Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика сем отношений. Агнатическое и когнатическое родствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью. Семья в Риме изначально была моногамической, в основе которой лежала patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. По сути это и есть агнатическая семья. В состав семьи входили: paterfamilias, его жена, подчиненная власти мужа, его дети, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные, как и их мужья, paterfamilias (но не своим мужьям), все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. Всех непосредственно подвластных paterfamilias членов семьи называют sui. В агнатической семье только paterfamilias обладает полной правоспособностью. Даже если кто-то из сыновей или внуков занимает должность магистрата, это не освобождает его (за редким исключением) от подчинения отцовской власти. Также возраст подвластных не освобождает от patria potestas, она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias. Familia — это paterfamilias, его жена, дети, потомство сыновей, принадлежащие ему рабы, скот и неодушевленные вещи. Patria potestas отличается от права собственности на раса: в момент смерти paterfamilias право соб-ственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, лица, бывшие in patria potestate, переживали изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.Таким образом, сыновья сами становилисьpaterfamilias, приобретали полную правоспособ ность, их жены и дети теперь подчинялись непосред-ственно своим мужьям; над вдовой paterfamilias устанавливалась опека сыновей. Свободный от patria potestas римский гражданин 1 считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей; он является носителем семейной власти.Patria potestas — основа системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными. Агнатами были не только те лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом, но и те, кто были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Когнатическое родство — это кровное родство. Агнатами были и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. Юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а агнатическая, основанная на власти и подчинении. Родственная связь юридически была только по мужской линии, т.к. если дочь вступала в брак cum manu, то она вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias. Она переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Постепенно с развитием римского семейного права происходит вытеснение агнатического родства родством когнатическим. Происходит последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомств 35 SINE MANU, CUM MANU Существуют два вида брака: cum manu и sine manu. Брак cum manu устанавливает власть мужа над женой. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены. До брака жена была persona sui Iuris, а вступив в такой брак, она становилась persona alieni iuris. До брака она была агнаткой своего отца и всех членов его семьи, вступив в брак, она подпадала под manus мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агна-тической семьи мужа. Брак sine manu не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал юридической связи между мужем и женой. Юридически чужая мужу и своим детям (вне семьи мужа) жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; т.е. со старой семьей связывает ее агнатическая связь. Трудно определить, когда в семейном римском праве появился этот вид брака.Издревле всякий брак был браком cum manu. В 111 г. н. э. Модестин определял брак: «Союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом». Это определение не подходит под понятие брака sine manu, т.к. жену, которая юридически не принадлежала семье мужа, не участвовала в религиозном культе этой семьи, не связывали с ее мужем и никакие связи светского права. Наименование materfamilias во времена давалось только женщинам, состоявшим в браке cum manu. Позднее оно давалось всем женщинам, состоявшим в браке. Можно найти доказательство существования этого вида брака в законах XII таблиц. Закон отмечал, что устанавливается manus путем «приобретательной давности» — истечением года непрерывной совместной жизни с женой. Женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, может предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, тем самым она прерывает «давность». Если женщина каждый год будет покидать дом мужа на три дня, она может превратить брак на все время его существования в брак sine manu. Для заключения брака cum manu было необходимо совершение определенных обрядов — акт формальный. Для брака sine manu требовалось только вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях — и лиц, осуществлявших над ними patria potestas. Это акт неформальный, он определяет фактическое состояние, при этом появляются определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее — и в некоторых отношениях между мужем и женой). В браке cum manu развод мог иметь место только по инициативе мужа. Брак sine manu мог быть расторгнут по соглашению супругов, по инициативе мужа или по инициативе жены. Принципы, по которым существовал брак sine manu в последние годы республики и в начале принципата, сыграли отрицательную роль в области семейной жизни. Люди злоупотребляли свободой развода. Августом были внесены значительные изменения в семейное право. Появилась уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Существовало исключение: уголовная ответственность не касалась неполноценных браков — конкубинатов. Устанавливали определенные ограничения в имущественных правах для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей: не состоявшие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину того, что им завещано. Однако эти постановления просуществовали до начала IV в. н. э. Все принятые меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. 36. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ супругов В браке cum manu жена лишена правоспособности в области имущественных отношений, т.к. став юридически чужой своей старой семье, она подчинена власти мужа.(filiae loco – на положении дочери). Все что принадлежало жене до брака, после заключения брака автоматически становится имуществом мужа. Кроме того и то, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Однако она является наследницей мужа. Если у мужа не было законного потомства, жена одна являлась наследницей, в про-тивном случае она наследовала на равных началах с детьми. Так же она, являясь агнаткой всех агнатов мужа, наследовала в соответствующих случаях и после них. Жена была юридически абсолютно бесправна. Но существовали обычаи, которые смягчали бесправное положение жены, в соответствии с которыми муж не мог налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего вероятнее всего из членов ее бывшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак — ее когнатов. Если муж занимал почетные должности, то почет распространялся и на жену. Брак sine manu отличается от брака cum manu тем, что не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Таким образом, имущество, принадлежавшее ей до брака, и имущество, приобретенное во время брака, остается ее имуществом и принадлежит ей одной. Данный вид брака позволяет жене заключать имущественные сделки с мужем. Запрещены были лишь дарения между супругами, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов друг от друга. В начале III в. н. э. появилось новое постановление: если даритель умер, не потребовав дара обратно, то donatio convalescit, т.е. дарение становится действительным (D. 24. 1. 32). С течением времени было признано, что супруги не вправе предъявлять один другому инфамирующие иски, что в случаях имущественной ответственности одного супруга перед другим он пользуется правом отвечать только в пределах имеющихся у него средств. В браке sine manu все расходы по содержанию семьи лежали на муже. Поэтому появился обычай: при заключении брака sine manu давали мужу особое приданое, dos, дабы облегчить ему бремя семейных расходов. Dos устанавливали либо paterfamilias жены, либо сама жена, если она до брака была persona sui iuris, либо третье лицо. В конце республики неограниченная свобода разводов привела к падению нравов. Например, вступив в брак только с целью получения dos, муж мог потом расторгнуть свой брак, сохранив dos за собой. Поэтому возникла необходимость введения нового положения, при помощи которого жена и лица, устанавливавшие dos, могли требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение dos жене либо установителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа. В случае нарушения данного обещания, т.е. невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск. Иногда dos при самом установлении оценивалась в известной сумме денег и рассматривалась как проданная мужу за эту сумму, которую муж должен был вернуть при расторжении брака. Как следствие всего этого претор счел справедливым давать жене иск о возврате ей приданого даже в тех случаях, когда cautio (обеспечение возвращения dos) не была установлена, если муж давал развод жене без всяких с ее стороны поводов. Dos оставался у мужа в случаях смерти жены (но если dos была установлена отцом жены, то она возвращалась ему); также в случае, когда жена брала на себя инициативу развода или вызывала развод своим поведением. Dos оставался у жены (или оставался ей совместно с ее отцом) в связи со смертью мужа; когда брак был расторгнут по инициативе мужа или по его вине. 37 Институт приданного(DOS.)
Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т. п. лежали на муже. Но уже со времени появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов, ad matrimonii onera sub levanda. DOS устанавливалась либо paterfamilias жены (dos profecticia), либо самою женой, если она до брака была persona sui iuris, либо третьим лицом (dos adventicia). Как бы то ни было, но dos всегда должна быть установлена особым актом: dos aut datur aut dicitur aut promittitur, и, установленная так или иначе, становилась собственностью мужа. Когда в конце республики семейная жизнь сильно расшаталась, создавалась как бы законная возможность спекуляции с dos: вступив в брак только с целью получения dos, муж мог потом, воспользовавшись неограниченной свободой развода, расторгнуть свой брак, сохранив dos за собою. Поэтому, для устранения этого положения, жена и лица, устанавливавшие dos, начали требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение dos жене, либо установителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа. Обеспечение это называлось cautio rei uxoriae. В случае невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск. Иногда прибегали к другому приему: dos при самом установлении ее оценивалась в известной сумме денег и рассматривалась как проданная мужу за эту сумму (dos venditionis causa aestimata), которую муж и обязан был в соответствующих случаях вернуть. Когда обычай таких cautiones укрепился, претор счел справедливым давать жене иск о возврате ей приданого даже в тех случаях, когда cautio не была установлена, если муж давал развод жене без всяких с ее стороны по водов. В ходе разработки условий предоставления и сущности этого иска юристы и создали то, что впоследствии стали называть римским детальным правом, отдельные положения которого до сих пор определяют правовую судьбу приданого в некоторых капиталистических странах (Франция, Бельгия, Италия и др.). Основные черты правового положения dos сводились к следующему. В случае прекращения брака смертью жены, dos оставалась у мужа или возвращалась еще находившемуся в живых отцу жены, если dos была им установлена. Если брак прекращался смертью мужа, dos возвращалась жене или ей совместно с ее отцом. Dos возвращалась жене и в том случае, когда брак прекращался разводом по почину мужа или по его вине. Наоборот, dos оставалась у мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим поведением. В праве Юстиниана это единственный случаи, когда dos оставалась у мужа. Таким образом dos стала служить орудием борьбы со злоупотреблениями свободой развода и с ненадлежащим отношением к супружеским обязанностям. Но эта роль dos значительно ослаблялась тем, что муж при существовании брака продолжал считаться собственником dos и, следовательно, мог ее законно отчудить. Понятно, что обязательственное требование жены о выдаче ей денежного эквивалента отчужденной dos оставалось безрезультатным в случае несостоятельности мужа. Поэтому в целях охраны интере сов жены lex lulia de adulteriis в особой главе de fundo dotali запретила отчуждение без согласия жены детальных недвижимостей. Практика стала подводить под понятие отчуждения всякую сделку, которая могла привести к отчуждению, например, залог, а в праве Юстиниана детальные недвижимости стали неотчуждаемыми даже и с согласия жены. Требование жены о возвра те ей приданого удовлетворялось уже в классическом праве преимущественно перед требованиями других личных кредиторов мужа. Это преимущество превратилось в праве Юстиниана в законную ипотеку (п. 418) жены на все имущество мужа. Таким образом, хотя муж еще и в праве Юстиниана признается собственником приданого, однако, правы были римскиеюристы, когда говорили: "quamvis in bonis mariti dos sit, mulieris tamenest", т. е. хотя приданое находится в имуществе мужа, однако оно принадлежит жене (D. 23. 5. 75). В сущности муж только пользовался dos во время брака и оставлял ее у себя в качестве штрафа за ненадлежащее отношение женык вытекавшим из брака обязанностям. Существовало, однако, и другое имущество, выполнявшее такую же штрафную функцию, но уже в интересах жены. Это была donatio ante nuptias, предбрачный дар, которыйв праве Юстиниана мог устанавливаться также и во время брака - donatio propter nuptias, и представлял собою не что иное, как сумму, обыкновенно приблизительно равную сумме dos, которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине. Таким образом этих в случаях жена получала как подлежавшую возвращению dos, так и donatio propter nuptias. В этом заключалось и своеобразие этой последней, которая в действительности вовсе не была дарением: она не лишала мужа права собственности на соответствующее имущество в течение брака и не лишала его права собственности вообще, если брак не прекращался разводом по почину или по вине Жены.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.014 с.) |