Агнатическое и когнатическое право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агнатическое и когнатическое право



 

По предписаниям современного права, родство представляет собой кровную связь между лицами общего происхождения. Эта связь имеет правовое значение, так как на основании родства в отношениях между сородичами возникают многочисленные права и обязанности. Такое понимание родства существовало не всегда. В древнеримском праве кровные узы между отдельными лицами сами по себе не имели правового значения. Для того, чтобы стать право-значимыми и воздействовать на родственные связи, они должны были рассматриваться и со стороны совместного проживания в одном производственном сообществе. А именно, кровный родственник, покинувший производственное сообщество, терял всякую значимую в правовом отношении родственную связь с членами этого сообщества. Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство.

а) Агнатическое родство как основной вид родственной связи существовало в Риме до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей. Когда же эта семья начала превращаться в сообщество потребителей, наряду с эволюцией семьи происходила и эволюция в понимании сущности родственных связей. В римской семье, как сообществе потребителей, постепенно возобладало понимание того, что родственниками, без учета вопроса совместного проживания, следует считать лиц, кровно связанных между собой. Такой взгляд возобладал только ко времени Юстиниана. Тогда же система агнатического родства была окончательно вытеснена системой так называемого кровного, или когнатического, родства. Близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которые лицо alieni juris имело со страшим поколением в консорциуме или с главой семьи. Для исчисления близости в агнатическом родстве употреблялись, главным образом, два основных понятия: 1) деление агнатических родственников и групп на более близких и более дальних агнатов и 2) деление по степени родства в отдельной группе.

Агнатические родственники делились на одну группу близких и две группы далеких родственников. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias, эти агнаты назывались sui. (116) Две более дальние группы агнатов составляли лица: 1) которые когда-то были и 2) которые хотя бы могли быть членами данного консорциума или находиться под этой patria potestas, если бы прежний pater familias еще был жив при их вступлении в семью. Значение деления агнатических родственников на одну группу ближайших родственников и две группы более отдаленных агнатов было особенно велико для наследственного и опекунского и попечительского права.

Близость родства отдельных лиц внутри отдельной группы агнатов выражалась степенью родства. В агнатической системе степень родства выяснялась определением того, сколько освобождений от patria potestas требуется или потребовалось бы совершить лицам, чтобы стать лицом sui juris.

б) Когнатическое родство. — Когнатическими родственниками были лица, которые непосредственно или косвенно происходили хотя бы от одного общего предка. Принципы определения близости когнатического родства отличались от принципов определения близости агнатического родства. А именно, когнатические родственники происходили и от отцовской и от материнской стороны и, согласно такому критерию, делились на две линии: на родственников по материнской и на родственников по отцовской линии. Кровные родственники делились на родственников по прямой и родственников по боковой линии (linea recta и linea collaterales). Родственниками по прямой линии были лица, которые в непрерывной последовательности происходили один от другого. Родственниками по боковой линии были лица, происходящие от одного общего предка, но не один от другого (братья, сестры, дядья по матери, племянники, дядья по отцу, двоюродные братья). Дальнейшим делением когнатических родственников было деление на полнородных (germani) и полуродных (consanguinei и uterini). Полнородными родственниками были происходящие от тех же мужских и женских предков, в то время как полуродные происходили от того же отца и различных матерей (consanguinei) или от той же матери и различных отцов (uterini). Дальнейшим значительным делением конатических родственников было деление на брачных (legitimi) и внебрачных родственников (spurii, vulgo concepti), и на так называемых ascedenti и descedenti. Ascedenti были предками, a descedenti потомками определенных лиц (linea ascedens — восходящая линия, linea descedens — нисходящая линия). (117)

Степень родства у когнатических родственников исчислялась на основании правила: tot gradus quod generationes. Согласно этому правилу, когнатическими родственниками той же степени, по прямой или боковой линии, считались лица, отдаленные от или до некоего общего предка одинаковым числом рождений (генераций).

в) Свойство, или affinitas. — В семейном праве известное значение имело родство по свойству (affinitas), или родство между мужем и когнатическими родственниками жены и между женой и когнатическими родственниками мужа. Близость родства по свойству исчислялась по тем же принципам, как и близость когнатического родства.

Римская семья

 

На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.

а) Consortium. — Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно.

"Anticum consortium", как называл эту общину Ауло Гелий, или "societas fratrum", как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.

б) Патриархальная семья агнатов. — Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, familia pecuniaque, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе (actio familiae erciscundae, actio de communi dividundo). Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris).

Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства производства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин — domus — дом, домашнее хозяйство.

В агнатической семье pater familia был лицом "qui in domo dominium habet" — лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась "et in res et in personas" (118) 1) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (manus); и являлась: 2) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении); 3) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (domi-nica potestas); 4) властью над лицами, живущими в domus на основании mancipium, долгового рабства и т. д. и 5) полной властю над землями, средствами производства, продуктами труда и другим имуществом в составе домуса (dominium, proprietas, собственность).

Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством — установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.

в) Когнатическая семья. — Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica — семью производителей — и familia urbana — семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов.

Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris (peculium, peculium castrense, peculium quasicastrense, bona adventicia и т. д.), с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кровных родственников, происходящих от общего предка.

В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле.

Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве: plures personas, quae sunt sub unius potestate aut natura aut jure subjectae. (119) В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater familias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву "ad modicam castigationem" (благоразумного наказания) и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо — и издержек. Он же — pater familias, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи.

Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые "ab ejusdem ultimi genitoris sanguine proficiscuntur" (120) происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.

г) Cognatio servilis. — До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов — контуберниумах (запрет separatio dura, брачные препятствия и т. д.)

Глава вторая. БРАЧНОЕ ПРАВО

Понятие брака

 

Брак является древнейшим установлением, прошедшим различные фазы развития, но всегда служившим для регулирования половых отношений между мужчинами и женщинами и создания потомства. Эту же функцию брак имел и в римском праве.

Род, консорциум и патриархальная семья агнатов под властью pater familias представляли собой широкие общности, содержащие большое число мужчин и женщин, способных вступать в брачные отношения. Так как все эти общности являлись экзогамными, в брачный союз можно было вступить лишь с представителем другой такой общности. Кроме того, при каждом вступлении в брак выдвигались и другие условия, среди которых одним из основных было требование основывать брак на моногамных началах, ибо с древнейших времен римляне признавали только союз одного мужчины и одной женщины. Такие союзы, постоянные и заключенные законным образом, именовались браком, или justae nuptiae (matrimonium justum). Таким образом, с древнейших времен римский брак определялся как биологический, эгзогамный, моногамный, длительный или пожизненный союз между мужчиной и женщиной и был основан на правовых установлениях.

Это было отражено и в определениях брака, содержащихся в римских юридических источниках: nuptiae sunt conjuctio maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani juris communicatio (121), брак — это союз мужа и жены, объединение всей жизни, связь права божественного и человеческого. В том же смысле брак был определен и так: nuptiae autem sive matrimonium est viri et mulieris conjunctio, individuam consuetudinem vitae continens (122), брак — это союз мужа и жены, основанный на совместной жизни.

Условия заключения брака

 

Для заключения правомочного римского брака (justae nuptiae, matrimonium justum) будущие супруги должны были выполнить несколько существенных, или конститутивных, условий. От них требовалось обладать jus conubii, иметь affectio maritalis, являться половозрелыми и заключать брак в предписанной правом форме.

Римский брак могли заключать только лица, за которыми был признан jus conubii. Jus conubii обладали лишь римские граждане и старые латины (latini veteres). Это право, до lex Canuleia, было ограничено для плебеев, а позже и для либертинов и для представителей населения, связанного со своим занятием, а также для лиц, объявленных еретиками и отступниками. По этому ограничению представители этих групп населения могли заключать браки лишь между собой, но не с представителями других общественных слоев.

Римский брак мог заключаться только тогда, когда союз мужчины и женщины основывался с намерением супругов жить именно в браке (affectio maritalis). В старом праве affectio maritalis, или намерение заключить брачный союз, не было обязательным для будущих супругов. В то время было достаточно, чтобы это намерение изъявил глава соответствующей семьи. В классическом праве наличие affectio maritalis было необходимо и для будущих супругов и для глав их семей, а в постклассическом праве такое намерение требовалось лишь для лиц, вступающих в брак.

В римский брак могли вступать лишь лица, способные осуществить естественные цели брака, т. е. лица, являющиеся половозрелыми: женщины с двенадцати, а мужчины с четырнадцати лет. (123)

Для того, чтобы совершить все правовые действия, брак должен был заключаться в форме, предусмотренной законом. Формами заключения брака римского брака являлись: conferratio, coemptio и usus.

В тех случаях, когда между мужчиной и женщиной существовал постоянный союз, но не было выполнено какое-либо из приведенных конститутивных условий, необходимых для существования брака, римляне считали, что такой союз представляет собой concubinatus, или естественный брак, не обладающий правовыми последствиями, связанными с установлением брака. (124).

Брачные препятствия

 

Согласно установлениям римского права, для заключения римского брака (matrimonium justum или justae nuptiae), кроме существования конститутивных условий, было необходимо, чтобы у вступающих в брак не существовало каких-нибудь обстоятельств, могущих вызвать аннулирование брака — расторжение брачных связей. Обстоятельства, которые не могут быть допущены при заключении брака, получили название брачных препятствий. (125) Уже существующий брак представлял одно из основных брачных препятствий, так как римское право знало лишь моногамный брак. (126) Заключение брака вопреки такому препятствию приводило не только к его аннулированию, но и к infamia.

Брачным препятствием считалась и душевная болезнь, если она предшествовала заключению брачного союза. (127) Когда же она наступала после заключения брака, брак мог быть сохранен или расторгнут.

Также и кровное родство, по прямой линии неограниченно, а по боковой — до четвертой степени, представляло собой препятствие к браку. Родство по свойству было препятствием к браку лишь по прямой линии, а гражданское родство, т. е. родство по адоптации (усыновлению или удочерению), в этом отношении было уравнено с кровным родством.

Кроме указанных брачных препятствий, в семейное законодательство Августа (lex Julia de maritandis ordinibus и lex Julia de adulteris) были введены и некоторые другие причины, препятствующие правомочному заключению брака. Тогда же был запрещен брак между свободнорожденным (ingenuus) и вольноотпущенницей с плохим поведением, а особенно был запрещен брак между сенаторами и либертинами, как и брак между этими лицами и актрисами, ибо предполагалось, что такая жена не соответствует высокому рангу сенатора.

Позднее были запрещены и браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами этой провинции, между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия, между лицами, которые во время прежнего брака вступили между собой в адюльтер, в то время как воинам вообще запрещалось вступать в брак.

Браки, заключенные вопреки этим препятствиям и запретам, аннулировались без каких-либо последствий для правильных брачных союзов.

Обручение — sponsalia

 

Заключению брака, как правило, предшествовало обручение, или взаимное обещание вступить в брак: sponsalia sunt mentio et repromissio nuptiarum futurarum. (128) В старом праве формой обручения была ритуальная sponsio между patres familias, если обручаемые были alieni juris. При обручении договаривались о заключении брака и об условиях его заключения. Если обручение проводилось pater familias жениха и pater familias невесты, при этом могли присутствовать и будущие супруги, но их присутствие не имело правового значения. На основании обручения в древние времена устанавливалось обязательство действительно заключить брак по принятому об этом соглашению. Когда возобладал принцип свободы при вступлении в брак, такой обязанности больше не существовало (matrimonia libera esse debent). В дальнейшем на основании обручения, если до бракосочетания так и не доходило, можно было требовать возмещение ущерба от лица, беспричинно разорвавшего обручение, и возвращения подарков, данных невиновной стороной.

В классическом и постклассическом праве обручение могло быть заключено и по неформальному соглашению. Тогда могло быть оговорено или дано специальное возмещение на случай, если помолвка не приведет в заключению брака. Это осуществлялось или путем стипуляции или путем внесения задатка (arra sponsalicia). (129)

Формы заключения брака

 

Правомочные браки должны были быть заключены по форме, предписанной законом. Они были различны для отдельных слоев населения и должны быть рассмотрены с учетом последствий заключения брака.

В древние времена браки устраивались односторонними действиями жениха. В этом смысле упоминается похищение (raptus mulierum). Воспоминания об этом периоде сохранены в легенде о сабинянках и в религиозном обряде при избрании весталок.

Древнейшим способом или древнейшей формой заключения брака по соглашению была coemptio, или купля жены по форме per aes et librum. По этой форме, которая, вероятней всего, возникла в период, когда жена действительно покупалась, pater familias невесты в присутствии libripens и пяти свидетелей отдавал невесту главе семьи жениха и лично жениху (если тот был sui juris), а затем жених или глава его семьи произносил формулу купли и передавал установленную цену главе семьи невесты. После этих формальностей считалось, что правомочный римский брак заключен. Эта форма заключения брака сохранялась и тогда, когда жены в действительности больше не продавались. Она превратилась в символическую продажу за символическую плату, вместо которой передавался "nummus unus", или мелкая монета, как реликт минувшего.

Второй предусмотренной законом формой заключения брака была так называемая confarreatio. Это была религиозная форма, применявшаяся патрицианскими слоями римского общества. При заключении брака по этой форме должны были присутствовать брачующиеся, их patres familias, pontifex maximus, flamen Dialis и не менее десяти взрослых римских граждан. Все присутствующие должны были принести клятву Юпитеру (panis ferreus) и сопроводить невесту к дому жениха. У дверей своего дома жених вручал невесте огонь и воду и угощал хлебом, а невеста, принимая хлеб, огонь и воду, должна была произнести: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (где ты, Гай, там и я, Гая). Эта форма заключения брака была известна уже во время Гая, ибо некоторые жрецы могли быть избраны лишь из рядов граждан, рожденных а браке, заключенном по форме confarreatio. (130)

Наиболее распространенной и простой формой заключения брака был usus (основание совместной жизни). Usus, как форма заключения брака, возник в бедных плебейских кругах и состоял в простом переселении жены в дом мужа. От обычного конкубината этот брачный союз отличался так называемым affectio maritalis. Предполагалось, что affectio maritalis существует, когда в союз вступают мужчина и женщина, имеющие одинаковое общественное положение, т. е. оба принадлежат к тем общественным слоям, между которыми обычно и происходило заключение браков, а также тогда, когда между совместно живущими лицами было оговорено приданое, или donatio ante nuptias. He столько из-за простоты, сколько из-за возможности жене сохранять свободу в браке, заключенном по форме usus, эта форма брака стала почти единственной. А именно, считалось, что женщина, вышедшая замуж по форме usus, находится под manus мужа или главы его семьи только один год, и то, если проведет этот год в доме мужа. Жены, желающие стать свободными до этого срока, проводили три дня вне дома мужа (usurpatio trinoctii). В этом случае они уже не подпадали ни под manus мужа, ни под manus главы семьи, и оставались в дальнейшем sui juris, если перед заключением брака находились в таком положении, или оставались под patria potestas главы своей семьи, если были alieni juris. (131)

Брак, заключенный по форме usus с использованием usurpatio trinoctii преобладал и в постклассическом праве, хотя тогда уже больше проявлялось стремление к законному заключению брака с благословения церкви.

Отношения супругов

 

В браке, заключенном по какой-нибудь старой форме — coemptio, confarreatio и даже usus — жена, если только она не воспользовалась usurpatio trinoctii, подпадала под власть, или manus, старейшины семьи мужа или самого мужа, если тот был sui juris. Такой брак, в котором достигалась conventio in manum, был известен как manus — брак, или брак с манусом (cum manu). Напротив, брак, заключенный по форме usus, в котором жена воспользовалась usurpatio trinoctii, не устанавливал ни manus мужа, ни manus главы его семьи. В этом браке жена оставалась лицом sui juris, если была таковым до брака, или оставалась под властью своего pater familias, если была до брака лицом alieni juris. Такой брак известен как брак без мануса (matrimomum sine manu).

Отношения супругов в браке cum manu существенно отличались от их отношений в браке sine manu. Именно поэтому брак cum manu и брак sine manu представляли собой два существенно разных вида брачных связей.

а) Отношения супругов в браке сит тапи. — Брак cum manu был типичным браком древнейшего времени. В этом браке жена становилась членом семьи мужа и попадала в непосредственную зависимость от главы семьи. При этом прерывались все связи жены с ее прежним домом. Она становилась агнаткой агнатов мужа и не была больше агнаткой в семье своего отца. В новой семье жена занимала такое же правовое положение, как и другие женщины. Она была filiae loco. Все имущество такой жены переходило к старейшине ее новой семьи. Старейшина становился собственником и всего того, что жена приобретала в дальнейшем. По отношению к личности жены cum manu старейшина имел те же права, что и по отношению к другим лицам alieni juris. Эти права иногда простирались до jus vitae ас necis. С другой стороны, личные отношения жены с таким мужем, который не был sui juris, регулировались обычным правом и фактическим способом.

Основным и единственным правом жены в браке cum manus было право наследования. Это право было уравнено с наследными правами других женщин дома.

б) Отношения супругов в браке sine manu. — Браки sine manu были типичны в классический и постклассический период развития римского государства. Они преобладали благодаря превращению семьи в союз потребителей и возрастанию хозяйственной и общественной самостоятельности женщины. В браке sine manu жена не становилась агнаткой агнатов мужа. Она оставалась агнаткой своей прежней семьи, как и лицом sui juris, если имела такое положение до брака. Поэтому само заключение брака sine manu не влияло ни на правоспособность, ни на дееспособность жены. Однако брак sine manu вызывал определенные правовые последствия, проистекающие из самого факта существования брачной связи: муж и жена были обязаны помогать друг другу и почитать друг друга, а также воздерживаться от любых действий, угрожающих их союзу. В связи с этим, они не имели права судиться между собой и не были обязаны свидетельствовать друг против друга. Жена получала правовой статус и domicilium мужа, как и право требовать расходов от мужа. Муж мог требовать от жены ведения домашнего хозяйства, а также имел право управлять приданым жены, в то время как приданое использовалось "ad onera matrimonii sustinenda". (132) Однако он не имел никаких прав на другое имущество жены (bona parapherna), если только жена по особому договору (mandatum, depositum) не предоставила ему хранение и управление ее имуществом. Имущественную самостоятельность жены и режим раздельного имущества особенно подтолкнул запрет передачи долгов и интерцессии, или гарантии жены в пользу мужа. Такую же цель имел и запрет для супругов одарять друг друга подарками. Такие подарки, по oratio Antonini, считались законными только тогда, когда супруг, сделавший этот подарок, умер еще до того как потребовал этот подарок обратно.

Самостоятельное положение жены в браке sine manu привело к отрицанию наследственного права жены в семье мужа, и даже к отрицанию наследственных прав между матерью и детьми. Мать и дети состояли между собою не в агнатическом, а в когнатическом родстве. Эти недостатки системы наследования, основанной на началах агнатического родства, были устранены преторами, в частности, предписаниями sc. Tertullianum и sc. Orphitianum. После этого супруги, а также мать и дети получили возможность взаимонаследования.

Приданое и свадебный дар

 

С тех пор, как семья превратилась в союз потребителей, при заключении брака было необходимо наличие средств, служащих для удовлетворения потребностей новообразующегося союза между мужчиной и женщиной и их возможного потомства. Во времена, когда новая семья еще основывалась на принципах агнатического родства и еще существовала имущественная зависимость между главой семьи и лицами alieni juris, обязанности по внесению определенного количества добра для удовлетворения потребностей нового брачного союза и облегчения совместной жизни супругов возлагались лишь на семью жены. Между тем, когда распространилась когнатическая семья и когда лица alieni juris получили большую или меньшую имущественную самостоятельность, а особенно когда для супругов стало обычным организовывать свое собственное домашнее хозяйство, обязанности по обеспечению средств для совместной жизни были возложены также и на мужа. С тех пор имущество, предоставляемое в распоряжение супругов для удовлетворения потребностей их брачного союза, состояло из двух частей: из приданого (dos), которое вносила жена, и свадебного дара (donatio ante nuptias) мужа.

а) Приданое (dos). — Имущество, которое в связи с заключением брака, жена отдавала мужу для удовлетворения потребностей совместной жизни, называлось приданым (dos): ibi dos esse debet, ubi onera matrimonii sunt. (133) Обязанность устанавливать приданое возлагалось или на саму жену, если она была sui juris, или на главу ее семьи, если она была alieni juris. Эта обязанность ложилась на отца невесты и в случае, когда дочь была эманципирована, а в виде исключения приданое могла вносить и ее мать.

В зависимости от происхождения приданого, оно делилось на dos profecticia, или приданое, установленное pater familias жены, и на dos adventicia, или приданое, происходящее из других источников. (134) Способы установления приданого были различными: dos aut datur aut dicitur aut promittitur. (135) Datio dotis, или передача приданого, совершалась любым актом вхождения мужа во владение приданым жены (mancipatio, in jura cessio, traditio) или предоставлением возможности пользоваться приданым по какому-либо праву (квазивладение правом на основании стипуляции, цессия по требованию и т. д.) Promissio dotis и dictio dotis совершались по форме ритуальной односторонней клятвы, которая включалась в устный договор. В постклассическом праве, кроме перечисленных способов, приданое могло быть установлено и неформальным соглашением, называемым dotis policitatio, включаемая в pacta legitima. Правовой режим на имущество, составлявшее приданое был различным. В древнем праве действовало правило, что приданое после заключения брака переходило в собственность мужа или его pater familias, если муж был лицом alieni juris. Приданое оставалось постоянно в собственности этих лиц даже в случае развода супругов. Здесь применялось правило: dotis causa perpetua est. (136)

По предписаниям классического права приданое не переходило в собственность мужа. Пока длился брак муж или его pater familias, имел право на управление имуществом приданого (libera administratio) и должен был использовать его для удовлетворения потребностей брачного союза — "ad onera matrimonii sustinenda". В случае неисполнения этой обязанности, у них могло быть отнято право управления приданым. Это было выражено в правиле quamvis in bonis mariti dos sit mulieris tamen est. (137) Новое понимание собственности на приданое отразилось и на вопросах реституции приданого в случае прекращения брака. Если брак прекращался из-за смерти жены, требовалось реституировать dos profecticia, в то время как dos adventicia реституировался только в том случае, если при его установлении реституция была предусмотрена. При реституции dos profecticia муж имел право на удержание (jus retentionis) одной пятой приданого за каждого ребенка, рожденного в этом браке.

Если брак прекращался из-за развода, применялось правило, что в таком случае реституция приданого должна быть хотя бы ограничена, так как "rei publicae interest quas nubere possunt". (138) Активную легитимацию на вынесение actio uxoria, служившей реституцией приданого, имели жена и ее pater familias. В решении о реституции приданого требовалось урегулировать и вопрос об удержании его части, которая оставалась у мужа. Муж имел право на удержание определенной квоты стоимости имущества "propter liberos, aut propter mores, aut propter res amotas". (139) Удержание на детей, если брак был расторгнут по вине жены, составляло одну шестую за каждого ребенка, но не более половины приданого. Удержание из-за поведения жены составляло одну шестую в случае неверности (mores graviores) и одну восьмую в случае более легких проступков (mores leviores). Часть, удержанная за подарки и унесенные вещи, устанавливалась при определении истинной стоимости предметов, а удержание за произведенные улучшения приданого — при определении стоимости произведенных улучшений, если речь шла об impensae necessarie, или расходах по сохранению приданого, если же речь шла о так называемых impensae utiles, или расходах полезных для приданого, удержание допускалось только с согласия жены, а при impensae voluptuosae, или затратах на роскошь, допускалось jus tollendi, или право отделить и вернуть произведенные улучшения, если это было возможно без нанесения вреда приданому.

Принципы классического права о собственности на приданое и его реституции были усвоены и в постклассическом праве. Тогда же было установлено правило, что муж всегда возвращает приданое, если он не является наследником жены. Для возврата приданого служили actio ex stipulatu, созданные объединением actio rei uxoriae и прежнего стипуляционного иска, по которому требовалась реституция dos adventicia. Кроме того, тогда же жена получила право и на виндикационный иск по отдельным предметам приданого, а для обеспечения реституции приданого была введена привилегированная генеральная ипотека на все имущество мужа.

б) Свадебный дар. — Во времена императора Константина распространился обычай, когда муж выделял часть имущества, равную приданому, и дарил ее будущей жене (donatio ante nuptias). Но средства, содержащиеся в donatio ante nuptias, оставались и далее под управлением мужа, и служили тем же целям, что и приданое. В случае прекращения брака из-за смерти мужа donatio ante nuptias доставалось детям, но жена имела право пользоваться его плодами. В случае развода по вине мужа, donatio ante nuptias переходило в собственность жены. В остальном donatio ante nuptias было уравнено с приданым: ex substantia nihil distat a dote ante nuptias donatio. (140) Именно этот институт был изменен в кодификации Юстиниана в donatio propter nuptias, так как Юстиниан позволил устанавливать этот дар и во время брака.

Прекращение брака

 

Matrimonium justum, или justae nuptiae, как постоянная связь между мужем и женой, основанная на юридически зафиксированных фактах, могла прекращаться лишь под действием новых юридических фактов — естественных событий и человеческих действий.

а) Прекращение брака по причине смерти или capitis deminutio. Естественная смерть мужа, жены или обоих супругов приводила к прекращению брака, как вызывающая и общую утрату правоспособности. Со смертью одного из супругов отпадало основное условие брака — существование брачной связи. В этом случае мужчины могли сразу же вступать в новый брак, в то время как для женщин был определен tempus lugendi. (141) Matrimonium justum прекращался и в случае, когда какой-нибудь римский гражданин или гражданка, претерпевали captis deminutio maxima и media, так как оба этих акта, связанные с потерей гражданства, были связаны и с потерей jus conubii.

б) Прекращение брака по repudium или divortium. — В древнем праве только для мужа было разрешено расторжение брака. Расторжение допускалось при измене, пьянстве, бесплодии, выкидыше и по любой другой причине, побуждающей мужа разорвать постоянный брачный союз. (142) По "dura lex" жена не имела этого права, это не допускалось и из-за ее положения в семье. Форма расторжения брака соответствовала форме его заключения: брак, заключенный по форме conffareatio, мог быть расторгнут по форме diffareatio; брак, заключенный по форме coemptio, мог быть расторгнут по форме remancipatio, а брак, заключенный по форме usus, прекращался по воле мужа.

Односторонний разрыв брака по воле мужа, или repudium, не мог быть единственным способом прекращения супружества в период, когда возобладали браки sine manus. В этот период основной принцип в отношениях между супругами гласил: libera matrimonia esse debent. (143) Применение этого принципа привело к установлению divortium, или развода. С введением развода брак мог прекращаться по воле мужа, по воле жены и по взаимному согласию супругов. При особых причинах, развода мог требовать и pater familias жены. Причины развода не были определены. До развода доходило и тогда, когда не существовало никаких других причин, кроме желания одного из супругов. (144) Принятой формой развода было объявление о нем перед свидетелями, письменный libellus repudi или фактическое прекращение совместного проживания.

В постклассическом праве, из-за изменения моральных понятий, обусловленных христианством, императоры установили строгие правила развода. В это время существовало два основных вида развода: divortium cum damno и divortium sine damno, т. е. развод с плохими последствиями и развод без таковых последствий. Divortium sine damno делился на divortium communi consensu, или развод по взаимному соглашению супругов, и divortium bona gratia, или развод по воле одного из супругов, но при оправданных причинах, каковыми были: импотенция, обет целомудрия, уход в монастырь и т. д. Divortium cum damno также делился на два вида: repudium sine ulla causa, или неправильное одностороннее расторжение супружества, и repudium ex justa causa, или расторжение супружества по вине другого супруга. Причины, дающие право невиновной стороне требовать развода без последствий, были: измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь, сводничество, аморальный образ жизни и т. д. Последствиями для супруга, виновного в разводе cum damno, являлись: утрата приданого, запрещение вступать в новый брак, ссылка, заключение в монастырь и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.131 (0.045 с.)