Административно-правовые (внесудебные) способы защиты прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовые (внесудебные) способы защиты прав человека.



Соблюдение и обеспечение прав и свобод человека настолько многогранная, многоаспектная и разносторонняя деятельность, что ее реализация должна осуществляться на всех уровнях социума. От местного самоуправления до правительства страны. Но в том-то и состоит особенность прав человека, что они настолько универсальны, настолько имплицитно содержаться во всех общественных отношениях, что любая властная деятельность в той или иной мере содержит проблематику прав человека, гражданина на определенные притязания. Это убедительно видно из сопоставления статей 71 и 72 Конституции РФ.

Согласно разделения предметов ведения РФ и субъектов РФ к полномочиям Федеральной власти отнесены: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

Но ведь конфликтогенными, вызывающими нарушение прав человека могут быть любые сферы деятельности Федеральных органов власти, перечисленные в статье 71.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

Но, как и в первом случае, мы можем сказать, что и во всех иных предметах совместного ведения содержаться права человека, которые обнаруживают себя при неправомерной деятельности чиновников исполнительной власти. Таковыми могут быть предметы совместного ведения: по владению, пользованию и распоряжению землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, в охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в защите семьи, материнства, отцовства и детства;.социальная защита, включая социальное обеспечение и все остальное, чем занимаются исполнительные органы власти. Наконец, органы местного самоуправления всей своей деятельностью призваны решать человеческие проблемы, удовлетворять потребности и интересы

граждан, то есть соблюдать и исполнять права человека и гражданские свободы.

Именно эта роль органов власти исчерпывающе четко изложена в статье 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Структура исполнительной власти в нашей стране весьма развита и имеет множество форм деятельности.

Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые относят российскую президентуру к исполнительной ветви власти. Поэтому иерархию исполнительной власти России возглавляет Президент РФ, который назначает председателя Правительства, ответственного прежде всего перед Президентом, а также имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Функции Правительства РФ весьма обширны, а его задачи в сфере соблюдения и защиты прав человека изложены в такой формулировке: «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью».

Президент РФ, согласно Конституции, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (статья 80 п. 2). Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (статья 85 п. 2).

Президент осуществляет контроль за деятельностью правительства, министерств и ведомств, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министерств, то есть оценивает деятельность исполнительной власти во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной и т.д.

Кроме федеральных органов исполнительной власти в стране действуют органы субъектов Федерации, организующие деятельность

13*

всех государственных структур в регионах, тем самым решающие проблемы обеспечения и защиты прав человека и гражданских свобод.

Напрямую с деятельностью исполнительной власти связан второй административно-правовой способ защиты прав человека - это внесудебный порядок обжалования неправильных, неправовых, нарушающих права граждан актов или решений в вышестоящий орган исполнительной власти.

Поскольку исполнительная власть теснейшим образом связана с потребностями и интересами граждан, то и от добросовестного отношения служащих разного уровня к рассмотрению и решению насущных обращений граждан во многом, или даже полностью зависит состояние с соблюдением гражданских прав и свобод. Ведь нарушения прав человека и связанные с этим конфликты часто провоцируются грубостью, черствостью, формализмом, бездушием чиновников.

С другой стороны, граждане плохо знают свои права и обязанности, не готовы к грамотному диалогу, основанному на высоком правосознании, чувстве собственного достоинства, на знании законов и т.д.

Поэтому следует подчеркнуть, что, исходя из широкой направленности деятельности исполнительной власти, в различных нормативно-правовых актах могут встречаться нормы, направленные на защиту прав человека в той или иной области. Вернее сказать, почти во всех нормативно-правовых актах есть эти нормы, расширяющие и уточняющие права граждан и ставящие преграды на пути административного произвола. Вот почему гражданам весьма полезно знать эти законы. Рассмотрим несколько примеров:

1. Известно конституционное право на равный доступ к государственной службе (некоторые неправильно говорят о праве на государственную службу). Федеральный Закон «Об основах государственной службы в РФ» конкретизирует это право, указывая, что при наличии необходимого образования, квалификации, опыта работы, т.е. при поступлении и прохождении государственной службы недопустимы различные ограничения по признакам пола, расы, национальности. Правда, эти причины установить очень сложно, почти невозможно, но бывают иногда прямые или косвенные доказательства. С другой стороны, в Законе указывается, что в обязанность государственных служащих вменяется признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

2. Как известно, у граждан России есть конституционное право на объединения в общественные организации: в профсоюзы, кооперативы, в спортивные, научные и прочие сообщества.

Но есть законы, углубляющие и расширяющие эти возможности граждан. В них можно найти важнейший принцип равноправия граждан: участие в общественных организациях не может служить основанием для ограничения прав человека. Закон разумно не допускает отказа в регистрации таких организаций по мотивам нецелесообразности, но очень часто чиновники позволяют определять, что нужно гражданам, а что - нет.

3. Конституционное право граждан на проведение демонстраций, митингов, шествий, собраний часто нарушаются чиновниками по надуманным причинам. Между тем, незаконный запрет можно обжаловать в суд в соответствии с Законом РФ от 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Этот Закон определяет широкий спектр возможностей обжалования.

4. Очень актуальны для россиян и проблематичны в исполнении права на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, личную и семейную тайну, тайну переписки, неприкосновенность жилища. Исполнительные органы власти должны осуществлять свои функции, прежде всего, соблюдая указанные права.

На деле случается так, что все эти права человека, прежде всего, нарушаются органами государственной власти.

Поэтому, в Законе о милиции весьма подробно регламентируются и функции милиции, и права граждан.

Но в том-то и тонкость этих прав, что они нарушаются самими служащими правоохранительных органов. Незаконные

подслушивания, проникновения, наблюдения, вскрытие почты, связи, Интернет-адресов. Все это делается теми, кто призван защищать граждан от таких нарушений их прав. Только за один 1997 год в России в дисциплинарном порядке было наказано 30 тыс. работников органов внутренних дел и свыше 1500 сотрудников привлечено к уголовной ответственности за такие нарушения. Но еще большее количество злоупотреблений остаются невыявленными. Имеются факты избиения, пыток, сведения личных счетов. Остановить такие нарушения можно, только зная свои права и защищая их упорно и последовательно, не боясь, не ленясь, опираясь на законные средства.

Законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О почтовой связи», «Об органах ФСБ» и другие выделяют все права человека и отмечают их неприкосновенность, но отстаивать и защищать свои права должны, прежде всего, сами граждане.

5. Одно из важнейших прав человека на свободное передвижение, свободно выбирать местожительства закреплено в Конституции. Однако, эти права часто нарушаются. Между тем, защищать и защищаться можно, как и в других случаях, зная свои права и отстаивая их.

Сейчас по старинке многие говорят о прописке, и мало кто знает о правилах регистрации граждан, закрепленных в законе РФ от 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Ограничения, налагаемые на граждан, строго ограничены законом: таковые допускаются только в пограничной полосе, в закрытых военных городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях, в которых введено чрезвычайное положение, санитарный карантин в связи с инфекционными заболеваниями, в зонах экологического бедствия.

За пределами этих ограничений не могут быть запрещены свобода передвижения, выбора места жительства и места пребывания.

В случае незаконных ограничений этих прав гражданин может обжаловать их или защищать свое право в суде.

Право на въезд в Россию и выезд из страны регулируется законом от 1996 года «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Въезд по закону запрещен лицу, задержанному по подозрению в совершении преступления или привлеченному в качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу решения суда. Этот же запрет относится, естественно, к лицу отбывающему наказание (до отбытия) или до освобождения от наказания. Выезд лица может быть ограничен в связи с уклонением его от исполнения обязанностей, наложенных на него судом - до исполнения обязательств или до достижения согласия сторон. Ограничение на выезд действует на время службы в войсках или на время альтернативной службы.

Ограничение указанных прав может быть только временным, и с изменением оснований - ограничение отпадает.

Права граждан на получение, передачу, производство, распространение информации, закрепленные в статье 29 Конституции,

тоже часто становятся причиной многих острых конфликтов. Органы исполнительной власти зачастую ущемляют права граждан, ставя различные преграды и препятствия для реализации этих прав. А в силу статьи 18 Конституции РФ должно было бы быть наоборот. Исполнительная власть должна преследовать и наказывать тех, кто препятствует осуществлению этих прав.

Законом РФ от 1991 года «О средствах массовой информации» запрещена цензура (!), но попробуйте опубликовать критический материал. Более того, государственные органы и должностные лица обязаны (!) представлять СМИ сведения о своей деятельности, а также рассылать справочные и статистические материалы.

В Законе «О государственной тайне» (1997 год) закрепляется право публиковать о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а эти органы и лица не имеют права засекречивать такие факты (!).

А сколько тумана напускают чиновники, когда журналисты пытаются придать огласке их неблаговидные дела. Их обвиняют чуть ли не в государственной измене.

Множество обязанностей возникает у исполнительной власти в сфере социально-экономических прав: они обязаны обеспечивать право на частную собственность, право на землю, на труд, на отдых, на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинское обслуживание, на благоприятную окружающую среду, право на образование, право на жилище.

Реализация этих прав регламентируется множеством законов и подзаконных актов, и фактически все три ветви власти обязаны активно отстаивать права человека в этих сферах.

Наконец, остановимся на возможности оспорить неправильные акты и решения исполнительных органов власти в судебных органах. Этот способ защитить права человека регламентируется Федеральным Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 годы. Согласно ему, каждый гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Действия государственного служащего могут быть обжалованы, если:

нарушены право и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его

прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо

обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо

ответственности.

Самостоятельной формой защиты прав и свобод гражданина является прокурорский надзор. По действующему в настоящее время закону «О прокуратуре Российской Федерации» она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Кроме того, прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также за соблюдением законности в органах, исполняющих наказания и также в местах содержания заключенных под стражей.

Так называемый «общий надзор» прокуратура осуществляет в отношении органов исполнительной власти, контролируя соблюдение ими Конституции РФ и действующих законов.

В настоящий момент идет обсуждение роли прокуратуры в правовой системе России, и выдвигаются различные варианты реорганизации или даже упразднения этого «ока государева».

ТЕМА 26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.45.0 (0.031 с.)