Тайм-чартерный эквивалент (ТЧЭ) – определяющий показатель работы флота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тайм-чартерный эквивалент (ТЧЭ) – определяющий показатель работы флота



Каждое судно как средство производства может произвести тот или иной вид транспортной продукции. Один и тот же груз может перевозиться на разных направлениях, на одном направлении могут перевозиться различные грузы или применяться разные технологии погрузки-выгрузки, грузоподъемность и (или) грузовместимость могут быть использованы в различной степени. Однако, различия видов транспортной продукции возможны лишь в некоторых пределах, определяемых специализацией и тоннажной группой судна. Естественно, что издержки судовладельца, также как и его доход, при различных перевозках будут различны. Тем не менее, должен быть обеспечен определенный уровень эффективности использования судна. Показателем, оценивающим этот уровень, может служить финансовое отображение степени использования потенциальных возможностей судна при данной перевозке. В таком случае эффективный вариант использования судна означает, что при любой из возможных перевозок, то есть при производстве любого из возможных видов продукции, судно получает одинаковый суточный доход за вычетом переменной части рейсовых расходов в расчете на судо-сутки, т.е. показатель тайм-чартерного эквивалента (ТЧЭ), который по своей сути и количественно близок к ставке аренды при тайм-чартерном фрахтовании.

Как известно, ставки аренды при тайм-чартерном фрахтовании не зависят от вида груза и конкретных портов оговоренных районов погрузки и выгрузки. Другими словами, ставки аренды в определенном смысле не зависят от конкретного вида транспортной продукции, которую производит тайм-чартерное судно.

Показатель тайм-чартерного эквивалента за рейс определяется по формуле:

ТЧЭ=(F-Rпер)/ tp , (4.4)

где ТЧЭ – показатель тайм-чартерного эквивалента за рейс, $/сут;

F – величина фрахта за рейс, $;

Rпер – переменные расходы за рейс, $;

tp – продолжительность рейса, сут.

Величина фрахта рассчитывается по формуле:

F=Q*f, (4.5)

где Q – расчетное количество груза, перевозимого за рейс, т;

f – фрахтовая ставка на перевозку груза, $/т.

Расчет переменных расходов судна за рейс проводится по формуле:

Rпер= Rбунк+ Rком+ RОбщп.с., (4.6)

где Rбунк – расходы на бункер за рейс, $;

Rком – размер комиссии, $;

RОбщп.с. – общие портовые сборы за рейс, $.

Расходы на бункер за рейс рассчитываются по формуле:

Rбунк=RОТ+RДТ, (4.7)

где RОТ – расходы на основное топливо в рейсе, $;

RДТ – расходы на дизельное топливо в рейсе, $;

RОТ=1,01*qОТОТ*t х , (4.8)

где 1,01 – постоянный коэффициент, учитывающий расход смазочных материалов;

qОТ – норма расхода основного топлива, т/сут;

ЦОТ – стоимость основного топлива за тонну (IFO 120), $/т.

RДТ=1,01*qДТДТ*tр , (4.9)

где qДТ – норма расхода дизельного топлива, т/сут;

ЦДТ – стоимость дизельного топлива за тонну (MGO), $/т.

Размер комиссии рассчитывается по формуле:

Rком=F*k, (4.10)

где k – процент комиссии за привлечение груза.

Общие портовые сборы за рейс рассчитываются так:

RОбщп.с.=Rп.с.+Rк.с., (4.11)

где Rп.с. – портовые сборы в заданных портах, $;

Rк.с. – канальные сборы при прохождении каналов и проливов (Босфор и Дарданеллы, Керчь-Еникальский канал, пр.), $;

Расчет продолжительности рейса (tp) включает расчет продолжительности ходовой (t х) и стояночной (tст) составляющих:

tp = t х + tст , (4.12)

где t х –продолжительность ходового времени рейса, сут.;

tст – продолжительность стояночного времени рейса, сут.

Продолжительность ходового времени рейса рассчитывается по формуле:

t х = tхб + tхгр, (4.13)

где tхб – ходовое время в балласте, сут.;

tхгр – ходовое время в грузу, сут.;

tхгр = (L-Lогр)/ Vгр∙24+Lогр/Vогр∙24, (4.14)

где L – длина участка, миль;

Lогр – длина ограниченного участка (пролив Босфор и Дарданеллы), миль;

Lогр = 17 миль – пролив Босфор, Lогр = 64 миль – пролив Дарданеллы;

Vгр – скорость судна в грузу, узл.;

Vогр – ограниченная скорость судна при прохождении ограниченных участков, узл.;

Принимается Vогр = 7 узл.;

tхб=(L-Lогр)/Vб∙24+Lогр/Vогр∙24, (4.15)

где Vб – скорость судна в балласте, узл.

Стояночное время рассчитывается по формуле:

tст= Q/Мп+ Q/Мв , (4.16)

где Мп – норма обработки судна в порту погрузки, т/сут.;

Мв – норма обработки судна в порту выгрузки, т/сут.

Таблица 4.1

Эксплуатационные показатели работы судна

  Наименование показателя Условное обозначение Ед. измерения Значение
Ходовое время рейса tх сут  
Стояночное время рейса tст сут  
Общее время рейса tp сут  
Количество груза Q т  

Таблица 4.2.

Экономические показатели работы судна

  Наименование показателя Условное обозначение Ед. измерения Значение
Величина фрахта F $  
Размер комиссии Rком $  
Общие расходы на бункер Rбунк $  
Портовые сборы Rп.с. $  
Канальные сборы Rк.с. $  
Переменные расходы за рейс Rпер $  
Тайм-чартерный эквивалент ТЧЭ $/сут  

 

Анализ результатов расчета ТЧЭ сводится к выводу о том, что данная работа судна соответствует текущему состоянию фрахтового рынка, т.е. что ТЧЭ соответствует текущему уровню мировой цены продукции судна данной тоннажной группы и вида флота. Эта идея основывается на том, что для данного момента и региона работы ТЧЭ по предложениям перевозок для определенного судна будет некоторой постоянной величиной, не зависящей от груза или направления перевозки. Причем условие постоянства ТЧЭ равносильно условию суточной равноприбыльности вариантов работы. Таким образом, ТЧЭ представляет собой показатель состояния локального фрахтового рынка, и судовладелец должен планировать свою работу так, чтобы получать в течение суток приток денежных средств, соответствующий величине ТЧЭ. Другими словами, ТЧЭ является также универсальным способом определения идеи фрахтовой ставки, используемой на практике опытными брокерами. Если значение показателя ТЧЭ больше либо равняется рыночному значению (ТЧЭ≥ТЧЭрын), использование судна для данной морской перевозки является эффективным.

 

Задачи для самостоятельного решения.

 

1. Исходные данные

 

Рассматриваемые котировки

1.1. 3000 MTS CORN IN BULK 10% OO

YEISK / TUNIS

PPT/OWN

4 TTL DAYS

CH IDEA 30$/MT FOR FIXING

2,5 PCT TTL

 

 
 


1.2. 4000 MTS 10% OF AS IN BULK

KHERSON / IZMIR

3000 SSHINK / 2000 SSHEX EIN

SPOT

1,25 %

CH IDEA 18$/MT FIXING

 


1.3. 4000 5% CHOPT BLK CORN STW 51' WOG

RENI / BEIRUT

L/C – 16/18.04

L/D – 1500/1200 SHEX /FH EX IEU

3,75% TTL

CH IDEA 24$/MT FIXING

 
 

 


1.4. 4000 MIN / MAX STEELS

MARIUPOL / VENICE

L/C PPT

5 TTL DAYS SHEX

CH IDEA 28$/MT

2,5 PCT TTL

2. Тайм-чартерное описание судна

 

Наименование характеристики, ее обозначение Значение
Название судна "Кишинев"
L 123,5 м
B 15 м
Осадка в полном грузу 4,5 м
GRT 3777,3
NRT 2015,2
DWT 4709 т
Service speed 8 узлов
Расход топлива: на ходу   4,6 т/сут
на стоянке 0,6 т/сут
Capacity Bale 5800 м3
Capacity Graine 6070 м3
Норматив постоянных расходов 1800 $/сут
Место освобождения Пирей

 

3. Дополнительные данные для расчета

4.

4.1. Стоимость MGO (Marine Gas Oil) в Стамбуле – 500 $/т

4.2. Значения расстояний и портовых сборов по вариантам котировок.

4.2.1. Для 1-го варианта

 

 

Наименование порта Пирей Стамбул Ейск Тунис
Пирей   352 миль - -
Стамбул - 1800 $ 576 миль -
Ейск - - 15500 $ 1618 миль
Тунис - -   6000 $

4.2.2. Для 2-го варианта

Наименование порта Пирей Стамбул Херсон Измир
Пирей   352 миль - -
Стамбул - 1800 $ 422 миль -
Херсон - - 16000 $ 695 миль
Измир - -   6500 $

4.2.3. Для 3-го варианта

Наименование порта Пирей Стамбул Рении Бейрут
Пирей   352 миль - -
Стамбул - 1800 $ 309 миль -
Рени - - 17000 $ 1119 миль
Бейрут - -   6000 $

 

4.2.4. Для 4-го варианта.

 

Наименование порта Пирей Стамбул Мариуполь Венеция
Пирей   352 миль - -
Стамбул - 1800 $ 560 миль -
Мариуполь - - 1800 $ 1729 миль
Венеция - -   16000 $

 

Пример расчета ТЧЭ для котировки 1.1.

Описание котировки: 3000 тонн навалочного зерна +/- 10% в опционе судовладельца из п. Ейск на п. Тунис в Промптовой позиции или в датах, которые пригодны для судовладельца. При этом на погрузку, выгрузку отведено 4 суток. Идея фрахтовой ставки фрахтователя 30дол. За метрическую тонну с фиксацией (без торга). Адресная или брокерская комиссия составляет 2,5% от фрахта. Все прочие условия предусматриваются на основе чартера GrainVoy-2000, т.к. груз навалочный.

По формуле (4.5) выполняется расчет величины фрахта

По формуле (2.12) рассчитывается продолжительность рейса. При этом продолжительность ходового времени по (2.13) равна:

(сут).

По условию V = V = Service speed = 8 узлов (см. табл. Тайм-чартертное описание судна)

Продолжительность стояночного времени равна:

(сут)

Для данного условия: 1,4 – коэффициент отношения рабочего времени к нерабочему в течение недели (учет условия SHEX);

1 – учет одних суток (12+12 часов для двух портов) на вход в сталию, согласно положениям основных проформ чартеров.)

Таким образом, t =13,3+6,6=19,9 (сут).

Расходы на бункер за рейс по (2.7) составляют:

Общие портовые сборы за рейс по (4.11)

R =15500+6000+1800=23300$

Размер брокерской комиссии по (4.10) равен:

Величина переменных расходов за рейс по (4.6) составляет:

R =32570+2475+23300=58345$

Показатель тайм-чартерного эквивалента равен:

 

Вопросы для самоконтроля

1. Факторы, влияющие на морские фрахты.

2. Конъюнктура фрахтового рынка.

3. Фрахтовые индексы как показатели коньюнктуры фрахтового рынка.

4. Показатели эластичности спроса

5. Показатели эластичности предложения.

6. ТЭЧ как показатель эффективности работы судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.047 с.)