Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Численность лиц пожилого возраста, процент от общего числа населенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как аргумент против стариков, которые остаются в семье, мы часто слышим: «Квартира слишком мала... У нас разные представления о порядке... Пожилые люди такие косные и консервативные; они делают много лишней работы. Они сами ограничивают свою свободу... Их содержание требует денежных затрат. Другим неприятно видеть, когда в доме есть старые или больные люди». Но есть аргументы и в пользу того, чтобы пожилые оставались в составе семьи: «Они своей пенсией поддерживают семейный бюджет... Они помогают в хозяйстве... Они берут на себя выполнение важной задачи — пока родители работают, они воспитывают внуков... Они — живые носители семейных традиций...» Во всех этих аргументах за и против включения престарелых в состав семьи решающую роль играют актуальные способности, представляющие собой субъективные ценностные категории, сформировавшиеся на протяжении жизненной истории данной семьи. Они моделируют отношения между молодым и старшим поколениями. Мы часто наблюдаем, как некоторые люди строго придерживаются раз и навсегда выработанных привычек в повседневной жизни, несколько похожих на навязчивые идеи, как это подмечено в стихотворении Эриха Кестнера «О некоторых супружеских парах». На Западе — иначе, чем, например, в некоторых культурах Востока — старение воспринимается как нечто отрицательное. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности, сопряжены часто с утратой контактов в сфере человеческих отношений, следствием этого бывают тревожные настроения, связанные со здоровьем в будущем. Многие пожилые люди живут отдельно от своих детей и родственников и в этой изоляции стремятся найти смысл своего существования. Они находят его с поражающей регулярностью в двух сферах. Первое, что их занимает, это собственное тело, возрастные и болезненные изменения которого становятся предметом не только многолетних размышлений, но и поводом обращаться за бесчисленными консультациями к различным ррачам. Недуги, на которые они жалуются, — это как бы предлог сохранить контакты и необходимость что-то делать, а это им так необходимо. Вторую сферу их интересов можно определить как проблематику справедливости». Вся их жизнь дает достаточно оснований чувствовать несправедливость по отношению к себе. Двадцать лет или более они жертвовали собой ради своих детей. И что же осталось им взамен? Чувство, что они больше не нужны, что они лишние. Сорок лет или более они выполняли свою работу. Л теперь, как только они достигли определенного возраста, их лишили места работы и передали его более молодым. Всю свою трудовую жизнь они добивались уважения и признания своих заслуг. А теперь они идут «на слом». Врачи твердят им об утрате гибкости суставов, закупорки артерий и ничего иного не могут предложить, кроме того, что с этим нужно примириться, как с неизбежностью. Здесь проблематика справедливости оказывается тесно связанной с конфликтной сферой «тело». Жизненная ситуация старшего поколения характеризуется специфическими особенностями четырех сфер. 1.Т ело/органы чувств: состояние здоровья, болезни возрастного характера или неожиданные заболевания. 2. Достижение: требования профессии; непризнание прежде всего со стороны окружающих, их способности к трудовой деятельности. 3.Аспекты будущего: заторможенная деятельность воображения, фиксация на прошлом, страх перед будущим, неспособность или неумение найти ответ на вопросы о смысле жизни и смерти. 4. Контакты
Другие культуры На Западе конфликты между поколениями играют большую роль в жизни пожилых людей, чем на Востоке, где желательно, чтобы сохранялась связь между детьми и родителями. На Западе стремятся достигнуть как можно большей дистанции между собой и родителями, освободиться от раз и навсегда установленных семейных порядков и сбросить с себя тиранию родителей. Этот провесе способствует становлению независимости собственного «Я», и поэтому большинство психотерапевтических направлений одобряет его как цель терапии. Отделение от родителей, разрешение этой проблематики расставания отождествляется со становлением сильной личности и ее цельности. Старые и нуждающиеся в уходе члены семьи не только переезжают на другое место, но изолируются социально и психологически от семьи. На Востоке семья связана прочными узами, чего уже нельзя найти в индустриальных государствах. Там к единой семье принадлежат не только родители и дети, но и дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, дяди, тети, кузены, кузины различной степени родства. Эта расширенная семья представляет из себя целую сеть отношений и связей, для поддержания которых требуются уважение, сплоченность и готовность к контакту, что в свою очередь дает человеку душевное тепло, чувство уверенности и защищенности. Расширенная семья на Востоке выполняет те функции, которые в индустриальных государствах с современным социальным законодательством берут на себя учреждения социального обеспечения. На Западе с достижением «пенсионного возраста» человек получает возможность углубиться в себя, познать самого себя. Различные интересы, которые отодвигались на задний план ради семьи, вновь приобретают значение; женщина находит новое самоутверждение в профессиональной деятельности. Расширяются интересы и завязываются новые знакомства. Роль бабушки также наполняется новыми и важными задачами для женщины. У европейской бабушки задачи более прикладного характера - она заботится о внуках, если мать работает или разведена с мужем. Женщины в культурных кругах Востока с наступлением критического возраста проявляют часто бьющую через край материнскую любовь, чтобы подчеркнуть зависимость детей. Все трудности в жизни детей вызывают сильную обеспокоенность, а их успехам радуются как своим собственным. Чтобы легче пережить ломку, связанную с критическим возрастом, некоторые женщины мечтают в это время о беременности. С рождением ребенка они вновь обретают молодость и чувствуют себя полноценными. Женщина благодаря этому не теряет смысла жизни и рада, что может нести ответственность. В расширенной семье бабушка - это естественная притягательная сила для внуков. Конфликт с родителями жены или мужа на Востоке иной, чем на Западе. Ведь родители здесь выбирают партнеров для своих детей, часто даже в присутствии непосредственно заинтересованных лиц. Они таким образом могут выбрать по своему вкусу невестку или зятя. Конфликты возникают здесь, если не считать случаев «ошибочного выбора», как раз вследствие сильной привязанности обоих супругов к своим родителям. Если в Германии родители супругов слишком вмешиваются в их дела, то это вызывает открытое недовольство супругов или ревность. На Востоке подобные чувства скрывают, так как традиция предписывает поддерживать добрые отношения с родителями мужа и жены. Если такая ревность и существует, то восточная женщина хорошо знает, что без союза со своей свекровью она пропала, дажеесли этот союз - вынужденный. На Востоке мы наблюдаем во время ритуалов траура проявления чувств в состоянии экзальтации. Тот, кто потерял близкого человека, бьет себя кулаками, рвет на себе волосы, обвиняет Бога и людей или же рыдает у одра усопшего, а ему вторят плакальщицы. Практические выводы Мы рекомендуем следующие вопросы для пожилых людей, думающих о будущем. К сфере тело/органы чувств. Придаете ли Вы значение уходу за телом, одежде, прическе? Занимаетесь ли Вы гимнастикой, туризмом, плаванием и другими вилами спорта, чтобы сохранить спортивную форму? Делаете ли Вы время от времени глубокое дыхание? Можете ли Вы расслабиться и отдохнуть при помощи аутогенной тренировки, йоги или других упражнений? Следите ли Вы за составом и количеством Вашего питания? Является ли для Вас угощение поводом для поддержания знакомства и завязывания новых знакомств? Придерживаетесь ли Вы предписанной для Вас диеты? В порядке ли Ваше пищеварение? Соблюдаете ли Вы определенный ритм сна (отхода ко сну и вставания)? Придаете ли Вы значение телесным контактам и проявлениям нежности? С кем у Вас бывает этого рода контакт? Бывают ли у Вас сексуальные контакты? Предоставляется ли случай для этого или у Вас больше нет склонности к этому? Что Вы делаете, когда у Вас появляются боли? Принимаете лекарства? Отдыхаете? Ведете себя скорее активно, чем пассивно, терпеливо или агрессивно? К сфере: достижение /профессия. Чем Вы занимаетесь в свободное время? Есть ли у Вас увлечения? Чувствуете ли Вы себя в состоянии заниматься «полезной» деятельностью? Хочется ли Вам начать что-то новое (например, изучить еще один иностранный язык, научиться какому-нибудь ремеслу или рукоделию)? Можете ли Вы помогать другим в учении или в профессиональной работе, используя свой опыт и знания (например, помогать детям при выполнении домашних заданий)? Можете ли Вы что-нибудь «организовать» (например, путешествие, выставку, доклад с диапозитивами)? К сфере: контакт. Какие актуальные способности Вы больше всего цените в людях, с которыми Вы общаетесь или хотите познакомиться и общаться: порядок, чистоплотность, точность, вежливость, честность, усердие, надежность, бережливость, послушание, справедливость, верность, терпение, время, контакт, доверие, надежда, нежность, сексуальность, религия? Какие из этих актуальных способностей являются для Вас «аллергическими пунктами», затрудняющими контакты или делающие их невозможными? Где Вы научились этим жизненным установкам, кто их Вам преподал? Какие контакты у Вас с Вашими родственниками? Способны ли Вы одобрять или дать понять, что одобряете, дела, поступки Вашего партнера, Ваших детей и других людей? Можете ли Вы по своей инициативе возобновлять старые знакомства? Можете ли Вы встречаться с одинокими людьми и предпринять или что-нибудь создать вместе с ними (например, клуб для любимых занятий)? Можете ли Вы через знакомства предложить кому-либо помощь (например, проверять выполнение уроков у детей занятых родителей, быть няней у новорожденных...)? Участвуете ли Вы в каких-либо обществах, гражданских инициативах, в церковной общине, являетесь ли членом какой-либо партии? К сфере: фантазии, будущее, жизненная философия, религия и мировоззрение. Какие позитивные аспекты имеет для Вас преклонный возраст? Какие мысли чаще всего Вас занимают: о теле, о Вашей (прежней) профессии, о возможностях контактов, о вопросах философского характера, мировоззрении? Есть ли у Вас планы на ближайшее время и на отдаленное будущее, которые Вы можете осуществить? Занимаетесь ли Вы - активно или пассивно - музыкой, живописью, скульптурой, литературой? Кто Ваш любимый автор? Какую роль играет религия в Вашей жизни? В чем Вы видите смысл Вашей жизни? Смысл здоровья и болезни? Делаете ли Вы что-нибудь для окружающего мира (воздух, почва, растения, животные) или Вы просто сочувствуете этому? Можете ли Вы вспоминать о Ваших детях без сожаления? Чувствуете ли Вы себя свободно и в хорошем настроении, когда встречаетесь со своими родственниками? Можете ли Вы прощать своим родственникам обиды и не напоминать постоянно об ошибках в прошлом? Если Ваших родителей, братьев и сестер уже нет в живых, часто ли Вы думаете об этом? Думаете ли Вы о смерти? Существует ли для Вас жизнь после смерти?
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.182 (0.011 с.) |