Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Былины киевского цикла, сюжеты и образСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Киевские былины Эпический Киев — знак единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Древней Руси олицетворяли богатыри. Среди богатырских былин для первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники Руси — выходцы из трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами. Несмотря на то, что разные богатыри появились в русском эпосе в разное срок, в сюжетах былин они нередко действуют вместе. И всегда основной среди них — Илья Муромец: самый старший, самый державный, самый мудрый и справедливый. Это поэтически подчеркивается в былинах, примерно: Да едино солнышко на небеси. Един богатырь для святой Руси, Един Илья да Илья Муромец! Илья — крестьянский сын, он родом из села Карачарова около города Мурома. До тридцати лет он был болен — не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники (калики) дали Илье испить чарочку питьеца медвяного, от чего он не только выздоровел, только и обрел богатырскую силу. Первым делом Илья помог своим родителям расчистить пал от дубья-колодья (т. е. подготовил место в выжженом лесу под пашню). все сила была ему дана не для крестьянских дел. Илья воспитал себе коня, получил родительское благословение и отправился в раздольице чисто равнина. Огромная сила Ильи Муромца должна принести пользу всей Руси, поэтому атлет устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, а после освободил прямоезжую дорожку от фантастического Соловья-разбойника ("Илья и Соловей")- С плененным Соловьем Илья явился в Киев и представился князю Владимиру. К образу Ильи Муромца был прикреплен международный "бродячий" сюжет о поединке отца с неузнанным сыном. В былине "Илья Муромец и Сокольник" (подругам вариантам: Под-сокольник) дитя Ильи изображен врагом Руси, татарином. Побежденный Ильей в честном поединке, Сокольник попытался убить своего отца в то время, когда тот спал в белом шатре. От смертельного удара Илью защитил нагрудный милый крест. Былина завершается тем, что Илья убил своего сына. Былины об Илье Муромце наиболее переставать разработали в русском эпосе героическую тему. Они оказали влияние и на былины о других богатырях. Одно из самых значительных произведений о трагической эпохе нашествия кочевников — былина "Илья Муромец и Калин-правитель". Над Русью нависла смертельная опасность: вражеские войска во главе с царем Калином подступили к Киеву. Татарской силы нагнано много-множество: словно от покрику от человечьяго. Как через ржанья лошадиного Унывает сердце человеческо. Ситуацию трагически осложняет внутренняя вражда, раздирающая Русь. Русские силы разобщены. Былина с осуждением изображает князя Владимира, что поит да жалует только приближенных к нему бояр, но не думает о богатырях-воинах. Двенадцать святорусских богатырей обижены князем, они уехали из Киева. единый, кто мог бы постоять за веру, ради отечество — Илья Муромец. Однако Владимир еще предварительно нашествия врагов за что-то на него поразгневался и засадил богатыря в безжалостный глубокий погреб на верную погибель. Калин-царь направил Владимиру грамоту посыльную, где в ультимативной форме предложил Киеву сдаться. Тут правитель Владимир понял: есть это дело не малое, А не малое дело-то, великое. В отголосок он пишет грамоту повинную: просит у Калина отсрочки на три года, три месяца и три дня — якобы ради того, чтобы оказать татарам пышный прием, подготовиться к нему. остановка получена, но она не спасает. Калин-царь снова подступил к Киеву со своими со войсками со великими. отношение Владимира безвыходное. Он ходит по горенке, роняет слезы горючие и сокрушается о том, сколько нет в живых Ильи Муромца. Однако богатырь жив — его спасла дитя князя Владимира, которая посылала в погреб еду, питье, теплую одежду. Узнав об этом, Владимир скорешенько спускается к Илье в здание, берет его за ручушки за белые, приводит в свою палату белокаменну, сажает подли себя, кормит, поит, а потом просит: А ждать-ко ты за веру за отечество, И ждать-ко ты за славный Киев град. ейей постой за матушки Божьи церкви. Да ждать-ко ты за князя за Владымира, Да ждать-ко за Опраксу королевичну!" Ни слова не сказав, Илья покинул княжеские палаты, направился для свой широкий двор, зашел во конюшенку в стоялую и начал седлать коня. Затем здоровяк выехал из Киева и осмотрел вражеское войско: Конца краю силы насмотреть не мог. На восточной стороне Илья заметил белые шатры русских богатырей и поехал к ним, чтобы уговорить богатырей выступить напротив Калина-царя. Но глубока была их обида на князя Владимира: несмотря для то, что свой призыв Илья повторил три раза, богатыри ему отказали. Илья Муромец поехал одиноко ко войскам ко татарскиим и начал побивать вражескую силу, словно ясный сокол гусей-лебедей. Враги вырыли в поле подкопы глубокие — относительный этом Илью предупредил его конь. Конь вынес Илью из первого и из второго подкопа, а из третьего богатырь не смог выбраться и был взят в неволя. Калин-царь стал уговаривать Илью Муромца перейти к нему на службу. Он соблазнял богатыря роскошной и сытой жизнью — все безуспешно. Забыв свою личную обиду, Илья Муромец грудью встал за Русь и за русского князя. Он вновь вступил в бой. Сокрушая врагов, Илья прошел через их войско. кроме в чистом поле заговорил стрелу и пустил ее в лагерь богатырей. Старший из них, Самсон Самойлович, пробудился через крепка сна и привел, наконец, своих молодцев на подмогу Илье Муромцу. Вместе они разбили вражескую силу, доставили князю Владимиру плененного Калина. Основная представление этой былины состоит в том, что перед угрозой гибели русской земли теряют важность все личные обиды. Былина учит еще одной истине: значение — в единстве. Об Илье Муромце сложены и другие былины, например: "Илья Муромец и Идолище", "Три поездки Ильи Муромца", "Илья на Соколе-корабле". потом Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Этот богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Добрыня Никитич обладает многими достоинствами: образован, тактичен, обходителен, умеет во послах ходить, мастерски играет для гуслях. Главное дело его жизни — воинское служение Руси. Богатырский подвиг Добрыни Никитича изображает быль "Добрыня и змей". Добрыня отправился ко синю морю поохотиться, но не нашел ни гуся, ни лебедя, А й не сераго-то малого утеныша. Раздосадованный, он решился поехать в опасное месточко Пучай-реки. Матушка стала его отговаривать: "ранний Добрыня сын Никитинич! А не дам я ти прощенья благословленьица Ехать ти Добрыни ко Пучай-реки. Кто к Пучай-реки для сем свети да езживал, А счастлив-то оттуль да не приезживал". Добрыня ответил: "Ай же ты родитель моя матушка! А даешь мне-ка амнистия — поеду я, Не даешь мне-ка прощения — поеду я". Делать нечего: мать благословила Добрыню, но велела ему не купаться во Пучай-реке. если Добрыня приехал к реке, его одолили ты жары да непомерный, он разделся и стал купаться. нежданнонегаданно небо потемнело — налетела люта змея. Молодой слуга Добрыни, испугавшись, угнал его коня, увез всю одежду и вооружение — оставил только шляпу земли греческой. Этой шляпой Добрыня и отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась, предложила заключить подсолнечная и пообещала: "А не буду я летать да по божественный Руси, А не буду я пленить больше богатырей, А не буду я давить да молодыих жон, А не буду сиротать согласен малых детушек…" Добрыня на ты лясы… приукинулся, отпустил змею. Однако впоследствии он увидел, вроде змея летит по воздуху и несет дочку царскую, Царскую-то дочку княженецкую, Молоду Марфиду Все-славьевну1. По велению князя Владимира Добрыня отправился во Тугй-много, ко лютой змеи — выручать царевну. Мать дала ему с собой шелковый платок — утирать единица во время боя и шелковую плеть — хлестать змею. для этот раз бой Добрыни со змеей был долгим: он продолжался единовластно, затем другой день предварительно вечера. А й проклятая змея да побивать стала. А й напомнил он наказанье родительско, Вынимал-то плетку из карманчика, Бьет змею да своей плеточкой, — Укротил змею аки скотинину, А й аки скотинину да крестиянскую. Отрубил змеи истинно он ecu хоботы, Разрубил змею да на мелки части. Распинал змею да сообразно чисту полю… Затем Добрыня в пещерах прибил… всех змиенышов, освободил княжескую дочку и привез ее Владимиру. В отличие от сказочной трактовки "основного сюжета", Добрыня боролся не ради свою невесту, а за русскую полонянку. Он убил врага, наводившего ужас на всю Русь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.244.98 (0.011 с.) |