Этнокоммуникативная компетенция педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнокоммуникативная компетенция педагога.



Данный раздел нашего пособия должен носить итоговый характер, так как по существу раскрытие содержания этнокоммуникативной компетенции педагога и было задачей всего учебного пособия. Ранее, анализируя значимость компетентностного подхода, мы сделали ряд акцентов, касающихся смысла перемен, которые он несет. Доминантой здесь, безусловно, является оптимизация образовательного процесса в направлении получения прогнозируемых качеств специалиста при особом акценте на социально-культурной результативности его деятельности. При этом вполне традиционная для отечественного образования система знаний, умений и навыков должна дополниться «способностями и ценностями». [358] При всем несовершенстве и не строгости формулировки этого дополнения она, очевидно, отражает в основных чертах основную интенцию предполагаемого развития – креативность (способность личности к творческому саморазвитию) и опору на определенную систему ценностей (на основе свободного личного выбора).

В определении, предложенном в европейском проекте TUNING понятие компетенций включает «знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовывать».[359]

Этнокоммуникативная компетенция педагога предполагает прежде всего знание «как быть», т. е. как со-существовать (со-бытие, по определению М. М. Бахтина) «с другими в социальном контексте», которое основано на знаниях и понимании этих «других» (и в качестве субъектов общения и в качестве социального контекста) и знания как действовать для достижения максимального эффекта.

В случае профессионального педагогического образования эта самая эффективность действия направлено все на того же «другого», на формирование его личности, его духовной суверенности и социально-гражданской ответственности. Т. е. в общепринятой классификации компетенций, где они разделены на две большие группы «общих» (универсальных) и «предметных» (специальных) этнокоммуникативная компетенция должна иметь связующий, интегрирующий смысл.

Этнокоммуникативная компетенция педагога может быть описана через понятие «культура межнационального общения», т. е. она предполагает не только владение культурой межнационального общения, но и «знания, умения, навыки, способности и ценности» для трансляции, передачи этой культуры тому, на кого направлена профессиональная педагогическая деятельность. В данном учебном пособии мы описывали не только научное и образовательное содержание предмета «Педагогика межнационального общения», но и компоненты развитой культуры межнационального общения, на формирование которой направлен этот предмет. Используя парадигмальный подход, мы показали междисциплинарные связи дисциплины и описали образовательный междисциплинарный контекст, в котором только и может осуществляться это формирование.

Итак, обладающий этнокоммуникативной компетенцией педагог должен:

- знать природу этносов и этнических групп как важнейших составляющих социума, особенности их исторической эволюции и трансформации;

- иметь научно обоснованное представление об этничности как форме существования этносов и универсальном, интегративном свойстве культуры; об особенностях этногенеза и этнокультурогенеза, обусловивших этническое и этнокультурное многообразие человечества; о классификациях этносов и этнических групп, влияющих на особенности межэтнической коммуникации; о смысле и причинах разночтений в понимании нации и ее соотношении с этносом и этничностью;

- иметь научно обоснованное представление об этнической идентичности и особенностях процесса этноидентификации в его личностном и коллективном измерениях; о соотношении этнической идентичности с гражданской, этнорегиональной, этноконфессиональной идентичностями в социальных и межличностных коммуникационных процессах; о способах и формах интеграции различных видов идентичностей ради укрепления общественных связях, достижения гражданского мира и согласия в обществе, гармонизации коммуникационных процессов;

-знать и понимать психологические особенности этносов, этнических групп, свойственные им стереотипы поведения; влияние этнического происхождения и этнической идентичности на поведение индивидуума в коммуникации; особенности этнической картины мира как одного из регуляторов поведения в социальной коммуникации;

-знать и понимать основы и особенности этнической, этнонациональной и национальной политики, их взаимосвязи и влияние на состояние социума, характер и уровень этнокоммуникационных процессов;

-знать и понимать особенности межэтнической коммуникации (межнационального общения), ее ценностных оснований, средств, типов, стилей, благоприятствующих ему факторов;

- уметь творчески использовать разнообразные средства гармонизации межэтнической коммуникации;

-уметь использовать этнокультурологические и коммуникологические знания для анализа этнической (этнонациональной) составляющей той или иной социокультурной ситуации, выявления ее этнических факторов;

- владеть научными методами экспертизы этнических, этнонациональных и межнациональных конфликтов с целью прогнозирования их динамики, стадиальности и исхода;

- уметь творчески применять своизнания, уменияи навыкидля разрешения или ослабления конфликтов, возникших на этнической, расовой или конфессиональной почве;

- знать и понимать природу исущность толерантного сознания, отношения и поведения, условия, факторы формирования этнической толерантности и интолерантности;

-обладать навыками толерантного общения с представителями различных расовых, этнических или конфессиональных групп;

-обладать способностью к эмпатии в межнациональном общении;

-владеть педагогическими технологиями трансляции культуры межнационального общения в своей класснойц и внеклассной образовательной и воспитательной деятельности, с учетом психолого-возрастных особенностей и моно- или поликультурного состава коллектива учащихся.

Это краткое перечисление компонентов этнокоммуникативной компетенции педагога, разумеется, не исчерпывает собой все содержание этого феномена, которое выявляется только в живом творческом педагогическом процессе, который сам как любой социально-коммуникативный процесс имеет свою явную или срытую этнонациональную составляющую.

 

 

ГЛОССАРИЙ.

АВТОСТЕРЕОТИПЫ (в этнологии) - устойчивые представления этноса о своих качествах.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

АНТИТЮД – восприятие собственной этнической общности.

АНТРОПОЛОГИЯ - « человековедение» – комплекс гуманитарного и естественнонаучного знания о человеке и человечестве. В отечественной научной традиции антропологией считается прежде всего физическая антропология, которая включает следующие разделы: антропогенез, расоведение (этническую антропологию) и морфологию человека.

АПАРТЕИД – крайняя форма расизма, расовой дискриминации, национального геноцида, выражающаяся в существенном ограничении или полном лишение тех или иных этнонациональных групп населения гражданских, политических и иных прав и свобод, а также ограничение или территориальную изоляцию мест их проживания.

АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом (этнической группой) своего языка и культуры при контакте с другим – более сильным, доминирующим.

АНТРОПОГЕНЕЗ – формирование человека как вида.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation уподобление, сходство) - слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, культуры и утраты своего языка, культуры и национального самосознания.

БИОСФЕРА – оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами.

ВОСПИТАНИЕ – 1) совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социо-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; 2) функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды.

ГЕОБИОЦЕНОЗ ( или БИОЦЕНОЗ) региона – законченный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одной целое общностью условий существования.

ГЕНОЦИД (греч. genos – род, племя + лат. caedere - убивать) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий,рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности. Этот термин происходит от понятия, служащего интерпретации библейских текстов. Применительно к Библии герменевтика означает выявление чувственно-буквального, отвлеченно-нравоучительного и идеально-мистического смыслов текста. А также – направление в современной философии.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – термин, использующийся для обозначения сближения, интеграции обществ, культур, ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и взаимодействию.

ГЛОБАЛИЗМ – 1) синоним глобализации; 2) теоретическая концепция, интерпретирующая смысл, направленность и вероятные результаты глобализации и выстраивающая определенную стратегию действий человечества или его отдельных групп в этой ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.008 с.)