Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологическая основа теории доказательствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимо отметить, что в философии науки не выработано единого понятия методологии. Как верно отмечает Н.Н. Тарасов: «Практически единодушное признание, что постоянное исследование своих методологических проблем является для науки условием ее существования как особого способа познания, что методология представляет собой необходимый компонент всякой научно-познавательной деятельности, не привели к единству взглядов на понятие методологии науки»[1]. В частности, под методологией С. Амосов понимает интегральное понятие, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные теоретические концепции, диалектические категории и законы, обще- и частнонаучные методы[2]. По мнению ряда авторов, методология выполняет функциональную роль, а в силу этого любая научная теория ее может также осуществить[3]. Другие считают, что методология это система координат, которая может быть построена только на основе приверженности одной методологической линии[4]. И.П. Андреев отождествляет методологию и философию, что в целом верно, так как именно философия определяет основу теоретических концепций как научной, так и практической деятельности, а также основные законы и категории диалектики[5]. Наиболее приемлемым нам видится следующее определение методологии: «Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе»[6]. Представляется важным также соотношение гносеологии как методологической основы теории познания и методов как способов познания и преобразования объекта познания. Гносеология как теория познания представляет собой часть философии, охватывающей весь процесс познания от «исходных предпосылок» до его результата[7]. Причем необходимо отметить, что в основе гносеологии лежат субъектно-объектные отношения, где субъект познания – это познающий. А объект познания – это то, что отражается в мышлении субъекта познания. Систему преломления этих категорий в уголовно-процессуальном доказывании убедительно обосновал А.А. Давлетов[8]. Таким образом, рассматривая связь методологии, гносеологии и метода можно сделать вывод, что гносеология это наука о целенаправленных, эффективных способах и средствах познания активно действующего, обладающего волей и сознанием индивида фрагмента реальной действительности, части природного или социального бытия. Гносеология является основой методологии познания, которая заключается в системе принципов и способов организации теоретической и практической деятельности. Выделяют два уровня методологии. Первый инструментальный. На этом уровне формируются требования, которые обеспечивают протекание мыслительных процессов и практических операций и определяется не ход, а содержание мысли и действия. Второй уровень конструктивный, направленный на приращение знания, получение нового содержания. Любая деятельность базируется на теории познания. Познание есть процесс приобретения человеком (человечеством, субъектом познания) нового знания о событиях, явлениях, вещах реального мира (объекте познания). Процессуальное законодательство не может и не должно нормативно регламентировать все стороны и моменты такой деятельности как познание по юридическому делу. Правовая урегулированность лишь части процессуального познания отправляет за пределы правовых предписаний для решения тех вопросов, которые носят познавательный характер. Часть философии теория познания (гносеология) является той научной базой, на которой основывается теория доказательств в юридическом процессе. Ученые, занимающиеся доказательственным правом и теорией доказательств предостерегают (А.А. Давлетов, В.М. Бозров, В.С. Балакшин) от механического перенесения положений теории познаний в конкретную практическую деятельность по доказыванию. Применение диалектического метода в юридическом доказывании состоит в правильном применении общих философских и особенных право-процессуальных закономерностей. Нормы права – это то, что превращает философские категории в процессуальные понятия. Использование положений, законов и правил теории познания заключается в том, что вначале берутся предпосылки и положения философского характера, затем правовые (процессуальные положения), после чего, на основе законов логики делается вывод от общего к частному. В качестве примеров этому может служить использование основных гносеологических моделей познания, разработанные Н.В. Бряник для разработки моделей познания различных субъектов, участников уголовно-процессуального доказывания. А.А. Давлетов разработал на основе теории познания концепцию уголовно-процессуального познания, преломляя которую можно применить не только к процессу доказывания в уголовном процессе, но и в гражданском процессе. Деятельность по познанию как модель практически любой человеческой деятельности может быть выражена формулой С—О, где С- это субъект познания (в нашем случае доказывания это всегда государственные органы и должностные лица, осуществляющие доказывание и стороны в гражданском процессе), О – это объект познания в процессе доказывания (в качестве такового выступают явления, вещи объективной действительности, которые выделены из окружающей среды для приобретения знания о них с целью решения практических задач, стоящих перед субъектами), а ( — ) это средства и способы познания. Это общее определение объекта применительно к процессу доказывания, как виду процесса познания, нуждается в конкретизации. Объект познания – событие прошлого не может восприниматься субъектом познания непосредственно. Однако любое событие бесследно не проходит, следы этого события остаются или в материальной обстановке или в сознание людей присутствующих при этом событии. Познавательный интерес субъектов познания (доказывания) направлен на множество явлений, вещей реальной действительности. Центральное место среди них занимает событие. Все остальные явления берутся для изучения только в том случае, если они так или иначе связаны с преступлением. Эти объекты познания можно разграничить на две группы. 1) Объекты, отграниченные от субъектов пространственно-временными связями и поэтому недоступные непосредственному восприятию и исследованию. Это само событие, обстоятельства которого подлежат доказыванию или О-1. Это то, что нужно доказать 2) Объекты, обладающие следами события и сохранившие их к моменту юридического познания, в силу чего изучаемые непосредственно. Таковыми являются материальные объекты – люди, вещи, документы, доступные личному чувственному восприятию. Эти объекты условно обозначаются О-2. Если О-1 – это цель доказывания, то О-2 – это средство достижения данной цели. Объект познания в юридическом процессе можно определить как юридически значимые обстоятельства и иные, связанные с ними явления окружающей действительности, вовлеченные в сферу познавательной деятельности. Таким образом, формула познания в юридическом процессе приобретает следующий вид: С—О1—О2. Двучленность структуры объекта познания определяет его ретроспективность, т.е. юридическое познание – это познание прошлого при помощи сохранившихся следов в «широком» значении. Ретроспективность присуща и другим видам познания (истории, археологии, геологии). Особенность познания в юридическом процессе заключается в том, что она может осуществляться лишь органами судопроизводства, а также теми средствами и способами, которые предусмотрены законом. Любое познание осуществляется благодаря свойству материи отражать. Отражение обусловлено законом всеобщей связи явлений, согласно которому все явления, вещи, процессы реального мира находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупность, связь тел, в которой «каждая вещь» связана с каждой. Взаимодействие явлений не проходит бесследно. Каждый материальный объект воспринимает (отражает) на (в) себе признаки, черты другого в виде отпечатков, образов, следов. Поэтому отражение определяется как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей, особенности других систем. Различают отражение в неживой природе (предметное, вещественное). В живых организмах, отражение в сознании человека. Познание есть процесс отражения (приобретения знания в сознании субъекта свойств и сущности изучаемого объекта. Ретроспективное отражение – это процедура опосредованного выводного получения знания о прошлых явлениях на основе знания о настоящих предметах или явлениях. Специфика ретроспективного познания заключается в том, что оно осуществляется на основе двойного отражения. Первое отражение – объективное. Оно возникает в момент когда происходит событие – будущий объект познания. Это событие отражается в окружающих материальных явлениях. Это отражение между О1 и О2. Оно объективно, так как не зависит от субъектов познания. Второе отражение субъективное. Субъекты познания (юридического доказывания), исследуют имеющиеся следы события и мысленно восстанавливают картину в своем сознании. Данное отражение субъективно, поскольку его содержание и результаты полностью связаны с деятельностью и мыслительными процессами лиц, осуществляющих юридическое доказывание. Эти отражения связаны между собой. Они соотносимы между собой как материальное и идеальное, как объективное и субъективное. В процессе ретроспективного познания необходимо различать два уровня. Первый уровень это когда субъекты познания непосредственно изучают результаты отражения в окружающей среде или О2. Его можно назвать непосредственным, эмпирическим. Второй уровень соответствует деятельности по исследованию и оценке результатов отражения, на основе которой субъекты познания мысленно восстанавливают, реконструируют обстоятельства, подлежащие доказыванию и на основе непоcредственного изучения О 1, делают выводы об О2. Этот уровень можно назвать теоретическим или логическим. К числу категорий и понятий, которые используются в теории доказывания, заимствованные из теории познания, относятся триада: факт – информация - знание. Отталкиваясь от этой триады необходимо рассматривать систему ретроспективного познания. В философии категория «факт» понимается в нескольких аспектах. Факт – это сами явления, события, вещи. Факт – это наши ощущения и восприятия этих явлений, событий, вещей. Факт – это неопровержимое теоретическое положение, с помощью которого что-то хотят доказать или опровергнуть. Очень важно, чтобы в понятийный аппарат теории вводился термин, фиксирующий определенное понятие. Это требование определенности в употреблении понятий вытекает из закона тождества. В соответствии с этим, каждое понятие должно мыслиться тождественным себе на протяжении всего процесса рассуждения. Мы под фактом будем понимать прошлое и настоящее событие, явление действительности, отграниченное от познающего пространственно-временными рамками и недоступное непосредственному исследованию. Факт обладает следующими гносеологическими свойствами: 1.Объективность. Это свойство означает, что событие или его часть, подлежащая изучению, не зависит от воли и сознания познающего. 2. Единичность факта означает, что каждый факт неповторим, незаменим, уникален в своем роде, связан с конкретным местом, временем и обладает только ему присущими индивидуальными признаками. 3. Многосторонность факта заключается в том, что познающий берет в качестве факта только отдельный фрагмент действительности во многообразии его связей и отношений с окружающим миром. 4. Значимость факта. Это свойство означает, что явление, событие становятся фактом только в том случае, если его познание необходимо, значимо для решения каких-либо задач, стоящих перед субъектом. 5. Опосредованность факта. Этот признак означает, что в силу отдаленности субъекта от факта он может устанавливаться только через промежуточное звено. Следующей категорией является категория информации. В философии обосновывается несколько концепций информации. В нашем случае необходимо использование функциональной теории информации, сущность которой заключается в том, что информация становится таковой только в том случае, если она необходима для решения каких-либо задач или выполняет определенную функцию, имеет своего потребителя. В соответствии с функциональной теорией информации ее можно определить как сообщение, сигнал, имеющий своего потребителя и способный удовлетворить ту или иную его потребность, т.е. выполняющий определенную функцию. Информация всегда получается с помощью активной встречной деятельности субъекта в целях решения стоящих перед ним задач. Информация является средством установления факта. Признаки информации: 1. Отражение факта всегда происходит в материальных объектах, вещах документах, людях. Отраженный след существует не сам по себе, а связан со своим материальным носителем – физическим телом. «Снятый» след, став информацией, отделяется от этого тела и может быть использован самостоятельно. Но это снижает достоверность приобретаемого знания. Поэтому информация – это единство двух элементов: самих сведений и материального объекта-носителя этих сведений. 2. Каждое явление, событие отражается в разнообразных и многочисленных окружающих объектах. Один и тот же факт может быть установлен при помощи сведений, полученных от нескольких носителей. Следовательно информация множественна. 3. Отразившие факт объекты по-разному воспринимают признаки. Одни объекты приобретают достаточную картину наблюдаемого, другие к примеру вещи сохраняют лишь фрагменты, детали факта. Поэтому информация с различной степенью полноты (достаточности) указывает на устанавливаемый факт. 4. Объекты-носители не одинаково отражают факт с качественной стороны. В одних случаях следы соответствуют действительным свойствам факта, адекватно отражают их. В других, в силу различных факторов приобретенные следы не соответствуют факту, неправильно его отражают. Поэтому информация с различной степенью точности (достоверности) свидетельствует о факте. Таким образом, информация измерима количественно (достаточна и недостаточна) и проверяема качественно (достоверна и недостоверна). 5. Сведения, сообщения, полученные от носителя, могут существовать и использоваться адресатом, в какой-либо форме – устной письменной, кодированной. Форма влияет на содержание. Поэтому информация должна четко закрепляться в определенную форму, нарушение которой исключает ее использование. 6. Информация значима, относима, т.е. ценна, необходима объекту, так как «несет» в себе сведения о познавательном факте. Сведения, не указывающие на исследуемый факт, не могут рассматриваться в качестве информации для данного акта познания и не включаются в познавательный процесс. 7. Информация исследуется непосредственно, путем личного, чувственного восприятия познающим объекта-носителя и имеющихся в нем следов события. Категория знания также не имеет в философии единого понимания. Одни авторы – философы рассматривают знание в тесной связи с информацией. Другие понимают информацию и знание как тождественные понятия. Большинство философов рассматривают знание и информацию как родственные, но не вполне тождественные понятия. Знание – это отношение к информации, как способ переработки информации в сознании познающего. Информация и знание - тождественные понятия. Если информация не нуждается в проверке, когда она принимается «на веру». В юридическом доказывании субъект должен подходить к информации критически, изучая сведения как с качественной, так и с количественной стороны, завершая познавательный акт. Только тогда он может получать достоверную и достаточную информацию. Соотношение знания и информации, определяется тем, что обычно носителей информации несколько, а знание об обстоятельстве, подлежащим установлению - одно. При разграничении информации и знания необходимо учитывать то, что эти два элемента соотносятся между собой как информация и знание лишь в пределах одного познавательного акта. В нем знание занимает место конечного элемента. Но вновь приобретаемое знание выступает в другом познавательном акте как информация. Знание, как третий элемент ретроспективного познания, обладает следующими гносеологическими свойствами: 1.Знание идеально. Это образ, который сформирован в сознании субъекта. Знание не обязательно остается в сознании только самого познающего. Выраженное вовне оно становится достоянием других лиц. 2. Знание субъективно. Это продукт деятельности конкретного субъекта познания. 3. Знание предметно. Оно отражает не весь изучаемый объект, а только те его стороны и отношения, которые представляют интерес для познающего в целях решения, стоящих перед ним задач. 4. Знание может быть истинным или неистинным. 5. Знание может быть полным или неполным. 6. Знание отражает не только природное, естественное бытие, но и его ценность, значимость для человека. 7. Знание всегда приобретается опосредованно. Поскольку прошлое событие недоступно непосредственному восприятию и исследованию, знание формируется у познающего через промежуточное звено – информацию. Практическое задание к теме 1.Проанализируйте точку зрения В.Н. Протасова на проблему юридического процесса как научной концепции. 2. Проанализируйте понятия «Теория доказывания» и «Теория доказательств» определите их различия. 3. В чем сходство и различие процесса познания и процесса доказывания? 4. Какие понятия в теории доказывания обладают признаками аналогичными категориям «факт», «информация» и «знание».
Тема 2 Понятие, свойства и классификация доказательств
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.013 с.) |