Поведенческие теории лидерства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведенческие теории лидерства



«Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться» (Франсуа Ларошфуко)

 

Общие черты поведенческих теорий лидерства:

· Эффективность лидера определяется не его личными качествами, а менарой его поведения по отношения к сотрудникам (стиль лидерства)

· Изучение и классификация стилей поведения

· Попытка выявить единственный оптимальный стиль поведения

 

Стили лидерства:

o Первая классификация

o Автократический (централизация власти)

o Демократический (децентрализация власти, т.е. наделение последователей полномочиями, поощрения инициатив)

o Вторая классификация

o Ориентированный на сотрудников («внимательное поведение»)

o Ориентированный на работу («инициирующее поведение»)

Наиболее известные теории:

· Континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта

· Теория Мак-Грегора

· Теория четырёх систем Лайкерта

· Управленческая решетка Блейка-Моутон

Теория X и теория Y (Дуглас Мак-Грегор, 1964)

Установка (attitude):

· Когнитивный элемент: я думаю, я знаю

· Эмоциональный элемент: я испытываю определенные чувства

· Поведенческий элемент: я веду себя определенным образом по отношению к …

ТЕОРИЯ X и ТЕОРИЯ Y (описание в лекциях)

Мотивация к избежанию – человек направляет усилия на избежание определенного результата (например, не получить «2» за экзамен)

Мотивация к достижению - человек направляет усилия на достижение определенного результата (например, получить «5»)

Теория четырех систем (Ренсис Лайкерт, 1967)

Стили по Лайкерту (их характеристика на слайдах):

· Эксплуататорско-автоританый

· Благосклонно-авторитарный

· Консультативно-демократический

· Основанный на участии – партисипативный

Ситуационные теории лидерства

Основное предположение: лидер адекватно оценивает ситуацию и адаптирует к ней свое поведение, вырабатывая наиболее успешный стиль лидерства

 

Лидер + последователи + ситуации è РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Основные теории:

· Модель лидерства Фидлера

· Модель жизненного цикла Херси и Бланшара

· Модель «Путь-Цель»

Модель жизненного цикла (Кен Бланшар, Пол Херси, 1968)

Предположение: сотрудники хотят и могут развиватьсяб

Основные стили лидерства:

ü Указание (S1)

ü Наставничество (S2)

ü Поддержка (S3)

ü Делегирование (S4)

Основные уровни развития сотрудника – готовность выполнять задания:

Компетентность и заинтересованность – два основных параметра

1) Начинающий энтузиаст (Д1):

a. Низкая компетентность + высокая заинтересованность. Для него характерны любопытство, рвение работать, большие надежды, оптимизм

2) Разочарованные ученик (Д2):

a. Довольно низкая компетентность + низкая заинтересованность. Основы понимает, но начинает понимает, что освоить данную работу сложнее, чем он ожидал è некая потеря интереса к работе и дальнейшим действиям

Способный, но острожный исполнитель (Д3)

a. Умеренно высокая компетентность + переменная заинтересованность. Приобрел определенные навыки и умения, но есть некая неуверенность в том, сможет ли он работать самостоятельно; слишком самокритичен

Уверенный в себе профессионал (Д4)

a. Высокая компетентность + высокая заинтересованность. Предвидит грядущие проблемы, уверен в себе, способен работать самостоятельно, вдохновляет других, помогает другим

Матрица соответствия стиля и этапа развития работника (на слайдах)

 

Модель «Путь-Цель» (Хаус, Митчелл)

Общая характеристика:

· Основана на теории ожидания, объясняющей мотивацию людей

· Эффективный лидер помогает людям идти путем, ведущим к достижению целей

Лидер может:

· Разъяснять ожидания

· Оказывать поддержку

· Направлять усилия

· Создавать потребности

· Удовлетворять потребности при достижении цели

Стили лидерства:

1. Поддерживающий. Лидер проявляет интерес к потребностям своих последователей, открыт, относится к ним как к равным

2. Директивный. Лидер видит своей задачей разъяснение подчиненным, что и как нужно делать

3. Партисипативный. В процессе принятия решений консультируется с последователями, уделяет внимание их позициям.

4. Ориентированный на достижения. Лидер придет постановке целей – амбициозность. При достижении целей последователи получают удовлетворение.

Ситуационные факторы:

· Характеристики сотрудников:

o Способности

o Навыки

o Потребности и т.д.

· Характеристики рабочей среды:

o Задания

o Формальная власть

o Характеристики рабочих групп и т.д.

Проблемы современного лидерства

Харизматическое лидерство

· Исключительно личная основа власти

· Сильное эмоциональное воздействие на последователей

· Воспринимается как герой, способный преодолеть любые преграды

· Последователи жертвуют благами ради своих харизматических лидеров, т.е. чтобы быть с ними

Харизматические лидеры:

· Персонализированные

o Заботятся исключительно о своих интересах

o Склонны к самовозвеличиванию

o Антидемократический стиль лидерства

o Явная эксплуатация последователями для достижения своих целей

· Социализированные

o Демократичность

o Внимание к потребностям последователей

Трансакционное лидерство vs Трансформационное лидерство

Трансакционное лидерство. В основе – трансакция между лидером и последователями

Трансформационное лидерство. Лидер – визионер, агент изменений, откровенность и кураж, верит в людей и вдохновляет их, движим ценностями, учится в течение всей жизни, способен действовать в условиях сложности и неопределенности

 

Организационное лидерство: есть ли российская специфика?

То, что было названо нами:

1. Внутренняя сила

2. Авторитарный стиль

3. Готовность (неготовность) к изменениям

4. Меньшая склонность к формальностям

5. Большая открытость

 

Факторы, повлиявшие на формирование российских бизнес-лидеров:

· Характеристики российской национальной культуры:

o Дистанция власти (большая)

o Стремление к избежанию неопределенности (примерно 50%)

o Коллективизм/индивидуализм (50 на 50)

o Феминность/маскулинность

· Особенности развития в XX веке

· Радикальные изменения конца XX-начала XXI века

· Слаборазвитая инфраструктура

· Большая роль государства в экономике

· Высокая степень неопределенности развития

Особенности моделей поведения российских менеджеров в оценке экспертов:

· Авторитарность, неготовность и неумение делегировать полномочия

· Креативность

· Гибкость

· Обучаемость

· Построение бизнеса на личных контактах

· Высокая жизнестойкость

· Высокая эффективность работы в кризисных условиях

 

Типы российских бизнес-лидеров

· Старая гвардия

· Новая волна

· Международный корпус

Факторы эффективности «глобальных российских бизнес-лидеров»

· Гибкость:

o Внутренний локус контроля

o Сильная мотивация к постоянному развитию своего потенциала

o Способность открывать себя заново и изменять свои компании с высокой скоростью

· Способность создавать и поддерживать сложные сети общений:

o С государственными чиновниками

o Законодателями

o Клиентами

o Поставщиками

o Конкурентами

· Способность быть катализаторами в среде:

o Проактивное формирование среды

· Настойчивость

o Следование выбранному курсу действий

· Развитие эмоционального интеллекта:

o Способность улавливать эмоциональное состояние контрагента и использовать его на благо своего бизнеса

· Использование «Боярской думы»:

o Небольшое число доверенных соратников, находящихся в тени

· Харизматичность:

o «Создание харизматичных руководителей»

o Большая свобода для маневра

· Активное использование миссии для мобилизации последователей

Разделяемо ли лидерство в России?

Факторы, осложняющие развитие лидерства на всех уровнях:

· Привычка работать в иерархических структурах и иерархически мыслить

· Доминирование личных отношений над профессиональными

· Неумение работать в команде

· Отсутствие культуры и опыта развития сотрудников

Факторы, способствующие развитию лидерства на всех уровнях:

· Открытость к новым веяниям

· Эмоциональное отношение к работе

· Любовь к импровизации

 

Подведение итогов: администратор, менеджер или лидер?

 

Тема 8. Лидерство через мотивацию

Что такое мотивация

· Меры, которые организация применяет к работнику, чтобы побудить его работать с максимальной эффективностью (внешний аспект)

· Основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в работе (внутренняя сторона)

 

Мотивация

ü Что подпитывает поведение человека?

ü Что направляет это поведение?

ü Как это поведение поддерживается?

МОТИВАЦИЯ И МОТИВИРОВАНИЕ

Мотивация (самоуправление)– состояние активизированной готовности сотрудника к определенному самоуправлению

Мотивирование (внешнее регулирование, стимулирование) – создание, поддержание и повышение степени готовности сотрудника к определенному поведению; может осуществляться с помощью стимулов

Основные теории мотивации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)