Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнокоммуникативная компетенция педагога.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данный раздел нашего пособия должен носить итоговый характер, так как по существу раскрытие содержания этнокоммуникативной компетенции педагога и было задачей всего учебного пособия. Ранее, анализируя значимость компетентностного подхода, мы сделали ряд акцентов, касающихся смысла перемен, которые он несет. Доминантой здесь, безусловно, является оптимизация образовательного процесса в направлении получения прогнозируемых качеств специалиста при особом акценте на социально-культурной результативности его деятельности. При этом вполне традиционная для отечественного образования система знаний, умений и навыков должна дополниться «способностями и ценностями». [358] При всем несовершенстве и не строгости формулировки этого дополнения она, очевидно, отражает в основных чертах основную интенцию предполагаемого развития – креативность (способность личности к творческому саморазвитию) и опору на определенную систему ценностей (на основе свободного личного выбора). В определении, предложенном в европейском проекте TUNING понятие компетенций включает «знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовывать».[359] Этнокоммуникативная компетенция педагога предполагает прежде всего знание «как быть», т. е. как со-существовать (со-бытие, по определению М. М. Бахтина) «с другими в социальном контексте», которое основано на знаниях и понимании этих «других» (и в качестве субъектов общения и в качестве социального контекста) и знания как действовать для достижения максимального эффекта. В случае профессионального педагогического образования эта самая эффективность действия направлено все на того же «другого», на формирование его личности, его духовной суверенности и социально-гражданской ответственности. Т. е. в общепринятой классификации компетенций, где они разделены на две большие группы «общих» (универсальных) и «предметных» (специальных) этнокоммуникативная компетенция должна иметь связующий, интегрирующий смысл. Этнокоммуникативная компетенция педагога может быть описана через понятие «культура межнационального общения», т. е. она предполагает не только владение культурой межнационального общения, но и «знания, умения, навыки, способности и ценности» для трансляции, передачи этой культуры тому, на кого направлена профессиональная педагогическая деятельность. В данном учебном пособии мы описывали не только научное и образовательное содержание предмета «Педагогика межнационального общения», но и компоненты развитой культуры межнационального общения, на формирование которой направлен этот предмет. Используя парадигмальный подход, мы показали междисциплинарные связи дисциплины и описали образовательный междисциплинарный контекст, в котором только и может осуществляться это формирование. Итак, обладающий этнокоммуникативной компетенцией педагог должен: - знать природу этносов и этнических групп как важнейших составляющих социума, особенности их исторической эволюции и трансформации; - иметь научно обоснованное представление об этничности как форме существования этносов и универсальном, интегративном свойстве культуры; об особенностях этногенеза и этнокультурогенеза, обусловивших этническое и этнокультурное многообразие человечества; о классификациях этносов и этнических групп, влияющих на особенности межэтнической коммуникации; о смысле и причинах разночтений в понимании нации и ее соотношении с этносом и этничностью; - иметь научно обоснованное представление об этнической идентичности и особенностях процесса этноидентификации в его личностном и коллективном измерениях; о соотношении этнической идентичности с гражданской, этнорегиональной, этноконфессиональной идентичностями в социальных и межличностных коммуникационных процессах; о способах и формах интеграции различных видов идентичностей ради укрепления общественных связях, достижения гражданского мира и согласия в обществе, гармонизации коммуникационных процессов; -знать и понимать психологические особенности этносов, этнических групп, свойственные им стереотипы поведения; влияние этнического происхождения и этнической идентичности на поведение индивидуума в коммуникации; особенности этнической картины мира как одного из регуляторов поведения в социальной коммуникации; -знать и понимать основы и особенности этнической, этнонациональной и национальной политики, их взаимосвязи и влияние на состояние социума, характер и уровень этнокоммуникационных процессов; -знать и понимать особенности межэтнической коммуникации (межнационального общения), ее ценностных оснований, средств, типов, стилей, благоприятствующих ему факторов; - уметь творчески использовать разнообразные средства гармонизации межэтнической коммуникации; -уметь использовать этнокультурологические и коммуникологические знания для анализа этнической (этнонациональной) составляющей той или иной социокультурной ситуации, выявления ее этнических факторов; - владеть научными методами экспертизы этнических, этнонациональных и межнациональных конфликтов с целью прогнозирования их динамики, стадиальности и исхода; - уметь творчески применять своизнания, уменияи навыкидля разрешения или ослабления конфликтов, возникших на этнической, расовой или конфессиональной почве; - знать и понимать природу исущность толерантного сознания, отношения и поведения, условия, факторы формирования этнической толерантности и интолерантности; -обладать навыками толерантного общения с представителями различных расовых, этнических или конфессиональных групп; -обладать способностью к эмпатии в межнациональном общении; -владеть педагогическими технологиями трансляции культуры межнационального общения в своей класснойц и внеклассной образовательной и воспитательной деятельности, с учетом психолого-возрастных особенностей и моно- или поликультурного состава коллектива учащихся. Это краткое перечисление компонентов этнокоммуникативной компетенции педагога, разумеется, не исчерпывает собой все содержание этого феномена, которое выявляется только в живом творческом педагогическом процессе, который сам как любой социально-коммуникативный процесс имеет свою явную или срытую этнонациональную составляющую.
ГЛОССАРИЙ. АВТОСТЕРЕОТИПЫ (в этнологии) - устойчивые представления этноса о своих качествах. АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. АНТИТЮД – восприятие собственной этнической общности. АНТРОПОЛОГИЯ - « человековедение» – комплекс гуманитарного и естественнонаучного знания о человеке и человечестве. В отечественной научной традиции антропологией считается прежде всего физическая антропология, которая включает следующие разделы: антропогенез, расоведение (этническую антропологию) и морфологию человека. АПАРТЕИД – крайняя форма расизма, расовой дискриминации, национального геноцида, выражающаяся в существенном ограничении или полном лишение тех или иных этнонациональных групп населения гражданских, политических и иных прав и свобод, а также ограничение или территориальную изоляцию мест их проживания. АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом (этнической группой) своего языка и культуры при контакте с другим – более сильным, доминирующим. АНТРОПОГЕНЕЗ – формирование человека как вида. АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation уподобление, сходство) - слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, культуры и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. БИОСФЕРА – оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами. ВОСПИТАНИЕ – 1) совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социо-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; 2) функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды. ГЕОБИОЦЕНОЗ ( или БИОЦЕНОЗ) региона – законченный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одной целое общностью условий существования. ГЕНОЦИД (греч. genos – род, племя + лат. caedere - убивать) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий,рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп. ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности. Этот термин происходит от понятия, служащего интерпретации библейских текстов. Применительно к Библии герменевтика означает выявление чувственно-буквального, отвлеченно-нравоучительного и идеально-мистического смыслов текста. А также – направление в современной философии. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – термин, использующийся для обозначения сближения, интеграции обществ, культур, ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и взаимодействию. ГЛОБАЛИЗМ – 1) синоним глобализации; 2) теоретическая концепция, интерпретирующая смысл, направленность и вероятные результаты глобализации и выстраивающая определенную стратегию действий человечества или его отдельных групп в этой ситуации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.007 с.) |