Тема 3. Экономический анализ в системе маркетинга организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Экономический анализ в системе маркетинга организаций



Анализ в системе маркетинга. Цели и содержание маркетинговых исследований. Объекты маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. SWOT-анлиз. Mix-методики. Описательные исследования. Казуальные исследования. Планирование маркетинга в коммерческой организации. Сметный расчет объема продаж и обоснование цен товаров. Анализ продукции по отраслевым сегментам.

 

Изучив данную тему студент должен:

знать роль анализа в системе маркетинга, цели и содержание маркетинговых исследований, объекты и методы маркетингового анализа, содержание сметы продаж и бюджета продаж;

уметь использовать методики маркетингового анализа для выявления конкурентных преимуществ фирмы.

 

При изучении данной темы необходимо:

акцентировать внимание на следующих понятиях: взаимосвязь маркетинга и экономического анализа. Методики маркетингового анализа. Применение результатов маркетингового анализа для расчета объема продаж и обоснования цен товаров.

Рекомендуемая литература по теме:

Базовый учебник: Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Утв. МО РФ / Г.А.Савицкая. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 330с.

Дополнительная литература:

Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ученое пособие. 3-е изд., 2007 448с. Гриф МО РФ (20 экз.)

Бочкова С.В. Оценка экономического положения предприятия: Учеб. Пособие – М.: ВНТИЦ, 2008. - №50200801677

Лабораторные занятия по теме 3 предусматривают:?

1.Обсуждение следующих вопросов:

1) Какова основная цель маркетинговых исследований?

2) На решение каких проблем направлены маркетинговые исследования?

3) В чем заключается сущность SWOT-матриц?

4) Каковы основные разделы маркетингового плана.

 

2. Выполнение следующих заданий:

1) Расчет бюджета продаж фирмы с использованием программы Microsoft Excel.

2) Составить график ожидаемых денежных поступлений по кварталам с использование программы Microsoft Excel.

3) SWOT-анализ с использованием данных конкретного предприятия.

 

В ходе самостоятельной работы по теме 3 необходимо:

1. Ответить на вопросы:

1) Основные задачи маркетингового анализа

2) Объекты маркетинговых исследований (товар, рынки и каналы сбыта, конкуренция, ценообразование).

3) Направления проведения анализа.

4) Специфические методы маркетингового анализа.

 

2. Подготовить доклады:

1) Программное обеспечение маркетингового анализа.

2) Выбор методов маркетингового анализа в конкретной ситуации.

Форма контроля за самостоятельной работой – обсуждение докладов, выступления на конференциях, подготовка статей к публикации.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Базовый учебник: Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Утв. МО РФ / Г.А.Савицкая. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 330с.

Дополнительная литература:

1. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ученое пособие. 3-е изд., 2007 448с. Гриф МО РФ

2. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов. Рек. УМО РФ / Л.Е.Басовский, А.Л.Басовский. М.: ИНФРА-М, 2006. 366 с.

3. Волков И.М.,Грачев М.В. Проектный анализ. Продвинутый курс: Уч. пос. М ИНФРА –М, 2004. 495с. Доп. МО РФ

 

Тема 4. Анализ и управление объемом производства и реализации продукции

План производства и методы производственного анализа. Формирование и оптимизация оборота (продаж) коммерческих организаций. Сметный расчет производства товаров. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования труда на приращение объема производства и реализации продукции. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования средств труда на изменение объема производства и реализации продукции. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема производства и реализации продукции. Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ. Анализ качества продукции. Анализ и оценка влияния изменения объема продукции на величину прибыли коммерческой организации. Анализ и управление объемом производства. Анализ и управление объемом продаж.

 

Изучив данную тему студент должен:

знать цели и задачи анализа показателей объема производства и реализации продукции, правила составления сметы производства товаров, перечень экстенсивных и интенсивных факторов, влияющих на изменение объема производства и реализации продукции, общие и специфические показатели качества продукции;

уметь рассчитывать размер влияния факторов на изменение объема производства и реализации продукции, давать оценку выявленным факторам, использовать методику анализа влияния объема продукции на величину прибыли.

 

При изучении данной темы необходимо:

акцентировать внимание на следующих понятиях: методы производственного анализа. Оптимизация объема продаж. Смета производства товаров. Логика проведения экономического анализа влияния факторов на изменение объема производства и реализации продукции.

Рекомендуемая литература по теме:

Базовый учебник: Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Утв. МО РФ / Г.А.Савицкая. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 330с.

Дополнительная литература:

Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ученое пособие. 3-е изд., 2007 448с. Гриф МО РФ (20 экз.)

Бочкова С.В. Оценка экономического положения предприятия: Учеб. Пособие – М.: ВНТИЦ, 2008. - №50200801677

Лабораторные занятия по теме 4 предусматривают:

1. Выполнение следующих заданий:

 

Задание: Моделирование и решение на ПЭВМ задач по теме: «Анализ производства и реализации продукции». Создание экономико-математической модели задачи. Создание компьютерной модели и решение задачи на ПЭВМ средствами табличного процессора Microsoft Excel. Анализ полученных результатов.

 

Задача 1

 

На основании приведенных данных определите базисные, цепные и среднегодовые темпы роста и прироста объема производства и реализации продукции.

 

Год ххх1 ххх2 ххх3 ххх4 ххх5
Объем производства в текущих ценах, тыс. руб. 112 500 115 875 113 560 119 238 135 000
Объем реализации в текущих ценах, тыс. руб. 110 200 116 000 115 000 118 000 130 000
Индексы цен   1,05 1,06 1,04 1,12

 

Задача 2

 

Используя приведенные данные, определите:

a) абсолютное и относительное отклонение от плана по объему производства и реализации продукции;

b) изменения в структуре произведенной продукции и влияние данного фактора на объем выпуска продукции в стоимостном выражении

c) почему неодинаковы темпы роста объема производства продукции в физическом и стоимостном выражении при условии, что выпуск продукции отчетного и прошлого периодов выражен в одинаковых ценах?

 

Вид продукции Плановая цена 1 т., тыс. руб. Объем производства, т. Объем реализации, т.
прошлый период отчетный период прошлый период отчетный период
Конфеты шоколадные   6 000 6 000 6 150 6 200
Карамель   4 000 6 000 4 200 5 800
Итого --- 10 000 12 000 10 350 12 000

 

Задача 3

 

Установите, насколько изменилась выручка от реализации молока за счет изменения его сортового состава. Назовите возможные причины изменения качества продукции.

 

Сорт продукции Цена 1 т., тыс. руб. Объем реализации, т.
прошлый период отчетный период
Высший   3 000 4 800
Первый   1 250 1 200
Второй     ---
Итого --- 5 000 6 000

 

Задача 4

 

Определите коэффициент ритмичности и коэффициент вариации, укажите возможные причины аритмичности и ее влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

 

Показатель Декады
1-я 2-я 3-я
план факт план факт план факт
Удельный вес, %            

 

Задача 5

 

Рассчитайте, насколько изменился выпуск продукции за счет:

a) численности промышленно-производственного персонала (ППП) и выработки одного работника;

b) размера основных производственных фондов (ОПФ) и их фондоотдачи;

c) стоимости использованных материальных ресурсов и материалоотдачи.

Сделайте выводы на основании результатов анализа.

 

Показатель Прошлый период Отчетный период
Стоимость валового выпуска продукции, тыс. руб. 800 000 1 020 000
Среднесписочная численность ППП, чел.    
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 200 000 204 000
Сумма материальных затрат, тыс. руб. 400 000 500 000

 

Задача 6

 

По данным таблицы сделать анализ ритмичности объема продаж предприятия в действующих ценах по месяцам отчетного года

 

Месяц Объем продаж, млн. руб.
По плану По факту
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Итого 9 528 9 976

 

Задача 7

 

На основании приведенных данных определить коэффициент ритмичности и коэффициент вариации.

 

Период Выпуск продукции, руб.
план факт
  4 000 3 900
  4 200 4 400
  4 400 4 500

 

Задача 8

 

Показатель Базис Отчет +/-
Объем выпуска продукции, тыс.руб.      
Среднесписочная численность персонала, чел.      
Выработка на одного работника, тыс.руб.      

 

Определить зависимость объема выпуска продукции от среднегодовой численности персонала и выработки.

 

Задача 9

 

Изделие Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Выполнение плана, % Отклонение удельного веса, +- Засчитывается в выполнение плана
план факт
А 128,1 128,6          
Б 45,2 43,7          
В 39,6 41,9          
Итого 212,9 214,2          

 

 

Сделать оценку выполнения плана по ассортименту.

 

Задача 10

 

Изделие Плановая цена, руб. Выпуск продукции, шт. Удельный вес продукции, % Изменение удельного веса, +/- Процент выполнения плана
план факт план факт
А              
Б 31,2            
В 74,8            
Итого           -----  

 

Провести анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

 

В ходе самостоятельной работы по теме 4 необходимо:

1. Ответить на вопросы:

  1. Перечислите задачи анализа в процессе изучения факторов изменения объема производства продукции.
  2. Как привести в условиях инфляции показатели объема реализации за несколько лет в сопоставимый вид?
  3. Охарактеризуйте привлекаемые для анализа объема производства и реализации продукции источники информации.
  4. Как определить динамику производства продукции?
  5. Охарактеризуйте методику анализа выполнения договорных обязательств.
  6. Что представляет риск невостребованной продукции? Назовите внутренние и внешние причины его возникновения и управленческие решения по его нейтрализации.
  7. Охарактеризуйте методику анализа ассортимента и структуры продукции.
  8. Раскрыть сущность анализа выполнения плана по структуре.
  9. Назовите обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
  10. Как оценивается конкурентоспособность продукции?
  11. Как рассчитывают влияние качества продукции на объем ее производства в стоимостном выражении, на сумму выручки, прибыли и другие показатели?

 

 

2. Решить задачи:

Задача 1

 

Проанализировать реализацию продукции.

 

Показатель План Факт Влияние факторов на объем реализации
Остаток готовой продукции на начало года 213,5    
Выпуск товарной продукции      
Остаток готовой продукции на конец года   3579,4  
Отгрузка продукции      
Остаток товаров отгруженных:      
на начало года      
на конец года   5645,3  
Прочие поступления, кроме выпуска продукции ---- +2,2 +2,2
Реализации продукции за год      

 

Задача 2

 

Отчетный период Производство продукции для заключения договоров по плану Недопоставлено продукции по договорным обязательствам Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, %
за отчетный месяц за период с начала года за отчетный месяц за период с начала года за отчетный месяц за период с начала года
январь     -20      
февраль     -46      
март     -36      
апрель     -14      
май            
июнь     -115      
июль     -17      
август     -64      
сентябрь     -2      
октябрь     -5      
ноябрь     -8      
декабрь     -11      

 

Сделать анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

 

Задача 3

 

Сделать оценку выполнения плана по качеству продукции.

 

Сорт продукции Цена за ед., руб. Выпуск продукции, тыс.шт. Стоимость выпуска, тыс.руб.
план факт план факт по цене 1 сорта
план факт
    10,8 12,2        
    16,5 15,4        
    10,4 9,6        
Итого ---- 37,7 37,2        

 

Задача 4

 

Продукция Базис Предшествующий год Отчетный год Отчетный год, в % к
план отчет базису Предш.
Молоко       69,5    
Прирост живой массы:            
крупного рогатого скота 2,9 3,4 3,5      
свиней 12,3 14,1 14,3 14,5    

 

Сделать анализ динамики и выполнения производственной программы.

Задача 5

 

Составьте на основании следующих данных баланс товарной продукции: реализация продукции в действующих ценах ­9460тыс. руб., остатки нереализованной продукции в действую­щих ценах на начало года - 620 тыс. руб., на конец года ­575 тыс. руб. Выпуск товарной продукции в действующих ценах ­9240тыс. руб.

 

Задача 6

 

На основании приведенных данных опре­делить средний коэффициент сортности по плану и факти­ческий.

 

Сорт продукции Цена, руб. Выпуск продукции, ед.
План Факт
       
       
       

 

Задача 7

 

Рассчитать на основании следующих данных влия­ниe структурных сдвигов на объем выпуска продукции. Плановый выпуск продукции - 8160 изделий, фактичес­ки выпущено - 8136. Дополнительные данные в таблице:

 

Наименование изделия Плановая цена, руб. Уд. вес по плану, % Уд. вес факт., %
А 122 руб. 51,5% 51,8 %
Б 62,4 руб. 35,5% 34,4%
В 149,6 руб. 13,0% 13,8%

 

Сформулировать выводы.

 

Задача 8

 

Рассчитать влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции. Сформулировать выводы.

Данные: выпуска продукции по плану:

изделие А - 4200 шт., цена - 63 руб.;

изделие Б - 2900 шт., цена - 32 руб.;

изделие В - 1060 шт., цена - 75 руб.

Процент выполнения плана по выпуску изделий в на­туральном выражении составил 95,8%.

 

Задача 9

 

Методом цепной подстановки рассчитать величину влияния на объем реализованной продукции:

а) запасов готовой продукции на начало периода;

б) запасов готовой продукции на конец периода;

Данные в таблице:

 

 

Показатели План Факт Отклонение
Запасы готовой продукции на начало периода      
Выпуск продукции 12 400 11 900  
Прочие поступления 12,00 6,80  
Продажа продукции 8 150 7 895,80  
Запасы готовой продукции на конец периода 4 512 4 300  

 

Форма контроля за самостоятельной работой – обсуждение результатов, полученных при решении задач.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Базовый учебник: Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. Утв. МО РФ / Г.А.Савицкая. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 330с.

Дополнительная литература:

1. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ученое пособие. 3-е изд., 2007 448с. Гриф МО РФ

2. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов. Рек. УМО РФ / Л.Е.Басовский, А.Л.Басовский. М.: ИНФРА-М, 2006. 366 с.

3. Волков И.М.,Грачев М.В. Проектный анализ. Продвинутый курс: Уч. пос. М ИНФРА –М, 2004. 495с. Доп. МО РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.085 с.)