Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исполнение судебного решения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правомочными являлись решения, неподлежащие оспариванию обычным путем. Правомочные решения исполнялись не сразу. Для их исполнения (res judicata) требовалось прохождение парици-онного срока в четыре месяца, когда должник должен был сам, добровольно исполнить решение. Если решение в этот срок не исполнялось, истец мог требовать судебного исполнения. Для этого необходимо было применить actio judicati. Решение суда, по которому разрешалось исполнение приговора, представляло собой titulus executionis и направлялось в государственные органы. Государственные органы приводили решение в исполнение одним из следующих способов. Если решение гласило о возврате определенной вещи, она отнималась у осужденного (manu militari) и передавалась истцу. Если решение гласило об определенной сумме денег, у осужденного отнимались вещи (pignus in causa judicati captum), которые через два месяца продавались на публичной лицитации. До распродажи (venditio bonorum) доходило лишь тогда, когда того требовало большинство кредиторов, и если к этому вынуждал сам должник (cessio bonorum). Venditio bonorum состояла в продаже всего имущества и сопровождалась инфамией, если должник добровольно не совершал цессию имущества, a distractio bonorum выражалась в продаже отдельных вещей имущества и не приводила к инфамии должника. Если таким способом кредиторы не были удовлетворены, осужденный мог быть арестован. По требованию исполнителя инсольвент (неплатежеспособный должник) арестовывался. Виды специальных процессов
Существовало несколько видов специальных процессов. Рескрипционный процесс являлся видом специального процесса, появившимся в период принципата. Судья, отвечающий за решение какого-либо спора, направлял письмо императору, прося совета относительно того, как этот спор разрешить. В ответ на письмо император разрешал спор, исходя из предпосылки о том, что просьба основывалась на достоверных данных — "si preces vertate nituntur". Ответ принципса назывался rescriptum и обязывал судью. Судья выносил приговор, предварительно расследуя достоверность фактических данных, приведенных сторонами, т. е. того, что послужило предпосылкой для правового решения, содержащегося в rescriptume. Во времена экстраординарного процесса применение rescriрtum-ов было расширено. Каждый индивидуум мог обратиться к императору как верховному органу правосудия высказать свое мнение по решению какого-то судебного спора. Император рассматривал правовую сторону спора и выносил решение, имеющее силу не только для данного спора, но и для всех подобных случаев (прецендентное право). Суммарный или срочный процесс (summatim cognoscere) являлся видом специального процесса, применяемым в случае, когда требовалось устранить опасность для сторон, которая реализовалась бы, если бы велось обычное судопроизводство. Срочный процесс характеризовался краткими сроками, запрещением опротестования и быстрым изучением доказательств. Audientia episcopalis являлась видом специального процесса, проводимого перед церковными органами. Она допускалась лишь для христиан, при этом епископы судили и по светским вопросам. Примечания
1. В более широком смысле слова под названием римского права подразумеваются, главным образом, три научные дисциплины: а) Институции римского права (терминологически ведут происхождение от Institutiones — elementa, что на латыни означает краткий справочник или учебник основ); б) история римского права (в прошлом именовалась "historia juris romana externa" — внешняя история римского права, напротив, "historia juris interna"— внутренняя история права, изучающая материальное содержание правовых установлений); в) пандекты (терминологически происходят от "pandectae" — важнейшей части Юстиниановой кодификации), — наука, изучающая реципированное римское право, т. е. римское право, которое было воспринято как правовой порядок в буржуазной общественно-экономической формации. 2. По Энгельсу. О разложении феодализма и возникновении буржуазии. Белград. 1951. Стр. 14. 3. "Fontes juris cognoscendi", или известные источники права, — источники истории римского государства и римского права, существенные для реконструкции прошлого. "Fontes juris essendi" — источники права вообще, т. е. способы, которыми в данном правовом порядке было создано право. 4. I. 1, 1, 4. 5. I. 1,1, 4. 6. Гай. 1, 8. 7. Д. 1,1, 1, 1. 8. I. 1,1,3. 9. Цицерон сказал: "Sumum jus suma saepe injuria". 10. "Без основ, установленных Римом и Грецией не существовало бы сегодняшней Европы". (Маркс — Энгельс, XIV, стр. 183.) 11. Ливии. 1, 60. 12. Ливии. 1, 1—7. 13. Roma quadrata — квадратный Рим — древнейшая крепость, возведенная, вероятно, у Палатина для обороны от врага. 14. Плутарх сообщает, что в древнем Риме существовали следующие виды занятий: музыканты, столяры, кузнецы, кожевники, гончары и оружейники. (Плутарх, Жизнеописания, Нума, 22). 15. Nudinae являлись священными днями, предназначенными для религиозных обрядов и обмена товарами, которые приходились на каждый девятый день месяца. Festo sv nudinas. 16. Festo, s. v. curia; Cicero, "De re rustica". 2,8,14. 17. Это название применялось при официальном обращении к народу, а этимологически происходит от curia или curis. 18. По традиции считалось, что царский период, т. е. период военной демократии длился от основания Рима до изгнания последнего этрусского царя, Тарквиния Гордого. 19. Ливий. 1, 49. 20. Ciceron, "De republica", 2, 22; "De legibus", 3, 4, 19, 44. 21. Ливий, 1, 43: "Почти никогда не случалось продолжать голосование до того момента, чтобы правом голоса воспользовались и низшие классы." 22. Ливий, 1, 58. Это событие связано с легендой, согласно которой Лукреция была обесчещена Тарквинием. 23. Ливий, 2, 3. 24. Ливий, 5,30. 25. Ливий, 1, 1; 3, 54; Варон, "De lingua latnia", 6, 88. 26. Senatores pedarii являлись членами сената, не имеющими права пользоваться курульным креслом и участвовать в дискуссиях сенаторов. 27. Термин magistratus в латинском языке означал официальную должность и лицо, исполняющее эту должность. 28. Отсюда происходит второе название римских магистратов — honores. 29. Д 1, 2, 2; Ливий, 33, 21; Festo s. v. sacramentum. 30. Д 1, 2, 2. 31. По римской традиции, некий Папирий (Секст, Публий или Гай) собрал правовые предписания, действовавшие во времена царей и издал сборник, названный Jus Papirianum или Leges Regiae. 32. Ливий 3, 43. 33. Законы XII таблиц, 12,1: "То, что народ окончательно установит, следует считать правомочным". 34. Гай 1, 1, 3. 35. Ливий 8, 12. 36. Гай 1, 1, 3. 37. Цицерон, "De oratore" I, 17, 51. 38. Цицерон, "De oratore" 1, 48, 212. 39. Д 1, 2, 2, 7. Книга, изданная Гнеем Флавием, называлась "Jus Flavianum". 40. Катон, "De agriculture" 136, 144, 150. 41. "Добрый домохозяин должен больше продавать и меньше покупать", Катон, "De agriculture" 2,7. 42. Саллюстий, "Bel Jugurth" 63, 7. 43. Цицерон, "De off." 1, 42. 44. После подавления восстания Спартака от Капуи до Рима на крестах было повешено около 6000 рабов. 45. По Lex Sempronia (законопроект Тиберия) латифундистам разрешалось обладать участками земли размером в 5000 югеров и по 2000 югеров на каждого сына. 46. Momentum Ancyranum 6,12. 47. Bruns, Fontes 202, 203. 48. Д 50, 17, 202: "Omnes definitio in jure civili periculum est, rerum in enim ut subverti non possit". 49. Школа сабинианцев именовалась по имени своего главы Sabinus, а школа прокулеанцев — по правореду Proculus-y. 50. Примером саркастического и грубого стиля, свойственного Celsus-y, является и т. н. questio Domitiana, бессмысленный вопрос, заданный Домицием, и responsa Celsinum, грубый ответ Цельсия (Д 28, 1, 27). 51. Ульпиан, "Regulae", 1-1-2. В пандектной науке бьши известны и leges plus quam perfecta — законы, аннулирующие правовой акт и устанавливающие наказание для исполнителей. 52. Ульпиан. "Regulae", 1, 3. 53. Atteius Capito (Gell 10, 20, 2). 54. Гай 1, 6. 55. I 2, 7. 56. Aequm et bonum, bona fides, aequitas, sine dolo malo — понятия, содержащиеся в источниках римского права, гласящие, что правовые отношения обязаны содержать минимум морали господствующего слоя в данный исторический период. Это являлось следствием развитого хозяйственного оборота в развитом римском обществе. Эти термины означают отказ от абстрактных актов и переход к каузальным. 57. Гай 1, 3. 58. Д 1, 2, 2, 49. 59. Гай 1. 7. 60. Гай 1, 5; Д 1, 4, 1. 61. Jus gentium — собрание правовых норм регулирования оборота между лицами, имеющими различные личные статусы, т. е. право товарного оборота в римском государстве. Ими регулировались интерлокальные судебные разбирательства с применением единых правовых норм, коллизионные нормы не применялись. 62. Лукреций, "De rerum natura". 63. Д 1, 1, 1, 1.. 64. Д 1, 1, 10, 1. 65. Под peculium-ом понимаются предметы, предоставляемые хозяевами в свободное управление рабам для активизации их инициативы, обязывая их при этом приумножать, а не терять; Д 15, 1, 5, 3; Д 15, 1, 5, 4; Д 39, 5, 7. 66. С Th 5, 9, 1. 67. С 11, 50, 2. 68. С 11, 48, 21, 1. 69. Сильвиан, "De gubernatione Dei" 5, 5. 70. Известно христианское изречение: "Если кто-то ударит тебя по правой щеке, подставь ему другую" (Матфей, Евангелие 5, 38-39). Tl.CTh. 1, 4, 3, Papiniani, Gai, Pauli, Ulpaniatque Modestini scripta universa firmamus. 72. Гай 1, 9; Гай 1, 48. 73. В таком абстрактном виде термины capacitas juridica и capacitas agendi существовали только во времена пандектистики. 74. Д 1, 5, 2. 75. После "исторического поражения женского пола" (Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства") указанным статусом обладали только взрослые граждане мужского пола. 76. В древности разрешалось выбрасывать детей, точнее, новорожденные не имели права на жизнь, пока их не принимал pater familias (tollere liberum). В историческом периоде pater familias должен был принимать всех мальчиков и первородную дочку (Dion 2, 15, 2). В классическом и постклассическом периодах сохранилось право выбрасывать детей, родившихся с деформированными органами и нежизнеспособных (Д 1, 5, 14). 77. Отцовство римского гражданина подразумевалось: pater is est quem nuptiae demonstrant (Д 2, 4, 5). Для того, чтобы разрушить такое предположение, требовалось доказать, что в момент зачатия половое общение между мужем и женой было невозможно (Д 1, 6, 6). 78. Д 1, 5, 7. 79. Д 35, 2, 9, 1 и Д 38, 16, 3, 11. 80. По lex Fufia Caninia, число рабов, которых хозяева могли освобождать, было ограниченным, а по lex Aelia Sentia предусматривались условия, которых хозяева должны были придерживаться, если хотели, чтобы их освобожденные рабы получили римское гражданство. Оба закона издал Август, чтобы пресечь чрезмерное освобождение рабов. 81. На этом основании гражданство предоставлялось, например, рабам, предупредившим о готовящемся бунте рабов или убийстве рабовладельца, и политическим беженцам, которые покидали собственную землю из-за сотрудничества с римлянами. 82. Tria nomina римских граждан состояли из личного и родового имени и фамильного имени или прозвища (nomen, nomen gentilicum, cognomen). После введения триб, для полной идентификации римских граждан, вместе с именем требовалось упоминать и имя трибы. 83. Ulp. 10, 4. 84. Законы XII таблиц 8, 22. 85. D 41, 1, 34. 86. D 34, 5, 9, 2. 87. D 4, 5, 3, 1. 88. Гай 1, 52. 89. Nexi и addicti обращались в рабов в истинном смысле слова только в древнее время, когда продавались trans Tiberium. 90. D 1, 6, 2. 91. I 1, 3, 2; D 1, 5,4,1. 92. С 11,48,21,1. 93. Гай 4, 16. 94. Гай 1, 10. 95. D 38, 1, 6. 96. Гай 1, 13. 97. Ulp. 3,1. 98. Гай 1, 15, 1, 26. Пока длился суд, подсудимый находился на свободе (Ливий 3, 44). Adsertor libertatis обязан был предоставить sacramentum — 50 ассов — это правило действовало в период легисакционного процесса. Позднее эта обязанность была отменена. Юстиниан разрешил вести этот процесс и без adsertor-a (6, 7, 17). 99. Более взрослые несовершеннолетние считались doli capaces, т. е. способными понимать значение своих поступков. В, Гай 3, 208; D 50, 17, 111. 100. Гай 1, 190. Ульп. 11, 1. 101. Ульп. 11, 27. 102. Гай 1, 190. 103. Гай 1, 190. 104. Опека над умалишенными была известна уже в Законах XII таблиц (Законы XII таблиц 5, 7, а). О дееспособности furiosi см. Гай 2, 106; Павел 3, 4а, 5. 105. Еще ранее, по предписаниям lex Plaetoria de circumscriptione adules — centium (D 4,4), с помощью exceptio, можно было отклонить исполнение обязательства по заключенной сделке (D 44, 1, 7, 1). Restitutio in integrum являлось средством защиты лиц моложе 25 лет, уже исполнивших принятое обязательство. 106. I 1, 23, pf. (I 1,23,2). Таким образом, попечитель был необходим потому, что лицо младше 25 лет без попечителя via facti не мог участвовать в обороте. 107. Законы XII таблиц 5, 5. 108. Законы XII таблиц 8, 27. 109. D 3, 4, 7, 1. 110. D 50, 16, 85. 111. D 3, 4, 1, 1. 112. С 11, 10, 3. 113. Гай 1, 48. 114. Энгельс, цит. соч. Стр. 50 115. Энгельс, там же 116. Законы XII таблиц 5,4. 117. (I 3,6 рr.) 118. D 50, 16, 195, 1. 119. D 50, 16, 195, 2. 120. D 50, 16, 195,4. 121. D 23, 2, 1. 122. I 1, 9, 1. 123. D 23, 2, 4. 124. Лишь в виде исключения естественный брак, или конкубинат, в определенных обстоятельствах вызывал некоторые правовые последствия (право легитимации детей, наследственное право). 125. D 23, 2,16, 1. 126. Гай 1, 63. Интересны новые заключения Volterra о том, что по конституции императора Валентиана допускалась бигамия. 127. D 23, 2, 16,1. 128. D 23, 1, 1. 129. D 23, 2, 38, pr. 130. Гай 1, 112. 131. Гай 1, 111. 132. D 23, 3, 56, 1. 133. D 23, 3, 56, 1. 134. Ulp. 6, 3. 135. Ulp. 6, 1. 136. D 23, 3, 1. 137. D 23, 3, 75. 138. D 23, 3, 3. 139. Ulp. 6, 9. 140. С 5, 3, 20, 3. 141. Tempus lugendi, или время траура, до 10 месяцев, назначалось для предотвращения "turbatio sanguinis" или кровосмешения. Не придерживающиеся этого срока наказывались инфамией. D3, 2, 11, 1. 142. В древнем праве предусматривалось наказание для мужа в случае неоправданного расторжения брака (Plut. Rom. 22). Так как в древнем праве расторжения брака были крайне редки, до применения наказания не доходило. 143. С 8, 38, 2. 144. В классический период разводы случались гораздо чаще, а нестабильность брачных связей вынудила Августа урегулировать весь институт брачного права специальными законами: Julia de adulteriis и Papia Poppaea. 145. Гай 1, 55. 146. Естественное отцовство подразумевалось: pater is est, quem nuptiae demonstrant (D 2, 4, 5). 147. (D 25, 3, 1, 16). 148. I 1, 11, 4. 149. Dion. 2, 26, 4, 27. 150. Col. Leg. Mos. Et rom. 4,8; D 28, 2, 11. 151. Gaj 2, 157. 152. С 4, 43. 153. D 44, 7, 39. 154. D 39, 5, 7. 155. D 49, 17; С 12, 36, 1. 156. Гай 1, 162. 157. Гай 1, 142. 158. I 1, 13, 1. 159. Законы XII таблиц 5, 3. 160. Законы XII таблиц 5, 6. 161. I 1, 17. 162. С 5, 35, 1. 163. Кроме упомянутых трех видов опеки существовала и опека по закону — патрона над вольноотпущенником и его потомством, как и т. н. tutela fiduciaria в случае эмансипации несовершеннолетних. Отношения, связанные с опекунством, были очень запутанны (Гай 1, 188). 164. I 1, 25 рr. 165. Несовершеннолетие как причина невозможности исполнения опекунских обязанностей предусматривалось только в постклассическом праве (I 1, 25, 13). До этого несовершеннолетние могли отказываться от опекунства, или, если они соглашались, обязанности опекуна вместо них исполнял специальный curator или их собственный опекун. 166. Frag. Vat. 157. 167. D 26, 7, 30. 168. I 26, 1, 1. 169. D 26, 7, 33 pr.; I 26, 7, 57 pr. 170. Это были т. н. actus legitimi древнего права (D 50, 17, 77). 171. I 1, 26, 5. 172. Tutela optiva делилась на optio plena и optio angusta. В первом случае женщина могла выбрать опекуна сама и разными путями, а во втором случае у нее был единственный вариант (Гай 1, 150 sl.) 173. По lex Julia и Papia Poppaea от опеки освобождались свободнорожденные женщины, если имели трех детей, а вольноотпущенницы, — если имели четырех (Гай 1, 194). 174. С 8, 58. Имеператор Гонорий (410 год н. э.) специальной конституцией признал всех женщин jus liberorum и таким образом формально освободил их от опеки. 175. Гай 1, 190. 176. Законы XII таблиц 5, 7, а. 177. Ulp. 12, 1; D 27, 10, 16 рr. 178. С 6, 22, 9; С 5, 70, 6. 179. Interpositio auctoritatis служили для возмещения дееспособности несовершеннолетних. Так как умалишенные являлись или полностью недееспособными (furiosum nullum negotium gerere potest, quia non intellegit, quod agat — Гай 3, 106) или полностью дееспособными, для них такой возможности не существовало. 180. Законы XII таблиц 5, 7, с. 181. Ulp. 12, 2. 182. Ulp. 12. 183. Ulp. 12, 3. 184. D 46, 2, 3. 185. D 4, 4; Cic. "De natura deor" 3, 30, 74. 186. D 44, 1, 7, 1. 187. Plaut. Pseudul. 1, 3, 70. 188. D 4, 4, 24. 189.11, 23, 2. Таким образом, попечитель назначался лишь по просьбе несовершеннолетнего. Свобода несовершеннолетнего требовать попечителя не препятствовала тому, что попечительство над несовершеннолетними стало всеобщим явлением. Это происходило из экономических потребностей, так как лица младше 25 лет, не находящиеся под попечительством, не могли пользоваться своими признанными правами. 190. Таким образом, действительная граница совершеннолетия была в 25 лет и для мужчин и для женщин. С достижением 25 лет наступала т. н. aetas legitima. В виде исключения, на основании рескрипта императора разрешалась venia aetatis, т. е. мужчины могли обладать полной дееспособностью по достижении двенадцати лет, а женщины — восемнадцати лет (С 2, 44). 191. I 1, 2, 12; D 1, 5, 1. 192. Гай 1, 8. 193. В этом значении термин "вещь" применяли и философы (Seneca, Ер. Ad Luc. 6,6). В этом же значении термин res применял и Цицерон, Тор. 5, 26 и 27. 194. В источниках римского права это значение выступало в сочетаниях res publica, res familiaris, res judicialis, res pupilaris и т. д. 195. Указанное понятие вещи однако не может быть применимо в современном праве, так как люди, по предписаниям современного права, не могут являться предметами, но лишь субъектами права. 196. D 18, 1, 34, 2; D 18, 1, 6 pr. 197. D 18, 1, 1 pr. 198. D 18, 1, 1 pr. 199. Гай 2, 12—14. 200. Гай 2, 8. Объединение совершалось в связи с правовым режимом этих вещей. 201. Гай 2, 11. 202. Содержание res communes omnium постепенно уменьшалось. В древности все вещи являлись общими для всех. Потом отделились личные ценности и движимые вещи. Наконец, была исключена и земля. Таким образом, содержание res communes omnium свелось к вещам, не подлежащим присвоению 203. D 41, 1, 31, 1; Гай 2, 9. 204. Гай 2, 14 а; Гай 1, 120; Ульп. 19, 1. 205. D 50, 16, 195, 2. 206. I 2, 4, 4. 207. Гай 1, 53. 208. Общими ограничениями права собственности являлись и легальные сервитуты. Различие между легальными сервитутами и сервитутами как имущественными правами на чужие вещи очевидно. Легальные сервитуты представляли собой ограничения прав частных собственников и действовали ex lege и по отношению ко всем собственникам, в то время как сервитуты как имущественные права на чужие вещи действовали только в конкретных случаях по отношению к тем собственникам, между которыми сервитут был установлен способом, предусмотренным правом. 209. Гай 1, 53. 210. D 6, 1, 38. Правило nullus videtur dolo facere qui suo jure utitur (D 50, 17, 55) как основное правило пользования собственным правом было отброшено. 211. Кроме указанных ограничений частных собственников в их взаимоотношениях, собственники особо были ограничены в общественных интересах и по отношению к res publica romana. Всегда, когда право частной собственности сталкивалось с общественными интересами, могло дойти до экспроприации (отнятие предметов собственности в пользу общества), а также часто происходило отнятие частной собственности в пользу казны, или конфискация. 212. Гай 1, 40. 213. D 4, 4, 31; D 20, 1, 26, 1; dominium justum (Gai 4, 16). 214. Гай 1, 41. 215. I 4, б, 4. 216. D 41, 1, 51; rem in bonis nostris habere intelligimus, quotiens possidentes exceptionem aut ammittentes ad reciperandam earn actionem habemus. 217. Гай 1, 54; Гай 2, 88; Гай 3, 166; Ulp. 1,16; Ulp. 19, 20. 218. Lex Antonia de Termessibus 1, 11, si; Lex Agraria 111 г.,50, 52, 82. 219. D 10, 3, 28. В этом смысле и D 8, 2, 8; напротив, D 39, 2, 32. 220. D 8, 2, 26. 221. Публичная продажа называлась venditio sub hasta, так как hasta (копье) являлось символом власти магистрата, или venditio sub corona, так как на публичной лицитации чаще всего продавали рабов, окованных венцом (sub corona). 222. Ливий 4, 29; 5, 16; Cic. Pro. Rab. 17. 223. Гай 1, 121. Это проявляется и в значении термина — ухваченное рукой. Поэтому верен вывод, что в древности манципация применялась лишь для оборота движимых вещей, так как земля не могла находиться в частной собственности. 224. Гай 1, 119. 225. Гай 1, 119. Символическая плата при манципации была введена в то время, когда началось изготовление денежных знаков, которые пересчитывались, а не взвешивались. До этого в сам акт манципации входило взвешивание rauduscula (медных слитков). Во времена, когда было необходимо взвешивание денег, манципация являлась формой т. н. реальной купли-продажи, т. е. купли-продажи, при которой одновременно совершались акты предоставления товара и принятия цены, акты, входящие в сам договор. Когда взвешивания больше не требовалось, манципация превратилась в абстрактный способ приобретения собственности, так как уже являлась символической куплей-продажей (imaginaria quaedam venditio), при которой нельзя было видеть и не имело значения, что являлось основанием (causa) для манципации. 226. Манципация применялась и в области личного права, и во всех областях имущественного права. С целью отделения манципации как способа приобретения собственности от других актов, термина манципация следует избегать во всех случаях, в которых форма per aes et libram применялась в каких-либо других целях, а не для передачи собственности (pactum fiduciae, deductio servitutes и т. д.) 227. Ulp. 19, 9. 228. Сам акт совершался "in jure" — в месте, называемом jus и предназначенном для суда. Отсюда и название всего установления. 229. Такую форму In jure cessio описал Гай 2, 24. Ульпиан (19, 9-10) описал ее почти таким же образом. 230. D 43, 3, 1. 231. Ulp. 19, 8. 232. Законы XII таблиц 6, 3. 233. Гай 2, 50. 234. Гай 7, 33. 235. D 41, 1, 31 рr. 236. D 41, 1, 31 рr. 237. Гай 2, 28. 238. D. 41, 1, 20. 239. D 41, 2, 3,3. 240. D 41, 2, 3, 1. 241. D 18, 1, 74; D 41, 2, 1, 21; D 41, 2, 18, 2; D 51, 2, 51; I 2, 1, 45. По этой традиции чаще всего требовалось, чтобы передача символа вещи совершалась в непосредственной близости от самого предмета (ключи вручались перед дверьми дома). От символической традиции следует отличать фиктивную традицию, возникшую в постклассический период. При фиктивной традиции само написание документа о совершении передачи считалось суррогатом передачи (instrumentum traditiones charta traditionis). 242. Оккупация, о которой идет речь, являлась оккупацией частного права и служила способом приобретения собственности римских граждан. От нее следует отличать occupatio bellica, или военную оккупацию, приводящую к установлению римского суверенитета на земли врага и на самих врагов, как и к обращению врагов, захваченных с оружием в руках, в рабов римского государства, а вражеское имущество в res publicae populi romani. 243. I 2, 1, 12. 244. I 2, 1, 47. 245. Гай 2, 69; I 2, 1, 17. 246. I 2, 1, 12; D 41, 1, 3pr. 247. D41, 1, 31, 1. 248. D 41, 2, 3, 3. Древние юристы считали, что клад принадлежит собственнику земли даже тогда, когда собственник и не предполагал, что на его земле находится thesaurus. Правила о кладе изложены в тексте, изданном Адрианом (12, 1, 39). 249. Однако кладом не считались ценности, которые кто-либо спрятал "vel lucri causa, vel metus, vel custodiae". Если кто-либо забирал таким образом спрятанные вещи, считалось, что он совершил кражу. D 41, 1, 31, 1. 250. D 34, 2, 19, 13. 251. I 2, 1, 34. 252. Пока плоды были соединены с плодоносной вещью (fructus pendentes), они не представляли собой самостоятельного предмета оборота. Они вместе с плодоносной вещью представляли собой единую вещь (res quae continetur uno spiritu). 253. Гай 4, 92. 254. Для быстроты и простоты существовали также средства, предусмотренные для защиты владельцев (interdicta), собственники иногда могли пользоваться и этими средствами. Это было возможно потому, что в право собственности входило и владение вещью, (D 50, 17, 110; D 50, 17, 21.) 255. I 4, 6, 2. В виде исключения право на такой иск имело и лицо, владеющее вещью. Это был известный и необъяснимый "unus casus" (I 4, 6, 2). Кроме квиритских собственников, утративших владение собственным предметом, в постклассический период такое право получили и участники вещно-правовых отношений в долгосрочных договорах аренды земли, в договорах залога, а также при некоторых других обязательствах in dare. Иск подобных участников назывался rei vindicatio utilis (С 5, 12, 30; С 3, 32, 8; D 26, 9, 2, 1; D 8, 1, 16; D 6, 1, 75; I 4, 6, 1). 256. D 6, 2, 36; D 50, 17, 131. Кроме указанных лиц, пассивно легитимированными являлись и прежние владельцы, посвятившие предмет спора богам (in sacrum dedicare) или передавшие другому лицу ("jusicii mutandi causa"). В первом случае истец мог требовать двойного возмещения причиненного вреда, а в другом, или restitutio in integrum, или возмещения действительного ущерба (D 44, 6, 3; D 4, 7). 257. D 22, 3, 9. 258. В классическое время была введена и особая actio prohibitoria, применяющаяся собственником, признающим существование чужого права на свою вещь, но утверждающего, что это право прекратилось из-за "usucapio libertatis" или долгого неприменения этого права его (D 7, 6, 5 pr; D 8, 5, 11). 259. D 50, 17, 2. 260. D 43, 17, 1, 2. 261. Festo s. v. possessio. 262. D 41, 2, 12, 1. 263. Владелец mala fide никогда не мог стать владельцем bona fide (D 41, 2, 19). В виде исключения, при usucapio pro herede, usureceptio ex fiducia и usureceptio ex praediatura владением bona fide считалось и владение лиц, которые уже в момент приобретения знали, что завладевают чужим предметом или, что завладели им неправильным способом. 264. D 43, 17, 1. 265. D 43, 17, 1. 266. Lenel, "Das Edictum perpetuum", 264. 267. I 4, 15, 4a. 268. D 6, 1, 24. 269. D 41, 2, 3 pr. 270. Сущность права сервитута римские юристы выразили следующим образом: Servitutes ipso quidem jure neque ex tempore neque sub condicione neque ad certam condicionem (verbi graita "quamdiu volam") constitui possunt (D 8, 1, 4 pr.), или servitutium non ea natura est, ut aliquid faciat quis, veluti viridia tollat aut amoeniorem prospectum praestet, aut in hoe ut in suo pignat sed ut aliquid patiatur aut non faciat (D 8, 1, 15, 1). 271. D 8, 2, 28. 272. D 8, 1, 15, 1. 273. D 8, 1, 9. 274. D 33, 2, 1. 275. D 8, 2, 26. 276. D 8, 1, 1. 277. D 8, 4, 12. Из-за приведенной формулировки "fundus fundo servit", как и из-за формулировки "aedificia fundis et fundi aedificiis serviunt" в трудах о римском праве сервитуты, причем земельные, часто определяют как имущественные права на чужие вещи, устанавливаемые в пользу владельца имущества и в обременение пользователя. Такой взгляд ошибочен, так как не существует правовых отношений между предметами сервитутов или вещами, но лишь между хозяевами вещей. Тот факт, что отношения земельных сервитутов объективно длятся дольше жизни отдельных хозяев земли, ничего не меняет. Носители права сервитута определяются согласно качеству собственника как владельца и пользователя имущества. 278. D 8, 3, 5. 279. D 8, 18 pr.: Ut pomum decerpere liceat et ut spatiari et ut cenare in alieno possimus, servitus imponi non potest. 280. D 8, 3, 5; D 8, 3, 7, l: in rusticus autem praediis impedit servitutem medium praedium, quod non servit. 281. D 8, 1, 8; D 8, 3, 32; D 8, 4, 6, 1. 282. Хотя земельные сервитуты неделимы в отношении содержания (нельзя было установить право на половину пути или право на частичное поение скота), существовали некоторые сервитуты с ограниченным временем пользования, и они делились среди нескольких титуляров (разные титуляры могли пользоваться водой из общего водопровода: один мог делать это в одно, другой в другое время дня: Aque ductus et hausttus aque per eundem locum ut ducatur etiam pluribus concedi potest.) 283. I 2, 4, 3; В D 8, 1, 4 pr; D 33, 3, 1; D 45, 1, 56, 4. 284. D 8, 2, 1 и 2; D 8, 3, 2; D 8, 1, 7. Кроме приведенных сервитутов, существовали и сервитуты с противоположным действием: servitus stillicidii non avertendi, servitus fluminis non avertendi, servitus luminibus officiendi, servitus altius tollendi и т. д. (D 8,2,2). Приведенные.сервитуты имели целью обойти некоторые предписания о проведении строительных работ, а также были направлены на определенное обременение согласно правилам общих ограничений прав собственников. 285. D 7, 1, 1. 286. D 7, 5, 1. 287. Из-за этого требования долгое время не разрешался ususfructus в пользу юридических лиц, "которые не умирают". В постклассическое время был разрешен и такой ususfructus, но считалось, что он может длиться не более 100 лет (D 7, 1, 56; D 33, 2, 8). 288. D 7, 4, 10. В постклассическом праве пользователь плодами мог совершить экономическую переориентацию предмета пользования. Он мог открыть рудник, развести огород и вообще улучшить имущество, полученное в пользование. (D 7, 1, 13). 289. Во времена введения сервитута usus действовало правило: cui usus relictus est, uti potest, frui non potest (D 7,8,2 pr.), означающее, что правомочное лицо не имело права собирать плоды. Так как считалось невозможным установление usus-a на предметы, которые могли удовлетворять человеческие потребности лишь с помощью своих плодов, возобладало мнение, что usuarius имеет право собирать столько плодов, сколько необходимо "ad victum sibi suisque" (D 7, 8, 12, 1). 290. Если предметом usus-a не был жилой дом (I 2, 5, 2). 291. I 2, 5, 2. 292. Paul. 3, 6, 33. D 45, 1, 56, 4; D 8, 1, 4, pr. Различные способы прекращения права сервитута были представлены в произведении Paulus-a — Sententiae в виде мнемотических cтиxoв: "Usus fructus amissus ad proprietatem recurrit. Amittitur autem quinque modis: captis minutione, rei mutatione, non utendo, in jure cessione, dominii comparatione". 293. D 6, 3, 1. 294. Гай 6, 3, 1. 295. Этот контракт охватывал и прежний jus in agro vectigal. Согласно этому, во времена Юстиниана существовал лишь один долгосрочный договор аренды сельскохозяйственных земель. 296. С 4, 66, 2. Важным социальным нововведением при эмфитевсисе в постклассическое время являлось то, что непосредственные производители больше не входили в соприкосновение с собственниками латифундий и салтусов. Крупные комплексы латифундий и салтусов брали в аренду богатые conductores и сдавали мелким арендаторам. Это становилось поводом увеличения арендной платы и бунтов мелких арендаторов, а также частых интервенций со стороны римских императоров. В общественном отношении это было началом создания шкалы иерархически связанных феодалов. 297. D 12,1,1,1. 298. D 12,1,1,1. 299. D 50,17,25. 300. Гай 2,60. 301. D 50, 16,238,2. В позднейшем периоде развития римского права предметом пигнуса могли являться и потребляемые (заменимые) вещи, даже недвижимые вещи. Кроме того, был известен и пигнус на нематериальные вещи, или права. В результате, к концу развития римского права предметом пигнуса могли являться все вещи in commercio. 302. D 30,1,11,1; D 13,7,33. Если была оговорена антихреза, плоды плодоприносящих вещей засчитывались в процентах от главного требования. Если такого соглашения не было, плоды плодоприносящих вещей засчитывались в процентах по величине, установленной законом, а излишек плодов требовалось засчитывать в уплату главного долга. 303. Кроме того, путем actio pigneraticia in rem должники могли требовать реституции предмета: creditor quoque, qui pignus accepit, re obligatur, qui et ipse de ea ipsa re. quam accepit, restituenda tenetur actione pigneraticia (I 3, 14, 4). 304. D 13,7,9,2. 305. D 49,14,46,3. 306. Судебным решением (missio in possessionem, pignus in causa judicati captum) устанавливалось право определенного лица завладеть чужой вещью. Таким образом, это право было идентично праву ипотечных кредиторов в отношении jus possidendi. Между тем, судебный залог не мог привести к jus distrahendi. 307. D 20,1 и 20,2. Даже право пигнуса могло быть заложено (pignus pignoris, subpignus). 308. Маркс-Энгельс, Сочинения, XIV, стр. 672. 309. Термин облигация происходит от глагола obligare — связывать. Этот термин переводится как обязательство с точки зрения должника, но как требование с точки зрения кредитора. 310. I 3,13 рr. 311. D 44,7,3 pr. 312. Значение термина praestare было многогранным. 313. Гай 2, 86. 314. Гай 2, 87. 315. D 15,1,5,4. 316. D 39,5,7 рr. 317. Гай 4, 71; D 14,3; С 4,25; D 14,3,11,2. 318. D 15,4,1,1; Гай 4, 70: D 15,4,1,рr. 319. Gaj 4,75; I 4,8 pr.; Paul. 2,31,7; D 9,4. 320. D 9,4,2. 321. Кроме ноксальной ответственности лиц alieni juris и рабов в римском праве был развит и принцип ответственности за ущерб, причиненный скотом, если он был вызван плохим наблюдением за скотом или раздразниванием обычно мирных животных (I 4,9; D 9,1). Особым случаем ответственности de pauperie являлась actio de pastu pecoris, или иск о возмещении ущерба при уничтожении посевов (Paul 1,15,1). 322. Gaj 4,75. 323. D 46,3,95,4. 324. D 45,1,38,17; I 3,19,19. 325. Gaj 2,38-39. 326. D 46,2. 11 pr. 327. Gaj 4,101. 328. D 45,2,11,1-2 (pars virilis). 329. D 10,2,2,5. 330. I 3,1,6,1. 331. Термин происходит от термина conreus — содолжник по ступуляции. 332. Способом отказа являлся pactum de non petendo. 333. Различие состояло в том, что при раздельных общих обязательственных отношениях долги неплатежеспособных лиц не могли быть уплачены другими должниками, а при солидарных обязательствах постклассического права часть долгов неплатежеспособных лиц обременяла платежеспособных должников. 334. Gaj 97а и 98. 335. D 50,17,185. 336. D 45, 1, 26 si. 337. D 40, 7,9,2; D 17,1,54; Gaj 4,48. 338. Кредитор мог требовать сверх того, что должен был должник, или как plus petitio re, или как plus petitio tempore, или как plus petitio loco, или как plus petitio causa (Gaj 4,53a). 339. Gaj 4,51. 340. Gaj 4,62; I 4,6,30. 341. D 44,7,1,4; D 50,17,23: casus a nullo prestantur. 342. D 50,17,23; D 44,7,1,4. 343. D 39,2,24,4. 344. D 13,6,18 pr. 345. D 4,2. Было даже запрещено договариваться о том, что будет исключена ответственность за dolus (D 50 17 23) 346. D 16,3,32. 347. D 50,16,226; D 36,4,5,15. 348. D 9,2,31. 349. Степень ответственности должника при отдельных договорах определялась по принципу т. н. утилитета, т. е. считалось, что ответственность наименьшая, если договор заключался лишь в интересах кредитора, и наибольшая, если договор заключался лишь в интересах должника (ответственность за custodia). При билатеральных договорах ответственность определялась по culpa levis in abstracto. 350. Pactum adjectum de usuris мог обговариваться при обязательствах bonae fidei. При этих обязательствах существовали судебные или официальные проценты, определяемые судьей, как возмещение при просрочке должника (lucrum cessans) (D 19,2,54 pr.) 351. Gaj 3,88. 352. Gaj 3,91. 353. D 44,7,1 pr. 354. Контуры тройного деления проглядывают и в трудах юристов, которые пытались казуистически перечислить все источники обязательства: путем произнесения ритуальных формул, достигнутым согласием (обязательства по договорам), или по предписаниями закона, или по предписаниям гонорарного права, или по каким-либо другим причинам (обязательства ex varias causarum figuris), или по совершенному деликту (деликтные облигации) (D 44,7,52 рr.). 355. I 3, 13,2. 356. D 2, 14, 1,2. 357. D 2, 14, 7. 358. Если договоры (contractus), заключенные по предписаниям закона право- и дееспособными субъектами, не имели своим предметом обязательственную престацию, но какие-либо другие исполнения, то речь не шла о договорах как источниках обязательства, или обязательственных договорах. Это были договоры из других правовых областей (личные отношения, брачные отношения и т. д.). 359. Договор, содержащий все существенные и естественные элементы, являлся типичным договором, т. е. договором, устанавливаемым на основании предписаний закона. В связи с тем, что обязательственное право имело диспозитивную природу, стороны прежде всего свободно решали, вступать ли в обязательственные отношения. Решившись на это, стороны в определенной мере могли изменять типичный вид договора, исключая из содержания конкретного договора некоторые элементы, которые без решения сторон входили бы в обычное содержание обязательств. 360. В то время как судья был обязан принимать во внимание существенные и естественные элементы договора и заключать, что без существенных элементов договора нет, а существенные элементы существуют всегда, если не было установлено, что стороны их исключили, то несущественные, или акцидентальные, элементы судья не был обязан принимать во внимание, если стороны не доказали, что согласованно внесли их в договор. Таким образом, предполагалось, что естественные элементы существуют в договоре, а несущественные — нет. 361. Все эти вопросы рассматриваются при изложении установлений о право- и дееспособности физических и юридических лиц, а также установлений о субъектах обязательственных отношений в целом. 362. D 2,14,1,3. 363. D 2,14,1,3. 364. Это были случаи т. н. консенсуальных договоров и соглашений, или pacta, защищенных специальными предписаниями (pacta vestita). Приведенные случаи являлись отступлением от общего правила "ex nudo pacta obligatio non nascitur". 365. Используемый знак приводил к выражению внутренней воли. Внутренняя воля, не выраженная каким-либо внешним знаком, не являлась право-релевантной. Действовало правило "de internis non judicat praetor". 366. Правило "qui tacet consentire videtur" не было римским и действовало не всегда. Римское правило гласило: "qui tacet non utique fatetur, sed tamen verum est eum non negare" — молчащий не соглашается, но только не возражает (D 50, 17,142). 367. В связи с разногласиями в источниках римского права, среди пандектистов возникло три теории во вопросу о том, когда следует считать, что между отсутствующими лицами достигнуто согласие по поводу заключения определенного договора. По теории выражения считалось, что договор заключен в момент, когда понуждаемый заявлял, что принимает понуждение. По теории принятия, когда понуждающий получал письмо о принятии понуждения, а по теории узнавания, когда узнавал содержание письма, т. е. когда прочел письмо. 368. D 2,14,7,9. 369. Очень схожими с абсолютной симуляцией являлись заявления о заключении правовых актов, сделанные в шутку, в театре, в школе и т. д. (D 44,7,3,2). Различие между этими заявлениями и абсолютной симуляцией было в том, что при абсолютной симуляции существовало намерение симулянтов вв
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.019 с.) |