В этих песнях (игровых) слово и действие находятся в органической связи, представляют собой единое целое. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В этих песнях (игровых) слово и действие находятся в органической связи, представляют собой единое целое.



· Одни тексты игровых песен подразумевают эти действия:

 

-Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лен сеяти?

- Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

· В других песнях действия, необходимые для понимания текста, описываются.:

Мы пива напьемся,

Все вместе сойдемся,

Все вместе посядем

Все вместе повстанем,

Все вместе подеремся,

Все вместе помиримся.

 

Таким образом, основная примета игровых песен-обязательная соотнесенность их текстов с игровыми, условными действиями исполнителей. Песни не могли существовать вне игры, тексты в отрыве от игры теряли свой смысл. В этом закл. и сходство и главное отличие игровых песен от других жанров обрядовой песенной поэзии. Ритуальные, величальные, заклинательные и корильные песни, исполнялись в определенной обрядовой ситуации, как и игровы, становились элементами «действа», игры, ритуала, однако самостоятельность текстов сохранялась.

И Н.П.Колпаков, и В.П.Аникин особо подчеркивают связь игровых песен с древними представлениями человека-треженика, пытавшегося при помощи действия и слова заклясть богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь. Игровая песня соединялась с заклинательной магией. Веселовский: «Очень вероятно, что и такие потешные игры. Как сеяние мака, песни об овсе и лозе имели когда-то…магическое значение»

Именно потому, что человек, зависимый от природы, в песнях заклинал её, предметом изображения игр.песен явились мир растительности и мир животных.(только культурные растения; полезные/вредные для крестьянина-землепашца птицы) рассказывается о том, как у воробья болит голова, как он не может летать.

Любая игровая песня, рассказывающая о растениях, птицах или животных, посвящена какому-нибудь одному растению или животному. Причем описание окр.обстановки не интересовало исполнителей, поэтому оно скудно.

Признаки игр.песен: последовательность, многоэпизодность, интонации, обращения Песенно-игрового фольклора, тесно связанного со свадебным обрядом и народным календарем.

Благодаря своеобразию исполнения используют две формы: диалог (человек-человек; человек-животное ) и монолог-обращение

-Как, как, утена, как, как, сизая,

На море опускалась, на море опускалась?

-Вот там и вот эдак, вот так и вот эдак

На море опускалась!

 

Игровые песни, конечно же, с течением времени эволюционировали. Утратив свое назначение как песни-заклинания, они превратились в игровые песни, стали восприниматься как забава, использоваться для развлечения. Естественно, традиция жанра (особенно такие качества, как повествовательность, многоэпизодность, связь с игровыми действиями) не могли не обратить на себя внимание исполнителей. Вполне понятно, что в новых песнях не мог оставаться мир природы. Исполнителей интересовали взаимоотношения между людьми. Животных, птиц в заклинании-игре теперь изображает человек: селезень-молодец, утка-девушка. В новых игровых песнях появляется символика(иносказательный способ изображения). Когда песни, в которых изображается только человек, возникает форма лирических песен. Лирические песни возникли на основе игровых. (Отличие: в игр.песнях самой поэтической природой заложена «драматургичность» их исполнения, тогда как лирические песни могут и разыгрываться, и исполняться самостоятельно.)

Таким образом, за внешней игрой, воплощенной в драматизированной форме или в «игровом поведении» исполнителей, стоял глубокий обрядовый смысл, и песня служила главным средством его выражения.

 

 

20. Лирические необрядовые песни

Лирические песни – это песни, которые выражают бытовые этические ценности, важные для самочувствия и самосознания личности. Песни используют психологически содержательные напевные свойства взволнованной речи, в мелодии и словах передают чувства и мысли, которые приложимы к переживаниям многих лиц. Они возникли на основе баллад, причитаний, свадебных песен, календарных и свадебных величаний и выразили собой усложнение поэтики. Возникновение лирических песен произошло после того, как сформировался жанр балладных песен. Песни делятся по географическому признаку (месту записи), мелодическому складу (протяжные и частые), и тематическому содержанию. Широкое признание получило деление лирических песен по социальной и сословной принадлежности творцов(крестьянские песни, песни бурлаков, разбойничьи песни, солдатские песни)

В природе лирической песни любого жанрового подтипа – использование иносказаний и символов. Иносказательность – обычная примета стиля. Символика разнолика. Счастье, молодость, красота, здоровье передаются через образы сияющего солнца, зари, свежего дерева, зрелых ягод; любовное стремление – как бросание цветами, снежками, игра на муз.инструментах; веселье, радость воссоздаются через изображение цветущего луга, гулянья по саду; счастливая любовь – посредством топтания травы, протаптывания дороги.. разнообразна и символика горя: любовная тоска передается через образы непогоды, тумана, дождя, упоминания мороза, посредством картины безмолвия, вянущих трав…неудачная любовь – через образ шумящего склонившегося дерева, зарастания дороги; любовная измена предстает через упоминания холодного ветра, мрака, рассказа о тишине…иносказательный план воспроизведения реальности существенным образом влияет на композицию лирических песен, что сказывается и на общей структуре. Художественная мысль выражена через повторение, в сущности, одной и той же мысли. Лирическая композиция исходит из ситуативной статики, непосредственно не запечатлевает событийной динамики. В песне развертывается только чувство, воссоздаются только отдельные моменты события, вызвавшего чувства. Распространенная песенно-лирическая композиция сводится к немногим типам: психологический параллелизм, символический.

Обрядовая песня (в составе ритуалов) подразделяется на:

 

– календарно-обрядовую: колядки, подблюдные песни, масленичные, веснянки, егорьевские, волочебные, Семиковые-Троицкие, жнивные. Мифологическое устройство мира. Встречи масленицы, проводы и похороны. В разных регионах России – разные.

 

– песни обрядов перехода/ жизненного цикла: свадебная лирика, причитания, величальные песни, корильные, приговоры дружки на свадьбе; причитания – похоронные и поминочные; родильные величальные песни. Свадебная лирика – поет хор по ходу обряда, даются комментарии. Свадебные причитания (причет/ вопль/ плач) – речитатив, импровизация невесты или ее помощницы, как при похоронном обряде. Публичное исполнение! Свадебные велич. песни – после венчания – поются всем гостям. Полумифические, идеальные портреты жениха и невесты. Свадебные корильные песни – песни хулы. 2 рода, вступающие в свойственные отношения. Архаическое явление – Др. Греция, Скандинавия. Противоположны величальным. Приговоры дружки (заместителя жениха) – ритуальное обращение ко всем, речь-приговор. Раешный стих, рифмованная проза. Похоронная лирика – причитания: похоронные (до 40 дня, публично исполняются родственниками, знаменуя уход человека в иной мир) и поминочные (личные, как способ общения с умершим, импровизация). Родильные величальные песни (скрытые) – при обряде крещения. Магия, связанная с появлением ребенка. Угощение – публичное действо. Чествование бабки-повитухи и родителей.

 

Необрядовая лирика – пение, не рассчитанное на слушателей. Звук – посередине между поющими.

 

Голос:

 

– частые (частый ритм, в унисон, 2 полухория)

 

– частушка

 

– романс (конец XVIII – нач. XIX вв.) – из городских письменных лит. традиций. Простой музыкальный состав, 4 стиха, рефрен (поэтическая структура).

 

– протяжные – сложные многоголосные, слова почти невозможно услышать.

 

Песни, сопровождающие движение:

 

– трудовые (синхронизируют общее действие в артелях и др.): бойные, гребные и тягловые

 

– игровые – организуют игру, напр., “Ручеек”. Есть определенный сюжет.

 

– хороводные (танки/ корогодные от слова “город”) – на Пасху и Троицу, по престольным праздникам, поются девушками на выданье, в медленном ритме

 

– плясовые – быстрые, с переменой мест, короткие тексты.

 

 

21.Народный театр. Драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»

Общие признаки национальных фольклорных театров.

 

- импровизация и вариация.

 

- Полиэлементность-костюм, танец, песня и т. д.

 

- Бифункциональность – применение мифологических сюжетов

 

- Коллективность – главное – общение со зрителем

 

- Национальный характер и своеобразие

 

- Условная природа фольклорного театра – отсутствие сцены, декорации, смещение времени, пространства.

 

- Бытовая детализация – используется представление предметов быта, точность воспроизведения трудовых процессов, подчеркивание физических недостатков через прием гиперболизации (приувел. до больших размеров и наоборот).

 

- Демократизм, выражение интересов народа его эстетических и эпических норм.

 

- Оптимистичность. Утверждение добра посрамление зла. Жизнеутверждающая сила.

 

- Острое сатирическое направление, осмеяние социальной несправедливости. Оздоровление через осмеяние.

 

- Общность бродячих сюжетов и их своеобразие в национальных интропритациях.

 

- Праздничность (обусловлено определенной датой календаря), радость, смеховое состояние.

 

- Связь с обрядовыми и годовыми действиями, которые являются предшественниками народного драматического театра.

 

Народным театром и в прошлом, и в наши дни называют не только специфический по условиям возникновения, бытования и репертуару фольклорный театр. Известно, что в пореформенной России, а особенно в конце XIX — начале ХХ века, повсеместно возникали любительские театральные труппы рабочих, солдат, крестьян. Грамотные представители народа приобщались к классической драматургии, ставили Островского, Чехова, Шиллера. Существовали в эти годы любительские коллективы и в среде интеллигенции и даже профессиональные коллективы такого же просветительского характера. И те и другие назывались «театрами для народа» или народными театрами.

 

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непо­средственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

 

Народный театр зарождается в тот момент, когда он обособляется от обряда и становится отражением жизни народа.

Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряжение в дни святок.

 

Самые древние персонажи ряжения — животные и страшилища, а также старик, старуха. Для русских было характерно ряжение медведем, козой, конем, журавлем, шиликуном, кулачником, смертью, покойником.

 

Молодые парни закутывались в вывернутые овчинные шубы; морды, рога, клювы были деревянные. Ими старались задеть, уколоть, «забодать» девушек, пришедших на вечеринку. Ряженые ходили из дома в дом, где собиралась молодежь, и разыгрывали незамысловатые сценки.

 

Конь, коза плясали, потом падали. «Хозяин» объявлял, что они «заболели», их «лечили», они вскакивали, «оживали». Смысл этих действ составляла древняя брачная и земледельческая магия.

 

Народные сатирические пьесы, появление которых исследователи относят к XVII веку, основывались часто на разработке ситуаций обрядового ряжения. Даже в таких относительно поздних сюжетах, как «Барин», «Маврух», «Пахомушка», фигурируют те же исконные и излюбленные персонажи ряжения — старик и старуха, цыган, конь, бык, поп и певчие, покойник.

 

Народные календарные обрядовые игры подвергались жесточайшим гонениям церкви, которая запрещала рядиться, надевать маски — «личины», требовала для тех, кто рядился на святки, искупительного омовения в «иордани» — освященной проруби, грозила божьей карой.

 

Несмотря на эти запреты, календарные игры широко бытовали в народе, обогащались новыми персонажами, в них постепенно входила реальная жизнь. Ряженые разыгрывали ссоры супругов, торг или обмен конями между мужиком и цыганом, рекрутский набор, барский суд или ревизию.

«Лодка» – центральное произведение первой группы, по количеству записей и публикаций оно принадлежит к наиболее известным. Обычно «Лодку» относят к так называемому «разбойничьему» фольклору.

 

^ Сюжет пьесы прост: шайка разбойников во главе с атаманом и есаулом плывет по Волге. Есаул в подзорную трубу оглядывает местность и докладывает атаману о том, что видит. Когда на берегу попадается большое село, разбойники высаживаются и нападают на помещичью усадьбу. Один из вариантов пьесы заканчивается призывом: «Жги, пали богатого помещика!»

 

В центре пьесы образ благородного разбойника – атамана, который иногда не имеет имени, а в некоторых вариантах называется Ермаком или Степаном Разиным. Именно образ Разина наиболее полно выражает основной идейный смысл пьесы: социальное недовольство народных масс, их протест.

 

К историко-патриотической драме может быть отнесена пьеса «Как француз Москву брал». Действие этой одноактной пьесы, возникшей среди солдат, происходит в ставке Наполеона. Французский предводитель показан в этой пьесе сатирически, ему не дают спать замыслы военных авантюр. Наполеон окружен лживой и угодливой свитой, он не может понять общенародного подъема в России. В пьесе показано единодушие русских людей; это и русские женщины, отдающие свои драгоценности на оборону страны, и крестьянин, отрубивший себе руку, чтобы не служить Наполеону.

 

^ Наиболее любимая пьеса народного театра – «Царь Максимилиан» (30 вариантов). Ряд исследователей (И.Л.Щеглов, Д.Д.Благой) утверждают, что в этой пьесе отразилась история отношений Петра I и его сына Алексея. Исторически это предположение оправдано. «Царь Максимилиан» – это пьеса, разоблачающая внешнее «благолепие» царизма и показывающая его жестокость и бессердечие. Пьеса, вероятно, сложилась в солдатской среде; в ней выводятся военные персонажи (воины и скороход-маршал), отражается военный порядок, в речи действующих лиц употребляется военная фразеология, цитируются военные и походные песни. Источниками пьесы были разные произведения: жития святых, школьные драмы, где есть образы царей – гонителей христиан, интермедии.

 

 

22.Поздние жанры фольклора.

Поздние жанры русского народного творчества — гулянья.

 

Расцвет гуляний приходится на XVII-XIX века, хотя отдельные виды и жанры народного искусства, составлявшие непременную принадлежность ярмарочной и городской праздничной площади, создавались и активно бытовали задолго до обозначенных столетий и продолжают, часто в трансформированном виде, существовать по сей день. Таков кукольный театр, медвежья потеха, отчасти прибаутки торговцев, многие цирковые номера. Другие жанры были порождены ярмарочной площадью и ушли из жизни вместе с прекращением гуляний. Это комические монологи балаганных зазывал, раек, представления балаганных театров, диалоги клоунов-петрушек.

 

Обычно во время гуляний и ярмарок в традиционных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, палатками, в которых продавалось — от лубочных картин до певчих птиц и сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, доступ на которые был совершенно свободен, а спуск на санках с высоты 10-12 м. доставлял ни с чем несравнимое удовольствие.

 

 

При всем разнообразии и пестроте городской народный праздник воспринимался как нечто цельное. Целостность эту создавала специфическая атмосфера праздничной площади, с ее свободным словом, фамильярностью, безудержностью смеха, еды и напитков; равенством, весельем, праздничным восприятием мира.

 

Сама праздничная площадь поражала невероятным сочетанием всевозможных деталей. Соответственно и внешне она представляла собой красочный громкий хаос. Яркие, разношерстные одежды гуляющих, броские, необычные костюмы «артистов», кричащие вывески балаганов, качелей, каруселей, лавок и трактиров, переливающиеся всеми цветами радуги изделия кустарных промыслов и одновременное звучание шарманок, труб, флейт, барабанов, возгласы, песни, выкрики торговцев, громкий смех от шуток «балаганных дедов» и клоунов — все сливалось в единый ярмарочный фейерверк, который завораживал и веселил.

 

 

На крупные, известные гулянья «под горами» и «под качелями» съезжалось немало гастролеров из Европы (многие из них содержателями балаганов, панорам) и даже южных стран (фокусники, укротителей зверей, силачи, акробаты и другие). Иностранная речь и заморские диковинки были привычным делом на столичных гуляньях и больших ярмарках. Понятно почему городской зрелищный фольклор представал нередко как своего рода смешение «нижегородского с французским».

 

 

Основа, сердце и душа русской национальной культуры — русский фольклор, это тот кладенец, это то, что наполняло издревле русского человека изнутри и эта внутренняя русская народная культура породила в конечном итоге XVII-XIX веках целую плеяду великих русских литераторов, композиторов, художников, учёных, военных, философов, которых знает и почитает весь мир:

Жуковский В.А., Рылеев К.Ф., Тютчев Ф.И., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Салтыков-Щедрин М.Е., Булгаков М.А., Толстой Л.Н., Тургенев И.С., Фонвизин Д.И., Чехов А.П., Гоголь Н.В., Гончаров И.А., Бунин И.А., Грибоедов А.С., Карамзин Н.М., Достоевский Ф.М., Куприн А.И., Глинка М.И., Глазунов А.К., Мусоргский М.П., Римский-Корсаков Н.А., Чайковский П.И., Бородин А.П., Балакирев М.А., Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., Прокофьев С.С., Крамской И.Н., Верещагин В.В., Суриков В.И., Поленов В.Д., Серов В.А., Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Васнецов В.Н., Репин И.Е., Рерих Н.К., Вернадский В.И., Ломоносов М.В., Склифосовский Н.В., Менделеев Д.И., Сеченов И.М., Павлов И.П., Циолковский К.Э., Попов А.С., Багратион П.Р., Нахимов П.С., Суворов А.В., Кутузов М.И., Ушаков Ф.Ф., Колчак А.В., Соловьёв В.С., Бердяев Н.А., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А., Писарев Д.И., Чаадаев П.Э., их тысячи, которых, так или иначе, знает весь земной мир. Это мировые столпы, выросшие на русской народной культуре.

 

Но в 1917 году в России осуществляется вторая попытка прервать связь времён, прервать русское культурное наследие древних поколений. Первая попытка была осуществлена ещё в годы крещения Руси. Но она не удалась в полном объёме, так как могущество русского фольклора основывалось на жизни народа, на его ведическом природном мировоззрении. Но уже где-то к шестидесятым годам ХХ века русский фольклор стал постепенно вытесняться эстрадно-популярными жанрами поп, диско и как принято сейчас говорить шансоном (тюремно-блатным фольклором) и другими видами искусств советского толка. Но особый удар был нанесён в 90-е годы. Слово «русский» негласно запретили даже произносить, якобы, это слово обозначало — разжигание национальной розни. Это положение сохраняется до сих пор.

 

И не стало единого русского народа, его рассеяли, его споили, и на генетическом уровне стали уничтожать. Сейчас на Руси — здесь нерусский дух узбеков, таджиков, чеченцев и всех остальных жителей Азии и Ближнего Востока, а на Дальнем Востоке китайцы, корейцы и т.д., и повсеместно осуществляется активная, глобальная украинизация России.

 

Что будет дальше? Народятся ли новые Чайковские? Или не будет уже ничего, только название — Россия?

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.052 с.)