Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 1. История индексного метода. Общее понятие об индексах.

Поиск

История индексного анализа насчитывает более четырёх веков. С развитием торговли купцов всегда интересовал вопрос различия цен на одни и те же товары в разных краях света. Однако аналитический подход к исследованию цен начал закладываться только в 17 веке. Термин имеет латинское происхождение «index» — указатель, показатель.

Первый индекс был предложен в 1738 г. французским экономистом Шарлем Дюто для оценки динамики цены товара. Он сравнивал динамику цены как сумму цен текущего периода (отчетного) с суммой цен предыдущего периода (базисного):

(8.1)

 

где р0 и р1 – цены товара в базисный и отчетный периоды (обозначение «р» взято от латинского слова «pretium» – цена).

Итальянец Джаномо Ринальдо Карли в 1751 г. предложил анализировать изменение цен по другой формуле, где учитывается индивидуальное изменение цены по каждому товару:

 

(8.2)

где ip – индивидуальный индекс цены i-го товара, отражающий динамику цены каждого вида товара, n – количество различных видов товара. Данный подход был шагом вперед. Однако и он не учитывал динамику количества проданного товара.

Следующий шаг в развитии теории индексного анализа связан с именами немецких ученых экономистов Этьеном Ласпейресом и Германом Пааше. Поскольку изменению подвергается не только цена товара, но количество и доля в выручке за различный товар, то этими авторами был предложен и обоснован такой подход к исследованию, где учитываются оба показателя – цена товара и объем его реализации (подробнее эти индексы рассмотрены в вопросе 3).

Развитие теории индексного анализа связано с именами английских экономистов Стенли Джевонсона и Альфреда Маршалла. Свой вклад в теорию индексного анализа внесли С.Г. Митчелл, И. Фишер, В.И. Борткевич и другие экономисты.

В экономической науке существует около 30 определений индекса. Рассмотрим два из них:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1: Э кономические индексы это относительные величины, которые характеризуют изменения экономических явлений во времени, в пространстве или по сравнению с любым эталоном (плановым, нормативным или лучшим по совокупности).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2: С татистический индекс это сложный относительный показатель, характеризующий среднее изменение непосредственно несоизмеримых или соизмеримых показателей.

Оба определения отражают суть одного и того же процесса или явления – сопоставляют (сравнивают) значения какого-то показателя друг с другом. Кроме того, коль это относительный показатель, то он может быть представлен в виде коэффициента или в процентах.

 

Рассмотрим некоторые понятия, которые упростят нам понимание данного метода исследования и которые содержаться во втором определении индекса.

Продукция (товар) является соизмеримой (сопоставимой), если она может подвергаться непосредственному суммированию в натуральных единицах измерения. Например, гектары, штуки, килограммы, литры и т. д.

Если продукция в своём натуральном выражении непосредственно не суммируется, то она несоизмерима (несопоставима).

Например, в сельском хозяйстве единицей измерения продукции являются центнеры и тонны, но напрямую объемы сельскохозяйственной продукции суммировать нельзя, кроме некоторых видов (зерновые культуры, овощные культуры). Следовательно, сельскохозяйственная продукция является не соизмеримой (кроме групп зерновых и овощных культур).

В первом определении указано, что сравнение может быть проведено во времени, т.е. более поздние значения показателей можно сравнивать с более ранними. Если рассматриваются разные объекты в один и тот же период времени, то их характеристики также могут быть сравнимы, если показатели одного из объектов взять за базу сравнения.

Например, во времени можно сравнивать показатели одного и того же хозяйства, т.е. оценивать динамику (развитие) предприятия. Сравнивая результаты производственно-финансо-вой деятельности предприятия с другими сельскохозяйственными предприятиями можно оценить свое «место» в регионе (районе, области)

Задачи индексного анализа:

1. Определить динамику изменения технолого-экономи-ческих показателей производства и реализации продукции;

2. Выявить влияние на результат факторов, определяющих изменение результата.

Решить обе эти задачи позволяют синтетическая и аналитическая концепции индексов (см. вопросы 4 и 5).

Рассмотрим простейший пример решения задачи с помощью индексов.

Сельскохозяйственное предприятие произвело в прошлом году 100 тыс. тонн продукции (q0), в текущем году – 120 тыс. тонн (q1). Продукция является сопоставимой (соизмеримой). Цена за каждую тонну продукции в прошлом году составила 20 условных денежных единиц (р0), в текущем – 18 усл. ден. ед. (р1). Общая стоимость продукции в прошлом году составила 2000 тыс. усл. ден. ед. (S0), в текущем году – 2160 тыс. усл. ден. ед. (S1).

Динамику показателей можно оценить системой относительных и соответствующих им абсолютных изменений. Индивидуальные индексы обозначим буквой i, абсолютное изменение – символом D (дельта). Подстрочная сноска будет отражать обозначение анализируемого показателя.

Динамика количества продукции:

iq= = =1,200=120,0%,

Dq= q1–q0=120–100=+20тыс.т

 

Этот расчет показывает, что объем производства в текущем году по сравнению с предыдущим составил 120,0%, т.е. прирост составляет 20% или +20 тыс. тонн.

Динамику цен проанализируем аналогично:

ip= = =0,900=90,0%

Dp=p1–p0=18–20=-2усл.ден.ед.

 

Расчеты показывают, что цена 1 тонны в текущем периоде по сравнению с предыдущим составляет 90,0%, т.е. цена снизилась на 10% или на 2 условные денежные единицы.

Динамика стоимости продукции будет следующая:

is= = = 1,080=108,0%

Ds=S1–S0=2160–2000=+160тыс.ден.ед.

 

Анализ проделанных расчетов показывает, что стоимость произведенной продукции в отчетный период относительно предыдущего времени составила 108,0%, т.е. прирост составил 8,0%, или 160 тыс.ден.ед.

Следует отметить, что данная задача с учетом второй цели индексного анализа может иметь более развернутое решение, принципы которого будут рассмотрены ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.009 с.)