Дочь и сама же немедленно ответила. – (27) на тебя, когда ты был 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дочь и сама же немедленно ответила. – (27) на тебя, когда ты был



Вариант 20.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14

(1)Однажды, когда падал первый, еще не зимний снег, а мальчишки во дворе уже лепили снежную бабу, я забрал из школы дочь, и мы шли с ней, взявшись за руки, и болтали о разных пустяках. (2)Тем временем мальчишки затащили последний рыхлый ком наверх, на два других, – вот и голова на месте.

– (3)Пап, – спросила вдруг Танюха как бы между прочим. – (4)Ты смог бы слепить снежок и добросить его до нашего окна?

(5)Мы живем на шестом этаже. (6)Я задумался. (7)Наверное, добросил бы, но кто его знает.

(8)Бахвалиться и уж тем более врать не хотелось.

(9)Я пожал плечами.

– (10)А вот Коржиков запросто добросит! – с какой-то непонятной гордостью сообщила мне дочь.

– (11) Кто такой Коржиков?

– (12)Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.

(13)В её классе все люди были просто замечательными, и потому я решил уточнить, чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. (14)Выяснилось вот что.

(15)Когда ни один человек в школе не смог ответить, как кричит кенгуру, только отважный Коржиков не растерялся, и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру.

(16)Но это еще далеко не главное.

(17)Выяснилось, что вовсе даже не стоит пугаться, если из лесу вдруг выбегут дикие

динозавры и все соберутся на школьном дворе. (18)Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..

– (19)Коржиков, должно быть... – робко предположил я. – (20)Он разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит порядок…

– (21)Вовсе нет! – рассмеялась моя дочь. – (22)То есть выйдет, конечно, Коржиков.

(23)Только он никаких динозавров палкой гонять не станет, он их приручит лаской!

(24)Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принес его к себе и теперь воспитывает. (25)Чтобы котенку было хорошо, Коржиков дома никогда не кричит.

– (26)Знаешь, папа, на кого он похож, этот Коржиков? - спросила дочь и сама же

немедленно ответила. – (27)На тебя, когда ты был маленьким! (28)Я тебя таким как раз и представляю!...

(29)Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.

(30)Снег еще лежал, не успел за день окончательно растаять.

(31)Я слепил плотный снежок, оглянулся по сторонам – не видит ли кто – и со всей силой залепил снежком в окно нашей кухни на шестом этаже. (32)И негромко крикнул бегемотом, когда попал.

(33)Завтра к нам в гости должен прийти Коржиков, Танюха уже пригласила. (34)Как важно не опростоволоситься перед ним!

(По С. Георгиеву)

Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного

текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

A1 В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Что для Тани является наиболее привлекательным

в Коржикове?»

1) (12) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.

2) (20) Он разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит

порядок…

3) (26) Знаешь, папа, на кого он похож, этот Коржиков? – спросила

Дочь и сама же немедленно ответила. – (27) На тебя, когда ты был

маленьким!

4) (17) Выяснилось, что вовсе даже не стоит пугаться, если из лесу

Вдруг выбегут дикие динозавры и все соберутся на школьном дворе.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «опростоволоситься»?

(предложение 34)

1) опорочить себя

2) совершить промах

3) выдать себя за другого человека

4) не понравиться

 

A3 В каком предложении средством выразительности речи является инверсия?

1) (18) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет

Кто?..

2) (24) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного

Котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает.

3) (12) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.

4) (29) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего

Пса.

Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного пикета. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените слово БАХВАЛИТЬСЯ из предложения 8 стилистически нейтральным

синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________________

B2 Из предложений 16–19 выпишите слово(-а) с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ: ____________________________________

B3 Из предложений 19–23 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание

приставки определяется глухостью-звонкостью согласного, обозначаемого

следующей после приставки буквой.

Ответ: _____________________________

B4 Из предложений 13–16 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида.

Ответ: _____________________________

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все

запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Знаешь,(1) папа,(2) на кого он похож,(3) этот Коржиков? – спросила дочь

и сама же немедленно ответила. – На тебя,(4) когда ты был маленьким!

Я тебя таким как раз и представляю!...

Ответ:________________________________

B6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все

запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(ые) между частями

сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил

Уточнить,(2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне

Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог

Ответить,(3) как кричит кенгуру,(4) только отважный Коржиков не

Растерялся,(5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо

Перепуганных кенгуру.

Ответ:_____________________________________

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все

запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями

предложения, связанными подчинительной связью.

Однажды,(1) когда падал первый,(2) еще не зимний снег,(3) а мальчишки

Во дворе уже лепили снежную бабу,(4) я забрал из школы дочь,(5) и мы

Шли с ней,(6) взявшись за руки,(7) и болтали о разных пустяках. Тем

Временем мальчишки затащили последний рыхлый ком наверх,(8) на два

Других,(9) – вот и голова на месте.

Ответ: _________________________________________

B8 Замените словосочетание РОБКО ПРЕДПОЛОЖИЛ (предложение 19),

построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________________________

B9 Выпишите грамматическую основу предложения 8.

Ответ:_____________________________

B10 Среди предложений 1–8 найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

Ответ:________________________________

B11 Среди предложений 29–32 найдите предложение(-я) со вставной конструкцией. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:___________________________________

B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

Ответ:____________________________________

B13 Среди предложений 31–34 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

B14 Среди предложений 13–20 найдите сложноподчиненное предложение с

Последовательным подчинением и с однородным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________________

Часть 3

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл

заключительной фразы текста: «Завтра в гости к нам должен прийти

Коржиков, Танюха уже пригласила. Как важно не опростоволоситься

перед ним!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие

ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 2

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14.

(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в

школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти.

(4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей.

(6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо.

(7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не

видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было

всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это

понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше

заниматься спортом.

(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди

моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные

ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я,

парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать

модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня

оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и

ушел.

(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел.

(16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на

тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции

юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все

подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, –

давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.

(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же

городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен

увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как

заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая

сидит на остановке и чего-то ждет».

(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько

важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и

школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были

неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались

ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что

такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и

взрослое отношение к себе.

 

Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1 – A3 даны 4 варианта

ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания A1 –

A3 обведите кружком.

A1 В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»

1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало

Была живая».

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово

«РВЕНИЕ» (предложение 27).

1) старательность

2) горячее стремление

3) прилежание

4) желание

Авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли

Плавали.

Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы

на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените слово УЧИТЕЛЕМ в предложении 18 стилистически

нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________

 

 

B2 Из предложений 1–5 выпишите слово с непроверяемой безударной

гласной в корне.

Ответ: _____________________________________

B3 Из предложений 13–14 выпишите слово, в котором правописание

приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей

после приставки буквой.

Ответ: ______________________________________

B4 В предложениях 10–12 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН

определяется правилом: «НН пишется в суффиксах полных

страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и

несовершенного вида». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

Ответ: _______________________________________

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал

Часть 3

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл

последней фразы текста: «Я впервые узнал, что такое творчество, а

Взрослое отношение к себе».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или

применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 4

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14.

(1)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны,

засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под

нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

(2)Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому

ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолетного

пейзажа, который вызывает непонятное нам самим чувство волнения и счастья…

(3)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних»

картин Левитана.

(4)Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (5)Все дни он просиживал на

палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

(6)Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на

усталость. (7)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни

живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.

(8)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь,

рубленную из сосновых кряжей. (9)Она чернела на ночном небе, и первая звезда

горела над ней, переливаясь и блистая.

(10)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин,

продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут

же решил остаться в Плесе.

(11)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

(12)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (13)Тишину нарушали только

колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)По

уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (15)В домах за

кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

(16)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)Русское лето, чем ближе к

осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)Уже в августе розовеет

листва яблоневых садов, сединой блестят поля; вечерами над Волгой стоят облака,

покрытые жарким румянцем.

(19)Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)То подслеповатая

старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый

пятак. (21)То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали,

потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)А то придет тайком молодая соседка и

будет певуче жаловаться на свою долю. (23)Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24)В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (25)Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)«На твоих картинах уже

есть улыбка».

(По К.Г. Паустовскому)

Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1 – A3 даны 4 варианта

ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания A1 –

A3 обведите кружком.

A1 В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему в Плесе «начался светлый

промежуток» жизни Левитана?»

1) (1) Почти у каждого из нас остались в памяти еще с

Кочующих птиц.

2) (15) В домах за кисейными занавесками сушился на

Подоконниках липовый цвет.

3) (16) Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17) Русское

Спелые цвета.

4) (23) Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере

Блеск.

A2 Укажите, в каком значении употребляется слово

«спелые» (предложение 17).

1) созревшие

2) насыщенные

3) неизменяемые

4) непривычные для этих мест

A3 Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.

1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега –

Искал места для этюдов.

2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего,

Мгновение ока.

Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы

на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. В случае

И ласковость русской земли.

Ответ: _________________________________________

B6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между

частями сложносочинённого предложения.

Блистая.

Ответ: ________________________________

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между

частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Часть 3

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете

смысл финала текста (предложения 25–26): «Об этих полотнах Чехов

Вариант 10

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14.

(1)Бабушка считала моего папу неудачником. (2)Она не заявляла об

этом прямо, но время от времени ставила нас в известность о том, что все

папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами,

профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.

(3) Мы понимали, что папа был «отстающим»…

– (4)Хотя они и сейчас приносят тебе свои диссертации, – с упреком

сказала мама. – (5)А ты в обычный отпуск не можешь собраться: каждый

день эта больница! (6)Операции, операции… (7)Хоть бы на недельку взял

бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли…

(8)Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом.

(9)Телефон у нас стал звонить каждые две минуты.

– (10)Как здоровье доктора? (11)Как он себя чувствует? – спрашивали

незнакомые голоса.

(12)Вечером я сказала маме:

– (13)Звонили, наверно, раз сто! (14)Некоторые чуть не плакали…

– (15)Сколько? – удивилась мама. – (16)Значит, они переживают?!

(17)«Как здорово, что папа заболел!»– подумал я.

(18)Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются

совершенно посторонние люди, потому что ни мама, ни бабушка не

ожидали, что будет столько звонков!..

(19)В другие дни я говорил всем, кто интересовался папиным

самочувствием:

– (20)Позвоните вечером – как раз его жена будет дома!

(21)Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с

телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами,

сослуживцами и друзьями, которых я днем просил перезвонить, а иногда

бабушка «подменяла» маму у телефона.

(22)Однажды я сказал звонившим людям, что разбил градусник.

(23) Вечером нам принесли целых три градусника!

–(24) Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы

этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили? (25)И

купили бы столько градусников?..

(26)И тогда мама твердо и уверенно сказала:

– (27)Да, папа нужен людям!

(28)Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно

бороться, а я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью…

(29) Что поделаешь? (30)Если они папе так помогли!

(По А.Алексину.)

Задания A1 – A7 выполните на основе анализа содержания

Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или

цифрами.

B1 Замените в предложении 22 разговорное слово градусник

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _________________________

 

B2 Из предложений 1 – 3 выпишите слово с непроизносимой

согласной в корне слова.

Ответ: _________________________

 

B3 Из предложений 21 – 23 выпишите слово, в котором правописание

приставки определяется правилом: «Если после приставки

следует глухой согласный, то на конце пишется буква,

обозначающая глухой согласный звук».

Ответ: __________________________

B4 Из предложения 18 выпишите слово, в котором правописание

суффикса определяется правилом «В наречиях на -О и -Е

пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях,

от которых они образованы».

Ответ: ___________________________

B5 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все

запятые. Выпишите все цифры, обозначающие знаки при

вводных словах.

Звонили, (1) наверно, (2) раз сто! Некоторые чуть не

плакали…

– Сколько?удивилась мама. – Значит, (3) они

переживают?

«Как здорово, (4) что папа заболел!» (5) – подумал я.

Ответ: ___________________________

B6 В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного

текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру

(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между его частями,

связанными сочинительной связью.

Во всех газетах пишут, (1) что с вирусным гриппом надо

беспощадно бороться, (2) а я думал об этих вирусах с

нежностью и даже с любовью...

Ответ:_______________________________

B7 В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного

текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы),

обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между его частями,

связанными подчинительной связью.

Вернувшись с работы, (1) мама усаживалась в коридоре

возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала

с папиными пациентами, (2) сослуживцами и

друзьями, (3) которых я днем просил перезвонить, (4) а

иногда бабушка «подменяла» маму у телефона.

Ответ: __________________________________

B8 Замените в предложении 21 словосочетание БЕСПРЕРЫВНО

РАЗГОВАРИВАЛА, построенное на основе примыкания,

синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________________

B9 Выпишите грамматическую основу предложения 9.

Ответ: ___________________________________

B10 Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с однородными

членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________________

B11 Среди предложений 19 – 22 найдите предложение с

обособленным обстоятельством. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: _____________________________

B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

Ответ: _____________________________

B13 Среди предложений 5 – 8 найдите сложное(-ые) бессоюзное

(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения

(-ий).

Ответ: _____________________________

B14 Среди предложений 17 – 22 найдите сложное предложение с

последовательным подчинением придаточных. Напишите

номер этого предложения.

Ответ: ______________________________

Часть 3

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы

понимаете смысл последних предложений текста: « ( 28) Во всех

Вариант 9

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14.

(1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.

(3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила

(6)Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими.

(7)3адумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать 15—20 лет.

(10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.

(14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали: причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16) В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.

(20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.

М.Канн.

Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней.

Ответ: ________________________

 

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Лес — очень ранимое существо,(1) и правила поведения в нём должны быть строгими. Лесэто дом для человека,(2) даже больше,(3) чем дом,(4) и правила поведения в нём,(5) уважение к его жителям должны быть не менее строгими,(6) чем в собственном доме.

Ответ: ________________________

 

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Это приводит к изменению растительности,(1) что,(2) в свою очередь,(3) уже сказывается на нас(4) людях. В жаркое время года банки,(5) бутылки,(6) особенно если они побиты,(7) превращаются в линзы,(8) концентрирующие, солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

Ответ: ________________________

В8. Замените словосочетание МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БАНКА (предложения 9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________

В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу.

Ответ: ________________________

В10. Среди предложений 7—13 найдите предложения с вводными словами и словосочетаниями. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ________________________

В11. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите предложение, не имеющее однородных членов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

Ответ: ________________________

В13. Среди предложений 14—19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________

В14. Среди предложений 19—23 найдите сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________

 

Часть 3

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Лес— очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 1

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14.

(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом

Андерсеном.

(2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления

двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового

века.

(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал

из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг

выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным

светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки

розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

(7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели

называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.

(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку.

(10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке,

а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи.

(11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки

Христиана Андерсена.

(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок,

прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу,

чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.

(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди

летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли

на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

(17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил

внимания на нарядную елку.

(18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой

прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает

все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию

цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту

увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. (21)С тех пор мое представление о

нем всегда было связано с этим приятным сном.

(22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я

не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере

могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун

трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен

и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над

злом.

(По К.Г.Паустовскому)

Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1 – A3 даны 4 варианта

ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания A1 –

A3 обведите кружком.

 

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками

«Андерсена»?

1) (11) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.

2) (14) В ней было много цветных картинок, прикрытых

Папиросной бумагой.

3) (19) Удивительная и, как мне показалось, душистая,

Взрослые.

А2. Укажите, в каком значении употребляется слово

«привиделось» (предложение 8).

1) стало очевидным

2) почудилось

3) пришло на ум

4) захотелось

 

А3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до

Выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно

Белую розу.

В1. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически

нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________

 

В2. Из предложений 17–18 выпишите слово с непроизносимой согласной в

корне.

Ответ: _________________________________

B3 Из предложений 7–8 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание

приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках,

кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково

независимо от произношения».

Ответ: _________________________________

B4 В предложениях 21–23 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание Н

определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких

страдательных причастий». Выпишите найденные причастия.

Ответ: ___________________________________________________________

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые

при вводном слове.

Взрослые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.365 с.)