Глава вторая. Источники права в классическом Риме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава вторая. Источники права в классическом Риме



 

Наряду с источниками права, существовавшими в первый период обычного права, leges, plebiscita и edicta, во второй период существования римского государства, общеобязательные правовые нормы создавались путем сенатских решений (senatus consulta), возражений юристов (responsa prudentum) и постановлений принцепсов (constitutiones principum). Для этого периода, как и для предыдущего, характерно, что каждый орган участвовал как в принятии правовых установлений, так и в решениях законодательной, исполнительной и судебной властей.

Обычное право

 

Обычное право (mos, invetarata consuetude) возникало без законодателей, а лишь путем повторного длительного применения среди народа. Но обязательную силу имели только те привычные правила, которые в духе правового порядка и с предварительной визой государственных органов служили заполнением законодательных пробелов.

Законы и плебисциты

 

В рамках своих законодательных полномочий, с конца первого века до н. э., римские собрания могли принимать решения, leges (решения римских комиций) и plebiscita (решения concilia plebis). После принятия lex Hortensia они известны под общим названием leges и обязательны для всего римского народа.

Каждый закон, провозглашенный собранием, имел три части. Прескрипция была вводной частью закона. Рогация означала неизменяемое предложение, первично внесенное магистратом, потому что по закону предложение не дискутировалось, а только голосовалось. Со времени братьев Гракхов запрещалось предлагать принятие законов с гетерогенным содержанием. Санкция была заключительной частью закона. Она содержала меры, применяемые к лицам, нарушающим закон. С учетом санкции была проведена следующая классификация законов: leges perfectae назывались законы, объявлявшие ничтожным любой акт, направленный против предписаний закона; leges minus quam perfectae были такие законы, которые наказывали ответчика без уничтожения самих актов; leges imperfectae были законы, которые не предусматривали санкции против лица, нарушившего закон. (51)

Законы, провозглашенные собранием, становились обязательными для всего римского народа в момент объявления результатов голосования, так как было отменено право сената ратифицировать текст закона. Существовал обычай выставлять закон на форуме и хранить в государственной казне. Законы можно было отменить только формальным способом, путем противоположной рогации. Закон был аброгирован, если альтернативная рогация буквально во всем его отменяла; в случае частичной отмены текста закон был дерогирован; когда же вопросы аброгированного закона регулировались другим способом, этот закон уже был суброгирован, так как его основные положения были дополнены. (52)

Законы, провозглашенные собраниями, были абстрактными и всеобщими правилами поведения, предписанными гражданам Рима и принятыми на собраниях по предложениям магистратов: lex est generate jussum populi aut plebis rogante magistratu. (53) Иногда провозглашались и leges speciales и privilegia. Leges speciales были законами, регулирующими отношения отдельных групп или лиц, в то время как privilegia были специальные законы, принятые без оправданных причин, которыми улучшалось положение отдельных лиц среди многих других или дискриминировались отдельные лица относительно многих других.

Эдикты магистратов — jus honorarium

 

В рамках своего jus edicendi римские магистраты имели право отдавать приказания устно или письменно, на белых табличках, гражданам и другим жителям римского государства. Правом издавать эдикты больше всего пользовались преторы и эдилы, как и правители провинций и квесторы (54). Правовые нормы, содержащиеся в эдиктах римских магистратов, составляли jus honorarium (55). Это право, называемое магистратным, так как проистекало из эдиктов римских магистратов, дополнило древнеримское право jus civile, которое не отвечало все увеличивающемуся стремлению права соответствовать конкретным условиям и потребностям римского государства.

Имея в виду конкретные обстоятельства при решении каждого вопроса и руководствуясь идеями добра и справедливости в рабовладельческом мире (quod aequm et bonum est) (56), магистратное право — jus honorarium отступает от формализма, жесткости и суровости jus civile, которое в сущности было jus strictum. Новое право — jus honorarium существенно отличалось от jus civile strictum. Так как одни и те же отношения могли по-разному регулироваться в jus strictum или jus honorarium, римские граждане имели возможность выбирать, посредством какого правового порядка регулировать свои отношения.

Активная роль римских магистратов, прежде всего преторов, в создании новых правовых правил длилась до 130 года н. э., когда юрист Юлиан во время правления Адриана произвел опись правовых норм, содержащихся в эдиктах магистратов. Так был создан edictum perpetuum — вечный эдикт, который в сущности представлял собой кодификацию магистратного права.

Senatus consulta и orationes principum

 

В период принципата решения сената стали источником права, так как они получили статус общеобязательных: senatum consultum est, quod senatus jubet atque constituit, idque legis vicem optinet, quamis de ea fuerit quaesitum — решения сената, что бы сенат ни решил и ни постановил, имеют силу закона и не могут быть оспорены. (57)

На заседаниях сената излагалось предложение принцепса или других магистратов. По предложению проводились диспут и голосование. Senatus consulta становились общеобязательными для всего римского народа после провозглашения и передачи записи постановления сената в государственную казну.

С ослаблением положения сената и укреплением положения принцепса, senatus cosulta больше не выступали как источники права, а были лишь orationes principum — речами, с которыми принцепс выступал перед сенатом на торжественном заседании сената, и по которым не проводилось голосования: они принимались обычно без каких-либо дискуссий.

Responsa prudentium

 

После того, как Август разрешил открыто высказывать профессиональные мнения, которые будут иметь характер общеобязательных правил, этого права добились самые известные юристы из рядов сенаторов и эквесторов. В сущности, это было признанием отдельных известных юристов jus publicae respondenti ex autoritate principis. (58)

Responsa prudenti были ответы, которые юристы давали по просьбе сторон с изложением их мнения по решению каких-либо спорных вопросов применения права. Это мнение предоставлялось судье, который трактовал его как общеобязательное правило поведения — источник римского права. Когда юристы не имели единого мнения по поводу какого-либо вопроса, судья имел свободу решать, какое мнение принять. (59)

Constitutiones principum

 

В течение всего первого века принцепсы принимали активное участие в создании обязательных норм поведения. Со временем появилось четыре вида решений принцепса, которые именовались конституциями: constitutio principis est, quod imperator decreto, vel edicto vel episola constituit. (60)

Конституциями императора общего характера были edicta и mandata.

Edicta были общими распоряжениями, адресованными жителям государства. Ими император создавал юридические нормы в области общего и частного права.

Mandata адресовались правителям провинций и другим чиновникам для осуществления доверенных им функций.

Конституциями императора, которыми он разрешал отдельные случаи, были decreta и rescripta.

Decreta — решения принцепса по отдельным случаям — административным или судебным, рассматриваемым в судах, которые имели характер прецедентного права.

Rescripta — письменные ответы принцепса на вопросы, поставленные отдельными гражданами или государственными органами. Рескрипты имели силу прецедента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.008 с.)