Виды журналистской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды журналистской деятельности.



Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.

Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замеча­ния и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторо­ну работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблемати­кой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и же­лательно при участии автора) может носить различный характер - от ра­боты по полному согласованию с позицией редакции до рекомендатель­ных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Опре­деление же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотруд­ников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и вы­пусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и опре­делен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в про­граммные задачи и способы их реализации в связи с изменением соци­альной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельнос­ти: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информаци­онной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы коррес­пондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.Под руководством «штаба» редакции организаторскую работу ведут многие подразделения, в том числе и специализированные: отделы пи­сем, массовой работы, социологических исследований, корреспондент­ской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д.

Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») дея­тельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка про­изведений в номер или программу, и составление сборника произведе­ний, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законо­дательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной до­лей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непре­менно специализироваться в той или иной области (тематической, про­блемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.

13) Система средств массовой информации. Характеристика каналов СМИ, их
роль в современном мире. Типология СМИ.

Каналы СМИ характеризуются направленностью от единого центра ко множеству рассредоточенных пользователей, открытостью, общей доступностью, ограниченной лишь доступом к техническим средствам приема информации; в случае с интернет-СМИ – наличием компьютера и выхода в Интернет, а также доступа к части контента, предлагаемой за плату (например, архивы СМИ). Каналы СМИ организуются как жестко поляризованные: на одном полюсе профессиональный производитель информации, на другом – потребитель информации, или: журналисты и аудитория. Поэтому характер выполнения функций, особенности содержания здесь, прежде всего, зависят от журналистов.Такие каналы могут работать в однонаправленном или двунаправленном режиме (как односторонняя и двухсторонняя коммуникация, или как субъект-объектная и субъект-субъектная коммуникации). От журналистов зависит, как реально используются технические возможности для установления обратной связи с аудиторией, участия ее в информационном обмене. Отличительная особенность рассматриваемых каналов – весьма широкие возможности для приема информации в месте и ситуации, избранных самим потребителем.

Типология СМИ. Историческая типология (феодально-монархический, религиозно-клерикальный, буржуазный, социалистический). Социальные типы журналистики (СМИ гражданского общества, государственные СМИ, государственно-общественные СМИ)

При формировании творческого характера учитываются все факторы (исторические, социальные, творческие). Необходимо, чтобы:1) Были отражены все социальные позиции, плюрализм мнений 2) Необходимо отражать полную картину мира-отсюда множество каналов СМИ, разделение по тематике и тп. 3) Необходимо ориентироваться на особенности аудитории + отражать ее нужды и требования

Все факторы действуют как единое целое, каждый представитель аудитории может выбрать необходимую информацию, удовлетворяющую все его интересы, стремления, предпочтения, достиг. Максимальной информированности – система СМИ оптимальна.

Типология членится по: области жизни, региону распространения, социальной позиции, особенностям аудитории, периодичности, творческому почерку). По характеру обращения к тематике (универсальные издания, многопрофильные, специализированные). Регион распространения: общенациональные, региональные (республиканские, районные, областные)

Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Электронные – радио и телевидение. Печатные – газеты, журналы. Основная задача СМИ заключаются в передаче информации потребителям, ее выполнение происходит разными способами и с применением всех средств СМИ.

 

14) Основные издательские группы и средства массовой информации США,
Англии, ФРГ, Франции, Италии.

Как явление газетные тресты возникают в США в конце 19 в., а в Европе они появляются в 20 в.

США. Первый в истории СМИ газетный трест (группа компаний Скриппса, 1878) возник в США. Вслед за ним здесь же появились газетные империи Пулицера, Херста, Мак-Кормика, Паттерсона. Сегодня в США насчитывается более 1500 ежедневных газет с общим тиражом свыше 60 млн. экземпляров. Из них > 2/3 приходится на долю около 150 корпораций. Большинство из них не ограничиваются только газетно-журнальной продукцией, а активно используют радиостанции и телеканалы, системы кабельного телевидения: 1. " Gannet Co Inc." Ганнет, 1906. (>90 газет) в США и Канаде, 7 теле- и 13 радиостанций, Gannett Company владеет самой популярной в США ежедневной газетой USA Today. 2. «The New York Times Company». Ведущая американская ежедневная газета - New York Times, газета The Boston Globe, 3. "Pulitzer publishing Co." Владеет 3 газетами в штате Аризона и Сент-Луисе, 1996 г выкупила целую компанию провинциальной прессы «Scripps League newspapers». 4. Hearst Corporation1895. Одна из крупнейших издательских корпораций, принадлежит семье Херстов. Владеет рядом издательств, 5 теле- и 7 радиостанций. компания «Херст-Эй-би-си видео энтерпрайзиз», выпускает культурные и развлекательные телепрограммы. 5. Объединение Скриппс — Говард (18 газет, 75% акций агентства «Юнайтед пресс интернэшонал»), 6. Концерн Ньюхауса (22 газеты), 7. «Трибюн компани» - 1919. Издаёт газеты «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн». 8. Империя Руперта Мердока. Мердок активно применяет практику снижения цен. Цена одного экземпляра воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-Йорк пост» -50 С.

Радио 1. (RCA) –независимой акционерной компанией до 1986, влилась в «Дженерал электрик». 2. (NBC) - 1926. Национальная радиотелевизионая сеть, отделилась от RCA. Одна из 3 крупнейших вещательных корпораций в США. TV "Америкэн бродкастинг компани ABC 1943 – на базе NBC. С 1953 ведет передачи цветного телевидения. В состав компании входят телесеть и сеть радиостанций, а также записывающие студии, которые готовят программы как для своей сети, так и на коммерческой основе для других компаний. Имеет три службы - информационную, развлекательную и спортивную. Вещает на США, часть Канады, по спутниковой связи передает информационные программы в Азию и Европу. 2. "Коламбия бродкастинг систем" (CBS) – 1928 -частная корпорация, одна из трех крупнейших американских телекомпаний. Занимает среди них 1-ое место по информационным передачам, самой популярной из которых является "60 минут". Ведет ежедневные широковещательные передачи на все штаты страны.

ИА. Два американских информационных агентства считаются мировыми – это: 1. Ассошиэйтед Пресс (АР) - 1848. Это кооперативное объединение газетных издателей и владельцев радио- и телевизионных станций. Считается наиболее мощным, осведомленным и надежным информационным агентством. Представлено на рынках информации практически всех стран мира, работает 24 часа. 2. Юнайтед Пресс Интернешнл (ЮПИ)1907. Второе по величине ИА США. Входит в число мировых агентств.

Великобритания. идет процесс концентрации прессы. крупнейшие газетно- издательские монополии: 1. Холдинг News Internetional Рупперт Мэрдок. Объединяет компании: "Times newspapers" (издающей общенациональные "Times", "Sunday Times") и "News Group newspapers" (издающей общенациональную газету "Sun" и воскресную "News of World" с самыми высокими каждая тиражами. 2. United newspapers Дэвида Cтивeнcа. Издает общенациональные газеты "Daily Star", "Daily Express", " Sunday Express", сотни провинциальных газет, в том числе одно из крупнейших региональных изданий "Yorkshire Post" («Йоркшир пост»), а также журнал "Punch", "Countryman" и ряд других. 3. Associated newspapers - группа компаний лорда Ротермира. Владеет 3 лондонскими ежедневными газетами (ех, «Daily mail" и "Mail on Sandy"), контролирует 13 ежедневных, 21 еженедельное издание, телевизионную компанию «Саутерн телевижн», является совладельцем телевизионных станций Австралии, имеет бумажно-целлюлозные предприятия в Канаде. Совмещает газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, а также землевладением. 4. Mirror Group Consortium Один из крупнейших в Европе газетных концернов, принадлежащий издательскому объединению "British Printing and Communication Corporation" и издательской компании "Pergamon Press". Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты "Mirror" и "Sporting Life", воскресные "Sandy People" и "Sandy Mirror". 5. Guardian Media Group (Гардиан, Обсервер). 6. Телеграф групп (Конрад Блэк): ежедневная «Дейли телеграф» и воскресная «Санди телеграф». 7. Концерн Р. Томсона (169 газет, 150 периодических изданий, 30 радио- и телевизионных станций в Великобритании, США, Канаде, Азии, Африке, Латинской Америке).. Радио:Вещательная корпорация Великобритании (BBC)1927. Государственная радиовещательная корпорация.В структуре Би-Би-Си пять радиопрограмм:Радио1(поп- и рок-музыка),Радио2 (информация,музыка,спорт),Радио3(культурно-образовательные передачи,классическая музыка),Радио4 (информация,аналитические передачи, радиотеатр), Радио5 (спорт, образовательные, молодежные передачи). BBC World Service-ведет передачи на 38 языках на все регионы мира.

Телевидение "Индэпэндент телевижн ньюс" (Independent television news) 1955. Независимая телекомпания. Штаб-квартира находится в Лондоне. Вещает 24 часа в сутки в 43 странах. ИА1. «Рейтер» - 1851. -Одно из пяти мировых ИА, специализируется на сборе и распространении главным образом иностранной информации. основатель – Рейтер. 2. Press Association (PA) – специализ. на внутренней инф-ции. Контролирует большинство провинциальных газет и владеет значит. пакетом акций Рейтер.

Германия 1. Axel Springer Verlag 1947 год. Гамбург. Предприниматель Аксель Цезарь Шпрингер создает газетно-издательский концерн, который выпускает около 80% тиражей всех немецких газет, в том числе одни из крупнейших в ФРГ «Вельт» (Die Welt) «Бильд», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг») и «Вельт ам зонтаг», еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функур».

2. Bertelsmann Этот концерн ведет весьма агрессивную маркетинговую политику во всех без исключения СМИ, а также в издательстве книг, кинематографии, шоу-бизнесе и звукозаписи. "Bertelsmann" - владелец второго по величине газетно-журнального издательства "Gruner und Jahr AG" («Грунер унд Яр»), которое издает, например, журнал "Stern" и еженедельную газету "Die Zeit", журналы "Kapital" и "Geo", иллюстрированную периодику для молодежи и женщин. 3. Suddeutscher Verlag. Наиболее известные продукты газетно-издательского объединения в Мюнхене - ежедневная газета "Suddeutsche Zeitung" («Южногерманская газета»). 4. Heinrich Bauer-Verlag. Генрих Бауэр. Играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Здесь производятся журналы "Quick", "Neue Revue", еженедельник-журнал "Bravo". Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ телерадиокомпания ARD, в ее рамках осуществляется вещание первого канала немецкого телевидения: ARD Das Erste. «Немецкая волна»- радиостанция. Информационное агентство РУФА (RUFA) - 1986. Имеет корреспондентские пункты в 41 стране мира. Информация распространяется на немецком языке.

Франция 1. Le groupe "Hachette" (Ашетт) Была основана в 1826 году; нынче контролирует работу издательств "Грассе-Фаскель", "Файяр", "Сток", "Ле Шен", "Мазорин"… 2. Le groupe de presse Hersant (Группа Эрсана) Основана в 1950 году Робером Эpcaнoм. Сегодня концерн контролирует около 1/5 части всей газетно-журнальной продукции страны, а также финансирует несколько бельгийских изданий. Группе Эрсана принадлежат влиятельные буржуазные ежедневные газеты "Фигаро"+ приложения, "Франс-суар" "Паризьен либере» в Париже, "Пари-Норманди" в Руане, "Сюд-Уэст". 3. Alcatel Alstom & Havas В 1995 году эта одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций «Алъкатель-Алъстом» приобрела 21% акций французской группы "Гавас", книгоиздание, вклады в радиостанции (в частности, "Ностальжи") и телестанции ("Евроньюс"). Появились на фр. рынке в нач. 70-х и немецкая группа Бертельсмана.

Радио. Радио Франс Интернасьональ» (РФИ), 1931. Это многопрограммное радио, профессионализм. Телевидение: помимо примерно 20 программ кабельного телевидения существует семь каналов вещательного телевидения, 4 из которых принадлежат государственному сектору и финансируются за счет абонентской платы: Франс-2, Франс-3, франко-германская программа Арте и Пятый канал. ИА. Агентство Франс Пресс (АФП), 1835. Является одним из трех крупнейших агентств. является единственным франкоязычным агентством.

Италия Нынешний Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони до недавнего времени официально считался самым влиятельным медиа-магнатом этой страны. В 1977 году после отмены государственной монополии на телевидение он вложил 1 млрд. лир в кабельную станцию "Telemilano". Затем он приобрел еще три крупнейшие коммерческие телесети Италии - "Сanale-5", "Italia-1", "Rete-4". Самыми крупными и влиятельными печатными СМИ Италии остаются "Corriere de la Sera" ("Вечерний вестник"), "La Repubbliсa", а среди журналов "Oggi" ("Оджи" - "Сегодня"). 3 крупнейшие радиостанции принадлежат государству, государственной телерадиокомпании RAI: Radio uno, Radio due, Radio tre.

15) Интернет как новая коммуникативная среда. Место Интернета в
распространении массовой информации.

Все компьютерное сетевое пространство представляет собой новое СМИ. Сетевые периодические издания представлены в двух видах - а) электронные версии печатных изданий, которые все солидные газеты и журналы (“Московский комсомолец”, “Московские новости”, Общая газета”, “Огонек”, “Новый мир” и др.) помещают в Интернет, и б) собственно электронные издания. Эффективность электронных версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть читателей как единственным источником информации, и в скорости её получения, не сравнимой с традиционными формами. Ведь текст электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к толстым журналам. Электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте. Электронные версии, однако, не следует относить к электронным СМИ. Это только форма передачи печатного издания. Иное дело – оригинальные электронные издания, изначально созданные и функционирующие в сетях.

В сети Интернет представлены все крупные информационные агентства России - ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, Интерфакс и др. Основу сетевых СМИ составляют принципиально новый вид периодических изданий - сетевые газеты и журналы. стоит отметить журнал «Московский либертариум», общественно-политический журнал «Intellectual Capital», «Zhurnal.Ru», «Русский журнал», «Вечерний Интернет», «Форум»; газеты «Ежековская правда» и «Gazeta.Ru».

Началом выпуска сетевых периодических изданий как системы можно считать возникновение в 1996 г. известного “Журнала.Ру” и нескольких других сетевых органов.

1 марта 1999 г. ознаменовалось важным событием в истории отечественной российской сетевой периодики – вышел первый номер новой газеты под названием “Gazeta.RU”. Высокий уровень художественного оформления, созданное известным сетевым дизайнером А.Лебедевым, автором дизайна ряда лучших сетевых изданий, оформителем известных сайтов и серверов; хороший подбор качественных текстов, актуальность тематики, публицистичность, язык, стиль и редактура, - все это уже ставит “Газету.Ру” в ряд самых значительных сетевых органов. Однако главной чертой нового издания стала сверхоперативность: газета выходит ежедневно, в рабочие дни, пять раз в неделю, в режиме “прямого эфира”. “Газета.Ру”, исходя из представлений большинства ведущих деятелей российского Интернета о всеобщности информационного пространства (в смысле доступа и права использования информации), публикует и предоставляет читателям возможность читать с помощью ссылок большое количество материалов из других, самых разных источников.

Среди многих сетевых изданий российского Интернета по уровню идей, культуры, языка, профессионализму журналистов и дизайнеров, постановке проблем явно выделяются два журнала – это “Zhurnal.RU” и “Русский журнал”. Оба издания связаны друг с другом общим кругом авторов, взаимным обменом публикуемых материалов, перекрестными ссылками - и по тематике, и по рубрикам, и по авторам. Оба журнала распространяются по бесплатной подписке.

“ZHURNAL.RU” [ http://www.zhurnal/ru ].Главный редактор - Евгений Горный. Имеет высокие рейтинги в информационно-поисковых системах, высокий индекс цитирования как в сетевых, так и в бумажных изданиях. Основные проблемно-тематические направления журнала – общественно-политическое, литературно-художественное, публицистическое, культурологическое, искусствоведческое. Рассчитан на интеллектуальную элиту. Наиболее употребительные жанры – информационные сообщения, аналитические статьи и заметки, обзоры, рецензии.

“РУССКИЙ ЖУРНАЛ” [ www.russ.ru ] – одно из самых значительных сетевых изданий. Создатель и главный редактор - Глеб Павловский. Наряду с фундаментальной частью издания на сервере журнала хранятся и пополняются (в основном путем гиперссылок) электронные версии печатных газет и журналов (раздел “Пресса в Сети”): “Огонек”, “Известия”, “Русская мысль”, “Комсомольская правда”, “Московские новости”, “Толстые журналы”, “Искусство кино”, “Профиль”, “Эксперт”. Один из разделов посвящен рекламе, где помещены рекламные сообщения в основном культурологического характера.


16) Роль Интернет-СМИ в развитии гражданского общества.

Принципы гражданского общества и их применимость к современной российской действительности вызывают до сих пор оживленные дискуссии, в том числе и в отечественных массмедиа. Будущему журналисту необходимо знать основные положения данной концепции и принципы ГО, особенно касающиеся роли массовой коммуникации, в том числе СМИ, в развитии демократических процессов и формировании ГО, чтобы самостоятельно вырабатывать свою точку зрения и квалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом современных демократических концепций функционирования СМИ.
Реализация информационно- коммуникативной сущности СМИ требует от них отражать все социальные процессы, происходящие в обществе, в том числе уже известные и вновь возникающие свидетельства активности граждан, их солидарности и организованности, отстаивания своих прав и интересов, участия в общественных делах, иначе говоря, формы гражданского участия и при освещении данных тем необходим особый ценностный подход, свойственный гражданской позиции СМИ. Как ни банально это звучит, оценивать те или иные происходящие события необходимо с точки зрения общества, его интересов и гражданских ценностей, что далеко не всегда реализуется в практике современных СМИ.

Интернет-СМИ — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики и несут ответственность при их нарушении.

Статус Интернет-СМИ приобретается только после официальной регистрации ресурса в Роскомнадзоре. В соответствии с российским законодательством, регистрация электронного издания добровольная и необязательная, что не снимает ответственности при грубых нарушениях закона. Сайты, публикующие новости, но не имеющие регистрации Роскомнадзора, юридически к СМИ не относятся.

По жанрам Интернет-издания не отличаются от привычных: есть новостные сайты, литературные, научно-популярные, справочно-информационные и т. п. Однако, если offline-издания выпускаются периодически (раз в день, неделю, месяц), то интернет-издания, независимо от жанра, обновляются по мере появления нового материала (в идеале — ежедневно).

Количество интернет-пользователей в России скачкообразно выросло за последние три-четыре года – с того момента, как начали бурно развиваться социальные сети. Сегодня Интернет пользователей в целом в России уже переваливает за 50%, а в отдельных социальных группах – таких, например, как жители крупных городов в возрасте 18–35 лет, достигает 85%. Для политической сферы это означает, что интернет-аудитория – это больше не маргинальное сообщество продвинутых. Это многомиллионная, массовая среда, социологически в целом совпадающая с офлайновым большинством. И, следовательно, общефедеральные выборы в Госдуму в 2011-м – это первые в истории нашей страны выборы, где кампания в Сети будет иметь такое же, если не большее, значение, чем кампания в традиционных масс-медиа. Стпень социальной и политической активности растет с каждым появлением новой онлайновой соцсети. В Однокласниках общаются в основном, компьтерные новички, страршее поколение, в Вконтакте – уже студенты, а в Face bookе – продвинутая и англоговорящая молодежь России. Эти сети выпонлняют те же сфункции, что и традиционные СМИ и постепеноо отбирают у традиционных СМИ аудиторию. Главное их преимущество – интерактивность и свобода от властной вертикали. Телевидение по самой своей технологической природе – канал однонаправленного вещания. ТВ – виртуальная сцена, где один говорит, а миллионы смотрят и слушают. Пространство свободы зрителя лишь на уровне выбора – смотреть или не смотреть. Интернет – это радикально другая драматургия. В интерактивном сетевом спектакле основная роль принадлежит уже не герою, а хору. В хоре легче поучаствовать, подпевая более способным.

Для существующих политических сил вызов интернет-реальности – это в первую очередь огромный рост значения механизмов обратной связи. Грамотно отлаженное управление потоками обратной связи, оперативное реагирование на запросы граждан, идущие напрямую, через Сеть, на любой уровень административной иерархии, вплоть до первых лиц страны, – это сегодня ключ к политическому успеху. Даже пропаганда как таковая сегодня должна быть подчинена этому принципу: выдвигая какой-либо пропагандистский тезис, ты должен заранее предугадать, какие тебе зададут вопросы и как ты на них будешь отвечать.

17) Взаимодействие Интернета и традиционных СМИ. Специфика сетевых
СМИ.

Тиражи газет минимальны, число читателей газет падает, на первый план в информационном обслуживании населения выходят телевидение и радио. Кроме того, в России также происходит эрозия и фрагментация. Интернет мог бы стать фактором сохранения российского информационного пространства, но что быстрее будет происходить – развитие Интернета и информатизации в России или умирание прессы, сказать трудно. Видимо, необходимо одновременно ускоренное развитие информатизации и, вместе с тем, достаточно серьезное укрепление системы традиционных СМИ – прессы, телевидения и радио, которые для подавляющего большинстваостаются наиболее доступным источником информирования и отнюдь еще не отыграли свою роль.При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных, он предоставляет значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя. Интернет, благодаря рассматриваемым далее свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами. С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду.

Изучая сетевые издания в системе СМИ, исследователи пришли к выводу, что оригинальными свойствами, отличающими их от традиционных каналов распространения информации, являются гипертектуальность, интерактивность и мультимедийность. Мультимедийность означает возможность передачи сообщений в разных знаковых системах – вербальной, графической, звуковой, фото, видео. Сам термин мультимедиа возник в 90-е годы ХХ века и предполагалслияние всех каналов передачи информации – периодической печати, радиовещания, ТВ и Интернета в единоецелое. Мультимедиа в отношении Интернет-СМИ – это возможность использования текста, графики, звука и видео в материалах. На современном этапе это свойство сетевых СМИ задействовано далеко не полностью. Этому препятству-ет неразвитость инфраструктуры Интернета в России и отсутствие скоростных каналов передачи данных. Гипертекстуальность предполагает систему связи между отдельными документами посредством гипер-ссылок. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют редакци-ям уникальную возможность повысить полноту и достоверность информации, а читателям – воспользоватьсяальтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов. Гиперссылки можно разделить на внутренние и внешние:

− внутренние гиперссылки отсылают к информации в пределах одного и того же сайта (на архив, авторов, другие материалы номера);

− внешние ссылки – это ссылки на источники информации вне сайта (другие СМИ, энциклопедии, тема-тические сайты).

Интерактивность – это многосторонний информационный обмен с потребителем. Некорректно называть интерактивность только свойством Интернет-медиа, она присутствует и в традиционных СМИ – это письма извонки в редакцию. Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ состоит в том, что здесь двух-стороннее общение разворачивается в одной и той же среде, в то время как интерактивность в печатных СМИ реализуется через почту, на телевидении – через телефон. Интерактивность в сетевых СМИ не ограничивается традиционными письмами в редакцию, а позволяет

пользователю в режиме реального времени участвовать в создании содержания, одновременно обсуждать с чи-тателями наиболее актуальные вопросы и корректировать направление развития сюжета. Таким образом, чита-тель превращается в соавтора, полноправного участника процесса творческой коммуникации. В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (пользователю представляетсявозможность формировать и реализовывать запрос на информацию), «люди и технологии» (удобство информа-ционной технологии для пользователя) и «люди и люди» (использование современных технологий двусторон-него общения). Интерактивные свойства Интернета предоставляют редакции СМИ возможность двустороннего общениясо своей аудиторией. Имеется несколько уровней интерактивности с точки зрения направленности действийучастников коммуникации: − от одного – к одному (самый очевидный пример – письмо журналисту по электронной почте, чтобы

поделиться своим мнением или получить дополнительную информацию);

− от одного – многим (например, рассылка электронных сообщений, используя лист рассылки);

− от многих – к одному (например, возможность задать вопрос конкретной персоне во время онлайн-

конференции);

− от многих – к многим (Например, использование досок объявлений, форумов на веб-сайтах, которые

позволяют читателям обмениваться взглядами. Это может обеспечить дополнительную перспективу и наполне-

ние исходному материалу).

При этом общение может принимать синхронный характер (в режиме реального времени).

Формы интерактивности, используемые в сетевых СМИ: − e-mail; − форум, гостевая книга; − голосования, рейтинги, анкеты;

Современные медиа-холдинги.

Медиа-холдинг – это объединение средств массовой информации с целью диверсификации экономических рисков или усиления политического влияния. СМИ – самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного сознания с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.Выявлены три типа медиа-холдингов: партийные (ярко выражена политическая направленность), корпоративные ( по корпоративному признаку: их собственниками являются крупные бизнесмены-политики, которые «ведут свою игру» с разными политическими силами, и деятельность их медиа-холдинга направлена на пиар-поддержку их корпорации), локальные (объединение происходит по региональному (геополитическому) интересу).

Возникновение издательских домов и медиа-холдингов – одна из основных тенденций развития современного рынка СМИ. Крупные издательские компании, специализирующиеся на выпуске газет и журналов, сегодня играют приоритетную роль на рынке СМИ, мощные монополии СМИ находятся в особо приоритетном положении в современном экономическом пространстве. Большое предприятие является более эффективным и, как следствие, более успешным. К медиа-холдингам исследователи относят крупные информационно-издательские объединения и телекоммуникационные корпорации. Медиа-холдинг по своей структуре – организованная структура взаимодействующих между собой предприятий с единым управляющим центром.

Одними из первых медиа-холдингов были американские телекоммуникационные, радиовещательные, телеграфные или печатные корпорации: AT&T Inc. Компания American Telephone and Telegraph (AT&T Corp.) была создана в 1885 году. Длительное время являлась монополистом на рынке дальней и местной связи США. Time Warner Inc. является одним из крупнейших в мире конгломератов новостного и развлекательного профиля. Является крупнейшей в таких сферах, как кино, телевидение, интернет, телекоммуникации. В компанию входят: АOL, Warner Bros. Entertainment, CNN, Warner Music Group, HBO, TBS, Turner Broadcasting System. Verizon Communications — американская телекоммуникационная компания, одна из крупнейших в США и во всём мире. Verizon Communications оказывает услуги фиксированной и мобильной связи, услуги спутникового широкополосного доступа в интернет, а также информационные услуги,крупный бизнес по выпуску телефонных справочников.

В Европе существует международный издательско-полиграфический концерн - Bertelsmann. Компания основана Карлом Бертельсманом в 1824, издательской деятельностью занимается с 1835. В 1950-80 объединил св. 100 полиграфических и других фирм страны и зарубежных. Выпускает художественную, научную, энциклопедическую, справочную, учебную и другую литературу, компакт-кассеты и видеодиски. Распространяет продукцию главным образом через сеть книжных и музыкальных клубов. Modern Times Group (MTG) — шведская медиакомпания. MTG был сформирован из медиа холдингов инвестиционной компании Kinnevik. Среди активов были Viasat группа телевизионных каналов: TV3 и первые коммерческие телевизионные каналы в Швеции: ZTV, Viasat Sport и TV1000) и Metro International. Werner Media Group — холдинг с широким спектром товаров и услуг, а также крупнейшее в Германии издательство прессы на русском языке. Холдинг располагает системой логистики, центром телефонного обслуживания, а также обширной адресной базой русскоязычных клиентов в Германии и Европе. Миссия Werner Media Group — обеспечить полноценную интеграцию русскоязычных людей в Европе вне зависимости от их статуса, финансового положения, продолжительности и цели пребывания.

Концентрация СМИ в России началась в 90-х годах с появлением первых издательско-производственных объединений (ИПО). Рынок периодических изданий в России оказался поделенным между несколькими мощными информационно-издательскими концернами. Каждый из них представляет собой холдинг, т.е. объединение нескольких СМИ вокруг центра – компании. Но холдинг – это лишь один из видов медиа-объединения, существуют так же медиа-группы, тресты, издательские дома.Первые издательские концерны принадлежали А.С. Суворину, И.Д. Сытину и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.044 с.)