Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система нормативного учета. Анализ отклонений от нормативов производственных затрат

Поиск

Нормативные издержки ─ это затраты, которые устанавливаются заранее. Они являются целевыми и соответствуют расходам при эффективном производстве. Нормативные издержки на фактически выпущенную продукцию за определенный период отслеживаются по центрам ответственности. Затем происходит сравнение фактических и нормативных издержек и вычисляется отклонение.

Наиболее эффективный способ управления затратами ─ регулирование их на стадии возникновения.

1. Анализ отклонений по прямым материальным затратам:

Нормативная стоимость материальных затрат рассчитывается по формуле:

, (2.6)

Где p0 ─ нормативная цена материала, q0 ─ нормативный расход материала.

Аналогично рассчитывается фактическая стоимость материальных затрат

(2.7)
где p1 ─ фактическая цена материала, q1 ─ фактический расход материала.

Общее отклонение: (2.8)

Так как величины общих нормативных и общих фактических материальных затрат рассчитываются путем умножения количества использованного ресурса в физическом выражении на цену единицы этого ресурса, то есть возможность разложить общую сумму отклонений на:

1) отклонение по использованию материалов или просто отклонение по количеству: (2.9)

2) отклонение по цене материалов:

(2.10)

Если фактические издержки ниже нормативных, отклонение считается благоприятным и показывает экономию материальных затрат. В противном случае ─ неблагоприятным и отражает перерасход.

2. Отклонения по трудозатратам:

Отклонения по цене труда и отклонение по его использованию должны давать в сумме общее отклонение по труду.

ΔL = ΔLq + ΔLr, (2.11)

Где Lq ─ отклонение за счет производительности; Lr ─ отклонение за счет изменения ставки заработной платы.

Общее отклонение по труду равно разнице между нормативными затратами на фактический выпуск продукции и фактическими затратами на труд.

а) Отклонения по ставке заработной платы рассчитывается по формуле:

, (2.12)

где Dr = r1 – r0, r1, r0 – фактическая и нормативная ставка заработной платы; t1 – фактическое время на обработку одного изделия; Q1 – фактический объем производства.

б) Отклонения по производительности рассчитывается по формуле:

, (2.13)

где Dt = t1 – t0, t0 – нормативное время.

3. Анализ отклонений по накладным расходам:

Накладные расходы подразделяются на переменные и постоянные и представлены целым комплексом, поэтому разработать их нормативы труднее. Контролировать накладные расходы можно с помощью составления бюджетов (смет), особенно той ее части, что относится к постоянной ее части. Фактические расходы сопоставляются с расходами по бюджету. На основании бюджета накладных расходов устанавливаются ставки переменных расходов на единицу продукции и абсолютная сумма постоянных расходов данного подразделения.

Этапы определения отклонений:

1) определяем нормативную ставку НР:

, (2.14)

где HPF – постоянная часть накладных расходов, HPAV переменные накладные расходы на единицу продукции; Q0 нормативный объем производства.

2)определяются НР, отнесенные на производство:
(2.15)

3) расход по бюджету на фактический объем деятельности:

(2.16)

4) общее отклонение:

∆НР = НР1 ─ НРП, (2.17)

где НР1 – фактические накладные расходы

4а) отклонение за счет несоблюдение бюджета:

∆НРС = НР1 ─ НР (2.18)

4б) отклонение за счет изменение объема производства: ∆НРQ = НР ─ НРП (2.19)

Маржинальный анализ

Цель маржинального анализа – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем производства.

Прежде всего, необходимо провести анализ критической точки или анализ безубыточности. Критической называется точка равновесия, при которой выручка равна издержкам, а прибыль равна нулю. На графике это точка безубыточности. Методы вычисления критической точки:

1) Метод уравнения использует формулы прибыли, выручки и затрат:

TC=FC+AVC×Q TR=P×Q П=TR─TC, (2.20–2.22)

где Р – цена единицы продукции; TR – выручка (общий доход); П – прибыль.

П = P × Q(FC + AVC×Q), так как при критическом объеме П = 0, то

P × Q = FC + AVC×Q P × QAVC×Q = FC

Q (PAVC) = FC, отсюда критический объем:

Qкр = FC / (P ─ AVC), (2.23)

то есть такое количество проданной продукции, которое соответствует безубыточности и критической точке.

2) метод маржинальной прибыли основывается на том, что прибыль на единицу продукции различна при различных объемах. Можно преобразовать формулу Qкр = FC / (P ─ AVC) в Qкр = FC / МПед,

где МПед – маржинальная прибыль на единицу продукции

МПед = P ─ AVC. (2.24)

Маржинальная прибыль в критической точке позволяет покрыть постоянные затраты и добиться безубыточности. Величину прибыли можно определить по формуле:

П = МПед × Q ─ FC (2.25)

МП = TR ─ VC, МП = П + FC. (2.26–2.27)

3) Графический метод (см. рис. 2.4)

Рис. 2.4. График анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж

(график маржинального дохода)

Более удобным способом определения влияния изменений объема производства на прибыль является график прибыли и объема производства (см. рис.2.5).

Рис.2.5. График прибыли и объема производства

Маржинальный запас рентабельности (маржа безопасности) – это коэффициент (или процент), показывающий превышение объема производства в настоящее время над объемом производства, определенным для критической точки (нулевой прибыли): МЗ = (Q – Qкр)/Qкр (2.28)

Бюджетирование

Бюджетирование – комплекс планирования, отчетности и контроля на основе системы бюджетов. Бюджет – количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением.

Бюджеты можно классифицировать по признакам.

По экономическому содержанию показателей бюджета различают:

1) бюджеты доходов и расходов;

2) бюджеты движения денежных средств;

3) бюджеты движения материальных (неденежных) активов.

По способу планирования бюджетных показателей:

1) статичный – первичный бюджет, показатели которого рассчитаны для определенного объема, в течение бюджетного периода не изменяются;

2) гибкий бюджет приспособлен к меняющемуся объему. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж, при анализе ─ оценить фактические результаты, выявить отклонения и их причины.

3) коррективные или скользящие бюджеты, то есть по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый. Так обеспечивается постоянное 12-месячное планирование. Вообще выбор периода бюджетирования зависит от бюджетных данных и потребностей организации.

По сферам финансово-хозяйственной деятельности:

1) операционный;

2) финансовый (бюджет денежных средств);

3) инвестиционный (бюджет капитальных вложений);

4) прочие (налоговый бюджет, эмиссионный и пр.)

По масштабу:

1) Основной (Master) бюджет (генеральный) представляет собой всесторонний план, координирующий блоки отдельных бюджетов.

2) частные бюджеты – бюджеты центров ответственности, сгруппированные по функциональному признаку, составляют функциональные бюджеты предприятия.

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств важны для оценки эффективности работы и финансового состояния организации.

В балансе показывается накопленная за весь период работы предприятия величина нераспределенной прибыли, а в отчете о прибылях и убытках рассчитывается сумма чистой прибыли за отчетный период.

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках представляют собой единую систему взаимосвязанных показателей предприятия: баланс представляет информацию о величине задействованных средств, отчет о прибылях и убытках демонстрирует достигнутые фирмой результаты.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные балансовые показатели дополняются показателями динамики (таблица 3.1):

Таблица 3.1 – Горизонтальный анализ баланса

Статьи актива (пассива) На начало года, тыс. руб. На конец года, тыс. руб. Изменения (+, –)
В тыс. руб. В %
         

Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге (таблица 3.2):

Таблица 3.2 – Вертикальный анализ баланса

Статьи актива (пассива) Удельный вес на начало года, % Удельный вес на конец года, % Изменения по структуре (+, –)
       

Уровень ликвидности организации оценивается с помощью коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных средств и краткосрочных пассивов. Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают его текущие обязательства

Коэффициент ликвидности – показатель способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства.

(3.1)

где ОбА – оборотные активы, принимаемые в расчет при оценке структуры баланса – это итог второго раздела баланса формы № 1 (строка 290) за вычетом строки 230 (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты). КДО – краткосрочные долговые обязательства – это итог четвертого раздела баланса (строка 690) за вычетом строк 640 (доходы будущих периодов) и 650 (резервы предстоящих расходов и платежей).

Показатель платежеспособности организации показывает наличие у нее денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности. Платежеспособность – это способность предприятия выполнять свои внешние краткосрочные и долгосрочные обязательства за счет активов. Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства. С помощью этих показателей оценивают финансовый риск, вероятность банкротства.

Показатели платежеспособности:

коэффициент общей платежеспособности (коэффициент автономии – Ка ) – отношение собственного капитала к итогу:

Ка = (стр. 490 + стр. 640 + стр.650)/стр. 700 ф.№1 (3.2)

Доля собственных средств в пассивах должна превышать долю заемных средств, предпочтительная величина коэффициента ≥0,5.

коэффициент соотношения заемных и собственных средств – Кзс

Кзс = (стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650)/(стр. 490 + стр. 640 + стр. 650) ф.№1 (3.3)

Нормативная величина должна быть ≤1,0, высокий коэффициент свидетельствует о высоком риске.

коэффициент маневренности – Км

Км = (стр. 490 – стр. 190)/стр. 490 ф.№1 (3.4)

Показывает какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме.


ЗАДАНИЕ 1. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ :

Таблица 1– Бухгалтерский баланс малого предприятия «Веста», руб.

АКТИВ На 1.01.. На 1.02..  
 
I. Внеоборотные активы Основные средства: – первоначальная стоимость – амортизация II. Оборотные активы Материалы Незавершенное производство Дебиторская задолженность: – покупателей Денежные средства: – расчетный счет – касса            
БАЛАНС      
ПАССИВ на 1.01.. на 1.02..  
III. Капитал и резервы: Уставный капитал Нераспределенная прибыль IV.Долгосрочные обязательства V.Краткосрочные обязательства Займы и кредиты Кредиторская задолженность в т.ч.: – поставщики и подрядчики – задолженность перед персоналом организации – задолженность перед государственными внебюджетными фондами – задолженность перед бюджетом   –          
БАЛАНС      

Операции, совершенные в течение отчетного периода на малом предприятии «Веста» представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2 – Журнал хозяйственных операций малого предприятия «Веста» за январь месяц

№ п/п Содержание операций Сумма, руб.
     
  Выписка из расчетного счета. Перечислена задолженность по налогам в бюджет. 3 000
  Выписка из расчетного счета. Перечислена заработная плата работникам предприятия 1*
  Требование № 5. Выданы со склада материалы в основное производство для изготовление продукции.   2 200
  Акцептовано платежное требование № 12. Оприходованы на материалы, поступившие от поставщиков: а) покупная стоимость; б) НДС     10 000 1 800
  Расчетная ведомость № 3. Начислена заработная плата за месяц а) рабочим основного производства; б) управленческому персоналу; 12 000 18 000
  Расчетная ведомость № 3. Произведены удержания из заработной платы налога на доходы физических лиц за текущий месяц 3 900
  Справка бухгалтерии. Произведены отчисления от начисленной заработной платы социальных выплат: а) рабочим основного производства; б) управленческому персоналу.   3 120 4 680
  Выписка из расчетного счета в банке. Перечислено с расчетного счета в погашение краткосрочной ссуды банка 2 500
  Справка бухгалтерия. Учтены расходы по коммунальным услугам. 2 000
  Выписка из расчетного счета. Взят краткосрочный банковский кредит 50 000
  Выписка из расчетного счета. Оплачены счета поставщиков.   25 000
  Выписка из расчетного счета. Получено от покупателей за реализованную продукцию 2*
  Справка бухгалтерии. Начислена амортизация основных средств: а) производственного оборудования; б) общехозяйственного назначения     1 000
Продолжение таблицы 2
     
  Справка бухгалтерии. Начислены проценты за банковский кредит 3*
  Справка бухгалтерии. Списывается на производство сумма общехозяйственных расходов расчет
  Платежное требование № 13 поставщиков за доставленную продукцию 7 200
  Накладная №1. Поступила на склад готовая продукция по фактической себестоимости 122 500
  Платежное требование № 17. Предъявлены счета покупателям за реализованную продукцию, в т.ч. сумма НДС 150 000 22 875
  Справка бухгалтерии. Списана фактическая стоимость реализованной продукции 4*
  Справка бухгалтерии. Списаны расходы на продажу 7 200
  Справка бухгалтерии. Выявлен финансовый результат расчёт

Таблица 3– Варианты для задания 1, руб.

Показатели Варианты 1* 2* 3* 4*
         
  40 000 20 000 6 000 105 000
  39 500 19 500 5 500 104 500
  39 000 19 000 5 000 104 000
  38 500 18 500 4 500 103 500
  38 000 18 000 4 000 103 000
  37 500 17 500 3 500 102 500
  37 000 17 000 3 000 102 000
  36 500 16 500 2 500 101 500
  36 000 16 000 2 000 101 000
  35 500 15 500 1 500 100 500

Задания:

а) заполнить журнал хозяйственных операций (сделать бухгалтерские проводки);

б) открыть счета по данным бухгалтерского баланса на 01.01…;

в) заполнить на основе журнала хозяйственных операций счета и вывести конечное сальдо;

г) на основании данных бухгалтерских счетов заполнить оборотную ведомость;

д) заполнить заключительный баланс;

е) проанализировать полученные данные (провести горизонтальный и вертикальный анализ баланса; рассчитать коэффициенты ликвидности и показатели финансовой устойчивости).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При выполнении данного задания использовать материалы пп. 1.1–1.5. последовательность выполнения задания:

1. Журнал хозяйственных операций заполнять в виде таблицы 4:

Таблица 4 – Журнал хозяйственных операций

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
         

При выполнении бухгалтерских проводок можно воспользоваться Приложением 1 и 2.

2. Открыть и заполнить бухгалтерские счета в виде двусторонних таблиц (см. таблицу 5):

 

Таблица 5 – Счет бухгалтерского учета

Дебет Кредит
Сн для активного счета Сн для пассивного счета
Хозяйственные операции Хозяйственные операции
Оборот Оборот
Ск для активного счета Ск для пассивного счета

 

3. Оборотная ведомость заполняется в виде таблицы 6.

Таблица 6 – Оборотная ведомость по бухгалтерским счетам за … месяц

№ счета Начальное сальдо Обороты Конечное сальдо
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
             
             

4. Заключительный баланс заполняется в таблице 1 исходных данных, при необходимости в активе и пассиве добавляются новые статьи.

5. Анализ данных провести, используя информацию из раздела 3 данного пособия, а также Приложения 4.

 

 

ЗАДАНИЕ 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Задача 1. Предприятие несет некоторые затраты на автомобиль (табл.7)

Таблица 7 – Издержки на автомобиль

Наименование Сумма, у.е.
Стоимость автомобиля Остаточная стоимость после 2-х лет эксплуатации Полугодовое техническое обслуживание Запасные части на 1000 км Лицензия на автомобиль на год Страховой платеж за год Бензин (1 литр) Средние затраты топлива: на 100 км 10 л 100 000 50 000 1 200 1 600 3 000  

Задания:

1) Подготовьте для руководства компании таблицу, показывающую, какими будут после годового пробега этого автомобиля при различных расстояниях (10000, 20000, 30000 и 60000 км) перечисленные ниже показатели:

а) общие, переменные, постоянные издержки;

б) общие, переменные, постоянные издержки в расчете на 1 км;

2) на графике покажите общие переменные, общие постоянные, общие затраты, общие затраты в расчете на 1 км.

3) пользуясь графиком, определите приблизительные затраты для вариантов 25000 и 50000 км, а также показатели общих затрат в расчете на 1 км применительно к указанным расстояниям.

4) «Чем большим будет пройденное автомобилем расстояние, тем это дешевле». Кратко прокомментируйте данное утверждение.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Расчеты можно представить в виде таблицы 8:

Таблица 8 – Издержки на автомобиль в расчете на пробег

№ п/п Показатель Пробег, тыс. км
       
  Переменные издержки: –        
  Переменные издержки в расчете на 1 км        
  Постоянные издержки: –        
  Постоянные издержки в расчете на 1 км        
  Общие издержки        
  Общие издержки в расчете на 1 км        

При расчете и построении графиков можно воспользоваться материалами п.2.2. Основных положений данного пособия.

 

Задача 2. Затраты ЗАО «Крокус» в текущем периоде:

Таблица 9 – Накладные расходы ЗАО «Крокус»

№ п\п Показатель Сумма, у.е.
  Аренда помещения 140 000
  Амортизация оборудования 80 000
  Электроэнергия и отопление 21 000
  Складские расходы 42 000
  Итого: 283 000

Возможные факторы (базы) распределения затрат по цехам можно представить в таблице 10:

 

 

Таблица 10 – Базы распределения затрат по цехам

№ п\п Показатель Цех № 1 Цех № 2 Цех № 3
  Занимаемая площадь, кв.м 12 000 10 000 6 000
  Стоимость оборудования, у.е. 160 000 120 000 40 000
  Стоимость переработанных материалов, у.е. 260 000 120 000 40 000
  Затраты труда, чел.-часы 50 250 31 700 50 000

Задания: 1. Распределить затраты (таблица 9) между цехами, используя базы распределения (таблица 10);

2. Рассчитать коэффициенты накладных расходов (КНР) по каждому цеху. Базу распределения считать человеко-часы.

3. Рассчитать, сколько косвенных расходов будет отнесено на единицу продукции, на изготовление которой требуется 1 час в цехе № 1, 2 часа – в цехе № 2 и 2 часа – в цехе № 3.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Распределение удобно производить в таблице 11:

Таблица 11 – Распределение накладных расходов по цехам

Статья затрат База распределения Сумма, у.е. Цех № 1 Цех № 2 Цех № 3
           
           
Итого          

При расчете коэффициента накладных расходов (КНР) по каждому цеху можно воспользоваться формулой 2.5 на С.15 данного пособия.

 

Задача 3. Компания занимается сборкой специальных изделий по заказам потребителей. Данные за отчетный период представлены в таблице 12:

Таблица 12 – Основные затраты по заказам

Показатель Заказы, у.е.
     
Незавершенное производство на начало отчетного периода 26 800 42 790
Затраты на материалы, полученные за отчетный период 17 275 18 500
Затраты на труд за отчетный период 14 500 3 500 24 600

Накладные расходы за отчетный период составили 126 000 у.е.

Задания:

1. Распределить накладные расходы по заказам за отчетный период.

2. Второй заказ был завершен и доставлен заказчику в течение отчетного периода. Компания хочет получить прибыль от реализации 33,3%. Какова должна быть продажная цена второго заказа?

3. Какова стоимость незавершенного производства в конце отчетного периода?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Накладные расходы удобно распределять пропорционально трудозатратам (см. тема «Полная себестоимость. Распределение косвенных расходов»). При расчете незавершенного производства учитываются все затраты по первому и второму заказу.

 

Задача 4.

Фирма ежемесячно определяет отклонения по материалам и зат­ратам труда от нормативов. За сентябрь имеются следующие данные (табл. 13):

Таблица 13 – Нормативы затрат и фактический объем производства фирмы

Изделия     Норма расхода материала на единицу изделия Норма затрат труда на единицу изделия Фактический выпуск продукции в сентябре, шт.
Кол-во, кг цена, руб. Кол-во, час ставка, руб.
А   30,0 7,5 12,0  
Б   30,0 9,0 12,0  

Фактически в сентябре израсходовано 14000 кг. материалов и 10000 прямых чел.-час.

Задания:

1. Подсчитайте отклонения итогов хозяйственной деятель­ности фирмы за сентябрь по использованию материалов (кг) и по затратам труда (чел.-час.).

2. Установите отклонения в денежном выражении.

3. Назовите возможные причины возникших отклонений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Методикой расчета отклонений материальных затрат и затрат труда можно воспользоваться при изучении п. 2.4 Основных положений данного пособия.

 

Задача 5. Малая фирма производит один вид изделий, который про­ходит две производственные операции. Норма расхода сырья – 150 кг на 100 изделий. Это сырье перерабатывается на первой операции, где нормативный выход продукции составляет 8 полуфабрикатов в час при нормативной ставке зарплаты 15 руб./час. На 2-й операции норма времени 12,5 часов на изготовление 100 изделий и норматив­ная ставка зарплаты 16,5 руб./час. В марте изготовлено 479 тыс. изде­лий и использовано 732864 кг сырья.

Затраты прямого труда за март (табл. 14):

Таблица 14 – Трудозатраты за март

Операции Затраты времени, чел.-час. Сумма зарплаты, руб.
  60 354 917 381
  58 438 961 305

Задания:

1. Определите отклонения по расходу сырья (кг).

2. Рассчитайте отклонения по трудовым затратам за счет двух факторов:

а) использования времени;

б) изменения часовой ставки зарплаты.

3. Определите общее отклонение по затратам.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Методикой расчета отклонений материальных затрат и затрат труда можно воспользоваться при изучении п. 2.4 Основных положений данного пособия.

 

Задача 6. Фирма «Комета» располагает бюджетом накладных рас­ходов:

1. Постоянные накладные расходы – 100 тыс. руб./месяц.

2. Переменные накладные расходы в расчете на одно изделие – 26 руб. / ед.

3. Планируемый объем выпуска 5 тыс. изделий за месяц.

Отчетные данные за май:

1. Накладные расходы – 280 тыс. руб.

2. Выпущено изделий – 6 тыс. шт.

Задания:

1. Рассчитайте сумму накладных расходов по бюджету на фактический объем выпуска изделий.

2. Определите сумму накладных расходов, распределенных на производство в мае.

3. Определите отклонения по накладным расходам:

а) за счет объема производства;

б) за счет исполнения бюджета;

в) чистые (общие) отклонения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Методикой расчета отклонений накладных расходов можно воспользоваться при изучении п. 2.4 Основных положений данного пособия.

 

Задача 7. ООО «Фортуна» предполагает начать выпуск нового продукта. Переменные расходы на единицу составляют (у.е.):

– прямые материалы – 10;

– прямые трудозатраты – 8;

– переменные косвенные расходы – 5.

Постоянные затраты, связанные с производством нового продукта составят 30 000 у.е. в год. Цена продажи единицы продукции составит 29 у.е. Планируемый годовой объем продаж – 8 000 шт.

Задания:

1. Рассчитать планируемую прибыль.

2. Определить объем продаж, при котором достигается нулевая прибыль (критическая точка).

3. Вычислить маржинальную прибыль на единицу продукции.

4. Определить маржинальный запас рентабельности.

5. Определить объем продаж, при котором будет получена прибыль 6 000 у.е.

6. Построить графики: а) доходов и затрат, обозначив точку нулевой прибыли и маржинальный запас рентабельности; б) прибыли и убытков.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Методиками расчета необходимых показателей, построения графиков можно воспользоваться при изучении п. 2.5 Основных положений данного пособия.

Задача 8. Машиностроительный завод имел годовой портфель заказов, обеспечивающий ему в текущем году продажу 100 изделий по цене 300 у.е. / шт. Себестоимость продукции определялась следую­щими показателями (у.е.):

– материалы 20 на 1 изделие;

– зарплата 70 на 1 изделие;

– накладные переменные расходы 30 на 1 изделие;

– постоянные расходы (накладные) 13 000 в год.

Фактическое выполнение продаж на протяжении года зна­чительно отстало от объемов, предусмотренных планом. Дирек­ция завода за несколько месяцев до конца года определила, что продажи по прогнозам должны составлять всего 70% суммы, оп­ределяемой портфелем заказов. Руководство предприятия, оценив возможные убытки, нашло нового заказчика, согласившегося купить в текущем году 15 изделий, но по цене на 60 у.е. ниже установленной. При этом завод-изгото­витель должен дополнительно затратить на конструкторско-технологическую подготовку выпуска этой партии изделий 200 у.е.

Задания:

1. Рассчитайте суммы прибыли (или убытков), получае­мых при первых 2-х вариантах объема продаж (100% и 70%).

2. Рассчитайте, какую прибыль сможет получить предприя­тие от продажи изделий, выполненных по дополнительному за­казу. Покажите, покроет ли эта прибыль убытки, полученные при выполнении первоначального портфеля заказов на 70%. Рас­считайте прибыль (или убыток) в целом при выполнении третье­го варианта.

3. Дайте сравнительную аналитическую оценку всем трем ва­риантам и обоснуйте, насколько выгодно (или нет) решение ди­рекции завода о принятии дополнительного заказа с более низкой ценой реализации и с возросшими постоянными расходами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Методиками расчета необходимых показателей можно воспользоваться при изучении пп. 2.2 и 2.5 Основных положений данного пособия.

Результаты расчетов с детализацией затрат по отдельным статьям отразите в таблице 15:

Таблица 15 – Расчет финансовых результатов (у.е.)

Показатели статьи расходов Варианты
1. Объем продаж на уровне 100% портфеля заказов 2. Продажи на уровне 70% портфеля заказов 3. Продажи на уровне 70% + дополнительный заказ
Сумма выручки      
Себестоимость: – материалы – заработная плата – накладные переменные затраты – накладные постоянные расходы – доп. конструкторско-технологические расходы      
Итого себестоимость      
Прибыль (+) Убыток(–)      

 

Задача 9. При изготовлении детали собственными силами постоянные расходы (FC), связанные с содержанием технологической линии по изготовлению этих деталей, составляют 15 000 у.е., а пере­менные расходы на деталь (AVC) – 4 у.е. Покупная сто­имость детали – 10 у.е.

Задания:

1. Рассчитайте исходный объем производства деталей (шт.), при котором затраты на их производство и закупка деталей на стороне будут равны.

2. Обоснуйте варианты управленческих решений, если потреб­ности для производства составляет: а) 2000 деталей; б) 3500 деталей.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Методиками расчета необходимых показателей можно воспользоваться при изучении пп. 2.2 и 2.5 Основных положений данного пособия.

Задача 10. Данные по ЗАО «Чайка», относящиеся к бюджетному периоду:

– планируемый объем продаж – 10 000 шт.;

– планируемый объем производства – 12 000 шт.

Планируемые нормативные показатели на единицу продукции (у.е.):

– прямые материалы – 5;

– прямые трудозатраты – 3;

Переменные косвенные затраты* – 6;

Постоянные косвенные затраты* – 8;

Цена единицы продукции – 30.

*Косвенные затраты распределяются пропорционально прямым трудозатратам.

Остатков незавершенного производства и готовой продукции у ЗАО «Чайка» на начало периода не было.

Задание: подготовить гибкий бюджет доходов и расходов, исходя из того, что фактический объем производства составит 11000 шт., а фактический объем продаж – 9000 шт.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Бюджет составить в виде таблицы 16:

Таблица 16 – Бюджет

Показатель Первоначальный (планируемый) бюджет Гибкий бюджет
Нпр., Продажи, шт. 10 000 9 000

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники:

 

1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. для студ.вузов / Н.П. Кондраков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 720с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-0032.

2. Аудит: учеб. для студ. вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 744с. – (Золотой фонд российских учебников). – ISBN 978-5-238-013.

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. для студ. вузов / Н.П. Кондраков. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 657с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-0041.

4. Бухгалтерский учет в торговле: учеб. пособие для студ.вузов / М.И. Баканов, И.М. Дмитриева, М.Б. Чиркова и др. – 2-е изд., перераб.и доп. / под ред. проф. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 624с. – ISBN 978-5-279-028.

5. Брыкова Н.В. Автоматизация бухгалтерского учета в программе 1С:Бухгалтерия: Учеб. 5. пособие для учреждений проф.образования / Н.В. Брыкова. – М.: Академия, 2007. –80с. – (Непрерывное профессиональное образование). – ISBN 978-5-7695-37.

6. Патров В.В. Бухгалтерский учет в общественном питании / В.В. Патров, Л.В. Нуридинова, Н.К. Тараненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 296с. – ISBN 5-279-02503-8.

7.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. для студ.вузов / Г.В. Савицкая. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 544с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-0034.

8. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учеб. для студ.вузов / Под ред. проф. В.Я.Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 624с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-0034.

9. Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: учебник / Н.Г. Сапожникова. – М.: КНОРУС, 2009.

10. Финансовый учет: учебник / под ред. проф. В.Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2005.

11. Качалин, В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP / В.В. Качалин. — М.: ЭКСМО, 2007.

12. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Вахрушина. — М.: Омега-Л, Высшая школа, 2008.

13. Карпова, Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2008.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. – М.: Юрайт-М, 2001.

1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.017 с.)