ми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права — юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и автори­тарностью руководства, противопоставляющие себя другим соци­альным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Корпорация — это древнейшая форма человеческого объединения, использовавшаяся ещё охотничьими группами до образования парной семьи. Своего рода корпорациями были семья и род, обеспечи­вавшие процесс воспроизводства определённых отношений внутри группы. Корпоративные структуры были достаточно характерны для античного азиатского общества, когда люди не мыслили себя вне специфического замкнутого в большей или меньшей степени сооб­щества, организованного по профессиональному, кастовому или другому принципу. В средневековой Европе они существовали в виде городских ремесленных цехов и купеческих гильдий. Позже таковы­ми стали хозяйственные монополистические объединения, профессиональные организации и политические партии. В России в силу еёспецифики корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов.

Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональ­ным, кастовым и другим {классовым и расовым) критериям.

Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и её результаты, не допускать разрушительной для неё внутренней кон­куренции. Поддержка слабых и ограничение сильных — основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда — тен­денция к уравниловке.

Объединение людей через их разделение и поддержание монопо­лии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доми­нируют иерархические властные структуры. Так, интересы «разделённых» людей согласовываются лидерами корпораций. Это и явля­ется основным источником их власти. В основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».

Важным условием и способом поддержания существования кор­поративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпора­ции этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти.

Из понятия корпорации видно, что субъектом интереса в ней является сама группа или вся организация. Персонализация индиви­да осуществляется за счёт деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характери­зуемый преобладанием целей организационных над индивидуаль­ными. У индивида могут быть свои, отличные от организационных, личные интересы или цели, но чтобы получить от корпорации усло­вия поддержания своего существования, он способен на самопожер­твование ради группы/организации, отождествляя их с собой.. Отсю­да — ложная солидарность, квазипатриотизм, групповщина и про­чая корпоративная атрибутика. Внешне кажется, что организация выступает как единое целое. Создаётся обманчивое впечатление её мощи и всесилъности. На деле же нередко случается, что это «колосс на глиняных ногах».

Корпоративная организация берёт на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все её члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».

Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за своё мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям. Так, например, введённая в ходе перестройки в СССР выборность руководителей предприятий существенным образом повлияла на перекачивание денег из прибыли предприятий в фонды заработной платы и стимулирования в ущерб техническому развитию. Борьба за сторонников в организации больше развивает политические способности у руководителя, чем профессиональные и деловые навыки и умения.

В корпоративной организации интересы производства (или любой другой её деятельности) определяют интересы воспроизведетва самого работника. Создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, в особенности информацией. Интересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпорации —в «сегодня».

Корпоративной организации соответствует определённая мораль. Последняя выступает как двойная мораль в поведении — мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рамках корпоративной идеологии не имеет права на существование и поэтому как бы не регламентируется. На деле же он насто выступает в извращённой форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда, например, коррупция и взяточничество. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Многие могут брать взятк. Но если кто-то попался, то на него изливается гнев всех членом организации. Межличностные отношения порой опосредствуются антисоциальными ценностными ориентациями.

В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность, рождающие в конечном счёте безответственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.01 с.)