Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Волшебные сказки. Характер фантастического. Художественное пространство и время. Структура волшебной сказки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
http://www.history.vuzlib.org/book_o024_page_5.html
Плюс еще сочинение такое: Время и пространство в русских волшебных сказках
Человек объективно существует во времени и пространстве, что и находит художественное отражение в литературе и в устном народном творчестве. Крупные исследователи Д.С.Лихачев («Поэтика древнерусской литературы»), В.А.Бахтина («Время в волшебной сказке»), Н.М.Герасимова («Пространственные и временные формулы русской волшебной сказки») с разных сторон рассматривали эту важную проблему. Они рассматривали время и пространство как атрибуты сказки, необходимые художественные элементы, как постоянную формулу-«общее место». И, казалось бы, что вопрос исчерпан. Все-таки крупные ученые сказали свое веское слово в решении этой проблемы, внесли много интересного в суждение о поэтике фольклора. Однако, на мой взгляд, о пространстве и времени в волшебной сказке сказано еще далеко не все. Необходимо дальнейшее исследование художественной структуры такой сказки, в том числе и до конца не изученной проблемы времени и пространства в ней. В.Бахтина справедливо указывает, что «... сюжет сказки включает в себя как непременное звено перемещения героя в пространстве. Это заставляет искать в сказке представление о течении времени - объективное, независимое от нас, или субъективное, связанное с особенностями восприятия героем в каждой конкретной ситуации». В связи с этим полагаю рассматривать время в сказке как некую подвижную философскую категорию. Д.С. Лихачев в «Поэтике древнерусской литературы» утверждал, что «время в сказке последовательно движется в одном направлении и никогда не возвращается назад». В.Бахтина же с этим не соглашается. Она выдвигает другую точку зрения: «Время в сказке скачет, то забегает вперед с героем, то возвращается к их последователю и проделывает с ним путь, только пройденный героями». Это хорошо прослеживается в сцене погони царя Морского за Иваном-царевичем / «Царь Морской и Василиса Премудрая»/. Здесь нет противоречия. Исследователи говорят о разных вещах. Д. С. Лихачев имеет в виду объективное время, а В. Бахтина - субъективное. Субъективное время-это художественное время, воспроизводимо е сказителем, фиксирующее максимальное приближение слушателей к изображаемому событию. Здесь видим своеобразное перемещение героя в сказочном пространстве. Вот один из фрагментов этой сказки: «Воротилась погоня назад. - Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видели только пастух овечку пасет. -Что же не хватали, ведь это они были,- закричал морской царь и послал новую погоню. -Иван-царевич давным-давно скачет на борзых конях». Время в сказке ощущается и героями, и рассказчиком, и слушателем. В сказке «Чудесная рубашка» / «Ф - у,- говорит, - как я долго спал»/, в сказке «О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» / «Как долго я спал»?, в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» / «Ах, как я долго спал!» А сколько герой проспал, он узнает от своих чудесных помощников. Это время в сказке может определяться по-разному и независимо от объективного времени. М.А.Вавилова считает, что «действие волшебной сказки развертывается в двух пространственно-временных пластах: от начала действия героя до его подвигов совершается много событий: герой преодолевает большое пространство, но время не касается его: он не стареет, хотя проходит много времени. Это - один план, раскрывающий жизнь героя сказки. В другом пространственном плане живут сказочные противники героя и его чудесные помощники. Здесь время течет медленно для героя, но быстро для Яги, Кощея, чудесных помощников. Путь героя домой из царства Кощея долог, а это время можно ячмень посеять, напиться допьяна, до отвала выспаться… И даже тогда Кощей сможет отправиться в погоню и догнать героя. В сказке всегда ощущается несовпадение времени, в котором находится герой с объективным временем: «Ах, как я долго спал!!!». Но это «долго» ощущает только герой. Действие же ощущается мгновенно: за одну ночь построен дворец, герой переносится в тридевятое царство. Пространственно-временные противоречия в сказке снимаются чудесными помощниками, которые живут в том же времени, что и противники героя. На этом стыке и возникает вымысел. В сказках говорится, что действие совершается «в некотором царстве, в некотором государстве». Это и понятно. Волшебные сказки формировались в то далекое от нас время, когда человек представлял мир одновременно в двух реалиях: в реальном мире, в котором жил и мир изображаемый, волшебный, населенный злыми и добрыми духами, влияющими на его судьбу. Они - то, как казалось человеку, и составляли реальный мир. До тех пор эти плоскости в сознании человека совмещались, сказка носила в сознании человека утилитарный характер. Интересное суждение по этому поводу высказал В. Я. Пропп в работе «Фольклор и действительность»: «В фольклоре действие совершается, прежде всего, в пространстве; времени же, как реальной формы появления, как будто совсем нет. И, пожалуй, это верно. Первобытный человек в борьбе с природой для поддержания своей жизни должен был быть активным и умел передвигаться. Пространство же ощущалось эмпирически. Изменение времени фактически начинает играть роль в культуре только при развитии земледелия. Фольклор отражает земледельческую стадию освоения времени. Поэтому обозначение времени в фольклоре всегда фантастично. Добрыня, уезжая, завещает своей жене ждать его 7,12,19.30 лет, а она это исполняет и не стареет. Проникновение героя из реального пространства в сказочное тоже всегда своеобразно. Переход из одной действительности в другую - волшебную в сказках четко не обозначается. Это нашло своеобразное отражение и в художественной литературе. / Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота», где бесстрашный казак проникает в пекло чертям, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», где герой незаметно переходит в потусторонний мир, повесть Ф.М.Достоевского «Двойник», в которой герой смещается из нормального состояния в ненормальное, повесть А.К. Толстого «Упырь» /. Это перемещение из одного пространства в другое прослеживается и в сказке «Беглый солдат и черт». Здесь наблюдается трансформация времени, которое распадается надвое. Вот как это выглядит в сказке: «…погостил у него (у черта) три дня и просится домой, черт выводит из своих хором - перед крыльцом стоит тройка добрых коней. -Садись, служивый! Мигом довезу! Солдат сел с чертом в повозку, как подхватили их лошади, понесли - только версты в глазах мелькают! Духом довезли. -А что, узнаешь эту деревню?-спрашивает нечистый. -Как же не узнать? - отвечает солдат. Ведь в этой деревне я родился и вырос. -Ну, прощай! Солдат слез с повозки. Пришел к сродственникам. Стал с ними здороваться да про себя рассказывать, когда его и насколько из полка отпустили. Показалось ему, что пробыл у нечистого в гостях всего три дня, в самом деле, пробыл у него три года». Здесь явно ощущается трансформация времени, вызванная пространственным перемещением солдата в царство черта и обратно. Время имеет философский смысл, оно не однородно, а относительно. Нечто подобное находим в другой сказке - о мертвецах. В ней также имеются два пространства и два временных пласта. Если в сказке «Беглый казак и черт» временное и пространственное смещение использовано как элемент причины последующих неприятных событий для героя-солдата, то здесь уже время и пространство выступают в качестве отдельно рассматриваемых объектов. Собственно говоря, вся сказка и построена на этом эффекте. Вот как это выглядит в сказке № 358 из сборника «Русские народные сказки А.Н.Афанасьева». Приведем ее полностью. «В стародавние времена жили-были в одной деревне два молодых парня; жили они дружно, вместе по беседам ходили, друг друга за родного брата почитали. Сделали они между собой такой уговор: кто из них станет вперед жениться, тому звать своего товарища на свадьбу: жив ли он будет, помрет ли - все равно. Через год после того заболел один молодец и помер; а спустя несколько месяцев задумал его товарищ жениться. Собрался со всем родством своим и поехал за невестою. Случилось им ехать мимо кладбища: вспомнил он старый уговор и велел остановить лошадей. - Я,- говорит,- пойду к своему товарищу на могилу, попрошу его к себе на свадьбу погулять: он был мне верный друг. Пошел на могилу и стал звать: -Любезный товарищ! Прошу тебя на свадьбу ко мне. Вдруг могила растворилась, покойник встал и вымолвил: -Спасибо тебе брат, что исполнил свое обещание. На радостях взойди ко мне, выпьем с тобой по стакану сладкого вина. - Зашел бы, да поезд стоит. Народ дожидается. Покойник отвечает: -Эх, брат, стакан ведь недолго выпить. Жених спустился в могилу. Покойник налил ему вина, он выпил - и прошло целые сто лет. -Пей, милый! Выпил другую - прошло двести лет! -Ну, дружище, выпей и третью чашу! Прошло триста лет. Покойник простился со своим товарищем, гроб закрылся, могила выровнялась. Жених смотрит: где было кладбище, там стала пустошь; нет ни дороги, ни сродников, везде поросла крапива да высокая трава. Побежал в деревню - и деревня уж не та: дома иные, люди все незнакомые. Пошел к священнику - и священник тот рассказал ему, как и что было. Священник начал по книгам справляться и нашел, что триста лет тому назад был такой случай: в день свадьбы отправился жених на кладбище и пропал, а невеста выщла замуж за другого». Истоки этой сказки уходят в далекое прошлое, когда возникли первые представления и понятия о мире. В период образования новой фантастики, связанной с языческой и христианской религиями, на нее оказывали влияние древнейшие представления человека о мире. Эти понятия новые поколения брали у старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции, такие сказки сохранили в себе зерна вымысла древнего времени. В данной сказке нашла свое отражение вера человека в подземное существование мертвецов, и в то, как считал Д. С.Лихачев «… не изменялись в сознании древнерусских людей их бытовой уклад, экономический и социальный строй, общее устройство мира, техника, даже наука…» Б.А.Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» писал, что у древних славян существовал обычай хоронить своих сородичей в земле и гробах. Изготовление домовины прямо связано с идеей второй, посмертной жизнью, а насыпка полусферической насыпи по всей поверхности, отображает представление о трех горизонтальных ярусах». Степные жители верили, что над землей /курганом/- видимым реальным миром находится небо, т.е. верхний мир, а под курганом - подземный мир мертвецов. Эта вера отразилась в одной из самых сложных русских былин о Потоке. В ней Потока вместе с умершей женой Лиходеевной хоронят в могилу, где ему приходится сражаться с ужасным змеем. Смерть героини оказывается мнимой. Так как она не боится смерти и туда же тянет смертного Потока. В народных погребальных плачах также отразилась вера в загробное существование покойников. В них – гроб-домовина рассматривается как своеобразное жилье в будущем мира: «Там построено хоромное строеньице, Прорублены решетчатые окошечки. Складены кирпичики теплы печеньки, Настланы полы да там дубовые…» Наши предки делили мертвецов на своих /хороших/ и чужих /плохих/. В.А.Рыбаков указывал, что «… предки это - свои, родные мертвецы, неизменно дружественны,покровительствующие своим внукам и правнукам». По утверждению П.Сахарова, во время радуницы на кладбищах «сходятся женихи и невесты испрашивать благословения у своих покойных родителей любовь и в исполнение своего обета кладут на могилы крашеные яйца». Возможно, что у героя сказки не было родителей, и он отправляется перед венчанием во время радуницы на могилу к другу. Об этом народном обычае говорится в книге В.А.Рыбакова. В примечаниях к этой сказке В. Я. Пропп писал: «Представления о том, будто в царстве мертвых сто лет проходит как один день, было широко распространено. Это нашло отражение на разнообразные сюжеты». У исследователей фольклора возникает множество вопросов. Но бесспорно то, что пытливый ум народа почувствовал и осознал относительность времени и пространства, которое научно доказал в ХХ веке Альберт Эйнштейн. Проблема времени и пространства в русских волшебных сказках требует своего дальнейшего изучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.011 с.) |