История возникновения названий месяцев года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения названий месяцев года



– Названия месяцев и их продолжительность ведут свое начало из Рима. Первым у римлян считался месяц, название которого произошло от имени бога войны Марса. Догадайтесь, что это за месяц. (Март.) Рим славился своими мифами и легендами, поэтому многие вещи и предметы называли в честь вымышленных героев. Так, божество Янус дало название январю. Другие месяцы стали называться от своих порядковых номеров. Были и такие месяцы, которые называли именами правителей государств: Юлий Цезарь (июль), император Август (август).

Но не только римляне были такими изобретательными. Многие старинные славяно-русские названия месяцев года существуют и по сей день в некоторых языках. В основном все они произошли от названий сельскохозяйственных работ или природных явлений каждого месяца:

январь – сечень(сечь, рубить дрова);

февраль – сухеньили лютень(лютый, холодный ветер высушивал деревья);

март – березень(сожжение деревьев до золы для удобрения почвы);

апрель – квитень(цветение растений);

май – травень(появление травы);

июнь – червень(пробуждение насекомых);

июль – липень(цветение липы);

август – жнивень или серпень (пора жатвы);

сентябрь – вересень(вересеня – жатва);

октябрь – жовтень;

ноябрь – листопад;

декабрь – снежиньили грудень(груда – замерзший ком земли).

Далее учащиеся решают примеры на умножение четырех и, опираясь на них, составляют таблицу деления на 4.

Запись на доске:

4 · 1 =  4 · 2 =  4 · 3 =  4 · 4 = 
: 4 =  : 4 =  : 4 = 3 : 4 = 4 и т. д.

Задание № 14 (с. 97).

Используя таблицу умножения на 4, учащиеся выполняют деление.

Задание № 17 (с. 97).

– Прочитайте обе задачи. Сравните их.

– Запишите решение каждой задачи.

Задача а).

20: 4 = 5 (к.) – получилось.

Ответ: 5 к.

Задача б).

20: 4 = 5 (ф.) – в одной кучке.

Ответ: 5 ф.

– Сравните решения и ответы этих задач. В чем они сходны? В чем различаются?

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

Задание № 11 (с. 96).

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи и решите ее по действиям.

Решение: 1) 8 · 4 = 32 (п.) – с 4 кустов.

2) 6 · 3 = 18 (п.) – с 3 кустов.

3) 32 + 18 = 50 (п.) – всего.

Ответ: 50 п.

Задание № 20 (с. 98).

– Прочитайте условие задачи.

– Что вам известно? Что требуется найти?

Запись: 24: 4 = 6 (ш.).

28: 4 = 7 (ш.).

36: 4 = 9 (ш.).

Задание № 21 (с. 98).

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что известно? Что неизвестно?

– Запишите кратко условие задачи в таблицу.

Решение: 1) 4: 1 = 4 (б.) – было литровых.

2) 15: 3 = 5 (б.) – было трехлитровых.

3) 5 + 4 = 9 (б.) – всего.

Ответ: 9 банок.

2. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 149.

– Прочитайте условие задачи.

– Что известно? Что требуется узнать?

При необходимости учитель предлагает учащимся заполнить таблицу.

Ответ: масса одинакова: 2 · 4 = 4 · 2.

Задание № 158.

– Изобразите тропинки, ведущие от домиков поросят к их огородам, так, чтобы они пересекались.

– Изобразите тропинки так, чтобы они не пересекались.

Чертеж:

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как связано деление с умножением?

Домашнее задание: № 18, 19 (учебник); № 150 (рабочая тетрадь).

Урок 51
Умножение и деление на 4. Четверть числа

Цели урока: ввести понятие «четверть числа»; рассмотреть способ нахождения четвертой части числа; совершенствовать навыки составления и преобразования задач; развивать умение анализировать и сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Решите задачу.

Отец и сын возвращаются из магазина. Отец несет 3 кг картофеля, 4 кг капусты и 5 кг лука. Сын несет 2 кг моркови, 3 кг свеклы и 1 кг репы. Чей груз тяжелее и на сколько? Что обозначают выражения, составленные по условию задачи:

а) 5 – 3; б) 5 – 2; в) 4 + 5; г) 2 + 1.

2. Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:

3 + 3 + 3 + 3 +  = 3 · 6 12 + 12 + 12 – 7 =  · 3 – 7
15 + 15 + 15 + 15 = 15 ·  24 · 3 + 24 + 24 = 24 · 
 · 4 = 100 + 100 +  4 + 4 + 4 +  +  = 4 · 6
19 · 3 =  +  +  6 + 6 + 6 + 6 = 6 · 
13 + 13 + 13 =  · 3 9 · 4 = 18 + 

3. Что обозначают выражения, записанные под каждой картинкой?

4 · 3 12: 3   3 · 6 18: 6
4 + 8 12 – 8   3 + 15 18 – 15
12: 4   18: 3

– Прочитайте выражения по-разному.

4. Сколько треугольников на чертеже?

Ответ: 10 треугольников.

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите чертеж на доске:

– Найдите половину этого отрезка. (12: 2 = 6 (дм).)

– Чему равна треть этого отрезка? (12: 3 = 4 (дм).)

– Можно ли узнать, чему равна четверть этого отрезка?

– Сегодня на уроке мы узнаем, как найти четверть любого числа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.6.167 (0.008 с.)