Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Телевидение в системе средств массовой информации и искусств

Поиск

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной ( словесной), невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.

В-третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.

Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе СМК. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире: информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная.

Являясь средством трансляции в пространстве аудиовизуальной информации, телевидение бифункционально - оно есть средство СМИ, средство тиражирования произведений других искусств, и в то же время обладает собственным эстетическим потенциалом, своей художественной спецификой. Смежное с ним кино, отметим, отличается по исходным же формальным признакам тем, что оно транслирует аудиовизуальную информацию не только в пространстве, но и во времени (на TV с появлением записи это тоже возможно, данное свойство здесь все же).

Телевидение, как и кинематограф, как светомузыка, относится к экранным искусствам (или, учитывая, что оно является аудиовизуальным, к искусствам "экранного синтеза", в отличие от искусств "сценического синтеза" прежних времен - драматического и музыкального театра). (ТВ и лит-ра, ТВ и музыка, ТВ и театр)

В телевидении сохраняется, идущая со времен синкретизма, от сценического искусства непосредственность общения со зрителем и как неизбежное следствие, как необходимая принадлежность этого контакта, пусть и на расстоянии, обязательная исходная слухозрительная слиянность. Этим оно отличается от другого изобразительного, слухозрительного, экранного искусства - кино, которое является искусством "вынужденного" и вместе с тем преднамеренного синтеза зримого и слышимого. Будучи в равной мере изобразительными, аудиовизуальными искусствами, кино и телевидение неизбежно расходятся в характере своего функционирования, технологического бытования и, в итоге, своей художественной образности, в характере своего языка.Сложившаяся к сегодняшнему дню широкая практика использования на ТВ специальных (светомузыкальных) эффектов, пусть порою и в прикладной форме, воспитывает и зрителя, и художника.

 

)Телевидение и проблема социальной интеграции.

Телевидение представляет собой важный источник информации об окружающем мире. Основной функцией телевизионной коммуникации является информационная, благодаря которой телевидение осуществляет процесс социальной интеграции индивидов.

Стандартизированные представления об окружающем мире: упрощенные образы, «стереотипы» (от лат. Stereo - твердый, устойчивый) или «картинки в наших головах» складываются в сознании человека под влиянием неадекватной информации о событиях. Они могут быть ложными, то есть иллюзорными, поскольку основаны на внешнем, поверхностном знании о предмете или явлении. В этом случае происходит выдача направленной, клишированной информации и внушение установок, для определенных задач, которые преследует коммуникатор. Основная «ценность» программ такого рода заключается в обмене мнениями среди аудитории, без аргументов, без четко обозначенной проблемы и путей ее решения, легко делая её понятной массовому зрителю. Проблема в том, что дискуссии такого рода не влекут за собой конкретного результата: понимания и оценки человеком деятельности конкретного государственного чиновника или учреждения, а следовательно, формируют общее непонимание своего социального статуса в обществе. Такие черты, как: неучастие; безразличие являются следствием манипулятивной тактики. В такого рода телевизионных передачах популизм заменил рационализм. Телевизионная продукция, взявшая на вооружение ценности массовой культуры, выполняет еще одну важную функцию в обществе - она играет роль, возможно и не осознанно, самого главного средства социализации.

 

Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.

образовательная – трансляция учебных циклов, видеоуроков, программы для изучения языка, для детей, для поступающих в вузы.

Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телелекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов. Телевидение способно помогать обучающимся в обычных школах и вузах, устраняя противоречие между все более массовым характером образования и дефицитом талантливых педагогов-ученых. Безусловно, хороший преподаватель, показанный на экране, лучше плохого в аудитории. Для обучения на дому, как и для приобщения к социуму, весьма перспективна двусторонняя телесвязь по кабелю. Но и накопленный в нашей стране многолетний опыт телевизионной подготовки поступающих в вузы показал, что телекурсы эффективнее обычных подготовительных занятий.

 

Культурно-просветительская.Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование. Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой.

Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм.

В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.009 с.)