Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Партнерство как долг продолжения родаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не следует опрометчиво выбрасывать за окно старые привычки, лучше провожать их до двери, как приятного гостя. Восточная мудрость Способность неуклонно придерживаться традиций История: «Шесть буханок хлеба на всех» Один человек ежедневно покупал шесть буханок хлеба. Каждый день при любой погоде он ходил на базар за хлебом. Однажды друг спросил его: «Скажи мне, что ты делаешь с этими шестью буханками, которые ты покупаешь изо дня в день? Ты же все равно не сможешь столько съесть?!» Человек сказал: «Я охотно объясню тебе. Слушай: одну буханку я оставляю себе, одну выбрасываю, две отдаю обратно, а две даю взаймы». Услышав такое, друг покачал головой: «Я не понял ни единого слова из того, что ты сказал. Скажи яснее». Тогда другой ответил: «Хлеб, что я оставляю себе, я съедаю. Хлеб, который выбрасываю, я отдаю своей теще. Две буханки, которые я возвращаю, я даю моим матери и отцу, а те две буханки, которые я одалживаю, даю моим сыновьям» Разъяснение Если смысл партнерства видят в продолжении рода, то обычно думают, что нужно жениться или выходить замуж в определенном возрасте и обязательно иметь детей. Очень часто за всем этим стоят родители, которые берут на себя роль понуждать и торопить. Они хотят, чтобы их дочери и сыновья сделали хорошую партию, мечтают нянчить внуков. На такие свадьбы приглашают несколько сотен человек. Свадьба становится целью жизни. Долг продолжения рода нередко связан с деловым расчетом: зять должен будет потом взять на себя ведениедела, поэтому дочь должна выходить замуж только за человека той же «гильдии», и притом очень усердного. Она осознает всю важность своего долга продолжать род и подчиняется воле отца. Случай из практики: «Замужество в угоду родителям» Дочь врача, химик-лаборантка 27 лет, страдающая состояниями тревоги и депрессией, обращала на себя внимание тем, что слабо проявляла собственную инициативу, предавалась мечтаниям и нереальным планам на будущее, но не приводила их в исполнение и, как она выражалась, «не было у нее жизненной хватки». Одну из своих самых острых проблем она описала так: «Я знаю, что мои родители очень хотели бы, чтобы я вышла замуж и у меня были дети. Желание иметь внуков они часто высказывают в последнее время. Может быть, это оттого, что не только я становлюсь старше, но и они. Но я бы не хотела выходить замуж только ради того, чтобы угодить родителям. Больше всего моим родителям хотелось бы видеть меня замужем за врачом, который стал бы продолжать врачебную практику отца, и я бы тогда переехала со своим мужем в дом родителей. Так, вероятно, решились бы некоторые проблемы моих родителей». Толкование: «Три способа реагирования на традиции» В каждом партнерстве традиции так или иначе дают о себе знать. Во-первых, это мои ожидания, целеустановки, желания, которые являются результатом моего развития, воспитания и усвоенных традиций. Во-вторых, то же самое - но у моего партнера. Так сталкиваются оба мира традиций с их различным содержанием и целеустановками. Ко всему этому добавляется вопрос, в какой мере эти два мира соответствуют духу времени. Итак, можно описать три формы реагирования на традиции. В каждом из них следует учитывать возможные комбинации, возникающие в результате столкновения традиционных концепций (транскультурный аспект). 1. Мумифицированный тип. Отношение к традиции положительное. Традиция - это то, чем следует руководствоваться в жизни. Человек перенимает те нормы и правила, которые действовали в предыдущем поколении, твердо их придерживается даже тогда, когда изменились условия, при которых они имели силу. Это консервативное отношение к традициям дает уверенность и ясность, чтобы можно было ориентироваться в явлениях жизни, оно препятствует появлению неуверенности, сомнений, но все это только ценой косности, фиксации и абсолютизации. В партнерстве это может выражаться, например, так: если сексуальность для супруга представляет собой проблему, то он скажет: «Об этом не говорят. Это нечто такое, что каждый человек должен сам для себя решать. Приходится с этим мириться». Сексуальность он терпит как неизбежное зло. Женитьба для него - дань традиции. Супружеские обязанности он выполняет ради продолжения рода. Его девиз в браке: «Верность до гробовой доски». Сексуальная активность вне официально дозволенных границ насколько возможно подавляется или отягчается чувством вины. Выжидательное поведение в сексуальных отношениях сочетается со страхом перед сексуальной активностью и с последующим чувством вины. Фригидность и импотенция типичны в этих случаях. В партнерстве преобладают пассивно-выжидательные модели поведения и взгляды. Наряду с «партнерством, цель которого - продолжение рода» к этому типу относятся «партнерство как цепи», «партнерство из вежливости и благодарности» и «партнерство как компенсация», «партнерство как заветная мечта», «партнерство как собственность», «партнерство как благотворительное учреждение», «партнерство как религиозный долг», «партнерство как тихая пристань» и «партнерство как пакт о верности». 2. Мятежный тип. Он решительно отвергает все старые традиции и вообще больше всего не хотел бы с ними иметь никакого дела. Так как он пренебрегает освященными традицией способами преодоления трудностей, конфликтов, то у него появляется возможность найти новые собственные и, стало быть, современные способы решения их. Лишившись уверенности, которую дает традиция, он пытается один или вместе с партнером нести полную ответственность за партнерство. За это он расплачивается неуверенностью, перегрузкой и переутомлением, социальной изоляцией, а также характерной для этого типа людей иллюзией: протестуя против традиций семейных, классовых или своего культурного окружения, он попадает в поисках новых решений в плен других традиций. То, что он воображал революцией в отношении традиций, оборачивается зачастую заменой одних традиций другими. В партнерстве люди такого рода часто бывают «чемпионами в сексе». Накопленный сексуальный опыт становится мерилом самоценности. «Донжуановский список» постоянно увеличивается; качество (т.е. любовь) этих встреч безразлично. Партнер превращается в объект. Любят не человека с его свойствами, а те ощущения, которые можно испытывать от сексуальной связи с ним. Разрыв с традицией у этих людей проявляется в показной откровенности и в желании при любом удобном случае говорить о сексуальности, следуя правилу: «Секс доставляет удовольствие, а все, что доставляет удовольствие, дозволено». Несмотря на показную вольность поведения (развязность) и у этого рода людей встречаются типичные нарушения: боязнь сексуальной несостоятельности, опасение связать себя ответственностью в партнерстве, психическая и физическая перегрузка. Наряду с «партнерством как достижение» к этому типу относятся «партнерство из деловых соображений», «партнерство как учебное заведение», «партнерство как наказание», «партнерство как отдых», «партнерство любой ценой», «партнерство как самоутверждение», «партнерство как следствие», «партнерство как наука» и «партнерство как удовлетворение влечения». 3. Индифферентный тип. Он хотел бы придерживаться семейных традиций, но в то же время и освободиться от них. За этими конфликтами солидарности чаще всего скрывается конкуренция между семьей, в которой он вырос, и его партнерством: хотелось бы следовать всему новому, однако не хочется расставаться с привычным старым. Иногда удается достигнуть мирного сосуществования, прежде всего тогда, когда новый и старый мир не так уж сильно отличаются друг от друга и партнер способен идти на компромисс. Но если представитель индифферентного типа оказывается между двух огней - приверженностью его родителей к традициям и современными притязаниями партнера, - то, пытаясь примирить непримиримое, он, находясь под гнетом этих обстоятельств, начинает испытывать типичные для него страдания. Он чувствует, как его разрывают на части, как он теряет душевное равновесие, как раздваивается в роли «послушного ребенка» то своих родителей, то своего партнера. Он хочет угодить всем, но по воле рока не может уже угодить никому. В сексуальных отношениях с партнером типичной установкой является то, что мы называем двойной моралью. Общественные нормы приличия признаются чисто внешне, а сексуальные влечения находят выход в двойной жизни или в области фантазии. Жена, например, которая требует от своего мужа абсолютной верности и по отношению к нему проявляет предельную холодность, заводит себе любовника. Или мужчина, который в откровенных разговорах с друзьями хвастается тем, что сексуальность для него не проблема, что он спокойно воздерживается от этого, дома мечтает о том, что до этого отвергал. Бывают люди, изображающие из себя «откровенного», но за этим стараются скрыть собственную неуверенность и опасения. Они либо преуменьшают сексуальные проблемы, либо безмерно преувеличивают их. Ни к чему не обязывающие разговоры друга, со слов некоторых женщин, в кругу подруг превращаются в обещания жениться или в страстную ночь любви. Мужчины рассказывают о своих успехах у женщин, которых они даже не видели, потому что им «это было не нужно». Часто появляются сексуальные проблемы, которые не воспринимаются как таковые. Полагают, что это проблемы, связанные с профессией или с отношениями с другими людьми. Люди такого типа либо не способны принимать решения, либо откладывают их: «Если у меня будет... то мне легче будет принять решение». Если человек женат, то он хотел бы лучше оставаться холостым и тоскует по утраченной свободе. К этому типу относятся также все те, кто после вступления в брак вдруг видят, что не могут жить вместе, и разводятся, потом оказывается, что они не могут жить врозь, и в конце концов, будучи разведенными, продолжают жить вместе как супруги. Обычные в этих случаях формы партнерства: «партнерство как балансирование», «партнерство, когда оба слепы», «партнерство как освобождение», «партнерство как игра в доктора», «партнерство как вынужденное решение», «партнерство как доля любопытства», «партнерство как притворство» и «партнерство как желание получать ласку». Другие культуры Из всевозможных течений консервативно-традиционного толка, которые, как волны, накатываются на общество, «мумифицированный тип» за последнее время вновь всплывает на поверхность. Примером этому является исламское движение в государствах Среднего Востока. Сознательный возврат к исламской традиции с помощью воинствующей фанатичной пропаганды должен защитить от мнимой угрозы религиозно-общественные ценности. Другие религии, как, например, религия Бахай, там подвергаются открытому преследованию. Для партнерства это направление не остается без влияния: вновь восстанавливается освященное традицией жестокое распределение ролей между мужчиной и женщиной: для женщины - это чадра и строгое соблюдение запрета контактов с мужчинами, кроме членов расширенной семьи, для мужчины - это расширение его патриархальных прав. На Западе роль традиций не так велика. Тем не менее наблюдаются «подводные» течения, которые обладают удивительной силой воздействия на ориентацию людей. Есть представители и сознательной ориентации - это прежде всего тип бунтаря или тип человека терпимого и индифферентного. Практические выводы Принадлежность человека к тому или иному типу не зависит от его воли. Нередко это замечают только тогда, когда начинают наблюдать самого себя и анализировать свои мысли и поступки. Большая часть обычаев, обязательных для исполнения, передаваемых из поколения в поколение, тесно связана с чувством собственной значимости. Человек идентифицирует себя с ними и делает их частью своего «Я». Многое зависит от того, насколько мы умеем понять позитивный аспект традиции и высвободить его из сложных эмоциональных переплетений таких чувств, как отделение, укоры совести, страхи расставания. Следующие вопросы помогут разобраться в этом: К какому типу я принадлежу, когда мне приходится решать проблемы, волнующие меня в данный момент? Что думает об этом мой партнер, и какую позицию он занимает? Какие связанные с традицией правила поведения и свойства касаются этой проблемы (порядок, опрятность, верность, обязательства выполнить работу и т.п.), и что они означают для нас? Какие возможности социальных отношений допускает данная концепция традиций, развитию каких отношений она способствует и какие отношения остаются в тени или блокируются. Каким «инструментарием» мы располагаем в рамках нашей концепции традиций, и каким образом мы можем разумно воспользоваться им, чтобы постепенно и безболезненно освободиться от устаревшей традиции?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.007 с.) |