Глобалистика – область знаний о глобальных проблемах, С которыми столкнулось современное человечество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобалистика – область знаний о глобальных проблемах, С которыми столкнулось современное человечество.



ДЕПОРТАЦИЯ – насильственное выселение или переселение отдельных лиц или этнонациональных групп из мест традиционного проживания.

ДЖИХАД (арабск.- усиление) – содержащееся в Коране понятие, означающее полную отдачу своих сил делу торжества религии. Джихад часто трактуется немусульманами как вооруженная борьба с неверными (также он понимается и религиозными экстремистами). Если на ранней стадии джихад использовался как призыв борьбы с язычниками, то затем по мере развития ислама стал трактоваться шире и глубже: как средство решения политических проблем, как борьба с собственными дурными наклонностями, духовное самоусовершенствование («великий джихад»).

ДРЕЙФ ИДЕНТИЧНОСТИ – применяемое в современной социально-культурной антропологии понятие, обозначающее меняющиеся представления об идентичности.

ДРУГОЙ - 1) в обыденном понимании – другой участник коммуникации (иной, чужой); 2) в современной философии – понятие, представляющее собой персонально-субъективную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как «свое иное» (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (соответствие, тождество) – соответствие сосознаваемое или неосознаваемое или сопричастность личности системе норм, ценносей какой-либо общности (этнической, гражданской, региональной, гендерной, возратной и т.д.).

ИММИГРАЦИЯ – перемещение людей – въезд на территорию другой страны.

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initiare - начинать, посвящать) обряд посвящения, перехода – смены социального качества, важнейший компонент жизнедеятельности традиционного общества. Инициации могут носить профессиональный, возрастной характер. Особую роль играют возрастные инициации, оформляющие процесс социализации подростков.

КИНЕСИКА - (от греч. kinesis - движение) - совокупность телодвижений (жестов, поз, мимики), применяемых в процессе человеческого общения в качестве дополнительных выразительных средств;

КОММУНИКАЦИЯ - в широком смысле слова - обмен мыслями и информацией в форме речевых, письменных и иных сигналов.

КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

 

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ (в концепции Л. Н. Гумилева) - взаимная симпатия (антипатия) индивидов, оп­ределяющая деление на «своих» и «чужих».

КОНСОЛИДАЦИЯ - упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

КОНСТРУКТИВИЗМ в этнологии -направление в современной этнологии, отрицающее укорененность этнического, онтологический статус этноса и утверждающее принцип сознательного конструирования этничности в соответствии с политическими или экономическими интересами тех или иных социальных групп, слоев общества.

КОНФЛИКТ – высшая, наиболее острая форма развития противоречий.

КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – социальные факторы, порождающие конфликт, определение которых позволяет прогнозировать возникновение и развитие конфликта на разных его стадиях.

КОНФРОНТАЦИЯ - ролевая характеристика конфликта, в котором стороны попеременно выступают в ролях нападения и защиты. В динамическим аспекте конфронтация означает открытую фазу борьбы, она может увеличиваться и уменьшаться, что обозначается терминами «эскалация» и «деэскалация» конфликта.

КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos - чужой и...фоб,...фобия) - 1) навязчивый страх перед незнакомыми лицами:2) Ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому,непривычному.

КУЛЬТУРА (от лат. colere – возделывать) – сложноорганизованная, исторически развивающаяся система духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком природы и самого себя. Культура может рассматриваться также как система духовных, материальных и социальных ценностей, выработанных человечеством. Понятие культура рассматривается и как характеристика определенной исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития, совпадая по смыслу с понятием «цивилизация» (например: античная культура – античная цивилизация). В более узком смысле – характеристика уровня развития личности, человеческой общности (см., например, культура этноса, культура личности).

КУЛЬТУРА ЭТНОСА – культура этнической общности, складывающаяся в результате ее саморазвития и взаимодействия с другими этническими общностями, а также освоения иных, внеэтнических культурных норм и ценностей

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – теоретическая и ценностная позиция, основанная на признании относительности общих критериев оценки различных культур и отрицающая возможность построения их ценностной иерархии, выдвигающая на первый план самобытность и самоценность любой культуры.

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ – свойство и направленность деятельности, основанные на понимании целостности и системности культуры, необходимости учета сложных взаимосвязей и взаимозависимостей отдельных ее сфер, элементов.


МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – процесс взаимодействия представителей различных этносов, этнических групп, наций по поводу различных аспектов их жзизнедеятельности, культуры. В широком смысле слова – синонимичен понятию «межэтническая коммуикация».

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ (как результат аккультурации) – деидентификация, потеря явно выраженной собственной идентичности (часто по причинам от индивидуума не зависящим) и «неприобретение» доминирующей, ценностная неопределенность, неадаптированность.

МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ – группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своейчисленностиокружающему ее иноэтничному населению.

МЕНТАЛИТЕТ – относительноцелостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.

МЕНТАЛЬНОСТЬ -универсальная форма организации представлений, знаний, верований человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, являются средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею.

МИГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – совокупность массовых перемещений людей, этнических групп либо внутри территорий, занимаемых этими этническими группами (внутринациональная м. э.), либо за пределы этих территорий (межнациональная м. э.).

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – модель публичной политики, созданной для обеспечения полного социально - экономического, политического, культурного участия всех членов общества в его жизни. М. означает общественное признание иммигрантов и групп этнических меньшинств как отдельных обществ, имеющих свои особенности, инфраструктуру и т.д.

МУСУЛЬМАНИН (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) – приверженец ислама.

НАРОД – в этнологическом смысле то же, что этнос. Употребляется также для обозначения совокупности классов и социальных групп, составляющих общество, население страны, государства (например: американский народ, китайский народ, российский народ).

НАРОДНОСТЬ – исторический тип этноса, этносоциальная общность, складывающаяся на основе разложения первобытнообщинного строя и смены его рабовладельческим; следующая после родоплеменной организации стадия развития этноса.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, мировоззрение и поведенческая установка, основанная на представлении превосходства одних наций над другими.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – 1)если нация определяется как этнос на высокой стадии развития, то национальная культура - синоним этнической культуры. 2) если нация определяется как гражданское единство, объединяющее в рамках единого (национального) государства разные или многие этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание членами этноса (нации) своего группового единства, идентификация себя с этнической группой (нацией) составная часть национального самосознания.

НАЦИЯ (лат. natio- народ) – 1) тип этнической общности на уровне индустриальной цивилизации, следующая стадия развития этноса после племени и народности (этнонация); 2) совокупность граждан национального государства, имеющих общее или разное этническое происхождение (гражданская нация).

ОБРЯДЫ сохраняющиеся в традиции действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива и направленные на создание благоприятных условий для осуществления жизненного цикла. Обряды жизненного цикла в традиционном обществе связаны с рождением, сменой социального статуса (инициация), свадьбой.

ОБЫЧАИ - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми, способствующими становлению новых, прогрессивных обществ, отношений.

ОБЩЕНИЕ - одна из форм человеческой деятельности, реализованная во всех разновидностях человеческой культуры, процесс конкретного, деятельного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического.

ПАССИОНАРИИ (в концепции Л. Н. Гумилева) – особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

ПАССИОНАРНОСТЬ как характеристика поведения (в концепции Л. Н. Гумилева) – эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели.

ПАССИОНАРНОСТЬ как энергия (в концепции Л. Н. Гумилева) – избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

ПАССИОНАРНЫЙ ИМПУЛЬС (в концепции Л. С. Гумилева) – поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.

ПАТРИОТИЗМ (лат.patris - отечество) – преданность своей Родине, любовь к отечеству, готовность служить их интересам, защищать от внутренних и внешних врагов.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система образования, базирующаяся на идеях культурного плюрализма, вариативности, диверсифи­кации.

ПОЛИТИКА (греч. polis - гора, скала, город, городская община, государство) - вид деятельности, направленный на «выстраивание» отношений между социальными слоями, классами внутри государства (внутренняя политика) и между государствами, народами разных стран (внешняя или международная политика).

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Означает также всю совокупность действия традиции. Преемственность является также внутренним (конституитивным) свойством культуры как системы.

ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЭТНОСА – специфический способ восприятия и от­ражения членами этнической общности различных сторон окружаю­щей действительности.

РАСИЗМ – совокупность антинаучных реакционных представлений (и основанная на ней поведенческая установка), содержащих утверждение об отражении внешних расовых характеристик на ментальных, моральных, социальных и прочих качествах их носителей. На этой основе выдвигается положение о неравенстве человеческих рас, об изначальном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых вторые обречены на дискриминацию и эксплуатацию.

РАСЫ – 1) в физической антропологии: биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью обитания. 2) в социологии и социальной антропологии: социальные группы, которые выделяются окружающей социальной средой по тому или иному антропологическому признаку (цвет кожи и т.д.), наделяемому функцией символов социальных и культурных качеств.

РЕГИОН – внутри- или межнациональные территориальные образования, имеющие свою специфику, обусловленную природно-климатическими, демографическими, социально-экономическими и этнокультурными факторами.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

РОДИНА – государство, область, город или село, в котором человек родился и где прошло его становление как личности; регион, страна, которая имеет отношение к развитию определенного этноса, нации, народности, рода. Г. Гачев употребляет термин «природина» для выражения социо-культурно-природного единства.

РОДОПЛЕМЕННАЯ ОБЩНОСТЬ – первоначальный тип человеческой общности (этноса), имеющий начальные этнические признаки и строящийся на кровно-родственном смешении. Р. о. предшествовало стадо.

РУССКАЯ ИДЕЯ – система взглядов на смысл существования русского народа и России, базирующаяся на осознании нацией собственных единства, интересов и перспектив, а также ее места в истории мировой цивилизации. Ее появление стало ответом на необходимость осмысления внутриинтеграционных тенденций русской народности и международной роли Московского государства, оставшегося после падения Византийской империи единственным хранителем православия.

САМОБЫТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ (ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ) – понятие, отражающее исторически сложившиеся устойчивые особенности и установки этнической общности (рода, племени, народности, нации), проявляющиеся в ее укладе жизни, системе жизнеобеспечения, обычаях традициях, языке, ценностных ориентациях.

СЕНСОРИКА - совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств, один из видов межэтнической коммуникации.

СЕГРЕГАЦИЯ (лат.segregatij – отдельно) – ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности.

СЕКСИЗМ – социальный стереотип, в основе которого убеждения, утверждающие превосходство одного пола над другим и тем самым обосновывающие неравенство мужчин и женщин. Один из типов интолерантности.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от латинского слова saecularis — мирской) — процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение, разные сферы жизни выходят из-под контроля церкви.

СЕПАРАТИЗМ – (от лат. separatus – отдельный) – идеология и соотвествующая политическая деятельность, выражающая стремление этнических меньшинств, проживающих в многонациональных государствах, к национальному обособлению и отделению, ограничению полномочий властвующего центра, созданию самостоятельного суверенного государства или установлению национально-государственной автономии.

СЕЦЕССИЯ (от лат. secessio, от secedo - ухожу),- односторонний выход из государства его части.

СИГНАЛЬНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ (в концепции Л. Н. Гумилева) – передача навыков потомству путем научения через условный рефлекс подражания, формирующая стереотип поведения как высшую форму адаптации.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – универсальный общесоциологический и этический принцип организации жизни общества, показатель определенного уровня развития и типа цивилизации как социокультурной и этнонациональной общности, имеющий в своем содержании два аспекта: 1. равноправное положение всех людей в обществе, возможность каждого самостоятельно определить свое место в жизни; 2. материальное и моральное вознаграждение личности и социальной общности в соответствии с их реальными заслугами перед обществом.

СИОНИЗМ – международное идейно-политическое движение, имеющее своей главной целью переселение евреев, проживающих в различных странах мира, на территорию нынешнего государства Израйль. Возник в конце XIX века как концепция «всемирного еврейского народа», основанная на постулатах иудейской религии о «богоизбранности» евреев, социал-дарвинизма и ницшеанства.

СОЛИДАРНОСТЬ – согласованность в действиях т взглядах на основе близости или общности интересов и целей.

СТЕРЕОТИПЫ ГЕНДЕРНЫЕ - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины.

СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – формирующийся в процессе этногенеза, исторически устойчивый комплекс стандартов поведения членов этнической общности, являющийся важнейшим этнодифференцирующим признаком. По концепции Л. Н. Гумилева стереотип поведения передается путем сигнальной наследственности.

СУВЕРЕНИТЕТ (фр. sonverninete – верховенство, верховная власть) – 1. верховенство народа, нации, государства во внутренней и внешней политике, обеспечивающее независимость и самостоятельность развития свойственного им общества; 2. социально-политическая функция моно- и полинациональных государств; 3. принцип равнопартнерских межнациональных и межгосударственных отношений.

ТЕЙП – у чеченцев и ингушей - родовой военно-экономический союз, состоящий из группы кровнородственных семей, во главе которого стоит орган управления – совет старейшин. Так у чеченцев за всю историю не возникло никаких государственных образований, не было и племенной аристократии (князей, ханов). Тейпы объединялись в союзы. Тейп – основная ячейка, от которой каждый чеченец исчисляет свои первоначальные кровно-родственные отношения и связи по отцовской линии. Сейчас тейпы, сохраняя в основном функции, связанные с организацией общинной жизни, постепенно утрачивают свои политические функции.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА,основанная на устойчивых, сформировавшихся в этногенезе, передающихся из поколения традициях во всех сферах культуры – материальной, духовной, социальной.

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных труппах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

ФАКТОР (лат. factorделающий, производящий) - понимается как существенное обстоятельство, влияющее на процесс, явление.

ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского «народная мудрость»)- сфера народного художественного творчества, включающая устное народное творчество, музыку, танец, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, народную архитектуру и др. В узком смысле слова – устное народное творчество.

ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНЫЙ – устойчивый комплекс специфических для данной этнонациональной общности психологических черт, поведенческих норм и ценностей.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1. исторический тип культуры (древнеегипетская ц., греческая ц. и т.д.); 2. социокультурная общность людей, обладающая единством и качественным своеобразием культуры.

ШОВИНИЗМ - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание на­циональной вражды и ненависти.

ЭКСПАНСИЯ (лат. expansion – расширение) – активное и агрессивное проникновение в какую либо сферу; в межнациональных отношениях означает более активный, доминирующий характер поведения какой-либо этнонациональной группы (групп) в межнациональном взаимодействии.

ЭЛИТЫ (от франц. elitе - лучшее, отборное, избранное)- социальные группы индивидов, занимающих руководящие или лидерские позиции в обществе и пользующихся признанием неэлитных слоев, имеют отличающиеся интересы.

ЭМИГРАЦИЯ – перемещение людей из одной страны в другую, добровольный или вынужденный выезд из страны.

ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА БИОХИМИЧЕСКАЯ (в концепции Л. Н. Гумилева) свободная энергия, абсорбируемая живыми организмами из окружающей среды.

ЭНТРОПИЙНЫЙ ПРОЦЕСС – необратимый процесс потери энергии.

ЭТНИЦИЗМ – понятие, аналогичное понятию «патриотизм», но применительно к этносу - этническая лояльность, осознанное стремление к этнической самоидентификации, декларирование принадлежности к своему этносу, включенность в жизнь своего народа, стремление к сохранению этнических ценностей, целостности и воспроизводства своего народа

ЭТНИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА - явление (или комплекс явлений - религи­озных, идеологических, военных, бытовых), определяющее переход от начального для процесса этногенеза этнокультурного многообра­зия к целеустремленному культурному единообразию.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ– постепенное перенесение индивидом на себя (освоение, интериоризация – перенесение «внутрь») качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ результат процесса этнической идентификации, сознание и переживание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, к ее культуре, традициям и обычаям, системе ценностей. Э. и. – один из самых сложных и дискуссируемых в современной этнологии и антропологии терминов. Одна из самых спорных проблем и противоречий в теоретических позициях: либо Э. и. имеет объективную основу и может быть определена, либо она субъективна и является фактом самосознания. Это противоречие отражает методологическое противостояние примордиалистского и конструктивистского направлений в современной этнологической науке.

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА свойственный этнической общности способ мировидения, включающий и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначения в этом мире.

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА часть культуры этноса, результат его культуротворческой деятельности, формирующаяся в процессе этногенеза и выражающая его собственный особый способ ориентации в мире – природном и социальном.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - комплекс политических, идеологических и организационных мер, осуществляемых в сферах этногосударственных (вертикально-иерархических) и межэтнических (горизонтально-сегментарных) отношений органами государственной власти совместно с представительными этнокультурными объединениями по созданию условий для сохранения, развития и взаимообогащения этнических общностей, согласования и солидаризации усилий по упрочению единства РФ как гарантии от внешних угроз, соблюдения индивидуальных и коллективных прав и свобод, удовлетворения специфических интересов каждой этнической общности на основе глубокого знания и целесообразного учета особенностей их менталитета, образа жизни, истории, культурного наследия независимо от численности, компактного и дисперсного расселения.

ЭТНИЧЕСКАЯ ФРУСТРАЦИЯ- психологическое состояние этнической группы или общности, которое характеризуется потерей перспекти­вы исторического развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности.

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - упрощенный, схематизированный, эмо­ционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизирован­ная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - целостная психологическая структура, отражающая специфи­ку исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.

ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ принадлежность индивида по происхождению к какой – либо этнической группе (в моноэтничной семье) или группам (в этнически смешанной семье). Этническое происхождение может не совпадать с этнической идентичностью, так как последнюю индивид выбирает сам.

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ сознание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе (группам)..

ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ совокупность представлений этнической общности о своем происхождении, истории, месте в современном мире, отношениях с другими аналогичными общностями.

ЭТНИЧНОСТЬ – 1) комплексисторически сформировавшихся особенностей, свойств духовной, материальной и социальной культуры этноса, этнической группы, проявляющиеся в различных формах его жизнедеятельности; 2) деинституциализированная форма существования этноса, этнической общности в современных социо-коммуникативных процессах.

ЭТНОГРАФИЯ сформировавшаяся в середине 19 века историческая наука, изучающая культурно-бытовые и социальные особенности этносов и этнических групп. В широком смысле то же, что этнология. В узком смысле - описательная часть этнологии.

ЭТНОКУЛЬТУРОГЕНЕЗ формирование в процессе этногенеза специфических особенностей материальной, духовной и социальной культуры этнических общностей, свойственного им стереотипа поведения, способов адаптации к природно-климатическим условиям, форм жизнедеятельности.

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ– научная область, интегрирующая культурологическую и этнологическую теории, и изучающая формирование и развитие этнических особенностей культуры.

ЭТНОЛОГИЯ теория этноса, изучающая общие законы формирования (этногенез), развития (этническая история) этносов как особого вида исторически складывающейся социо-био-духовной человеческой общности.

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ – типы этносов в процессе их исторического развития: племя, народность, нация, региональные цивилизационные сообщества.

ЭТНОНИМ имя народа (этноса), формирующееся и в процессе этногенеза – формирования этнической общности, и в процессе взаимодействия, контактов с другими народами. Этнонимы разделяют на эндоэтнонимы (самоназвания) и экзоэтнонимы (имена, которые даются данному этносу другим этносом или этносами).

ЭТНОС (от греч. ethnos - народ) – исторически складывающаяся на определенной территории в результате этногенеза общность людей, обладающих общим стереотипом поведения, общими языком, традициями, ритуально-обрядовым комплексом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных общностей. В концепции Л. Н. Гумилева «этнос» - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

ЭТНОСФЕРА совокупность этносов, населяющих Землю или, по Л. Н. Гумилеву, земная оболочка, представляюшая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – одно из свойств этнического самосознания, связанное с восприятием и оценкой окружающего мира, других этносов сквозь призму ценностей своего этноса. Этноцентризм, являясь, с одной стороны, неизбежным моментом этногенеза и этнического «самоопределения», с другой стороны, может стать основой для агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Этноцентризм, закрепившись в сознании этноса, может достичь своей крайней агрессивной формы – шовинизма. В качестве синонима этноцентризма часто используется термин «национализм».

 

 

.

 

 

.

ЛИТЕРАТУРА

Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнически проблемы современности и культура межнациональных отношений. Учебное пособие. –Ставрополь, 1993.

Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.

Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога: учеб. пособие/ под ред Л. Н. Бережновой. – СПб, 2004.

Алексеев В. П. Этногенез. - М, 1986.

Алексеев М. Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. - М., 2001.

Амелин В. В. Конфликты через призму местных сообществ: научно-публицистические очерки. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007.

Амелин В. В. Этносоциальные процессы в Оренбуржье (постсоветский период).- Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007.

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М., 2001

Аникин В. П. Традиции русского фольклора // Традиции русского фольклора. М., 1986.

Антропологический словарь. – М., 2002.

Антропология Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Апинян Т. А. Мифология: теория и событие. Учебник. – СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2005

Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство.- СПб., 1994.

Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология.- М., 2004.

Асмолов А. Г. Толеарнтность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2000.

Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа: БашГПУ, 2000.

Бабосов Е. М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993.

Байденко В. И. Болонский процесс курс лекций. М.: Логос, 2004.

Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005.

Батаршев А. В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Бахтин М. М. Тетралогия. – М.: Лабиринт, 1998.

Беннет Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. М., 2004

Бердяев Н. А. Судьба России. - М.: Философское общество, 1990.

Бердяев Н. А. Россия и мир Запада // Бердяев Н. А. Самопознание.- М., 1991.

Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика.: учеб. Пособие для студентов высших учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Беркович Н. А. Племя, народность, нация. Социально-философское исследование. СПб.: Наука, 2001.

Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). - М., 2002.

Болонский процесс: середина пути. М., 2005.

Бондаревская Е. В., Гукаленко О. В. Педагогические основы межкультурного общения.- Тирасполь, 2000.

Боготырев П. Г. Русское народное творчество. – М., 1966.

Бороноев А. О. Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. - СПб., 1992.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1973.

Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. – М., 1994.

Булгакова Т. Д. Потестарная культура народов Севера. – СПб., 2002.

Век толерантности. Научно-публицистический вестник / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2001 – 2007.

Волков Г. Н. Этнопедагогика. Изд. 2-е. М., 2003.

Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 2001.

Воспитание на культурных традициях православия. Из опыта работы учителей Псковской области.- Посков: ПОИПКРО, 2007.

Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001.

Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. М., 1993.

Гликман И. З. Теория и методика воспитания. - М.: Владос Пресс, 2003.

Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. - Ростов-на-Дону, 1992.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 2003.

Гобозов Ф. И. Проблемы регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. 2001. № 1.

Гончаров С. А., Набок И. Л., Петров А. А., Таксами Ч. М. Североведение в Герценовском университете. Институт народов Севера. СПб.: Астерион, 2003.

Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков. СПб.: Наука, 2004.

Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. М.: Институт социологии РАН, 2006.

Гречко П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности. Учебное пособие. - М., 2006

Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебн. пособие. 4-е изд, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации.- М., 1998.

Губогло М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е издание, стереотипное Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 2002.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.

Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. №1.

Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2000.

Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. – СПб., 1998.

Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. - М., 2001.

Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2002.

Докучаев И. И. Введение в историю общения: Историография и методология решения проблемы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветском пространстве. М., 2003.

Евразийское Ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля / Отв. ред. И. М. Габдулгафарова. Вып.7. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006.

Зинурова Р. И. Психология и педагогика этноса. – Казань, 2004.

Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Изд.3-е. Самара, 2000.

Золотухин В. М. Толерантность.- Кемерово, 2001.

Зубов А. А. Палеоантропологическая родословная человека. - М., 2004.

Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. № 6.

Игнатов В. Г.. Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

Иконникова Н. К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур).- М., 1994.

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2-е издание, дополненное и переработанное. – СПб.: Питер, 2005.

Ильин В. В. Философия истории.- М.: Изд-во МГУ, 2003.

Инновационная образовательная программа Герценовского университета. Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. 2007-2008 г.г. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И, Герцена, 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.149 с.)