Былины киевского цикла, сюжеты и образ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Былины киевского цикла, сюжеты и образ



Киевские былины

Эпический Киев — знак единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин.

Воинскую мощь Древней Руси олицетворяли богатыри. Среди богатырских былин для первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники Руси — выходцы из трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами. Несмотря на то, что разные богатыри появились в русском эпосе в разное срок, в сюжетах былин они нередко действуют вместе. И всегда основной среди них — Илья Муромец: самый старший, самый державный, самый мудрый и справедливый. Это поэтически подчеркивается в былинах, примерно: Да едино солнышко на небеси. Един богатырь для святой Руси, Един Илья да Илья Муромец!

Илья — крестьянский сын, он родом из села Карачарова около города Мурома. До тридцати лет он был болен — не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники (калики) дали Илье испить чарочку питьеца медвяного, от чего он не только выздоровел, только и обрел богатырскую силу. Первым делом Илья помог своим родителям расчистить пал от дубья-колодья (т. е. подготовил место в выжженом лесу под пашню). все сила была ему дана не для крестьянских дел. Илья воспитал себе коня, получил родительское благословение и отправился в раздольице чисто равнина.

Огромная сила Ильи Муромца должна принести пользу всей Руси, поэтому атлет устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, а после освободил прямоезжую дорожку от фантастического Соловья-разбойника ("Илья и Соловей")- С плененным Соловьем Илья явился в Киев и представился князю Владимиру.

К образу Ильи Муромца был прикреплен международный "бродячий" сюжет о поединке отца с неузнанным сыном. В былине "Илья Муромец и Сокольник" (подругам вариантам: Под-сокольник) дитя Ильи изображен врагом Руси, татарином. Побежденный Ильей в честном поединке, Сокольник попытался убить своего отца в то время, когда тот спал в белом шатре. От смертельного удара Илью защитил нагрудный милый крест. Былина завершается тем, что Илья убил своего сына.

Былины об Илье Муромце наиболее переставать разработали в русском эпосе героическую тему. Они оказали влияние и на былины о других богатырях. Одно из самых значительных произведений о трагической эпохе нашествия кочевников — былина "Илья Муромец и Калин-правитель".

Над Русью нависла смертельная опасность: вражеские войска во главе с царем Калином подступили к Киеву. Татарской силы нагнано много-множество: словно от покрику от человечьяго. Как через ржанья лошадиного Унывает сердце человеческо. Ситуацию трагически осложняет внутренняя вражда, раздирающая Русь. Русские силы разобщены. Былина с осуждением изображает князя Владимира, что поит да жалует только приближенных к нему бояр, но не думает о богатырях-воинах. Двенадцать святорусских богатырей обижены князем, они уехали из Киева. единый, кто мог бы постоять за веру, ради отечество — Илья Муромец. Однако Владимир еще предварительно нашествия врагов за что-то на него поразгневался и засадил богатыря в безжалостный глубокий погреб на верную погибель.

Калин-царь направил Владимиру грамоту посыльную, где в ультимативной форме предложил Киеву сдаться. Тут правитель Владимир понял: есть это дело не малое, А не малое дело-то, великое. В отголосок он пишет грамоту повинную: просит у Калина отсрочки на три года, три месяца и три дня — якобы ради того, чтобы оказать татарам пышный прием, подготовиться к нему. остановка получена, но она не спасает. Калин-царь снова подступил к Киеву со своими со войсками со великими. отношение Владимира безвыходное. Он ходит по горенке, роняет слезы горючие и сокрушается о том, сколько нет в живых Ильи Муромца.

Однако богатырь жив — его спасла дитя князя Владимира, которая посылала в погреб еду, питье, теплую одежду. Узнав об этом, Владимир скорешенько спускается к Илье в здание, берет его за ручушки за белые, приводит в свою палату белокаменну, сажает подли себя, кормит, поит, а потом просит:

А ждать-ко ты за веру за отечество, И ждать-ко ты за славный Киев град. ейей постой за матушки Божьи церкви. Да ждать-ко ты за князя за Владымира, Да ждать-ко за Опраксу королевичну!" Ни слова не сказав, Илья покинул княжеские палаты, направился для свой широкий двор, зашел во конюшенку в стоялую и начал седлать коня. Затем здоровяк выехал из Киева и осмотрел вражеское войско: Конца краю силы насмотреть не мог. На восточной стороне Илья заметил белые шатры русских богатырей и поехал к ним, чтобы уговорить богатырей выступить напротив Калина-царя. Но глубока была их обида на князя Владимира: несмотря для то, что свой призыв Илья повторил три раза, богатыри ему отказали.

Илья Муромец поехал одиноко ко войскам ко татарскиим и начал побивать вражескую силу, словно ясный сокол гусей-лебедей. Враги вырыли в поле подкопы глубокие — относительный этом Илью предупредил его конь. Конь вынес Илью из первого и из второго подкопа, а из третьего богатырь не смог выбраться и был взят в неволя. Калин-царь стал уговаривать Илью Муромца перейти к нему на службу. Он соблазнял богатыря роскошной и сытой жизнью — все безуспешно. Забыв свою личную обиду, Илья Муромец грудью встал за Русь и за русского князя. Он вновь вступил в бой. Сокрушая врагов, Илья прошел через их войско. кроме в чистом поле заговорил стрелу и пустил ее в лагерь богатырей. Старший из них, Самсон Самойлович, пробудился через крепка сна и привел, наконец, своих молодцев на подмогу Илье Муромцу. Вместе они разбили вражескую силу, доставили князю Владимиру плененного Калина.

Основная представление этой былины состоит в том, что перед угрозой гибели русской земли теряют важность все личные обиды. Былина учит еще одной истине: значение — в единстве. Об Илье Муромце сложены и другие былины, например: "Илья Муромец и Идолище", "Три поездки Ильи Муромца", "Илья на Соколе-корабле".

потом Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Этот богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Добрыня Никитич обладает многими достоинствами: образован, тактичен, обходителен, умеет во послах ходить, мастерски играет для гуслях. Главное дело его жизни — воинское служение Руси.

Богатырский подвиг Добрыни Никитича изображает быль "Добрыня и змей". Добрыня отправился ко синю морю поохотиться, но не нашел ни гуся, ни лебедя, А й не сераго-то малого утеныша. Раздосадованный, он решился поехать в опасное месточко Пучай-реки.

Матушка стала его отговаривать: "ранний Добрыня сын Никитинич! А не дам я ти прощенья благословленьица Ехать ти Добрыни ко Пучай-реки. Кто к Пучай-реки для сем свети да езживал, А счастлив-то оттуль да не приезживал". Добрыня ответил: "Ай же ты родитель моя матушка! А даешь мне-ка амнистия — поеду я, Не даешь мне-ка прощения — поеду я". Делать нечего: мать благословила Добрыню, но велела ему не купаться во Пучай-реке. если Добрыня приехал к реке, его одолили ты жары да непомерный, он разделся и стал купаться. нежданнонегаданно небо потемнело — налетела люта змея. Молодой слуга Добрыни, испугавшись, угнал его коня, увез всю одежду и вооружение — оставил только шляпу земли греческой. Этой шляпой Добрыня и отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась, предложила заключить подсолнечная и пообещала: "А не буду я летать да по божественный Руси, А не буду я пленить больше богатырей, А не буду я давить да молодыих жон, А не буду сиротать согласен малых детушек…"

Добрыня на ты лясы… приукинулся, отпустил змею. Однако впоследствии он увидел, вроде змея летит по воздуху и несет дочку царскую, Царскую-то дочку княженецкую, Молоду Марфиду Все-славьевну1. По велению князя Владимира Добрыня отправился во Тугй-много, ко лютой змеи — выручать царевну. Мать дала ему с собой шелковый платок — утирать единица во время боя и шелковую плеть — хлестать змею. для этот раз бой Добрыни со змеей был долгим: он продолжался единовластно, затем другой день предварительно вечера.

А й проклятая змея да побивать стала. А й напомнил он наказанье родительско, Вынимал-то плетку из карманчика, Бьет змею да своей плеточкой, — Укротил змею аки скотинину, А й аки скотинину да крестиянскую. Отрубил змеи истинно он ecu хоботы, Разрубил змею да на мелки части. Распинал змею да сообразно чисту полю…

Затем Добрыня в пещерах прибил… всех змиенышов, освободил княжескую дочку и привез ее Владимиру.

В отличие от сказочной трактовки "основного сюжета", Добрыня боролся не ради свою невесту, а за русскую полонянку. Он убил врага, наводившего ужас на всю Русь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.006 с.)