Жанрово-стилевая трансформация постсоветской журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанрово-стилевая трансформация постсоветской журналистики



Отечественная тележурналистика вела свою историю с традиционных для прессы и радиовещания жанров и форм. Это были репортажи, интервью, а затем комментарии, корреспонденции и очерки. Возникали журналы, обозрения, выпуски новостей. Публицистическое вещание началось лишь после 1952 года. Однако до 1954 года не существовало продуманного плана таких передач, в программы они включались от случая к случаю и все имели одно неопределенное, общее название «тематическая передача». Увеличилась и аудитория. Возникла потребность в дифференциации программ, ориентированных на интересы различных социально-демографических групп. Телевизионный язык исподволь начинал диктовать свои условия и на «идеологическом фронте». Сначала появились специальные программы для детей, затем – для молодежи. С расширением зоны приема Центральной студии телевидения стали создаваться программы для работников сельского хозяйства, началось производство учебных программ, программ для военных, для женщин, для родителей и т.д. Разнообразие содержательных и целевых установок стремительно разрасталось. В этой связи особенно показательными являются названия телевизионных журналов, которые в 1954–1958 годах надежно заняли место в сетке программ ЦСТ: «Знание», «Юный пионер», «Искусство», «Для вас, женщины», «Молодость», «Физкультура и спорт».

Вместе с эволюцией аудитории меняется и облик журналиста, ведущего, медиатора, которые одновременно формируют вкусы и являются отражением настроений, царящих в обществе. Одной из главных черт первых ведущих советского телевидения был универсализм. Это были люди, чей интеллект, образованность, энтузиазм и ответственность давали им возможность выступать в совершенно разных амплуа. (легендарная личность – диктор Валентина Леонтьева -работала без суфлера, без голоса режиссера, передача «От всей души».)

Смысловой «центр тяжести» современной телевизионной коммуникации, в отличие от прежних лет, от периода ее становления, сместился в сторону процесса, его технических особенностей, все дальше уходя от содержательной стороны дела. «Понять», «выяснить», «узнать» уступают место всему, что связано с глаголами «поучаствовать», «успеть», «заявить о себе». Интерактивность как одно из характерных проявлений современного телекоммуникационного общества, направлена не на выявление глубинных личностных смыслов, а на максимальное, манипулятивное вовлечение каждого конкретного потребителя информации в бессмысленный, замкнутый на самом себе коммуникативный процесс. Его применяют ко всем программам, основанным на взаимодействии (интеракции) с телевизионной аудиторией: от студийных ток-шоу (упоминавшаяся «Я – сама», «Без комплексов»), «народных новостей» («Времечко») до сложных передач («К барьеру») и передач, основанных на сотворчестве с телезрителями («Сам себе режиссер»).

Сегодня возник новый тип социокультурной общности: униженный зритель, отвечающий готовностью смотреть на глумливую пошлость, и телевизионный «интеллектуал», знающий, «чего по-настощему хочет» его аудитория.

Развитие жанровой системы значительно активизировалось после начала перестройки в обществе, соответственно проблема описания публицистических жанров выдвинулась в центр внимания науки о СМИ. Несомненно, в конце XX столетия произошла смена не толь- XX столетия произошла смена не толь- столетия произошла смена не только коммуникативной парадигмы, но и жанровой, что свидетельствует о высокой чувствительности жанровых форм к внешним факторам. Система публицистических жанров находится в постоянном движении, а сами жанры «фиксируют» перемены и в обществе, и в сознании авторов-публицистов. Поэтому во многих исследованиях, посвященных средствам массовой информации постсоветского периода, затрагивается вопрос как о трансформации жанровой системы периодической печати, так и о смене приоритетов при выборе формы публицистического произведения.

Однако на рубеже столетий тенденция к вытеснению «старых» жанров охватила и те группы публицистических произведений, которые раньше, как правило,

привлекали большую аудиторию читателей. Одновременно с отказом от передо-

вицы, менторским тоном диктовавшей советскому народу различного рода установки, исчезает потребность в жанрах, сочетающих художественную и публицистическую манеру письма – очерке и фельетоне. Причем вытеснение на периферию популярных в советское время жанров произошло несмотря на то, что их содержание и форма резко контрастировали с казенными партийными отчетами и сухими передовицами. в доперестроечный период фельетон хотя и был предназначен для отражения злободневных проблем общества, тем не менее, в силу своей близости

к реальной жизни и, конечно, юмористической окраски, выполнял роль, как сей-

час говорят, смеховой журналистики, что, впрочем, нисколько не умаляло его публицистической значимости.

В новых политических условиях критика тех или иных социальных явлений - прерогатива аналитических жанров, которые получили распространение

в газетной публицистике постсоветской эпохи.

Повышенной экспрессивностью, эмоциональностью, то есть качествами,

прежде свойственными художественно публицистической манере письма, теперь

насыщаются жанры чисто публицистические – репортаж, комментарий, корреспонденция, статья.

12)Система изобразительно-выразительных средств телевидения. Специфика
экранного языка.

Специфика экрана заключается прежде всего в его зримой, зрелищной природе.

Слово является единственным выразительным средством литературы и основным — на радио. В экранном искусстве звуковая часть палитры (слово, музыка, шумы) являются важнейшими выразительными средствами, но не первичными. Произведения телеэкрана должны создаваться с ориентацией на зрителя, который не только и не столько слушает, сколько смотрит и видит, у которого задействовано в первую очередь зрение, "чувство видения". Именно зрелищная природа телевидения, видимые, зримые образы определяют его специфику, дают возможность творческим работникам телевидения воздействовать на сознание зрителя, на его эмоции, участвуя таким образом в формировании человеческой личности, в выработке нравственных и духовных ценностей.

 

Когда основная нагрузка (смысловая, а подчас и эмоциональная) приходится на слово, зритель вправе предъявлять претензии. Большое количество телепередач с явным преобладанием звука над изображением создало специфическую аудиторию телеслушателей. Они вяжут кофты, режут салаты, гладят белье, изредка поглядывая на экран, внимательно слушают информацию. Зачастую телеслушатели находятся даже в более выигрышном положении, чем телезрители, так как многие авторы с определенной долей пренебрежения относятся к изображению.

Ритмические и мелодические закономерности монтажных построений определяют возникновение пространственно-временных структур. Перемещения во времени и пространстве, обусловленные смысловой сущностью произведения, позволяют рассмотреть различные формы монтажа.

Знание изобразительных возможностей экрана, его художественно-выразительных средств позволит обеспечить необходимый уровень экранной культуры и создавать на телевизионном экране произведения искусства, а информационные, публицистические, так же как и трансляционные передачи, вывести на новый виток визуальной образности.

 

13) Коммерциализация ТВ России.Влияние этого процесса на программную политику;

Коммерциализация телевидения – превращение телевидения в разновидность бизнеса, рост числа передач, скрыто или открыто рекламирующих товары, услуги, имидж определенной частной компании, выходящей в своей деятельности в области телевидения за рамки рекламы и спонсорства с целью извлечения прибыли из телевещания как из обычного бизнеса. Коммерциализация ведет к увеличению веса негосударствен­ных средств массовой информации, их финансовому усилению, а их финансовое усиление поднимает рейтинги, увеличивает их влияние на общественное мнение. И серьезность этого влияния доказана во время предвыборных кампаний. Так, коммерческое телевидение, прежде всего ОРТ и НТВ, сыграло колоссальную роль в победе Б. Ельцина на президентских выборах 1996 года.

Появление и развитие коммерческого телевидения в России шло параллельно с формированием отечественного телевизионного рын­ка, составными частями которого являются:

— рынок телевизионной рекламы,-рынок тв-программ, — рынок технических средств (профессиональных видео­ средств),— рынок доставки сигнала (услуги средств связи).

 

МНОГОУКЛАДНОСТЬ ЭКОНОМИКИ. Наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хозяйства (частное, коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство)С принятием закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", который фактически заработал уже в 1991 г., был дан зеленый свет частному ТВ. На телеканалах, например, стали размещать рекламу. Сколь стремителен оказался процесс коммерциализации, можно судить по цифрам официальной статистики. Если в конце 1980-х годов в СССР вещали четыре всесоюзные программы и около ста республиканских и региональных студий, то в 2005 г. общее число действующих лицензий на вещание составило свыше двух с половиной тысяч, из которых более 90% выданы коммерческим каналам, в основном, региональным и локальным. Восемнадцать из них распространены на достаточно большой территории и охватывают от 10% до 99% населения России.

 

14) Программное (эфирное) телевидение и Интернет: сосуществование и
перспективы.

«Новейшие» средства коммуникации - это кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет.

Сегодня через Интернет ведутся радио и телепрограммы, Интернет используется для телефонных переговоров, передача электронной почты и доступ в Интернет уже осуществляется через мобильные телефоны.

Существует устоявшаяся классификация услуг, предоставляемых компаниями в сфере интерактивного телевидения. В ней выделено четыре основных направления, отличающихся как функциональностью, так и содержанием:

1. Расширенное, или интернет-ТВ. ( Одновременно с просмотром телевизионных программ зрители могут совершать действия, непосредственно относящиеся к текущей телепередаче, например, запрашивать и получать дополнительные сведения: информацию о программе, ее авторах и участниках, анонсы будущих передач, доступ к архиву. Во время показа видеоклипа - узнать биографию, график концертов, заказать билеты. )

2. Персональное ТВ. ( Персональное телевидение позволяет телезрителю выбирать время просмотра интересующих его телепередач и видеофильмов из электронной программы, создавая таким образом персональный телевизионный канал, по которому нужные передачи будут идти в нужное время )

3.Интерактивное ТВ. ( Отвечая на вопросы, заполняя анкеты и используя другие предлагаемые формы обратной связи, зритель оказывает непосредственное влияние на ход передачи. Пока реализована только одна возможность - просмотр с разных камер по выбору телезрителя. )

4."Интеллектуальный дом". ( телевизор становится центром управления домашним хозяйством и бытовыми приборами. можно, например, загрузить в микроволновую печь рецепт приготовления блюда, выбранный в интернете на основе автоматически собранных сведений о содержимом холодильника в текущий момент. Хозяин - через интернет - сможет контролировать состояние дома и всех имеющихся в нем устройств, находясь в офисе или даже проводя отпуск на другом конце света.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.011 с.)