Организации в механизме защиты прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организации в механизме защиты прав человека.



Исторический опыт продемонстрировал, что самоограничение государственной власти вполне возможно, а известная формула Линкольна, характеризующее демократическое государство, как «правление народа, посредством народа, для народа» не прекраснодушная фантазия, а вполне реальное явление. И такое государство обоснованно считается правомерным или правовым. Именно в таком государстве расцветают гражданские инициативы, граждане свободно и добровольно объединяются в гражданские институты, берут на себя решение множества проблем, в которых заинтересованы сами граждане.

Гражданское общество - это деполитизированное пространство свободы, основу которого составляет Человек. Однако в правовом государстве в практике современных цивилизованных стран, границы между государством и гражданским обществом размываются, эти институты проникают друг в друга.

К институтам гражданского общества относятся неправительственные правозащитные организации. Продвижение России по пути формирования правового государства, вступление ее в Совет Европы предполагает укрепление связей между государством и гражданским обществом.

В настоящее время в мировой правовой литературе все больше внимания уделяется роли и деятельности неправительственных правозащитных организаций (НПО). Начиная с 1980-х годов неправительственные организации - и в России создаются и развиваются очень быстро. Кроме численного роста НПО возрастает их роль. Они получают доступ к сотрудничеству с национальными и международными органами, становятся участниками принятия важных для мирового сообщества решений, с ними советуются международные и национальные парламенты и правительства. Многие общественные организации участвуют в работе международных организаций и конференций. Отношения между НПО и правительствами быстро меняются в лучшую сторону и двигаются по направлению к мировому (глобальному) гражданскому обществу,

развитию гражданственности, более активному участию граждан в политической и социальной жизни.

Разнообразные и децентрализованные НПО обладают различными приоритетами. Они часто работают в сферах, где бюрократические и строгие правительства и правительственные организации не могут действовать. В сфере защиты прав человека общественные организации играют чрезвычайно важную роль. Иногда говорят даже, что без участия НПО мировое правозащитное движение не смогло бы сделать такой внушительный прогресс в первые полвека своего существования. Они играют важную роль в провозглашении и поддержке норм международного права прав человека. НПО, работающие в сфере прав человека, часто сравнивают с мифическим Сизифом, который сознательно толкает тяжелый камень вверх по склону высокой горы... Вершина может быть никогда не достигнута. Тем не менее, идя вверх по дороге, преодолевая препятствия, он делает дорогу легче для других.

Общественные неправительственные правозащитные организации играют немалую роль в повышении правовой культуры, защите прав граждан в политической, экономической социальной сферах. К сожалению, их количество, роль, эффективность работы в России нельзя сравнить с аналогичными структурами и механизмами защиты, сложившимися в демократических странах с развитым гражданским обществом.

Понятие неправительственной организации впервые было использовано при образовании ООН. До этого использовалось словосочетание «добровольческое агентство». Эти агентства работали задолго до образования Лиги Наций (1919). Как отмечалось в заявлении Генеральной Ассамблеи ООН «Деятельность неправительственных агентов стала важнейшим отражением общественной жизни во всех частях мира,... образовалась новая международная система активного участия, отвечающая на силы глобализации».

Первые НПО были образованы на Западе. В странах коммунистического блока независимая и неподотчетная государству деятельность была подавлена и всячески запрещалась; в странах третьего мира также было очень немного НПО. Некоторые международные НПО, работающие в сфере прав человека, активны на международной арене уже долгое время, например, Международный Комитет Красного Креста (Женева, 1863), Французская Лига защиты

I

прав человека и гражданина (Париж, 1902), Общество против рабства (Лондон, 1909), Международная Лига за права человека (Нью-Йорк, 1942) и Международная Комиссия Юристов (Женева, 1951).

Более широко международные неправительственные организации начали действовать в сфере прав человека сразу после Второй мировой войны. Многие были созданы для поддержки гуманитарных целей, развития социального и экономического благосостояния и прав человека, главным образом, чтобы помочь восстановлению послевоенной Европы.

Увеличение числа НПО видно из следующих цифр: В 1974 году Ежегодная Книга Международных Организаций содержала перечень 4,310 организаций различного рода. А в 1995 в отчете ООН о мировом (глобальном) управлении (правительстве) упомянуто около 29.000 международных НПО. Журнал «Экономист» подчеркивает, что число национальных НПО растет еще быстрее. Существует-более 2 миллионов в Америке, большинство возникли в последние 30 лет. В России, по сравнению с почти не существовавшими НПО во время Советского Союза, в 2000 году насчитывалось, по меньшей мере, 65.000 организаций.

В написании Всеобщей Декларации прав человека участвовало 15 неправительственных организаций с консультативным статусом. В 1993 году около 1500 НПО участвовало во Всемирной конференции по правам человека в Вене.

Признание важности НПО на международной правозащитной арене видно по признанию их заслуг при вручении 1997 Нобелевской Премии Мира коалиции НПО, организовавшей Международную Коалицию за запрет противопехотных мин, а также присуждение премии за 1999 год организации «Врачи без границ» за их правозащитную деятельность.

Часто деятельность НПО бросает вызов традиционным понятиям государства и суверенитета. И с этой точки зрения логичным кажется то, что государства часто пытаются блокировать деятельность НПО, как они часто делали в коммунистических странах и в развивающихся демократиях Восточной Европы и Латинской Америки.

Международные НПО уверены, что общественность имеет право быть обеспокоенным состоянием с правами человека в других государствах и тем, как государство обходится со своими гражданами. Более того, наблюдение за правами человека и выполнение странами

принятых на себя гарантий в области прав человека, рекомендации и когда нужно вмешательство, не только право, но и обязанность международного сообщества. Это и необходимо, и правомерно для НПО.

Активисты НПО рассматривают «рассасывание» суверенитета в позитивном свете. Это дает людям, страдающим от нарушений прав человека и от произвола государства, средство против их собственного государства. Когда люди отчаиваются быть услышанными своим собственным государствами, вступает в действие так называемый эффект бумеранга, который может быть использован, когда национальная правозащитная группа должна выйти на международных партнеров, чтобы оказать давление на правительства с тем, чтобы изменить внутреннею практику. Нет сомнений, что это вмешательство в национальный суверенитет, но ради блага граждан.

Важность ценностей, принципов и идей, вера в то, что человек может изменить ситуацию к лучшему, творческий подход к информации и применение неправительственными агентами искушенных утонченных политических тактик в своих кампаниях являются характерными для сетей НПО.

Для того, чтобы считаться правозащитной, организация не обязательно должна основывать свою критику государства на международных актах по защите прав человека - Всеобщей Декларации прав человека, Международных Пактах по правам человека. Более убедительной, чем формальные источники норм, к которым апеллирует группа, в этом случае является природа предъявляемых требований и преследуемых целей. Выбор, на какие документы ссылаться в работе: на международные нормы о правах человека или на внутреннее законодательство, является больше вопросом стратегии. В случае ссылки на внутренне законодательство НПО избегает опасности быть обвиненным в восприятии чужеродных неприменимых для страны концепций. С другой стороны применение международных норм также может оказать неоценимую помощь.

Неправительственные организации, действующие на международной арене, представляют собой весьма существенную силу в сфере обеспечения и защиты прав человека в национальных государствах. Это говорит о том, что международная деятельность, направленная на осуществление мероприятий по соблюдению прав человека, также играет важную роль, наравне с чисто национальными

14 - 2027

г

правозащитными мерами. Это укрепляет получивший развитие в международных отношениях принцип "обязанности вмешаться" во внутренние дела какого-либо государства, если права человека оказываются под угрозой. Международные организации обладают в этом отношении большим преимуществом - они могут подвергнуть ситуацию с правами человека в конкретной стране более глубокой критике, чем это может позволить себе государство из политических соображений, то есть они обладают большей политической автономией для беспристрастных занятий проблемами прав человека на международной арене.

Классификация НПО.

Общественные организации можно классифицировать по нескольким признакам. Можно классифицировать НПО по степени институализации: четко организованные по структуре, руководящим органам, фиксированному членству и так называемые «народные» организации - местные организации без определенной структуры. Так Программа Развития ООН упоминает народные и неправительственные организации. НПО - добровольческие организации, которые работают очень часто от имени и ради других. Их работа и деятельность заострены на вопросах и группах людей за пределами собственного членства и аппарата. Народные организации - демократические организации, которые представляют интересы своих собственных членов и подотчетны им. Они могут быть небольшими, локальными (местными) и без определенной структуры.

Все неправительственные организации можно разделить на национальные (внутригосударственные) неправительственные организации, ограничивающие свою активность рамками собственной страны, и международные НПО, которые действуют в двух и более странах, а также местные и народные организации.

По сфере занятий они могут делиться на НПО, занимающиеся женскими проблемами, проблемами детей, рабочих, национальных меньшинств и так далее. По проблематике они также разнообразны: сугубо правозащитные, природоохранные и экологические, работающие в сфере развития образования, защищающие права потребителей, отдельных уязвимых групп населения. Другие делят НПО на те, что занимаются демократизацией общества, правами человека и развитием экономического благосостояния.

В соответствии с определением поколений прав человека, Дэвид Кортен выделил три поколения стратегий НПО, которые в настоящее время упоминаются как поколения НПО. Это: помощь и социальное обеспечение (благосостояние); развитие самоуправления и самостоятельность и независимость в принятии решений; сбалансированное развитие. А также солидарность и народное движение. Первое поколение НПО сначала фокусировало внимание на предоставлении материальной помощи для того, чтобы помочь в краткосрочных нуждах, используя так называемый подход помощи? Организации первого поколения родились в поствоенной Европе.

Второе поколение возникло из-за того, что оказание кратковременной помощи не всегда оказывалось действенным в борьбе с бедностью и нищетой. Так развилась стратегия развития самостоятельности в борьбе регионов за лучшие условия жизни. Третье поколение стратегий возникло в качестве попытки изменить национальную политику для сбалансированного развития, оказания технической поддержки и развития локальных инфраструктур. Эти стратегии более всего могут быть отнесены к практике правозащитных НПО.

Роль НПО.

Деятельность правозащитных НПО по защите прав и свобод человека может варьироваться от простого документирования нарушений и мониторинга проводимого сотрудниками организации до активного лоббирования, участия в судебных процессах, сотрудничества с международными структурами. Первоначально международные и национальные правозащитные НПО были вовлечены, главным образом, в сбор информации, впоследствии их стало больше интересовать, как различные правовые нормы применяются в разных странах. Лори Визеберг перечисляет следующие функции правозащитных НПО:

1. сбор информации, ее оценка и распространение; мониторинг;

2. непосредственная защита прав человека, усилия по устранению злоупотреблений и возмещение убытков

3. развитие норм права, участие в развитии правозащитных стандартов;

4. правовая помощь, медицинская и гуманитарная помощь и научная экспертиза;

14*

5. поддержка и укрепление солидарности (развитие-гражданского общества);

6. моральное осуждение или восхваление;

7. лоббирование национальных, межнациональных и международных властных структур, оказание влияния на политику;

8. образование, развитие самосознания;

9. оказание услуг;

10. общественный контроль над управленческими структурами, поддержка открытой политической системы.

Преимущество международных неправительственных организаций в том, что они поддерживают непосредственные контакты с жертвами нарушений прав человека, а также прочные связи с другими неправительственными правозащитными организациями в странах, где нарушаются права человека. НПО умело распространяют информацию по вопросам прав человека и организовывают подготовку активистов-правозащитников. Они опытны в оказании давления на правительства в связи с проблемами прав человека. Некоторые правительства оказывают содействие таким группам, однако финансовая поддержка со стороны правительств обычно не приветствуется ими, так как в этом случае независимость организации может быть поставлена под сомнение. Но могут производиться регулярные обмены информацией и идеями, суммирование знаний о ситуации в определенных областях.

Существенная роль, которую выполняют международные неправительственные правозащитные организации, заключается в сборе надежной информации со всего мира о нарушениях прав человека. Цель этого - обеспечение населения всего мира доступной информацией о ситуации с правами человека в разных странах мира. Неправительственные организации играют существенную роль в формировании общественного мнения, включая мнение в других странах.

НПО часто служат альтернативными источниками информации. Они часто предоставляют достойную большего доверия информацию- о состоянии с правами человека в стране, чем правительственные или ангажированные средства массовой информации.

Важное достоинство НПО в их ценностной ориентации, в мотивации того, что побуждает их организовываться и действовать. Большинство из них создается из гуманистических, человеколюбивых

устремлений людей неравнодушных к бедам и заботам социально уязвимых и непривилегированных групп населения. Они часто выполняют функцию посредников между властями и гражданами, играя ключевую роль в отношениях между государством и гражданским обществом.

Методы работы.

Типология способов и методов, которые НПО и их коалиции используют для правозащитного убеждения, принято подразделять на следующие формы деятельности:

1. Информационная тактика, или способность быстро и достоверно собирать и политически выгодно использовать информацию; предоставлять ее там и в таком виде, где она окажет наибольшее влияние;

2. Символическая тактика, или умение использовать символы, события, факты, истории, которые могут воздействовать на ситуацию и аудиторию;

3. Тактика использования рычагов, или способность призывать влиятельных игроков, в ситуации, где менее влиятельные члены не могут оказать влияние;

4. Тактика отчетности, или способности призывать влиятельных акторов к отчетности и приверженности к предварительно объявленным принципам или политике.1

Тактика правозащитных НПО часто фокусируется на защите индивидуальных жертв произвола с помощью:

1) выявление случаев произвола и нарушения прав человека и мобилизация общественного негодования с целью прекратить злоупотребления и улучшить ситуацию. Это наиболее часто применяемая тактика;

2) сотрудничество с ответственными лицами на национальном и международном уровнях, проведение кампаний и лоббирование;

3) оказание услуг, таких как правовая помощь, обучение навыкам общественной защиты, и более широкая образовательная работа.

Отношения между властью и общественными организациями.

Государственная власть является главным «гарантом» прав по своему определению и назначению, но, обладая монополией на

Дебора Эйд и Эрнест Лайтеринген.

применение силы, часто становится их нарушителем. Когда это случается, общественные организации должны высказаться против этих злоупотреблений власти и призвать к соблюдению прав человека. Отношения между правительствами и правозащитными организациями часто проходят через несколько ступеней -первоначально они просто игнорируются государством, затем, по мере становления гражданских институтов, предпринимаются усилия по их подавлению и приручению, в результате демократизации и частично в результате развития социального контроля, правомерное правление осознает важность и значение сотрудничества с гражданскими институтами, вследствие чего считается с их деятельностью.

Вопрос, должны ли НПО в государствах с практикой нарушений прав человека бросать вызов правительствам, или они могут работать и сотрудничать с ними, является очень важным. Согласно многим специалистам, идеальные отношения между НПО и правительствами можно назвать «конструктивным конфликтом» (или творческое напряжение). Это включает вид конструктивных отношений, который дает НПО право критиковать правительство, без риска подорвать правомерную власть государства. Некоторые НПО способны и имеют желанию бросить вызов государству, другие предпочитают не быть в оппозиции государству. С другой стороны организации, которые тесно сотрудничают с государством, имеют возможность работать над реформами, и могут преследовать более широкие цели как изменение политических структур и тактик. С другой стороны партнерские отношения с государством делает общественные организации зависимыми от государства.

Во многих случаях отношения между государством и НПО зависят от реакции государства на инициативы НПО: это или готовность принять НПО, их советы и рекомендации или неспособность признать свои ошибки. Это зависит от готовности государств признать пробелы и недостатки в деятельности собственной администрации. В случае если государство готово и желает признать свои ошибки и бороться за их исполнение вместе с гражданским обществом, они могут сотрудничать с целью достижения единой цели. Но если государство отрицает свои обязанности, притворяется, что проблемы прав человека не существует, или на самом деле не видит их наличия, то оно часто ведет себя враждебно

1 Чарлтон. С. 30 ссылка на с. 21.

по отношению к НПО и игнорирует их усилия. Таким образом, если государство развито, демократично и цивилизовано, оно готово к диалогу и сотрудничеству с гражданскими институтами, они могут быть включены в национальную правозащитную систему и тем самым, усилить весь механизм защиты прав человека.

В недемократичном государстве всегда остается возможность граждан, НПО в оппозиции к власти. Без сомнения, какой-либо контроль за деятельностью исполнительной властью, факты ограничения гражданских свобод и мониторинг прав человека, критика недостатков государственного управления не могут рассчитывать на понимание и помощь со стороны государственных чиновников и бюрократов. Но если они, как им предписано, озабочены именно этими проблемами, то они смогут с благодарностью принять и помощь общественных организаций.

НПО и Международные организации.

Организация Объединенных Наций была первой международной организацией, которая начала официально сотрудничать с НПО. Лига Наций и Международная Организация Труда и другие агентства сотрудничали с частными организациями, но строго на неформальной основе. Впервые в истории представители общественных организаций присутствовали на конференции ООН в Сан-Франциско в 1945 году. В частности, их вклад заключался во включении в Хартию ООН упоминания о правах и свободах человека, которые не были упомянуты в предыдущих черновых вариантах этого документа.

Статья 71 Хартии ООН перечисляет возможности сотрудничества между НПО, ООН и ее специализированными агентствами, особенно ЭКОСОС. Она разрешает для ЭКОСОСа «принимать необходимые меры для консультаций с неправительственными организациями, которые занимаются проблемами, входящими в компетенцию Совета». Если ранее возможность сотрудничества между ООН и НПО относилась только к одному агентству - Экономическому и Социальному Совету и соответственно только по экономическим и социальным вопросам, то с 1996 года разрешено участие НПО во всей деятельности ООН. Например, Детский Фонд Организации Объединенных Наций по делам детей ЮНИСЕФ предоставляет статус консультантов неправительственным правозащитным организациям, занимающимся

проблемами детей. ЭКОСОС дал определение неправительственной организации как «любой международной организации, которая не образована с помощью межгосударственного соглашения». Согласно параграфу 27 Резолюции 288 (X) от февраля 1950 года, НПО, сотрудничающие с ЭКОСОСом, делятся на организации с общим консультативным статусом (большие международные организации, сфера деятельности которых покрывает большинство проблем, с которыми работает ООН), специальным консультативным статусом (организации, сфера компетенции которых включает некоторые вопросы интересующие ООН) и организации, входящие в Регистр (организации, компетенция которых может быть время от времени полезной для ООН и, которые могут дать консультацию по просьбе ООН). В 1996 году консультативный статус впервые был дан не только международным, но и национальным неправительственным организациям, в случае, если они демонстрируют международный размах своей деятельности.

Со времени первых лет деятельности ООН число НПО, имеющих консультативный статус с ЭКОСОСом, значительно возросло. От 41 организации в 1948 и 377 в 1968 году, число организаций с консультативным статусом в настоящее время возросло до 1,350.

Подчеркивая важность прав человека в мире, 9 декабря 1998 года ООН приняла Декларацию о правах и обязанностях частных лиц, групп и общественных органов по поддержке и защите всеобще признанных прав человека и фундаментальных свобод (Декларация Защитников). В декларации заявлена обязанность государства поддерживать и защищать права человека, что включает возможность формировать, присоединяться и участвовать в работе неправительственных организаций.

НПО и Совет Европы.

Совет Европы активно сотрудничает с организациями, работающими в сфере защиты прав человека. Представители Европейского Суда по правам человека подчеркнули три сферы в деятельности Совета Европы, где сотрудничество с неправительственными организациями особенно важно:

1. в усилиях по борьбе с расизмом и нетерпимостью;

2. в распространении информации о международных стандартах в области прав человека и о том, как они могут быть выполнены, а

также влияя на правительства в имплементации стандартов в национальное законодательство;

3. о сотрудничестве с Парламентской Ассамблеей Совета Европы, так как парламентарии очень заинтересованы в правдивой информации о состоянии соблюдения и защите прав человека, а неправительственные организации обладают такими данными

Сейчас более 360 неправительственных организаций имеет консультативный статус в Совете Европы. Правила, регулирующие эти отношения, содержатся в Резолюции (93)38, принятой Комитетом Министров в 1993 году. Согласно этой Резолюции, «консультативный статус может быть предоставлен международной организации, активной на европейском уровне, обладающей особой компетенцией в сфере своей деятельности и, которая своей деятельностью может поддержать выполнение целей, изложенных в статье 1 Статута, с помощью поддержки деятельности Совета Европы и информировании европейского общества о деятельности Совета Европы».

Все органы Совета Европы могут консультироваться с организациями, обладающими консультативным статусом. Чтобы получить этот статус, организация должна быть международной, иметь значительное членство среди государств-членов Совета Европы. Национальные и местные НПО могут сотрудничать с этими, более крупными НПО, и через них сотрудничать с Советом Европы. В 1998 году Мемориал стал первой неправительственной группой из СНГ, которой был дан консультативный статус.

Три неправительственные организации России -Международная Амнистия, Международный Комитет Юристов, Международная Федерация Правозащитной Лиги, имеют специальный статус наблюдателей при Руководящем Комитете по правам человека Совета Европы, что позволяет им участвовать в дискуссиях о развитии правозащитных стандартов и процедур, проходящих в Комитете.

Участие неправительственных организаций в правосудии.

Степень участия неправительственных организаций в судебных заседаниях может быть различным. Они могут возбуждать дела, участвовать как стороны дела, назначаться судом как эксперты суда или сторон для установления фактов или правового анализа, представлять свидетельские показания и участвовать в судебном заседании как amicus curiae (AC).

Обычно, для вступления в дело, сторона должна иметь прямой личный интерес в деле, интерес, который подразумевает приобретение или потерю права при вступлении решения суда в силу. Интерес необходимый для выступления в качестве amicus curiae намного меньше. Часто суды разрешают amicus curiae участвовать на основе общего интереса, включая желание предотвратить встречный иск, защитить непредставленное лицо или общественный интерес или указать на ошибку суда.

АС или друзья суда были известны еще в римском праве. Использование этого термина в современной юриспруденции пришло из английского дела Green v. Biddle (1821). Как пишет Дина Шелтон «развитие участия amicus может быть рассматриваться во многом, как результат влияния процедур общего права, которые делают участие третьих лиц трудным, если не невозможным. В отличие от общего права, континентальное право предоставляет более широкие права вмешательства в дело, благодаря чему организации могут участвовать в процессе как третьи лица, служа той же цели как amicus curiae.

Amicus могут представлять свой собственный интерес, отличный от интересов сторон, или общественный интерес. Почти все суды требуют, чтобы они попросили разрешения участвовать, они должны объяснить причины их желания участвовать, показать, что вопрос, которого коснется организация, не был адекватно представлен до этого и показать, что их участие сослужит интересам правосудия. Суд может сам попросить любую организацию помочь в заседании, он также может попросить поддержать тот или иной аргумент, слабо представленный сторонами или представить новый аргумент. Иногда в судебной процедуре Европейского Суда по правам человека, Суд может попросить НПО поднять вопрос, который ни стороны, ни государство не считают возможным поднять. Одним из примеров участия неправительственный организаций как АС является дело Пиночета в Английской Палате Лордов.

Многие международные суды подчеркивают в своих правилах судопроизводства, что только государства могут быть сторонами процесса, таким образом, ограничивая свободу НПО участвовать в процессе. Например, Международный суд правосудия ограничен рассмотрением дел только между государствами, Европейский суд правосудия предоставляет право участия в определенных категориях дел неправительственным организациям и частным лицам. Компетенция Интер-Американского Суда ограничена делами,

инициированными Интер-Американской Комиссией или государством. Таким образом, во многих случаях amicus curiae становится единственной возможностью для участия неправительственных организаций в судопроизводстве.

Неправительственные организации не могут участвовать в процессе Международного Суда Правосудия, судебном органе ООН. Статья 34(2) Статута суда однако допускает, что суд может просить общественные международные организации предоставить информацию, имеющую отношение к рассматриваемому делу и должен прислушаться к информации, предоставленной организацией по ее собственной инициативе.

Неправительственные организации часто участвуют как amicus curiae в процессе Европейского Суда Правосудия, органе Европейского Союза. Согласно Протоколу Статута Суда Правосудия Европейского Экономического Сообщества, параграф 17 1957 года «частные и юридические лица, имеющие интерес в любом деле, перед Европейским Судом могут участвовать как amicus curiae». Статья 37 гласит, что информация, предоставленная организациями должна содержать аргументы в пользу одной из сторон.

Активисты НПО могут дать ценный совет, представлять интересы истца, осуществлять иную правовую помощь гражданам, которые хотят обратиться в Европейский Суд. Они помогают в составлении исков и в последующих стадиях процесса.

Неправительственные организации занимают важное место в национальном механизме защиты прав человека. Они наряду с экологическими НПО были наиболее многочисленными и на гражданском форуме, на котором составляли по 10% участников. Всего по стране в момент написания этой книги было создано около 70 000 некоммерческих организаций, в деятельности которых принимали участие 2,5 миллиона человек. Изучение общественного мнения показывает, что 63% россиян согласились бы участвовать в деятельности правозащитных организаций, и это показывает большие потенциальные возможности развития таких гражданских институтов. В то же время около половины россиян (48%) не знают о такой важной форме участия граждан в управлении общественными

делами.

Правозащитник. № 4. 2001. С. 83-84.

Неправительственные Правозащитные Организации в Советском

Союзе.

В СССР, как во всех тоталитарных, авторитарных и иных недемократических государствах, тему прав человека было принято замалчивать и не замечать или делать вид, что требования соблюдения прав и свобод человека относятся к внутренним делам государства.

Движение за права человека началось в Советском Союзе во второй половине 1960-х годов и было начато небольшой группой московской интеллигенции. Первые требования правозащитных групп были исключительно негативные права и требования гражданских свобод. Этот период российского движения за права человека теперь иногда называют «классическим». Требования первых активистов-правозащитников или диссидентов называют элитистскими, так как только небольшая группа людей была озабочена исполнением гражданских прав и свобод. Немногие в Советском Союзе понимали важность гражданских прав и свобод.

Начало правозащитного движения в Советском Союзе многие связывают с процессом над советскими писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем в 1966 году и с первыми демонстрациями правозащитников в Москве 5 декабря 1965 года. Синявский и Даниэль были обвинены в написании и распространении книг содержащих антисоветскую пропаганду. Оба были признаны виновными и приговорены к семи и пяти годам лагерей, соответственно.

Как пишет известная наша правозащитница Глава Московской Хельсинской Группы Людмила Алексеева в книге «История правозащитного движения» «во время 1966-1968 годов сформировался круг правозащитных активистов. Он был основан не на симпатии к либеральным или демократическим идеям, было много тех, кто разделял эти мнения и идеи, но на основе готовности и желания объявить и открыто высказать эти мнения и бороться за них, и как последствие быть готовым страдать и быть сосланным и заключенным в тюрьму за это».1

Как пишет Сергей Ковалев, один из активных

. правозащитников страны: «моя жизнь также как и жизни многих

людей моего поколения и биографии, была решена в 1968. С чувством

стыда и бессилия, которое мы почувствовали после советского

1 Л. Алексеева. «История правозащитного движения». М. 1996.

вторжения в Чехословакию, родилось другое чувство. Мы поняли, что мы не можем отделять себя от того, что происходит в Чехословакии, мы не могли согласиться с тем, что делалось от нашего имени. Необходимо было перестать спрашивать себя беспомощно «но что мы можем сделать?», мы должны были спросить себя «что я должен сделать? После августа 1968 года я начал участвовать в деятельности, которую теперь называют правозащитной». Когда он начал правозащитную деятельность, Ковалев был кандидатом наук по биологии, имел хорошую работу и семью. К 1969 году он потерял работу и в 1974 был приговорен к 7 годам тюрьмы и 3 годам ссылки. Он был освобожден в 1984 году и продолжил правозащитную деятельность. Он был избран первым российским омбудсманом и первым председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

Даже в то время, когда было очень опасно создавать организации по правам человека, с 1968 года неофициальное правозащитное движение обладало своим собственным печатным органом - самиздатовским листком, который назывался «Хроника текущих событий», который проводил мониторинг ситуации с правами человека в стране, придавал гласности нарушения политических и гражданских прав и распространял информацию о жертвах коммунистического режима. Копии Хроники отправлялись заграницу, и в 1971 году Международная Амнистия начала публиковать регулярные англоязычные выпуски. Эти репортажи были главным источником информации о положении диссидентов в СССР. Андрей Сахаров принимал участие в составлении Хроники и называл ее «самым большим достижением правозащитников».

Первая правозащитная организация в Советском Союзе появилась в 1969 году. В этом году небольшая группа правозащитников, которые до тех пор в большинстве своем были против объединения в группу, занимаясь каждый индивидуальной деятельностью, адресовали в Организацию Объединенных Наций письмо с протестом против нарушений прав человека, допускаемых в Советском Союзе. Группа назвала себя «Инициативной группой защиты прав человека в СССР». В дальнейшем обращения Инициативной группы в ООН и другие международные организации продолжались.

Л. Алексеева «История правозащитного движения». М. 1996.

В ноябре 1970 года был создан Комитет прав человека в СССР. Эта организация впервые в истории советских правозащитных организаций имела свой учредительный договор, членство, разработанный регламент. Главной деятельностью Комитета было изучение состояния дел с соблюдением прав человека в Советском Союзе и разработке проблем защиты прав человека в советском законодательстве. Эта организация в 1971 году первой в СССР получила международное признание, стала членом Международной Лиги прав человека - неправительственной организации, имеющей консультативный статус при ООН.

В мае 1976 года была создана «Группа содействия выполнению Хельсинских Соглашений в СССР», ставшей известной под названием Московской Хельсинкской Группы. Эта группа получила признание и поддержку мирового сообщества. В цели группы входило и входит принятие информации от граждан о нарушении норм Хельсинских Соглашений, содержащих статьи о правах человека подписанных в 1975 году, знакомить с фактами нарушения прав человека общественность и правительства стран, присоединившихся к Заключительному Акту Хельсинских Соглашений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.203 с.)