Тарифная политика государства и концепции тарифных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тарифная политика государства и концепции тарифных систем



Тарифная политика – государственная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующих тарифов на транспорте в соответствии с объективными потребностями развития перевозок и учета реальных возможностей государства.

Основными принципами тарифной политики государства можно считать следующие:

1. Общая тарифная политика должна лежать в русле общеэкономической политики государства;

2. Тарифная политика транспорта должна соответствовать тенденциям развития экономики;

3. Тарифная политика смежных видов транспорта должна быть скоординирована для предотвращения монопольного развития одного из них;

4. Возможное преимущественное развитие какого-либо транспорта должно иметь экономическое обоснование;

5. В области международных сообщений тарифная политика транспорта должна строиться в соответствии с рекомендациями международных организаций в этой области однако не в ущерб интересам страны.

С помощью государственного регулирования и развития систем тарифов на транспорте должны решаться следующие задачи:

1. Сохранение целостности государства как единого экономического пространства и подъёма экономики;

2. Обеспечение устойчивого финансового положения транспортных отраслей как важного элемента жизнеобеспечения общества;

3. Согласование коммерческих интересов государства, предприятий с интересами клиентов и общества в целом;

4. Соответствие структуры тарифов и методов определения их составляющих рыночным условиям хозяйствования;

5. Обеспечение тесного контроля за динамикой издержек, особенно направляемых на оплату труда, инвестиций и ремонта.

Целью регулирования является реализация тарифной политики в сферах деятельности естественных монополий на транспорте, стимулирующей их эффективную и качественную работу и обеспечивающий баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг.

Тарифное регулирование транспортно-технологических систем на межгосударственном уровне осуществляется через тарифную политику стран, учитывающую влияние их стоимости на цены предложения, которые должны быть меньше или находиться в положительном эластичном соотношении с ценами спроса, увеличивая соответственно доход промышленных или транспортных предприятий. Такой подход позволяет гармонизировать интересы государств, видов транспорта и субъектов хозяйствования, сбалансировать внутренние и международные транспортные рынки с товарными.

Транспортные тарифы и экономические регуляторы являются составными элементами цены предложения, ограниченной сверху ценой спроса. Поэтому их количество и величина должны быть сбалансированы в пределах допускаемого значения цены предложения. В целом система тарифов и экономических регуляторов преследует одну цель – повышение благосостояния населения государств в пределах логистической производственно-транспортной системы или логистической транспортно-сбытовой системы.

Соотношение между тарифами в различных видах сообщения должно не уменьшать доход транспортных предприятий и способствовать росту валового внутреннего продукта государств. Для этого уровни тарифов при перевозке экспортно-импортных или транзитных грузов устанавливаются с учетом величины провозных плат на маршруте перевозки от грузоотправителя до грузополучателя, не оказывая влияния при этом на общий объем перевозок и ценовую конкурентоспособность доставляемой продукции. Решение данной задачи осуществляется на основе современной автоматизированной информационно-планирующей системы с реальной исходной базой, формулируемой и корректируемой на основе результатов маркетинговых исследований товарного и транспортного рынков.

В процессе адаптации товаров к условиям конкуренции на транспортном рынке следует выполнять следующие требования: обеспечить соответствие уровня тарифов реальным условиям перевозки и учёт влияния транспортно-технологических систем на затраты, потери и компенсации клиентам; установить равные возможности получения клиентами обоснованной скидки с тарифов при увеличении объемов перевозок и выполнении других условий, приносящих дополнительный доход и прибыль транспортным предприятиям; проводить регулирование тарифов государствами в пределах логистической производственно-транспортной системы или логистической транспортно-сбытовой системы с учетом интересов субъектов хозяйствования.

Экономические проблемы транспорта во многом являются следствием недостатков в транспортной и финансовой политике, в том числе в области тарифного регулирования.

Тарифное регулирование — один из основных блоков в системе государственного регулирования в сфере транспорта. Регулирование тарифной политики на транспорте выполняется на двух уровнях, а на железной дороге — фактически на трех, при том что в целом тарифная система в отрасли формируется Министерством транспорта.

Министерством транспорта по согласованию с Министерством экономики утверждаются предельные уровни тарифов на перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в пределах Украины, а также тарифы и сборы на основные услуги на предприятиях морского транспорта.

Механизм ценового регулирования — понятие комплексное, включающее в себя не только периодическое корректирование общего уровня тарифов по монопольным субъектам транспорта, но и многие другие факторы. Это совершенствование тарифных систем, вопросы управления тарифообразованием на всех уровнях, методы текущего регулирования и иные составляющие, направленные на коренное улучшение функционирования и взаимодействия видов транспорта как составных частей транспортной системы.

Главные функции, возлагаемые на тарифы: оптимальное размещение производительных сил на территории страны и эффективное использование ресурсов, рациональное распределение перевозок между видами транспорта и улучшение работы самих транспортных организаций, влияние на снижение затрат и повышение качества выполнения транспортных услуг.

Базовые грузовые тарифы должны отражать движение объективных затрат, потребительские свойства транспортной продукции, ее качество. При определении уровня базовых тарифов на транспорте за основу принимаются объективно необходимые (экономически обоснованные) затраты с учетом рыночных факторов. В экономически обоснованные включаются дополнительные затраты на повышение качественных параметров работы транспорта. Разукрупнение отправок, повышение скорости продвижения товарных масс, обеспечение сохранности, комплексной механизации и специализации требуют, как правило, увеличения удельных затрат.

В условиях нестабильных цен базовые ставки транспортных прейскурантов корректируются посредством индексации. Наряду с индексацией применяются косвенные методы финансового регулирования: дотации, налоговые льготы, целевое субсидирование и др.

 

 

 


Рисунок 1.1. Факторы, влияющие на индексацию тарифов

Морской тариф – это объявленная цена перевозки единицы груза, регионом действия которой обычно является страна или административный регион страны. Объявленные тарифы обычно являются постоянными в течение определённого периода времени.

В области транспорта чаще всего тарифом возмещаются только расходы по эксплуатации самих транспортных средств.

Фрахтовая ставка – это договорная цена перевозки груза, которая также устанавливается в денежных единицах за единицу груза и уторговывается партнёрами в процессе подписания договора на перевозку (чартера).

Платы – это обычно объявленные различным образом те же тарифы, только уже за конкретные услуги, которые могут быть оказаны и часто сопутствуют процессу перевозки и переработки груза от грузоотправителя грузополучателю.

Под сборами понимают платы, которые осуществляются в обязательном порядке за стоимость оказанных услуг в процессе доставки груза.

Для установления тарифов используют различные концепции тарифных систем.

Концепции тарифных систем:

1. Концепция построения тарифов на базе расходов (себестоимости), где тарифами покрываются текущие расходы и обеспечивается некоторая прибыль;

2. Концепция построения тарифов в зависимости от платежеспособности клиента;

3. Концепция тарифа за перевозку в зависимости от стоимости перевозимого груза, (в связи с чем появилось понятие высокотарифицированный и низкотарифицированный груз, с точки зрения стоимости его перевозки);

4. Смешанная или комбинированная концепция, в которой присутствуют в различной степени элементы, указанные в предыдущих концепциях.

 

Классификация тарифов

1. По временному признаку:

· временные – устанавливоваются на какой-то период времени для отдельных линий, в зависимости от нестабильности грузопотоков;

· постоянные;

· временно – постоянные.

2. По своей сущности:

· однообразный тариф – ставка на перевозку единицы груза на единицу расстояния является постоянной и при изменении расстояния.

· дифференциальный тариф – ставка за перевозку единицы груза на единицу расстояния является единицу переменной и при изменении расстояния изменяется.

3. По месту действия:

· федеральные тарифы – действуют на уровне государства;

· региональные – тарифы, которые действуют на уровне области, штата и т.д.;

· местные – тарифы, которые действуют на муниципальном (городском) уровне;

· частные – тарифы, которые устанавливаются частными владельцами.

4. По территориально – географическому признаку.

5. По составу:

· простой – тариф, ставка которого является конкретной объявленной величиной, обычно неизменной;

· сложный (составной) тариф – тариф, в котором ставка за перевозку единицы груза состоит из нескольких слагаемых, обеспечивающих возмещение различных видов и форм затрат.

Тарифный пояс – это отрезок, диапазон расстояний, внутри которого тариф является постоянным. Этот тариф рассчитывается на среднее расстояние этого отрезка.

Различают поясной тариф, в котором любое расстояние перевозки делится на определённые отрезки – пояса. Разницу уровней величин тарифов средних поясов называют ставкой наращивания.

Различают табличные, схемные и таблично – схемные тарифы.

Табличный тариф – это тариф в виде таблиц, где указаны стоимости перевозки или проезда между конкретными географическими пунктами.

Схемный тариф – тариф, который обычно не объявлен в конечном виде, а клиенту сообщаются только его отдельные элементы, и описывается общая схема расчёта конечной стоимости услуг.

Таблично-схемные тарифы – это табличное представление составляющих тарифа и подробная схема расчёта конечной цены.

Временный тариф – зависит от затраченного на перевозку времени.

Зонный тариф – зависит от пересечения границы административно – территориального деления страны (обычно на ж/д и автотранспорте).

Ломаный тариф – это плата при переадресовке груза.

Специальные и исключительные тарифы – обычно устанавливаются в качестве местных для отдельных видов грузов на отдельных направлениях, которые представляют исключительную важность для отрасли или страны.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определение тарифной политики государства.

2. Основные принципы тарифной политики государства.

3. Содержание основных задач тарифной политики государства.

4. Цели регулирования транспортных тарифов.

5. Факторы, влияющие на индексацию тарифов.

6. Определения понятий: морские тарифы, фрахты, сборы и платы.

7. Основные концепции тарифных систем.

8. Классификация тарифов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.022 с.)