Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие процесса доказывания. Этапы процесса доказывания и их значениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс доказывания по уголовному делу традиционно рассматривается в процессуальной литературе с нескольких сторон: 1. Процесс доказывания как разновидность процесса познания – этот взгляд передает гносеологическую сущность процесса доказывания. Эта сторона процесса доказывания выражает природу этого явления, показывает связь практической деятельности по собиранию, проверке, оценке и использованию доказательств с логической мыслительной деятельностью. 2. Процесс доказывания расчленяется на несколько элементов (этапов), а именно: на собирание, проверку, оценку, а в некоторых источниках на использование доказательств. Эта сторона процесса доказывания выражает единство самого процесса доказывания и расчленение его на отдельные части, что во многом предопределяется учебно-методической целью, так как в практической деятельности собирание, проверка и оценка доказательств предполагает непрерывность и единство – один элемент (этап) невозможно отделить от другого. 3. В самом процессе доказывания, для отделения его от процесса познания в других областях деятельности, выделяют познавательную и удостоверительную стороны, для того, чтобы обратить внимание правоприменителя на процессуальную форму доказывания и выполнение предписаний закона в плане процедурных требований. Эти требования закона направлены в основном на обеспечение полноты и достоверности процесса познания по уголовному делу, а также соблюдения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Рассмотрим подробнее каждую из сторон процесса доказывания с целью определения связи самого процесса доказывания с лицами, которые в нем участвуют. Итак, все процессуалисты едины во мнении в том, что процесс доказывания, как любая деятельность человека, является разновидностью процесса познания. Необходимо остановиться на связи основных положений теории познания и ее связи со специальными науками о познании, в частности с теорией доказывания как разновидности науки о специальном познании. Основной посылкой для определения взаимоотношения теории познания, как части философии, и теории доказывания является тезис о том, что «осмысление сущности познания не может осуществляться в рамках относительно обособленного, «замкнутого на себя» предмета специально-научного познания, как это делается при исследовании отдельных форм движения материи. Исследование познания как особой формы отношения человека к миру, идеального плана практически-преобразовательной деятельности человечества должно непосредственно исходить из определенной философской позиции, определенной философско-мировоззренческой модели мира»[16]. Интеграция отдельных наук невозможна без постановки и решения философских вопросов, которые выдвигаются специальными науками, в частности, теорией доказывания, но становятся предметом исследования теории познания. Таковыми вопросами в теории доказывания являются вопросы об истине объективной, относительной и абсолютной, о познании обстоятельств дела как процессе отражения действительности. В то же время, следует согласиться с теми авторами, которые предостерегают от механического перенесения категорий теории познания в область процессуального доказывания[17]. В частности, философские представления следует рассматривать как предварительные суждения[18]. Также верной представляется предпосылка для использования методологии теории познания в процессуальном доказывании, сущность которой заключается в том, что понимание диалектики как учения о закономерностях развития и понимания познаваемости мира в движении, само по себе, не в состоянии служить путеводителем познания сущности каждого конкретного дела[19]. Большинство ученых-процессуалистов, высказывающихся и обосновывающих методологическую основу теории доказывания указывают на гносеологию. Под субъектом познания необходимо понимать активно-действующего, обладающего сознанием индивида или группу индивидов. Под объектом познания – тот фрагмент действительности, часть природного или социального бытия, на который направлена активная деятельность человека. При этом необходимо отметить, что в познании немаловажную роль играют правильные, адекватные методы и способы познания. Под методом познания понимают чаще всего «последовательность и целесообразность применяемых действий, приемов, операций, системность и нормативный характер используемых процедур»[20]. Определение метода было дано еще Р. Декартом: «Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек не примет никогда ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он способен познать»[21]. «Метод – это всеобщее правило, способ познания, душа всякой объективности»[22]. «Метод – способ действия, способ получения результата, избранные исследователем путь познания, конкретные приемы и операции действия и воздействия»[23]. Все эти определения дают возможность определить метод познания как целенаправленный, эффективный набор действенных средств и способов познания, а также сам инструментарий, с помощью которого осуществляется познавательная деятельность. В процессуальной литературе высказываются различные точки зрения на проблему соотношения понятий уголовно-процессуальное доказывание и уголовно-процессуальное познание. Так, например, ряд авторов процесс перехода знания от незнания по уголовному делу, а также специфическую деятельность, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование фрагмента действительности, подлежащего изучению по уголовному делу называют процессом доказывания[24]. Другие утверждают, что наряду с процессом доказывания по уголовному делу имеется еще и уголовно-процессуальное познание[25]. По мнению А.А. Давлетова и В.С. Джатиева сначала осуществляется познание, а затем доказывание[26]. Большинство авторов считают, что эти понятия нетождественны[27]. Но и здесь подходы различны. Так, З.З. Зинатуллин указывает: «…ближайшим родовым понятием по отношению к доказыванию будет не логическое доказательство, а наиболее широкая гносеологическая категория – познание, т.е. деятельность субъекта, обеспечивающая получение истинных знаний об объекте. Поэтому термин «доказывание» не общенаучный, а специфический юридический. Процессуальный термин, обозначающий особый регламентированный порядок установления искомых фактов»[28]. В наиболее четкой форме, по мнению З.З. Зинатуллина о единстве познания и доказывания выразил свой взгляд М.С. Строгович: «Мы отождествляем доказывание в уголовном судопроизводстве с познанием по уголовным делам: процесс доказывания и есть процесс познания фактов, обстоятельств уголовного дела»[29]. В этом мы видим противоречивость позиции уважаемого профессора З.З. Зинатуллина. С одной стороны, он указывает на специфичность доказывания по уголовному делу, по отношению к родовому, а значит более широкому понятию доказывания, а с другой стороны - отождествляет эти понятия. В гражданско-процессуальной науке можно наблюдать также различные мнения на соотношение познания и доказывания, в частности М.А. Гурвич связывает доказывание с убеждением суда и истинностью рассматриваемых фактов. С.В. Курылев считал, что доказывание – это не познание, а «для познания», и включает в процесс познания деятельность участников дела и суда по представлению доказательств, без их оценки. Л.А. Ванеева и С.Ф. Афанасьев считают, что судебное познание – это деятельность суда, направленная на установление истины, судебное же доказывание - это деятельность сторон и других лиц с целью обосновать свои требования и возражения. По мнению И.В. Решетниковой, доказывание – это, с одной стороны, процесс обоснования какого-то положения, а с другой стороны – выведение нового знания на основе исследованного. Безусловно, необходимо согласиться с теми авторами, которые считают, что процессуальное познание – деятельность более широкая по отношению к уголовно-процессуальному доказыванию[30]. Для обоснования этого тезиса мы обратимся к аргументам, которые приводит Р. Костенко. В частности, он указывает на этимологическое различие между термином познание и доказывание. Его мысль звучит следующим образом: «Если субъекты, занимающиеся уголовно-процессуальным познанием, могут ограничиться, в некоторых случаях, получением знания исключительно «для себя», то субъекты, осуществляя уголовно-процессуальное доказывание, должны не только сами убедиться в наличии или отсутствии доказываемых обстоятельств, но и обосновать их существование, сделать это знание достоверным для других». Во-вторых, процессуальное познание направлено на установление любых фактов и обстоятельств, в том числе, и не имеющих значение для дела, но с помощью которых можно отыскать доказательства по делу или установить факты и обстоятельства, имеющие исключительно процессуальное значение по делу. В-третьих, результатом процессуального познания является знание, которое требует своего обоснования, подтверждения. Результатом процессуального доказывания является знание, на основе которого принимается обоснованное решение, влекущее за собой юридические последствия. В-четвертых, процессуальное познание осуществляется не только процессуальными средствами и способами, но и непроцессуальными, к которым мы можем отнести оперативно-розыскные мероприятия, а также установление общеизвестных фактов, которые доказыванию не подлежат, а устанавливаются на основе обыденных, общеизвестных знаний[31]. В-пятых, субъектами доказывания являются только те органы и лица, которые познают обстоятельства дела для принятия властных решений. Субъектами познания являются также и иные участники процесса, которые могут только повлиять на процесс доказывания по делу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессуальное доказывание, имея в своей методологической основе гносеологию и основные методы и средства познания объективной действительности, – категория, которая пересекается с уголовно-процессуальным познанием только в определенной части. Уголовно-процессуальное познание может осуществляться всеми участниками процессуальной деятельности, включая как процессуальные, так и непроцессуальные пути познания. Процессуальное доказывание, безусловно, в своей основе имеет познание. Для понимания природы уголовно-процессуального доказывания необходимо иметь ввиду, что доказывание по уголовному делу состоит из трех составляющих: 1) информационного элемента, который подчеркивает роль познания в доказывании по уголовному делу; 2) логического элемента, который имеет два аспекта: удостоверительный, и чисто логический. Логический, который подразумевает использование закономерностей и законов логики для обоснования решения по делу на основе полученной информации; 3) удостоверительного аспекта включающего в себя, прежде всего, процедурные правила получения доказательств, установленные законом для гарантии достоверности полученной информации. Вторая сторона процесса доказывания заключается в том, что процесс доказывания делят на три составляющие: собирание, проверку и оценку доказательств. Это деление производится в основном, с учебно-методической целью и принимается не всеми авторами учеными-процессуалистами. Все элементы доказательственной деятельности – собирание, проверка и оценка доказательств, неразрывно между собой связаны, протекают в единстве, имеют место на всех стадиях процесса в тех процессуальных формах, которые соответствуют задачам данной стадии и установленному в ней порядку производства. Причем, большинство процессуалистов считают, что наиболее удачным термином является категория «элемент», так как в практической деятельности нельзя отделить собирание от проверки, проверку от оценки и т.д.[32]. Термин «этапы» употребляется в работах М.С. Строговича, Ю.К. Орлова[33]. В этой ситуации наиболее справедливо как синонимы использует оба этих термина Ю.К. Орлов. Мы придерживаемся позиции, что терминологические споры, в ходе которых не затрагиваются внутренний объем и содержание этих понятий не имеют практического значения, а значит излишни. По нашему мнению, практическое значение, в том числе и для законодателя, имеют сами элементы (этапы) процесса доказывания. По этому вопросу в литературе можно рассматривать целую палитру мнений. В науке гражданского процесса, в связи с его спецификой, выделяют несколько иные этапы (элементы) процесса доказывания. Так, Д.М. Чечот выделяет следующие направления в процессе доказывания: 1) выявление, собирание, представление доказательств; 2) исследование доказательств; 3) оценка доказательств. М.К. Треушиников рассматривает элементы доказывания как ступени (этапы) познания, которые не совпадают с этапами движения гражданского дела. Он выделяет: 1) утверждение о фактах; 2) указание заинтересованных лиц на доказательства; 3) представление доказательств; 4) раскрытие доказательств; 5) истребование доказательств судом по ходатайству лиц, участвующих в деле; 6) исследование доказательств; 7) оценка доказательств. И.В. Решетникова считает, что эти составляющие нельзя называть элементами процесса доказывания, это скорее его содержание. Под элементами процесса доказывания она понимает субъекта, объект и содержание деятельности, которое складывается из способов и стадий. Именно таким образом, проявляется необходимость рассмотрения процесса доказывания с третьей стороны, выделяя еще два элемента процесса доказывания: познавательный и удостоверительный. Необходимо отметить, что Ю.К. Орлов выделяет несколько аспектов (уровней) доказывания: 1) доказывание-познание; 2) доказывание-удостоверение; 3) доказывание обоснование[34]. Наиболее четкое разграничение и связь познавательной и удостоверительной стороны процесса доказывания была сделана А.Р. Ратиновым[35]. В частности, он писал: «Индивидуальное познание может удовлетвориться доказыванием «для себя», но чтобы стать общим достоянием, полученные знания должны быть надлежащим образом обоснованы и документированы. В судебном доказывании познание сопровождается специальной деятельностью, удостоверяющей правильность полученных знаний и принятых решений». Познание является только одной из сторон процесса доказывания и проявляется в получении, проверке и оценке информации по делу. Для того, чтобы информация приобрела значение доказательств необходимо совершить ряд удостоверительных действий, которые и превращают иcтинную информацию в достоверную. Удостоверительная сторона процесса доказывания связана, прежде всего, с закреплением (фиксацией) доказательств. Под закреплением доказательств следует понимать выполнение требований уголовно-процессуального закона о придании информации, полученной в процессе производства следственных и иных процессуальных действий, силы доказательств. А.В. Белоусов формулирует основные требования, предъявляемые к процессуальному закреплению (фиксации) доказательств[36]. В качестве таких требований он называет: 1) законность, которая означает, что все государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство при совершении следственных и иных процессуальных действий должны соблюдать предписание закона при получении доказательств; 2) своевременность, которая означает, что следственные и иные процессуальные действия должны проводится незамедлительно как только в них возникает необходимость, а их результаты закрепляться в процессуальных документах во время их проведения или непосредственно после их окончания; 3) объективность, полнота и всесторонность[37]. Объективность фиксации распадается на несколько составляющих. Особо следует обратить внимание на повышение роли научно-технических средств фиксации информации, полученной в процессе следственных действий. По данным следственного управления при МВД РФ при проведении сравнительного анализа протоколов допросов и их аудиозаписи совпадение содержания составило 30%[38]. Это подтверждает мысль Р.С. Белкина о том, что «восприятие следователем объективной действительности носит субъективный характер»[39]. Гарантиями объективности фиксации является незаинтересованность субъекта доказывания в исходе дела, а также точность фиксации. Особое значение имеет степень владения субъектом доказывания навыками письменной речи. Общее падение грамотности населения сказывается также и на грамотности следователей и дознавателей, осуществляющих расследование по делу. На практике имеет место невладение основными навыками составления процессуальных документов. Так, например, при описании предметов указывается их предполагаемый состав, вместо их описания: «золотая цепочка», вместо «цепочка из металла желтого цвета». В протоколе обыска следователь указал, что изъят пистолет Макарова, а впоследствии выяснилось, что это в действительности был газовый пистолет, имевший внешний вид, аналогичный пистолету Макарова. В судебном заседании потребовалось немало усилий, чтобы опровергнуть утверждения адвоката о том, что пистолет был подменен[40]. Особое значение имеет последовательность в употреблении названий предметов. Так, например, если предмет назван «портфелем», то далее недопустимо его именовать «сумкой»[41]. Полнота фиксации информации означает, что в протоколе должны быть отражены все действия и их последовательность в точном соответствии как это было в действительности; 4) надежность фиксации означает, что информация должна быть закреплена таким образом, чтобы ее можно было сохранить на протяжении длительного времени без изменений и исключить подмену и порчу предметов – вещественных доказательств. Обычными способами фиксации является протоколирование; использование аудио- и видеозаписи, а также участие понятых в процессе производства некоторых следственных действий. Необходимо отнести еще к удостоверительной деятельности составление таких наиболее важных процессуальных документов как постановление о привлечение лица в качестве обвиняемого, обвинительный акт и обвинительное заключение. К удостоверительной стороне процесса доказывания не нужно относится только как к формальности. В процессе составления протоколов и иных процессуальных документов происходит также познавательная деятельность: доказательственная информация анализируется, систематизируется. Происходит мыслительный процесс, в ходе которого определяется дальнейшее направление расследования и исследование доказательств. Доказывание-обоснование определяется Ю.К. Орловым как деятельность по убеждению последующих возможных или обязательных адресатов доказывания в истинности передаваемого знания[42]. Но доказывание в уголовном судопроизводстве этим не ограничивается, на что обращено внимание рядом авторов. «Доказывание, связанное с выяснением фактических данных», пишет – В. М. Савицкий, «...продолжается до тех пор, пока исследование не приведет к определенному выводу (тезису, формуле), который воплощается в конкретном процессуальном решении. С этого момента исследование всей проблемы о преступлении и уголовной ответственности превращается в доказывание, обоснование уже достигнутого вывода, тезиса»[43]. Эта сторона доказывания – обоснование выводов органов расследования, суда – определяется некоторыми авторами как элемент доказывания, как одна из сторон его сущности[44]. На необходимость использования законов логики в процессе доказывания было обращено внимание Эрихом Анушатом, книга которого «Искусство раскрытия преступлений и законы логики» была переведена с немецкого и опубликована в России в 1927 году под редакцией С.М. Потапова, занимавшего пост начальника научно-технического подотдела уголовного розыска ЦАУ НКВД, который в предисловии указывал: «Современная криминалистическая литература при описании научных методов раскрытия преступлений рассматривает их обычно с двух основных точек зрения: технической и тактической. При этом, однако, в большинстве случаев, остается мало или совсем незатронутой существенная точка зрения – логическая, касающаяся ряда чрезвычайно важных вопросов»[45]. Логике доказывания посвятил свой научный труд А.А. Эйсман, который указывал: «Логика доказывания также изучает процесс доказывания, но под своим специфическим углом зрения, выделяя в этом сложном процессе формальную сторону мыслительной деятельности следователя, прокурора, суда»[46]. При этом необходимо отметить, что с одной стороны нельзя весь процесс доказывания сводить только к мыслительной, логической деятельности, а с другой, необходимо отметить, что познавательный, удостоверительный и логический аспект доказывания также тесно переплетены между собой как и собирание, проверка и оценка. Авторы «Теории доказательств в советском уголовном процессе» указывали: «Рассматривая отличие логического доказательства и судебного доказывания, А. И. Трусов замечает, что логика имеет дело лишь с мыслительным материалом и мыслительными процессами, тогда как в судебном доказывании оперируют не только мыслями, но, прежде всего, фактами. Сказанное, однако, не отличает уголовно-процессуальное доказывание, ибо, как признает сам А. И. Трусов, этот процесс оперирования фактами неизбежно принимает в нашей голове форму логического мыслительного процесса. В этом, собственно, и состоит универсальное значение законов логического мышления для всех отраслей знаний. Существо же вопроса состоит в том, что логика оперирует лишь готовыми знаниями, понятиями, отвлекаясь от источников этих знаний, их отыскания, запечатления, удостоверения, документирования и практической проверки, т. е. всего того, что также составляет содержание процесса судебного доказывания. Доказывание в уголовном судопроизводстве – это не чисто логическая, познавательная, а прежде всего практическая деятельность, регламентированная законом; мыслительная работа – только одна сторона этого процесса, органически вплетенная в него. Она объективируется, отражается в следственных и судебных действиях (проведение допросов, осмотров, назначение экспертиз и т.п.), в решениях по делу»[47]. При этом необходимо отметить, что если рассматривать процесс доказывания как единство познавательной, логической и удостоверительной сторон, то в этом случае субъектами доказывания также можно назвать только тех лиц, в деятельности которых присутствуют все три компонента. При этом необходимо обратить внимание на следователя, дознавателя, прокурора и суда, так как только эти лица имеют правомочия по проведению удостоверительной деятельности. Таким образом, в соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что осуществление процесса доказывания всецело зависит и осуществляется только теми государственными органами и должностными лицами, которые в судопроизводстве наделены соответствующими властными полномочиями, и от действий которых зависит успех процесса доказывания в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.017 с.) |