Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературы по курсу «римское право»

Поиск

 

1. Новицкий И.Б. Римское право: Учебник. / И.Б. Новицкий – М.: Моск. гос. ун-т, Юрид. фак., 1972, 1994, 1996.

2. Новицкий И.Б. Римское право: Учебник / И.Б.Новицкий; Отв. ред. Е.А.Суханов.—7-е, стер.— М.: ТЕИС, 2000, 2002, 2003.

3. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. / Д.В. Дождев – М.: Издательская группа ИНФРА. М - НОРМА, 1996, 2000, 2003.

4. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. / П.Н. Галанза – М.: Изд-во МГУ, 1963.

5. Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты / Перевод с испанского; отв. ред. Л.О. Кофанов. / М.Х. Гарсиа Гарридо. – М.: Статут, 2005.

6. Гримм, Давид Давидович. Лекции по догме римского права / Д.Д. Гримм; Моск. гос. ун-т, Юрид. фак.; Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. — М.: Зерцало: Система Гарант, 2003.

7. Пухан, Иво. Римское право: (Базовый учеб.): Пер. с македон. / Иво Пухан, Мирьяна Поленак-Акимовская; Под ред. В.А.Томсинова; Моск. гос. ун-т, Юрид. фак. — М.: Зерцало, 1999, 2000, 2003.

8. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения. / О.С. Иоффе, В.А. Мусин – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

9. Косарев А.И. Римское право. / А.И. Косарев – М.: Юрид. лит., 1986.

10. Косарев А.И. Римское частное право: Учебник для вузов./ А.И. Косарев. – М.: Закон и право, 1998.

11. Косарев А.И. Римское частное право: Учебник./ А.И. Косарев. – М.: ИД «Юриспруденция», 2007.

12. Муромец С. Гражданское право Древнего Рима./ С. Муромец. – М.: Статут, 2004.

13. Медведев С.Н. Основные черты римского частного права: Учебное пособие./ С.Н. Медведев – М., 1978.

14. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. / И.Б. Новицкий – М., 2000.

15. Омельченко О.А. Римское право: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлениям «Юриспруденция» / О.А.Омельченко.—2-е изд., испр. и доп. — М.: ТОН-Остожье, 2000, 2002.

16. Орлянская А.В. Римское право в вопросах и ответах: учеб. пособие./ А.В. Орлянская. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

17. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. / А.А. Подопригора. – Киев, 1991.

18. Римское частное право (конспект лекций в схемах). – М.: Изд-во ПРИОР, 1999, 2002.

19. Римское частное право: Конспект лекций / Авт.-сост. М.М.Смирнов. – М., 2000.

20. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б.Новицкого, И.С.Перетерского. – М., 1948, 1994, 2000, 2002, 2004, 2005.

21. Римское частное право: Учеб. / И.С. Перетерский, В.А. Краснокутский, Е.А. Флейшиц и др.; Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского.—М.: Юристъ, 2002, 2003.

22. Скрипилев Е.А. Основы римского права: Конспекты лекций./ Е.А. Скрипилев. - М.: Ось – 86.

23. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: учебник. [пер. с итал. И.И. Маханькова] / Чезаре Санфилиппо; Под общ. ред. Д.В. Дождева; Ин-т государства и права Рос. АН.— М.: БЕК, 2002, 2007.

24. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник./ В.М. Хвостов. – М.: Изд-во «Спарк», 1996.

25. Хутыз М.Х. Римское частное право: курс лекций./ М.Х. Хутыз. – М.: Былина, 1995, 2001.

26. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс / З.М.Черниловский.— М.: Юристъ, 2000.


VII. Планы семинарских занятий:

 

1. Планы семинарских занятий для студентов

Очной формы обучения

Занятие I. Понятие римского права (2 часа)

 

1. Понятие римского права. Понятие jus publicum, jus privatum.

2. Характеристика основных правовых систем римского частного права:

а) цивильное право (jus civile);

б) право народов (jus gentium);

в) преторское право (jus praetorium).

3. Рецепция римского частного права. Современное значение и актуальность институтов римского частного права.

 

 

Задание к занятию I:

1. Проведите сравнительно-правовой анализ публичного и частного права.

2. Схематично выделите этапы развития римского частного права, указав на их характерные особенности.

3. Раскройте понятие системы римского права. Назовите отличительные особенности пандектной от институционной системы права.

Дополнительная литература к теме

«Понятие римского права»:

1. Агарков М.М. Ценность частного права. / М.М. Агарков // Правоведение. 1992. №2.

2. Барон Ю. Система римского гражданского права. / Ю. Барон. – Спб., 1908.

3. Гуляев А.М. Об отношении русского гражданского права к римскому. / А.М. Гуляев. – Киев, 1894.

4. Давид Р. Основные правовые системы современности. / Р. Давид. – М., 1967.

5. Давыдов В.И. Проблемы кодификации гражданского законодательства. / В.И. Давыдов. – Кишинев, 1973.

6. Дернбург Г. Пандекты. Общая часть. Т.1. / Г. Дернбург. – М., 1906.

7. Зом Р. Институции римского права. Ч.2. Система. / Р. Зом. – Вып.1. – Сергеев-Посад, 1916.

8. Капустин М.Н. Институции римского права. / М.Н. Капустин. – М., 1880.

9. Кипп Т. История источников римского права. / Т. Кипп. – СПб., 1908.

10. Колотинский Н.Д. История римского права. / Н.Д. Колотинский – Казань, 1912.

11. Косарев А.И. Этапы рецепции римского права. / А.И. Косарев. // Советское государство и право. 1983. №7.

12. Кофанов Л.Л. I международная конференция «Римское право и его рецепция». / Л.Л. Кофанов. – М., октябрь 1997. // Вестник древней истории. 1998. №4.

13. Муромцев Х. Ценность частного права. / Х. Муромцев. // Правоведение. 1992. №2.

14. Муромцев С.А. О консерватизме римской юриспруденции. / С.А. Муромцев. – М., 1875.

15. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. / И.С. Перетерский. – М., 1956.

16. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана: избранные фрагменты. / пер. и прим. И.С.Перетеского. – М., 1984.

17. Покровский И.А. История римского права / И.А. Покровский. – М.: Статут, 2003.

18. Седаков С.Ю. Роль претора в создании норм римского частного права предклассического периода. / С.Ю. Седаков // Древнее право. 1996. №1.

19. Хаусманингер Г. О современном значении римского права / Г. Хаусманингер // Советское государство и право. 1991. №5.

 

 

Методические рекомендации по изучению данной темы семинара

 

Исследование вопросов, посвященных понятию римского права, имеет важное теоретическое значение, как основополагающей базы изучения курса «Римское право». Построение вопросов обозначенной темы семинарского занятия направлено на то, чтобы у студента сложилось ясное понимание значения и роли римского частного права не только для развития юридической науки того периода времени, но и для формирования современной отечественной юриспруденции и, в первую очередь, науки гражданского права.

Поскольку в процессе формирования римской правовой системы традиционно шло ее подразделение на публичную и частную сферу правового регулирования, студент должен иметь четкое представление об отличительных особенностях публичного и частного права, а также об их взаимодействии. В ходе рассмотрения указанных вопросов необходимо выделить признаки, на основании которых можно дифференцировать публичное и частное право.

Студент также должен знать, какие правовые системы регулировали отношения между субъектами римского частного права и характерные признаки каждой правовой системы, а также причины, побудившие к развитию той или иной правовой системы римского частного. Данная проблематика важна для уяснения процесса формирования и становления единой системы римского частного права.

Не менее важным является вопрос о рецепции римского частного права. Данная проблема приобретает новое осмысление на современном этапе развития гражданского законодательства и формирования отечественной цивилистической науки, поскольку многие институты римского частного права сегодня возродились вновь.

 

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Предложенные задания должны выполняться студентом самостоятельно в письменном виде, и представляют собой внеаудиторную форму освоения одной из проблем курса – «Понятие римского права». Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

С целью более четкого представления соотношения римского частного и публичного права, при выполнении задания № 1, студент должен схематично представить таблицу их отличительных черт по следующим признакам: предмет, метод правового регулирования, цели правового регулирования, субъекты. При выполнении указанного задания ответы должны быть четкие и краткие.

Задание № 2 направлено на формирование стройного восприятия развития институтов римского частного права. При выполнении данного задания студент должен письменно указать этапы динамичности развития римского частного, выделив характерные черты каждого периода.

Студент должен иметь представление о пандектной и институционной системы изложения римского права. С этой целью в задание № 3 письменно следует дать понятие каждой из названных систем, с указанием на их отличительные особенности.

Занятие II. Источники римского права (2 часа)

1. Понятие и виды источников римского права.

2. Обычай и закон как источники римского права.

3. Эдикты магистратов и преторов. Их значение и роль в развитии римского права.

4. Деятельность юристов. Юриспруденция.

 

 

Задание к занятию II

 

1. Схематично представьте развитие источников римского частного права по периодам формирования и совершенствования правовой системы Древнего Рима: доклассический период, классический период, постклассический период.

2. Кодификация римского права. Дать характеристику кодификации Юстиниана.

Дополнительная литература к теме

«Источники римского права»:

 

1. Агарков М.М. Ценность частного права. / М.М. Агарков // Правоведение. 1992. №2.

2. Барон Ю. Система римского гражданского права. / Ю. Барон. – Спб., 1908.

3. Гуляев А.М. Об отношении русского гражданского права к римскому. / А.М. Гуляев. – Киев, 1894.

4. Давид Р. Основные правовые системы современности. / Р. Давид. – М., 1967.

5. Давыдов В.И. Проблемы кодификации гражданского законодательства. / В.И. Давыдов. – Кишинев, 1973.

6. Дернбург Г. Пандекты. Общая часть. Т.1. / Г. Дернбург. – М., 1906.

7. Зом Р. Институции римского права. Ч.2. Система. / Р. Зом. – Вып.1. – Сергеев-Посад, 1916.

8. Капустин М.Н. Институции римского права. / М.Н. Капустин. – М., 1880.

9. Кипп Т. История источников римского права. / Т. Кипп. – СПб., 1908.

10. Колотинский Н.Д. История римского права. / Н.Д. Колотинский – Казань, 1912.

11. Косарев А.И. Этапы рецепции римского права. / А.И. Косарев. // Советское государство и право. 1983. №7.

12. Кофанов Л.Л. I международная конференция «Римское право и его рецепция». / Л.Л. Кофанов. – М., октябрь 1997. // Вестник древней истории. 1998. №4.

13. Кофанов Л.Л. Lex и jus: возникновение и развитие римского права в VIII-III в.в. до н.э. – М.: Статут, 2006.

14. Муромцев Х. Ценность частного права. / Х. Муромцев. // Правоведение. 1992. №2.

15. Муромцев С.А. О консерватизме римской юриспруденции. / С.А. Муромцев. – М., 1875.

16. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. / И.С. Перетерский. – М., 1956.

17. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана: избранные фрагменты. / пер. и прим. И.С.Перетеского. – М., 1984.

18. Покровский И.А. История римского права / И.А. Покровский. – М.: Статут, 2003.

19. Седаков С.Ю. Роль претора в создании норм римского частного права предклассического периода. / С.Ю. Седаков // Древнее право. 1996. №1.

20. Хаусманингер Г. О современном значении римского права / Г. Хаусманингер // Советское государство и право. 1991. №5.

 

 

Методические рекомендации по изучению данной темы семинара

 

Для ясного представления об особенностях развития и формирования системы римского частного права большое значение имеет вопрос, посвященный источникам римского частного права. Данная проблематика имеет важное практическое значение, поскольку усвоенный материал избранной проблематики, является базой для дальнейшего изучения институтов римского частного права, обоснованием эволюции развития римской частноправовой системы.

Следует отметить, что несмотря на множественность источников формирования римского частного права, их признание на том или ином этапе развития государства и общества Древнего Рима является закономерным. В этой связи студент обязан не только знать виды источников форм образования права, но и понимать причины их возникновения, а также их значение на разных этапах развития римского частного права. На основе раскрытия понятийного аппарата разновидностей источников римского частного права, студент должен провести сравнительно-правовой их анализ, с целью определения их отличительных признаков. Студент также должен предпринять попытку привести пример практики применения источников римского частного права.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Предложенное задание должно выполняться студентом самостоятельно в письменном виде, и представляет собой внеаудиторную форму освоения одной из проблем курса – «Источники римского права». Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

Задание № 1 сориентировано на то, чтобы закрепить приобретенные знания студента об источниках римского частного права. Выполнение данного задания способствует формированию у студента стройного представления об эволюции развития римской частноправовой системы в целом и источников римского частного права, в частности. Данное задание выполняется в виде таблицы, которую следует разделить на количество периодов развития римского частного права. В каждом столбце, обозначающем конкретный этап развития римского частного права необходимо указать, признанные в этот период источники по юридической силе.

Попытки кодификации источников римского права имеет важное значение для становления правильного представления о развитии правового регулирования институтов римского частного права, поэтому задание № 2 направлено на то, чтобы студент знал как проводилась кодификация римского частного права. Для этого письменно необходимо назвать наиболее известные кодификации римского частного права, по возможности указав их положительные и отрицательные стороны для практики применения, а также уделить особе внимание характеристике кодификации Юстиниана, выделив ее особенности и значение для развития римского частного права.

Занятие III. Лица (2 часа)

 

 

1. Понятие лица как субъекта римского права, общие положения.

2. Правоспособность физического лица:

а) понятие и элементы правоспособности;

б) содержание;

в) возникновение, ограничение, утрата.

3. Состояние свободы и ее значение. Правовое положение рабов в римском обществе.

4. Состояние гражданства. Способы приобретения и утраты римского гражданства. Правовое положение римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников. Колоны.

5. Дееспособность физического лица по римскому праву: понятие, содержание, категории.

6. Юридические лица в римском праве. Развитие учения о юридических лицах.

 

Задание к занятию III.

 

1. Проведите сравнительный анализ правоспособности (элементы правоспособности, содержание) римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников.

2. Каким образом разрешались спорные вопросы правового положения физических лиц в Риме?

3. Рассмотрите самостоятельно вопрос, связанный с развитием института опеки и попечительства, определив его значение, особенности, виды, основания возникновения и прекращения, права и обязанности опекунов и попечителей. Представьте сравнительную характеристику опеки и попечительства в виде таблицы.

4. Определите правовое положение отдельных видов юридических лиц в римском праве.

 

 

Дополнительная литература к теме

«Лица»:

 

1. Азаревич Д. О различии между опекой и попечительством по римскому праву. / Д. Азаревич. – СПб., 1872.

2. Безбах В. Правовой титул. / В. Безбах. // Советская юстиция. 1992. №3.

3. Валлон А. История рабства в античном мире. / А. Валлон [пер. с франц.]. – М., 1941.

4. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима. / Л. Винничук. – М., 1988.

5. Герваген. Развитие учения о юридическом лице. / Геварген. – СПб., 1988.

6. Дождев Д.В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве. / Д.В. Дождев // Государство и право. 1990. №2.

7. Ельяшевич. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. / Ельяшевич. – СПб., 1910.

8. Загурский Л. К учению о юридических лицах. / Л. Загурский. – М., 1977.

9. Кодекс Феодосия о колонах. [перевод и комментарии А.В. Контева]. // Древнее право. 1996. №1.

10. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. / М.Е. Сергеенко. – М., Л., 1964.

11. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. / М.Е. Сергеенко. - М., Л., 1968.

12. Смирин В.М. Римская «familia» и представления римлян о собственности. / В.М. Смирин. // Быт и история в античности. - М., 1988.

13. Суворов. О юридических лицах по римскому праву. / Суворов. – СПб., 1900.

14. Утченко С.Л. Древний Рим. Событие. Люди. Идеи. / С.Л. Утченко. – М., 1967.

15. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. / Е.М. Штаерман – М., 1964.

 

 

Методические рекомендации по изучению данной темы семинара

Тема, предложенная для обсуждения студентам в рамках семинарского занятия имеет важное значение для правильного формирования представления об участниках имущественного оборота Древнего Рима. В этой связи, с целью последовательного изучения основных особенностей правового положения субъектов римского частного права, студент должен вначале определить общие положения учения о лицах.

Поскольку правоспособность субъекта римского частного права зависила от его правового состояния, необходимо определить понятие и содержание правоспособности с позиции правовых учений римских юристов, основания ее возникновения, изменения и прекращения, а также рассмотреть понятие и содержание каждого правового состояния по отдельности. Необходимо также подчеркнуть, что объем правоспособности зависит и от социальной принадлежности субъекта римского права.

При раскрытии избранной проблематики семинарского занятия нужно помнить, что объем правоспособности в области частного права зависит от правового положения субъекта в семье, поэтому следует пристальное внимание уделить исследованию status familia.

С целью объективного изучения правового положения субъектов римского частного права, необходимо определить объем способности римских граждан совершать самостоятельно сделки, поэтому самостоятельным вопросом определено понятие, содержание и категории дееспособности римских граждан.

Несмотря на то, что учение о юридических лицах не было должным образом разработано в римском праве, отдельные их виды были признаны правом и выступали субъектами хозяйственного оборота, в этой связи студент должен понять, почему данное правовое учение не было развито в Древнем Риме, а также знать основные принципы их деятельности.

 

 

Методически рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Предложенное задание должно выполняться студентом самостоятельно в письменном виде, и представляет собой внеаудиторную форму освоения одной из проблем курса – «Лица». Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

Задание № 1 направлено на формирование четкого понимания правового положения субъектов римского частного права. С этой целью студент должен схематично провести в виде составления таблицы сравнительно-правовой анализ правоспособности римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников по элементам содержания правоспособности.

Поскольку судебные споры о правовом положении физических лиц в Древнем Риме отличались от организации проведения гражданского процесса по спорам, вытекающим из имущественных правоотношений, в задании № 2 необходимо определить особенности рассмотрения споров по таким категориям дел.

Институт опеки и попечительства имел важное практическое значение в хозяйственной жизни Древнего Рима, поэтому студент должен в задании № 3 провести сравнительно-правовой анализ опеки и попечительства определить понятие, цель назначения, их отличительные особенности, основания возникновения и прекращения, какие требования, предъявлялись опекуну и попечителю. Данное задание следует выполнить в виде таблицы.

Несмотря на то, что учение о юридических лицах не было развито в римском частном праве, отдельные их виды участвовали в хозяйственном обороте. В этой связи задание № 4 направлено на формирование первичных знаний студента о юридических лицах как участниках гражданского оборота. Письменно студент должен назвать эти виды и дать им правовую характеристику, определить их отличительные особенности.

 

Занятие IV. Семейные правоотношения (2 часа)

 

 

1. Понятие семьи по римскому праву. Агнатическое и когнатическое родство.

2. Брак по римскому праву: понятие; общая характеристика видов законного брака; способы установления власти мужа над женой; условия вступления в брак и признание его действительности; основания прекращения брака.

3. Характеристика личных и имущественных правоотношений супругов в римской семье:

а) в браке с мужней властью;

б) в браке без мужней власти.

4. Правоотношения родителей и детей:

а) отцовская власть: понятие, установление, прекращение;

б) отношения между матерью и детьми.

5. Усыновление: понятие, виды, порядок и правовые последствия.

6. Понятие и содержание института опеки и попечительства. Виды.

 

 

Задание к занятию IV.

 

1. Составьте таблицу сравнительного анализа правового положения супругов в браках cum manu и sine manu:

а) по способу заключения браков;

б) по объему имущественных прав и обязанностей супругов;

в) по объему личных прав и обязанностей супругов;

г) по правам и обязанностям между родителями и детьми.

2. Каково правовое положение лиц, состоящих в конкубинате и контуберниуме?

 

 

Дополнительная литература к теме

«Семейные правоотношения»:

 

1. Безбах В. Правовой титул. / В. Безбах // Советская юстиция. 1992. №3.

2. Валлон А. История рабства в античном мире. / Пер. с франц. / А. Валлон. – М., 1941.

3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима. / Л. Винничук. – М., 1988.

4. Герваген. Развитие учения о юридическом лице. / Геварген. – СПб., 1988.

5. Дождев Д.В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве./ Д.В. Дождев. // Государство и право. 1990. №2.

6. Ельяшевич. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. / Ельяшевич. – СПб., 1910.

7. Загурский Л. К учению о юридических лицах. / Л. Загурский. – М., 1977.

8. Кодекс Феодосия о колонах. / Перевод и комментарии А.В. Контева. // Древнее право. 1996. №1.

9. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. / М.Е. Сергеенко. – М., Л., 1964.

10. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. / М.Е. Сергеенко. – М.; Л., 1968.

11. Смирин В.М. Римская «familia» и представления римлян о собственности. // Быт и история в античности. / В.М. Смирин. – М., 1988.

12. Суворов. О юридических лицах по римскому праву. / Суворов. – СПб., 1900.

13. Утченко С.Л. Древний Рим. Событие. Люди. Идеи. / С.Л. Утченко. – М., 1967.

14. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. / Е.М. Штаерман. – М., 1964.

 

 

Методические рекомендации по изучению данной темы семинара

 

Проблематика развития семейных отношений в древнеримском обществе для студентов имеет огромное значение теоретическое значение, поскольку от правильного усвоения исследуемого материала зависит дальнейшее постижение иных правовых институтов римского частного права. Недаром сами римские юристы подчеркивали, что параллельно с развитием римской семьи, формируются еще два важных института римского права: право собственности и иные вещные права, а также наследование. Это связано с тем, что правовое положение субъектов хозяйственного оборота во многом зависело от их правового положения в семье. В этой связи, вопросы, определяемые для обсуждения на семинаре, построены в строгой логической последовательности.

Так, отправным моментом при изучении обозначенной проблематики является вопрос об общем понятии древнеримской семьи, которая значительно отличается от современного понятия семьи, а также исследование родственных связей древнеримских граждан. Студент должен понимать, почему агнатическом родство долгое время являлось законным видом родства в римском обществе, и что способствовало смене данного вида родства на когнатическое.

Институт брака также занимает важное место в системе римского частного права, до сих пор при анализе современных брачно-семейных отношений, понятия брака мы возвращаемся к понятию брака и брачно-семейных отношений Древнего Рима. В этой связи студент должен не только знать виды брачного союза римских граждан, но и понимать их отличия друг от друга, а также причины послужившие смене одного вида брака на другой. В рамках данного вопроса студент также должен понимать, чем законный брак отличается от иных социальных связей мужчины и женщины Древнего Рима.

Последующий вопрос посвящен сравнительному анализу прав и обязанностей мужа и жены в различных видах брака, признанных римским правом. Студент должен иметь четкое представление о различном объеме прав и обязанностей супругов в том и другом браке.

Важными являются вопросы, посвященные правоотношению родителей и детей. Поэтому студент должен понимать, что если отношения матери и ребенка зависели от вида брака родителей, то отцовская власть – нет. Для правильного формирования представления о римской семье необходимо исследования вопросов отцовской власти, а также способов ее приобретения и прекращения.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Предложенное задание должно выполняться студентом самостоятельно в письменном виде, и представляет собой внеаудиторную форму освоения одной из проблем курса – «Семейные правоотношения». Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

Выполнение задания № 1 способствует формированию четкого представления студента об отличительных особенностях правового положения супругов в браках cum manu и sine manu. Данное задание должно быть выполнено в виде составления таблицы, в которой в верхних графах указываются виды законных браков, а в левых графах таблицы – отличительные признаки: а) способы заключения брака; б) объем имущественных прав и обязанностей супругов; в) объем личных прав и обязанностей супругов; г) права и обязанности между родителями и детьми. Ответы должны быть четкими, краткими и лаконичными.

Поскольку помимо законного брачного союза римское общество признавало и иные социальные связи между мужчиной и женщиной, задание № 2 направлено на проведение анализа таких связей. В этой связи студенту следует дать понятие конкубината и контуберниума, а потом провести сравнительный анализ их отличительных черт.

Занятие V. Осуществление и

защита гражданских прав (2 часа)

 

 

1. Понятие и границы осуществления субъективных прав римских граждан.

2. Особенности защиты субъективного права и его формы: самоуправство; становление государственной защиты нарушенных прав граждан.

3. Основные черты древнего гражданского процесса. Принципы частного судопроизводства. Деление процесса на две стадии: in jure и in judicio.

4. Виды римского гражданского процесса, их характерные черты:

а) легисакционый;

б) формулярный;

в) экстраординарный.

5. Особые средства преторской защиты.

6. Понятие и виды исков.

7. Процессуальное представительство.

8. Понятие срока исковой давности.

 

 

Задание к занятию V

 

1. Схематично представьте процедуру организации защиты гражданских прав в доклассическом, классическом и постклассическом римском праве.

 

 

Дополнительная литература к теме

«Осуществление и защита гражданских прав»:

 

1. Гарсия Гарридо М.Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты (перевод с испанского). Отв. ред. Л.Л. Кофанов./ М.Х. Гарсия Гарридо. – М.: Статут, 2005.

2. Гуревич М.А. Учение об иске. / М.А. Гуревич. – М., 1981.

3. Дрожжин В. Правосудие в Древнем Риме./ В. Дрожжин. // Российская юстиция. 1994. №10.

4. Загурский Л.Н. Принципы римского гражданского и уголовного процесса. / Л.Н. Загурский. – Харьков, 1874.

5. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. / Е.В. Салогубова. – М.: Юридическое бюро «Городец», 1997.

6. Санчурский Н.В. Римские древности: Учебное пособие. / Н.В. Санчурский. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

7. Хутыз М.Х. Общие положения гражданского процесса: Историко-правовые исследования. / М.Х. Хутыз. – М., 1979.

 

 

Методические рекомендации по изучению данной темы семинара

 

Для более глубокого осмысления темы семинарского занятия, студент вначале должен уяснить следующие понятия: осуществление права, границы осуществления права, защита права. Исследование данных вопросов способствуют студенту понять, что означает свободное распоряжение субъектами частного права принадлежащими им правами и осуществление их по своему усмотрению, а также, что означает принцип недопустимости (недозволенности) злоупотребления правом. Осмысление указанных вопросов помогает студенту в постижение иной проблемы: основания и способы реализации субъективного права на защиту.

Поскольку принципы государственной защиты укрепились в римском праве не сразу, а прошли определенную эволюцию своего развития, на семинарском занятии необходимо рассмотреть этапы формирования государственной защиты субъективных прав римских граждан, предприняв попытку выявить причины образования государственной защиты нарушенных прав. Исследовать соотношение категорий: саморасправа, самоуправство, самозащита, государственная защита. Следует также определить принципы государственной защиты, а также различия в организации защиты нарушенных прав в области публичного и частного права.

В связи с долгим ходом развития и совершенствования гражданского процесса Древнего Рима, необходимо студенту не только выработать понимание характерных черт каждого отдельного вида гражданского процесса, но и иметь четкое представление о причинах признания римским правом очередного вида гражданского процесса, преимущество и отличительные особенности каждого из них. Рассмотрение указанной проблемы дает возможность иметь четкое представление об особенностях гражданского процесса на разных этапах развития римского частного права.

Студенту необходимо понять особую роль претора в римском гражданском процессе, с этой целью он должен охарактеризовать правовое положение претора на разных этапах развития римского гражданского процесса, его функции и полномочия, принципы деятельности, применение им различных способов защиты субъективных прав римских граждан. Исследование указанной проблематики очень важно для формирования у студента правильного представления о развитии римского частного права и существенном влиянии претора на ход этого развития.

Иски занимают особе место в римском праве, неслучайно сами римские юристы говорили, что римское частное право возникло из иска. Поэтому студент должен знать определение иска и его значение, классификацию исков по видам и типам.

Огромное юридическое значение имеют и сроки в римском праве, в частности, при определении времени для подачи иска в суд, срока исполнения обязательства и т.д. В этой связи студент должен иметь четкое представление о правовом значении времени. Потребность признания срока исковой давности, как срока необходимого для защиты права по иску лица, право которого нарушено, в римское право пришло не сразу. Поэтому студент должен иметь четкое представление не только о понятии срока исковой давности, но и иных предшествующих ему видах срока.

 

 

Методически рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Предложенное задание должно выполняться студентом самостоятельно в письменном виде, и представляет собой внеаудиторную форму освоения одной из проблем курса – «Осуществление и защита гражданских прав». Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

Поскольку организация процедуры защиты нарушенных прав римских граждан отличается характерными признаками на разных этапах развития римского частного права, студент должен знать данные отличия. Выполнение предложенного самостоятельного задания и служит указанной цели. В этой связи, для четкого понимания указанных качеств, необходимо составить таблицу, в которой следует показать отличия в организации процедуры защиты нарушенных прав в доклассическом, классическом и постклассическом римском праве по следующим признакам: название процесса, наличие стадий рассматриваемого дела, источникам регулирования спора, субъектам, характерным чертам (публичный характер, формализм, форма проведения процесса (устная или письменная), возможность обжалования решения суда). В верхних графах таблицы необходимо указать периоды развития римского права, а в левых графах таблицы – отличительные признаки, указанные выше.

 

Занятие VI – VII. Права на вещи (4 часа)

 

 

1. Понятие вещи и её классификация по римскому праву.

2. Особенности вещно-правовых отношений по римскому праву. Виды прав на вещи.

3. Право владения:

а) понятие;

б) содержание;

в) возникновение и прекращение владения;

г) виды владения.

4. Право собственности:

а) развитие института права частной собственности;

б) понятие и содержание права собственности, ограничение прав собственника;

в) виды собственности;

г) способы и основания возникновения права собственности;

д) прекращение права собственности.

5. Права на чужие вещи:

а) понятие и виды прав на чужие вещи. Их отличие от иных вещных прав.

б) сервитуты: понятие, виды, способы установление и прекращения;

в) эмфитевзис и суперфиций. Содержание данных правоотношений;

г) залог и его формы.

6. Защита вещных прав:

а) защита права владения;

б) защита права собственности;

в) защита права на чужие вещи.

 

Задание к занятию VI - VII

 

1. Составьте сравнительную таблицу, показывающую особенности и признаки видов вещных прав в Древнем Риме.

2. Составьте схему оснований возникновения (приобретения) права собственности по римскому праву. Определите соотношение понятий «основания возникновения права собственности» и «способы приобретения права собственности».

 

Дополнительная литература к теме

«Права на вещи»:

 

1. Дернбург Г. Пандекты. Вещное право. Т.1. / Г. Дернбург. – СПб., 1905.

2. Иванов А.А. Вещное право./ А.А. Иванов. // Правоведение. 1992. №1.

3. Кикоть В.А. Современные тенденции и противоречия учения о праве собственности. Актуальные пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.015 с.)