Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система жанров устного народного творчестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бытовой обрядовый фольклор. Заговоры. Заговор - один из видов устного магического искусства, наряду с заклинаниями и приговорами. Цель заговора - заговорить, обеспечить благополучие человека. Исполняются заговоры шепотом или втихомолку. Ни в коем случае не читайте заговоры на людях - заговор может потерять силу. Человек, произносящий заговор, должен непременно обладать сильной волей, не пить и не курить. Обычно заговоры, несущие пользу, произносятся по светлым дням (вторник, среда, суббота). Отрицательные - по темным дням (понедельник, пятница). Заговоры действуют только на тех, кто верит в их силу. Считается, что только тот умеет произнести заговор как следует, кто его произносит не только языком, но и душою. Заговор читается трижды. Три - число свершения, число решения проблемы, число положительного результата. Обрядовая поэзия. Календарно-обрядовая поэзия
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. — Под этим термином разумеется тот раздел устной поэзии (фольклор, см.), который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества О. п. играла весьма видную роль, а в области искусства занимала господствующее положение. По миновании самых начальных стадий человеческого общежития, пережив период безрелигиозности, а в поэзии стадию самого примитивного песенного творчества, почти целиком подчинявшего импровизируемый, неустойчивый словесный текст музыкальному ритму, подсказанному ритмом коллективных физических работ, человечество, надо думать, уже на стадии дородовой коммуны выработало О. п. Последняя отражала установившиеся социальные отношения, отливавшиеся в форму традиционных обычаев. Анимистические и тотемистические воззрения неизбежно вели к возникновению традиционных обрядов, т. е. религиозных церемоний, усложнявшихся по мере усложнения самих социальных отношений, поло-возрастной диференциации, с постепенным сосредоточением власти и преимущества в руках старейшин. С утверждением родового строя, сопровождавшегося усилением религии, одного из самых мощных средств эксплоатации в первобытном обществе, О. п. достигла огромного развития. Календарно-обрядовая поэзия – вид фольклора, который сопровождал аграрные праздники и работу земледельца в течение года. Поэзия белорусского земледельческого календаря включает свыше 20 жанровых и групповых песенных разновидностей. Цикличность календарно-обрядовой поэзии обусловлена круговоротам в природе, чередованием пор года. В поэзии белорусского земледельческого календаря выделяются четыре больших цикла: весенний, летний, осенний, зимний. Каждая пора года, каждый сезонно-производственный период имели соответствующие обряды, обычаи, поверья, песенное сопровождение. Общей в них была широкая аграрная основа, целевая установка, отдельные мотивы. Наиболее интересными в зимнем цикле являются колядные песни. Словом "Каляды" обозначали период с 24 декабря по 6 января. Это так называемые "святыя вечары" или "святыя днi". Колядой называли еще продукты дарения, которыми одаривали колядовщиков во время колядования, а также сами песни – колядки. В дни Святок или Коляд молодежь устраивала гадания, в первую очередь девушки гадали о будущем замужестве, о характере и богатстве будущего мужа, о бедности и здоровье и др. Гадания проводились в основном в первый вечер Коляд и в ночь под Новый год, значительно реже – перед Крещением. Во время колядования и "щедрования" ряженые обходили дворы с исполнением заздравных, величальных песен, наиболее часто ходили с "козой", реже – с "конем", "медведем", "журавлем". Наряду с "козой" в обряде колядования присутствовал в качестве поводыря "дзед", которого также одевали в вывернутый кожух, на спине мастерили ему горб, привешивали бороду из пеньки или льна, на лицо надевали маску из бересты, в руки давали палку, иногда табакерку с золой. Обход колядовщиками домов сопровождался шутками, песнями, весельем. После разрешения хозяев дома "спець Каляду" колядовщики, стоя под окном или войдя в дом, исполняли величально-поздравительные песни, в которых желали хозяевам хорошего здоровья, получения богатого урожая и др. Завершалось колядование песней-просьбой об одаривании. Колядовщиков одаривали колбасами, салом, пирогами, реже деньгами. Весенние обряды и песни должны были освящать особо ответственный период в жизни земледельца – начало полевых работ, время весенних всходов, выгон животного на пастбище. К весеннему циклу относятся Масленичная неделя, период зазывания весны («Гуканне вясны»), Пасха (Вялікдзень), Юрье, обряд «Вождение и похороны стрелы», русальный комплекс. Приход весны, прилет птиц обычно отмечался в день Благовещения (25 марта). В честь первого прилета птиц выпекали из теста сорок жаворонков, иногда – сорок вареников или пирожков, которыми угощали детей. В этот день впервые в году начинали качаться на качелях. Девочки-подростки в этот день пели "веснянки" на берегах рек, озер, в холмах, иногда на крышах гумен, сараев. Когда одна группа заканчивала свой куплет, другая подхватывала следующий. Народный свадебный обряд Причитания. Причита́ния — жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще вДревней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи. Общемировоззренческий необрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание; приемы, с помощью которых достигается это стяжение: краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении параллелизм аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым Можно говорить о «пословичном стиле», существующем как бы вне времени: традиционность — настолько неотъемлемая его черта, что сама мысль об «истоках» пословицы кажется в чем-то противоречивой. Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»). Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
Устная проза. Предания. Предание — это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение. Легенды. Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях в том числе рассказы из святого писания, деяний святых апостолов, жития святых. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос. Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях. Легенды делят на религиозные и социальные. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано. Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей(например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт. Былички. Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой» Былины. Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Исторические песни. Исторические песни без преувеличения являются продолжением эпического творчества народа на новом этапе государственного развития Руси. Все они посвящены различным историческим событиям и лицам и выражают народные интересы и идеалы. По своему объему они меньше былин. Обычно сюжет исторических песен сводится к одному единственному эпизоду. Персонажи исторических песен – всем известные исторические личности (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Александр I, Кутузов), а также представители, так сказать из народа: пушкарь, канонер, солдаты, казаки. Старшие исторические песни XIII–XVI вв. уже немного ближе к былинам наличием четко прослеживаемого развернутого сюжета, а самое главное стилистикой, а младшие – XVIII-XIX вв. начинают испытывать все большее влияние лирических песен и постепенно переходят в солдатские песни лирического звучания. В настоящем разделе сайта публикуется примерно четвертая часть известных науке исторических песен. Духовные стихи. Духо́вные стихи́ — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта (от лат. cantus)[1]. Первые дошедшие до нас записи относятся к XV веку, однако наибольшее распространение получили с XVII века По всей видимости, имеют смешанное происхождение — русское эпическо-былинное и европейское лирическо-песенное. В основном традиция псальм, внеслужебных религиозных песен пришла в Россию с Украины и из Польши в XVI веке. Художественный фольклор. Сказки. 1. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание,быличка). Загадки. Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение. По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник). Балладные песни Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.013 с.) |