Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа

Поиск

 

Методика маржинального анализа прибыли. Определение безубыточного объема продаж. Анализ факторов изменения зоны безопасности предприятия. Определение критической суммы постоянных затрат и переменных расходов. Определение критического уровня цены реализации. Эффект кривой опыта. Оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня. Обоснование решения "производить или покупать". Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы..

Изучив данную тему студент должен:

знать преимущества методики маржинального анализа, особенности применения методики маржинального анализа в условиях многопродуктового производства;

уметь рассчитывать критический объем продаж, строить графики зависимости между прибылью, объемом реализации и себестоимостью, интерпретировать полученные результаты, выбирать вариант минимизации затрат или максимизации объема реализации.

 

При изучении данной темы необходимо:

акцентировать внимание на следующих понятиях: дефицитный ресурс. Маржа покрытия. Процесс принятия решений с учетом ограничений.

Рекомендуемая литература по теме:

Базовый учебник: Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Утв. МО РФ / Г.А.Савицкая. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 330с.

Дополнительная литература:

Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ученое пособие. 3-е изд., 2007 448с. Гриф МО РФ (20 экз.)

Бочкова С.В. Оценка экономического положения предприятия: Учеб. Пособие – М.: ВНТИЦ, 2008. - №50200801677

Лабораторные занятия по теме 10 предусматривают:

1.Выполнение следующих заданий:

 

Моделирование и решение на ПЭВМ задач по теме. Создание экономико-математической модели задачи. Создание компьютерной модели и решение задачи на ПЭВМ средствами табличного процессора Microsoft Excel. Построение точки безубыточности и зоны безопасности предприятия. Анализ полученных результатов.

 

Задача 1

 

На основании приведенных данных проанализируйте факторы изменения прибыли и рентабельности отдельных видов продукции и в целом по предприятию по методике маржинального анализа.

 

Показатель Изделие А Изделие В
прошлый год отчетный год прошлый год отчетный год
Объем продаж, шт. 5 000 6 000 4 000 6 000
Цена изделия, тыс. руб.        
Себестоимость изделия, тыс. руб.        
В том числе переменные затраты     12,5 13,54
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 95 000 144 000 30 000 62 760

 

Задача 2

 

На основании приведенных плановых данных малого предприятия, которое специализируется на производстве мягких игрушек, определите алгебраическим и графическим методами:

a) сумму переменных издержек, приходящихся на единицу продукции;

b) величину постоянных расходов в данном релевантном диапазоне объема реализации продукции;

c) величину общих издержек на запланированный объем производства продукции, равный 75 000 игрушек;

d) минимальную цену единицы реализуемой продукции, при которой будет обеспечена полная окупаемость всех затрат при объеме выпуска 75 000 игрушек;

e) цену, которая позволит обеспечить уровень рентабельности 30%;

f) критический уровень постоянных затрат;

g) безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия при запланированном объеме выпуска продукции (аналитическим и графическим способом).

 

Показатель При минимальной загрузке производственной мощности При максимальной загрузке производственной мощности
Объем реализации продукции, шт. 60 000 80 000
Общие затраты (постоянные и переменные), тыс. руб. 12 600 14 400
Цена, руб.    

 

 

Задача 3

 

Рассчитайте влияние факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия по нижеприведенным данным.

 

Показатель Уровень показателя
прошлый период отчетный период
Объем реализации продукции, шт. 5 000 4 500
Цена, руб.    
Переменные затраты на изделие, руб.    
Сумма постоянных затрат на весь выпуск, руб. 350 000 360 000

 

 

Задача 4

 

На основании приведены данных обоснуйте целесообразность принятия дополнительного заказа по более низкой цене.

Определите, как изменятся сумма прибыли, безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия.

 

Показатель Вариант А (100% заказов) Вариант В (65% заказов) Вариант С
65% заказов дополнительный заказ
Объем реализации продукции, шт. 50 000 32 500 32 500 12 000
Цена реализации, руб.        
Переменные затраты на единицу продукции, руб.        
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 5 000 5 000 5 000  

 

 

Задача 5

 

Обоснуйте, при каком объеме грузооборота выгодно применять тот или иной грузовик. Решение произведите аналитическим и графическим способами. Определите потери предприятия в связи с неправильным выбором варианта автомобиля: при годовом объеме грузооборота 120 000 т-км используется третий вариант грузовика.

 

Вариант грузовика Постоянные затраты, руб. Переменные затраты на единицу продукции, руб.
Первый 120 000  
Второй 250 000  
Третий 610 000 1,5

 

Задача 6

 

Обоснуйте, при каком объеме выгодно приобретать детали, а при каком – выгодно производить. Купить их можно по 75 руб. за единицу. Если их производить на предприятии, то постоянные расходы за год составят 200 тыс. руб., а переменные на единицу продукции – 50 руб. Решение произведите аналитическим и графическим методами.

Определите потери предприятия в результате неправильного решения: при потребности 4 000 деталей в год решено их производить на предприятии.

 

Задача 7

 

Обоснуйте, при каком объеме производства выгодно применять первый, а при каком – второй вариант технологии. Решение произведите аналитическим и графическим методами.

 

Показатель Вариант 1 Вариант 2
Постоянные затраты, тыс. руб.   1 200
Цена единицы продукции, руб.    
Удельные переменные затраты, руб.    
Производственная мощность предприятия, шт. 10 000 10 000

 

Задача 8

 

Предприятие пищевой промышленности "Пельмени" производит одноименные изделия. Известно, что в настоящий момент по договорам поставки ежемесячно отгружается 190 тонн изделий на общую сумму 3 500 тыс. руб. При это сырья (муки и мясопродуктов) расходуется 2 700 тыс. руб. ежемесячно. Постоянные затраты (в том числе зарплата и отчисление) равны 300 тыс. руб., в каждом месяце остатки запасов оказываются примерно одинаковыми и составляют не более 3% от общего объема произведенной и реализованной продукции. Запланированное в этом году увеличение выручки от оптовой продукции (без НДС и акцизов) – 5 500 тыс. руб. Сделать прогноз прибыли и затрат предприятия, рассчитать точку безубыточности.

 

Задача 9

 

Предполагается, что переменные накладные расходы будут изменяться в зависимости от времени труда основных работников. Ставка заработной платы основных работников равна 90 руб/ч, а труд основных работников составил 1000 часов. Фактические переменные производственные накладные расходы равны 85 000 руб. Определить отклонение переменных накладных расходов по затратам.

 

Задача 10

 

Показатель Базис Отчет Отклонение
Выручка от реализации, тыс.руб.      
Удельные переменные издержки 0,456 0,468  
Удельные маржинальный доход 0,544 0,532  
Постоянные издержки, тыс.руб.      
Критический объем продаж, тыс.руб. 7812,5 7868,4  
Запас финансовой прочности, тыс. руб. 687,5 731,6  

 

 

Рассчитать критический объем зоны безопасности.

 

Задача 11

 

Показатель Базис Отчет Отклонеение Темп изменения, %
Товарооборот, тыс. руб.        
Издержки обращения, тыс. руб.   1579,5    
в том числе условно-переменные 868,2      
условно-постоянные 667,8 675,5    
Уровень издержек обращения, % 12,49 12,44    
в том числе условно-переменных, % 7,06 7,12    
условно-постоянных, % 5,43 5,32    

 

Дать количественную оценку влияния товарооборота на издержки обращения предприятия розничной торговли (изменение издержек под влиянием товарооборота, относительная экономия или перерасход).

 

Задача 11

 

Фирма приобрела оборудование стоимостью 50 тыс. руб., расходы на ввод оборудования в эксплуатацию составляют 10 тыс. руб. Определить: 1) начиная с какого объема производства фирма окупит данное оборудование, т.е. определить точку безубыточности; 2) какой объем производства продукции принесет фирме в этих условиях 15 тыс. руб. прибыли от продаж. Цена продукции – 3600 руб./шт. Стоимость сырья и материалов – 2400 руб./шт. Расходы по оплате труда и прочие переменные расходы – 5000 руб./шт.

 

Задача 12

 

Среднемесячный объем реализации 10 изделий по цене 250 тыс. руб. каждое. Переменные затраты – 120 тыс. руб./шт., ежемесячные постоянные затраты – 800 тыс. руб. Поступает предложение продать дополнительно 1 изделие за 140 тыс. руб. Следует ли принять это предложение?

 

Задача 13

 

ЧП Иванова П. планирует продажу плакатов для туристов по 3,5 руб. за штуку. Она может приобретать плакаты у оптовика по 2,1 руб. и возвращать непроданные плакаты за полную стоимость.

Аренда палатки обойдется в 700 руб. в неделю. Определить, какова точка безубыточности (в шт. и руб.); какой станет точка безубыточности, если арендная плата повысится до 1050 руб.; какой будет точка безубыточности, если закупочная цена плакатов повысится с 2,1 руб. до 2,38 руб.; сколько плакатов должно быть продано для получения прибыли от продаж в сумме 490 руб. в неделю; какой запас финансовой прочности имеет бизнес при сумме прибыли от продаж 490 руб. в неделю; если ЧП Иванова П. запланирует продавать два вида товара: 400 штук обычных плакатов (цена реализации – 3,5 руб., закупочная цена – 2,1 руб.) и 500 штук больших плакатов (цена реализации – 6 руб., закупочная цена – 3,92 руб.), то чему будет равна точка безубыточности каждого их этих товаров и общая точка безубыточности; что больше способствует снижению точки безубыточности и повышению запаса финансовой прочности: торговля одним видом плакатов или двумя.

 

Задача 14

 

Выручка от продаж предприятия – 25000 тыс. руб., в том числе переменные затраты – 12000 тыс.

руб., постоянные затраты – 8 тыс. руб., прибыль от продаж – 5000 тыс. руб. Объем продаж 200 изделий по цене 125 тыс.руб. каждое. В следующем периоде условия продаж могут измениться. Предприятие может получить дополнительный заказ еще на 2 аналогичных изделия, но продать их по более высокой цене 130 тыс. руб. каждое. Предприятие может получить другой дополнительный заказ на 20 изделий, но покупатель готов заплатить только по 120 тыс. руб. за изделие. Мощность предприятия не позволяет изготовить более 20 изделий сверх 200 изделий уже производящихся и реализующихся.

Какое из 2-х предложений следует принять с точки зрения финансового результата предприятия? Покупатель, которому изделия реализуются по цене 120 тыс. руб., готов заключить договор на покупку еще 80 изделий по той же цене. Однако в этом случае производителю придется нести дополнительные затраты на аренду и приобретение оборудования. Затраты составят 1500 тыс. руб., в том числе аренда – 800 тыс. руб. Срок службы приобретаемого оборудования 5 лет. Затраты на оплату труда в части, включаемой в постоянные затраты, – 200 тыс. руб. Если выбранный для дополнительных продаж покупатель будет продолжать курс на снижение цены, то до каких минимальных пределов цены можно продолжать продажи ему изделий: а) при реализации 20 изделий; б) при реализации 100 изделий?

 

Задача 15

 

Показатель Базовый вариант Вариант 10%-го роста объема производства
Выручка от реализации, д. ед.    
Переменные издержки, д. ед.    
Постоянные издержки, д. ед.    
Прибыль, д. ед.    

На основе вышеприведенных данных рассчитать валовую маржу, порог рентабельности, запас финансовой прочности и силу воздействия операционного рычага. Как и почему изменяются СВОР и запас финансовой прочности по мере удаления выручки от порога рентабельности?

 

Задача 16

 

Провести анализ чувствительности на предприятии по следующим данным: предприятие производит 90000 изделий, цена реализации одного изделия - 4000 д. ед., переменные издержки на единицу продукции - 2600 д. ед., постоянные издержки - 95 млн. д. ед.

Как изменится объем реализации при увеличении цены на 8%? Как изменится объем реализации при увеличении переменных расходов на единицу продукции на 5%?

 

Задача 17

 

Выручка от реализации продукции на предприятии составляет 50000 д. ед. Переменные расходы - 39000 д. ед., постоянные - 6000 д. ед. Если выручка от реализации продукции увеличится на 15%, как изменится прибыль предприятия? Если выручка сократится на 8%, как поведет себя прибыль?

 

Задача 18

 

Предприятие по производству электрооборудования решает вопрос, производить ли самим на имеющемся оборудовании 250000 штук комплектующих деталей или покупать их на стороне по цене 0,37 тыс. д. ед. за штуку. Если будет решено изготавливать детали самостоятельно, то себестоимость производства составит 0,5 тыс. д. ед.

 

Прямые материалы на весь объем производства деталей, тыс. д. ед.  
Прямая зарплата, тыс. д. ед.  
Переменные накладные расходы, тыс. д. ед.  
Постоянные расходы, тыс. д. ед.  

 

Приобретая деталь на стороне, предприятие сможет избежать переменных издержек в сумме 75000 тыс. д. ед. и снизить постоянные расходы на 10000 тыс. д. ед. Проанализировать ситуацию и выбрать наиболее выгодный для предприятия вариант решения: изготавливать детали самостоятельно или приобретать их на стороне.

 

Задача 19

 

По нижеприведенным данным определить, сколько процентов прибыли удается сохранить предприятию, если выручка от реализации сократится на 25%. По нижеприведенным данным определить процент снижения выручки при котором предприятие полностью лишается прибыли и вновь встает на порог рентабельности.

 

 

Выручка от реализации - 1500 млн. руб.
Переменные затраты - 1050 млн. руб.
Валовая маржа - 450 млн. руб.
Постоянные затраты - 300 млн. руб.
Прибыль - 150 млн. руб.

 

Задача 20

 

Предприятие изготавливает запасные части к автомобилям - масляные фильтры - и реализует их по 10 тыс. руб. за фильтр. Переменные издержки на единицу продукции - 3.6 тыс. руб. Квартальный объем продаж - 250.000 шт. Постоянные издержки предприятия - составляют 975 тыс. руб. Порог рентабельности перейден. Поступает коммерческое предложение продать дополнительно 20.000 фильтров по 5.25 тыс. руб. Выполнение этого заказа связано только с возрастанием переменных издержке на 72.000 тыс. руб. Постоянные издержки не изменятся. Стоит ли принять данное предложение?

 

Задача 21

 

Предприятие выпускает технически сложную продукцию, производство которой требует значительного количества комплектующих деталей. Предприятие может покупать эти детали по цене 100 тыс. руб./шт., или производить их у себя. Определить, что более выгодно для предприятия (порог рентабельности перейден). Дополнительные данные:

 

Прямые переменные издержки - 85 тыс. руб./шт.
Постоянные накладные расходы - 20 тыс. руб./шт.
ИТОГО полная себестоимость - 105 тыс. руб./шт.

 

Провести анализ чувствительности на предприятии по следующим данным:

предприятие производит 120000 изделий, цена реализации одного изделия - 1200 р., переменные издержки на единицу продукции - 560 р., постоянные издержки - 12 млн. р. Как изменится объем реализации при увеличении цены на продукцию на 20%? Как изменится объем реализации при сокращении постоянных расходов на 3%?

 

Задача 22

Предприятие по производству электрооборудования решает вопрос, производить ли самим на имеющемся оборудовании 250000 штук комплектующих деталей или покупать их на стороне по цене 0,37 тыс. руб. за штуку. Если будет решено изготавливать детали самостоятельно, то себестоимость производства составит 0,5 тыс. руб.

 

Прямые материалы на весь объем производства деталей, тыс. руб.  
Прямая зарплата, тыс. руб.  
Переменные накладные расходы, тыс. руб.  
Постоянные расходы, тыс. руб.  

 

Приобретая деталь на стороне, предприятие сможет избежать переменных издержек в сумме 75000 тыс. руб. и снизить постоянные расходы на 10000 тыс. руб. Проанализировать ситуацию и выбрать наиболее выгодный для предприятия вариант решения: изготавливать детали самостоятельно или приобретать их на стороне.

 

В ходе самостоятельной работы по теме 10 необходимо:

1. Ответить на вопросы:

  1. Что представляет собой маржинальный анализ и для чего он используется?
  2. Что понимают под постоянными и переменными затратами? Что такое маржинальный доход?
  3. Изложите сущность методики маржинального анализа прибыли по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. В чем ее преимущества?
  4. Как производится анализ показателей рентабельности по методике маржинального анализа?
  5. Что такое безубыточный объем продаж (порог рентабельности, сумма покрытия, точка равновесия, критическая точка и т.д.) и зона безопасности предприятия?
  6. Как определяют величину безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия аналитическим и графическим методом?
  7. Назовите факторы, определяющие безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия. Запишите факторные модели данных показателей и алгоритмы расчета влияния факторов.
  8. Как определить критический уровень постоянных расходов, критический уровень переменных расходов на единицу продукции, критический уровень цены при заданном значении других факторов?
  9. Как производится обоснование управленческих решений в бизнесе на основе маржинального анализа?

 

Форма контроля за самостоятельной работой – обсуждение вопросов.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Базовый учебник: Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Утв. МО РФ / Г.А.Савицкая. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 330с.

Дополнительная литература:

1. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ученое пособие. 3-е изд., 2007 448с. Гриф МО РФ

2. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов. Рек. УМО РФ / Л.Е.Басовский, А.Л.Басовский. М.: ИНФРА-М, 2006. 366 с.

3. Волков И.М.,Грачев М.В. Проектный анализ. Продвинутый курс: Уч. пос. М ИНФРА –М, 2004. 495с. Доп. МО РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.008 с.)