Показатели конъюнктуры фрахтового рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели конъюнктуры фрахтового рынка



Взаимодействие спроса и предложения тоннажа является основным рыночным механизмом установления цены на трамповом фрахтовом рынке. Потребность в морской перевозке определенного количества некоторого груза между заданными портами является единичным элементом спроса на морские транспортные услуги. Совокупность однородных по виду груза, партионности отправок, направлению перевозок элементов спроса на перевозки образует для судовладельцев множество рынков сбыта морских транспортных услуг. Характер спроса на морские перевозки многообразен, потребность в перевозках больших или малых партий груза может быть постоянной, периодической или эпизодической.

Трамповые судовладельцы при определенных условиях могут реализовать свои услуги на всех рынках сбыта морских транспортных услуг. Фрахтователями трамповых судов могут быть не только обычные грузоотправители, но и линейные судоходные компании, а также промышленные предприятия, имеющие собственный флот. Линейные компании прибегают к услугам трампового флота в случаях, когда увеличивается потребность в перевозках на линии и возникает необходимость увеличения количества работающих на ней судов. Аналогично, промышленные предприятия могут фрахтовать суда как в тайм-чартер на длительный срок, так и на единичные рейсы. Трамповые суда являются своего рода резервным тоннажем для линейных и внутрипроизводственных перевозок при возрастании их объема или при снижении по каким-либо причинам провозной способности собственного флота линейных компаний и промышленных предприятий.

В большинстве зарубежных исследований открытого фрахтового рынка в качестве постулата принимается, что фрахтовая ставка как цена морской перевозки, определяется условием равенства спроса и предложения.

В основе спроса на услуги флота лежит величина совокупного объема внешнеторговых связей стран определенного географического региона, осуществление которых связано с морской перевозкой.

Максимальный объем предложения тоннажа определяется провозной способностью судов, которые могут быть отфрахтованы, включая суда на приколе. Предложение услуг флота имеет высокую эластичность от ставки фрахта до тех пор, пока не задействован весь наличный флот.

Практически, в силу разных обстоятельств, предложение никогда не достигает своего максимально возможного значения. Оно всегда бывает меньше, однако это не мешает ему быть достаточно определенным на каждый момент времени. Когда объем предложения недостаточен, фрахтовые ставки возрастают. При этом вводятся в эксплуатацию даже суда значительного возраста, имеющие низкую производительность. Для достижения максимального дохода судовладельцы используют свои суда на полной скорости и сокращают до минимума время вывода судов из эксплуатации для технического обслуживания и ремонта. В результате объем предложения повышается и достигает уровня спроса.

При низком спросе на перевозки каждое отдельное судно может снизить объем производства продукции с одновременным уменьшением затрат на единицу продукции путем снижения скорости. Эта важная особенность затрат на единицу продукции в судоходстве, обусловливает необходимость учета соотношения цен на фрахтовом и бункерном рынках при управлении работой флота.

На рис. 4.1 изображены типичные функции спроса и предложения на трамповый тоннаж при различном уровне ставок фрахта.

В точке А уровень ставок фрахта низкий, поэтому часть судов выводится из эксплуатации, а часть - работает на сниженной скорости. В точке В ставки фрахта повышаются до уровня, когда определенная часть судов снова вводится в эксплуатацию, повышая предложение. В точке С предложение еще более возрастает за счет увеличения средней эксплуатационной скорости судов. Далее предложение более не увеличивается с ростом ставок фрахта, так как задействован весь наличный флот. Это подтверждает, что предложение тоннажа имеет высокую эластичность от ставки фрахта до тех пор, пока не задействован весь наличный флот.

 

 
 

 

 


 

 

 

 

Спрос (D), предложение (S), млрд. т-миль в год

 

Рисунок 4.1. Функции спроса и предложения для трампового

Фрахтового рынка

 

Эластичность спроса от фрахтовой ставки в краткосрочном разрезе равна нулю (в этом случае прямая спроса будет вертикальной).

Таким образом, спрос на тоннаж очень мало зависит от цены. Спрос на перевозки – это производная спроса на товары, перевозимые морем. Это приводит к выводу, что спрос на тоннаж не эластичен. Эластичность спроса от цены определяется как отношение относительного изменения спроса к относительному изменению цены.

, (4.1)

где, ∆ Qспр - относительное изменение спроса;

f – относительное изменение цены перевозки.

Спрос на тоннаж мало эластичен от ставок фрахта по следующим причинам:

-из-за низкой взаимозаменяемости морских транспортных услуг;

-из-за сравнительно небольшой доли цены перевозки в конечной цене перевозимых грузов.

Спрос на тоннаж испытывает также влияние цен на перевозки другими видами транспорта (в случае взаимозаменяемости перевозок).

Предложение тоннажа, в отличии от спроса на него сильно зависит от ставки фрахта и эластично по отношению к ней. Отношение относительного изменения предложения к относительному изменению цены:

. (4.2)

Предложение имеет свой максимум. Прямая зависимость предложения от ставки фрахта имеет место только до тех пор, пока предложение не достигнет своего максимума (задействованы все суда). После этого предложение не может увеличиваться, как бы не возрастали ставки фрахта.

Можно также рассматривать эластичность предложения по отношению к таким переменным, как уровень заработной платы и цены на топливо. Например, эластичность предложения по отношению к ценам на топливо в большинстве случаев отрицательна. Увеличение цены топлива означает более высокие издержки для судоходной компании, а поэтому при прочих равных условиях предлагаемый объем тоннажа снизится.

Такова в общих чертах схема взаимодействия спроса и предложения на фрахтовом рынке. Действительность оказывается намного сложнее вследствие неодинакового соотношения спроса и предложения по географическим секциям, что вызывает процессы регулирования ставок фрахта между отдельными секциями.

Для анализа динамики фрахтовых ставок используются фрахтовые индексы – это экономические показатели изменения цен на перевозку товара, которые определяются: как отношение объёма перевезённых за отчетный период грузов, взятых по цене отчётного периода к объёму грузов, взятых по базисной цене, который перевозился в тот же период.

(4.3)

Как показатель изменения цен за перевозку, фрахтовый индекс дает сравнительную характеристику фрахтов во времени, выявляя изменения уровня ставок на фрахтовом рынке. Фрахтовые индексы как обобщающие экономические показатели отражают изменение фрахтовых ставок и как относительные величины позволяют определить степень колебаний фрахтов в различные периоды. Экономическое содержание индекса зависит от набора индексируемых показателей: грузов, направлений перевозок, размеров судов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.007 с.)