Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знакомство со схемой (графической моделью) предложения↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Беженова М.А. Веселая грамматика. — Д.: Сталкер, 1998. 336 с: ил. (Серия "Скоро в школу") Вместо предисловия Данное пособие содержит конкретный, практический игровой материал по подготовке ребенка 5-6 лет к школе по предмету "Обучение грамоте"(овладение первоначальными навыками чтения и письма). Материал пособия соответствует программе первого класса четырехлетней начальной школы и направлен на формирование необходимых знаний и умений будущих первоклассников, являющихся базой для успешного обучения в начальных классах. Идущий в современную школу малыш должен уметь самостоятельно мыслить, работать, творчески размышлять, строить высказывания. Ему необходимы не только прочные навыки чтения и письма, но и четкие знания о структуре речи и о звуковом строении слова. Книга включает в себя три основных раздела: 1. Знакомство со словом и предложением. 2. Ознакомление со звуковой стороной слова. 3. Обучение чтению. Целями занятий первого раздела "Знакомство со словом и предложением" являются: - вызвать интерес к слову; - познакомить с термином "слово": - научить самостоятельно называть разные слова; - познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности; - познакомить с термином "предложение"; - научить выделять предложения из общего речевого потока, членить предложения на слова, составлять предложения из одного-трех слов по сюжетным и предметным рисункам; - познакомить с графической моделью предложения; - научить составлять предложения по предложенным графическим моделям. Второй раздел. "Усвоение ребенком звуковой стороны слова" — сложный процесс, который можно разделить на такие этапы: • вслушивание в звучание слова, различение звуков. • самостоятельное вычленение звуков из слова, анализ его звуковой структуры. Цели и задачи на этих этапах: - дать понятие о звуках речи в сопоставлении с неязыковыми звуками; - научить вслушиваться в звучание слов; - самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове; - осознавать звук как отдельный элемент в слове; - дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от друга по произношению; - научить различать твердые и мягкие согласные на слух и по артикуляции; - привить навык обозначения звуков условными значками, записывать звуковые модели слова; - научить членить слово на части, т.е. слоги; - научить различать одно-, дву-, трислоговые слова; - выработать умение выделять ударение в словах. И, наконец, цели и задачи третьего раздела "Обучение чтению": - познакомить с буквами; - научить основному приему чтения с ориентировкой на гласные звуки открытых и закрытых слогов, читать слова постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры, правильно интонировать предложения, правильно, четко, громко произносить слова, писать буквы, слоги, слова под диктовку, списывать с печатного текста, проверять написанное; - познакомить с переносом слов по слогам; - познакомить с правилом написания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Книга рассчитана на занятия с детьми небольшой группой до 5-6 человек или индивидуально в "домашней школе". Занятия в группе можно проводить в виде игры-соревнования. Ребенок, который правильно и быстро выполняет задания, отвечает на вопросы — набирает наибольшее количество фишек, — становится победителем. В каждом разделе предложены разнообразные задания, игры, упражнения на различные виды деятельности, что дает взрослым возможность выбора. Старайтесь, чтобы занятия были непродолжительными и веселыми, тогда завтра ваш малыш снова захочет их возобновить. Чтобы занятия проходили в увлекательной атмосфере игры, были разнообразными, необходимо тому, кто будет выступать в роли учителя, подготовить некоторый дидактический материал: - карточки из плотной бумаги для построения звуковых моделей слов; - наборы карточек с предметными картинками, маленькие и большие; - набор сюжетных картинок; - кассу букв; - фишки для игр; - некоторые игры, описанные ниже, такие, как "Слоговое лото", "Путешествие по океану"; - схемы-модели предложений. ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Знакомство со словом и предложением 1. Ознакомление со словом Игра "Подскажи слово" Шустрик когда-то знал очень много стихотворений. Однажды он начал вспоминать их, но... забыл слова: Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался… (зайка) Наша Таня громко плачет, Уронила в речку.. (мячик) Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке...(лапу) Все равно его не брошу, Потому что он...(хороший) Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится...(кошки) Вот сколько слов вы подсказали и все слова в стихах теперь нашлись. Вы хорошо знаете стихотворения А.Барто. А сумеете подсказать слова из стихотворений Корнея Ивановича Чуковского? Если не догадаетесь, будем думать вместе. Жил на свете человек — Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной...(дорожке) А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные...(мышки) И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные…(волки) И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у…(окошка) Задание. Вокруг нас существует великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря каждое слово, кладите фишку в коробку. Первым начинает Шустрик. Тетрадь, стол…. Дети по очереди называют слова... С каждым словом кладут фишку в коробочку. Посмотрите! Сколько много слов сказали ребята! Игра "Пары слов" Обращаясь к детям: - Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его "пару". кошка – молоко мальчик - машина стол - пирог тетрадь - карандаш школа - ученик музыка - радио Если получается, игру можно усложнить: • Попробуйте назвать любое слово из пары. • Предложите запомнить большее количество пар слов (4—6). Улица – метро колбаса – собака ночь - звезды Вода – бассейн дорога – светофор магазин – продавец клумба - цветок книга - портфель витрина - игрушки лодка - рыбак поезд - вокзал чай - бутерброд телевизор – мультфильм мед - пчелы дождь - грязь зима - снег вода – сапоги пассажир - трамвай аптека - лекарство книга - сказка учитель - оценка молоко – кастрюля подарок – день рождения Игра "Бывает — не бывает!" (Физкультминутка) — Дети, становитесь в ряд. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает — стойте на месте. Если такого не бывает — приседайте. Волк бродит по лесу. Волк на дереве сидит. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по крыше гуляет. Лодка по небу плывет. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Мышка любит сыр. Мама поехала на базар. Кот купил колбасу. Рыбка лежит на сковородке. У курицы две ноги. У слона четыре ноги. Курица меньше индюка. Хлеб дороже торта. Ночью бывает радуга. Внук младше дедушки. Дедушка учится в школе. На лугу пасется крокодил. Козел дает молоко. Девочка стирает платье. Собака ест траву. Кролик ест траву. Ночью идет дождь.
Знакомство с предложением — Что делает кошка? (Кошка пьет молоко) — Этот ответ называется предложением. Я выложу его с помощью слов-фишек. Шустрик на каждое слово выставляет фишку. Задание. Попробуйте сами составить предложение. Вначале назовите ктоизображен на рисунке, а потом скажите, что он делает.
Сколько слов в каждом предложении? (Сколько фишек — столько и слов.)
— С чем мы познакомились? (С предложением) — Что мы учились делать? (Составлять предложения.) — Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
ЗАНЯТИЕ 2 1. Продолжение знакомства со словами Игра "Собираем слова" На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова? (Слова, которые называли предмет) Вспомним эти слова... (Дети по очереди называют слова, кладут фишки в коробку. Каждому предоставляется возможность назвать слова, еще никем не названные). — А есть слова, которые являются п ризнаками предмета. Игра "Узнай слово" — Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадайтесь, о чем я говорю. • Круглый, большой, резиновый, легкий... (Мяч) • Темная, большая, низкая, дождевая... (Туча) • Холодная, чистая, прозрачная, быстрая... (Вода, река) • Белый, пушистый, холодный, скрипучий... (Снег) • Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное... (Небо) • Добрая, хорошая, родная, ласковая, дорогая... (Мама) • — Теперь давайте наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки. яблоко какое? (Вкусное, сладкое,спелое, сочное, красное и пр.)
Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, красные, большие...) — Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)
Игра "Скажи наоборот" — Я буду говорить слово-"признак", а вы тоже называйте, но наоборот, например: большой - маленький толстый - тонкий черный - белый горячий - холодный пустой - полный легкий - тяжелый чистый - грязный больной - здоровый ленивый - трудолюбивый храбрый - трусливый послушный - балованный богатый - бедный сильный - слабый веселый - грустный красивый - безобразный широкий - узкий высокий - низкий твердый - мягкий гладкий - шершавый кислый - сладкий детский - взрослый добрый - злой 2. Работа над предложением Задание. Придумайте предложение по картинке, состоящее: • из двух слов; • из трех слов; • из четырех слов. Выставляем слова-фишки. — Что делают дети? (Дети играют) "Дети" — выставляют одну фишку "играют" — кладут рядом другую фишку. — Прочитайте это предложение. Учитель указывает на фишки по отдельности. — Что делает мальчик? Из чего состоит предложение? (из слов) Прочитать весь текст. Работа над предложением Скажите: — Ребята занимаются. Потом спросите у детей: Что я сейчас произнес? (Предложение) Из чего состоит наша речь? (Из предложений) Как мы можем записать предложение? (При помощи схемы) Что обозначают черточки? Как обозначается начало? Задание № 1. Составьте предложение по картинке, сосчитайте в нем количество слов и запишите его схему. (Предлоги обозначайте более короткой черточкой, как маленькое слово). Подготовьте набор сюжетных картинок для индивидуальной работы в группе. Используя их, можно провести игру "Кто составит больше предложений?" Упражнение в определении количества слов в предложении. (Для 6-летних) Составить схему предложения на слух (Не более 4-5 за занятие) Рома пил молоко. Юре купили машину. Мама кормила малыша. Папа удил рыбу. Сестра получила открытку. Ира читала книгу. Кукла упала на пол. Собака лежала на коврике Саша ушел в школу. Ребята играли в прятки. Мама приехала к бабушке. У Шуры кукла. У кошки появились котята. На крючок попался башмак В норе жил большой жук. В марте появились подснежники. • Мы поздно возвращались из театра. • Юля завернула в кулек свой завтрак. • Оля и Юля гуляли на улице. • Вова рос крепким и сильным мальчиком. Задание № 2. Составьте предложение с заданным словом и сосчитайте количество слов в нем. Например, со словом "берег". С любым другим словом. Задание № 3. Составьте предложения с несколькими словами: ..."Птица свила"... или ..."Старушка жила" Задание № 4. Запишите схемы предложений под диктовку. Дети вышли гулять, Саша взял санки. Прибежал пес. Ребята вместе лепили снеговика.
Тема: Ознакомление со звуковой стороной слова (Формирование начальных фонетических представлений)
ЗАНЯТИЕ 5 1. Понятие о речевых органах, гласных и согласных звуках Тысячи разных звуков окружают человека в квартире (тиканье часов, урчание холодильника, звонок телефона...) и на улице (шелест листвы, журчание ручейка, шуршание шин по асфальту). Но среди всего этого многообразия мы легко различаем звуки человеческой речи. Чем же отличаются они (звуки речи) от других звуков? Они несут особую информацию. В языке все имеет звуковое выражение. Например, о чем вам говорят звуки [о], [т], [к]? Но стоит тем же звукам стать в определенном порядке, как сразу станет ясно, о чем идет речь [кот] или [ток]. Каждый звук в слове занимает свое место. Если его заменить — слово разрушится или превратится в другое. Звуковую сторону речи изучает наука фонетика. Название ее образовано от греческого слова phone, что означает "звук". Обучение грамоте начинается именно с изучения звуков. — Ребята, скажите, при помощи чего человек разговаривает? (При помощи языка, губ, зубов, твердого нёба) • Эти органы так и называются — органы речи. — При помощи чего я произношу такой звук: [б] — (при помощи губ, смыкая их) [т] — (языка, зубов) [ф] — (губ, зубов) [л'] — (языка, твердого нёба) [у] — (сложенных в трубочку губ) — Во время произношения какого звука кончик языка дрожит? (Когда произносишь [р]) Звуки речи бывают разные. Одни легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград. — Что это за звуки, при произнесении которых струя воздуха выходит изо рта свободно? ([а], [о], [у], [ы], [э], [и]). Они называются гласные от слова "глас", т.е. голос. Потому что они голосные, их можно петь. Распевать их можно громко и долго, переходя от одного к другому. Вот послушайте: Аааааааа! или Ooooooo! Aaaayyyyy! Эээээииии! Другим звукам живется хуже. Чтобы вам их произнести, воздуху приходится прорываться через преграды, которые ставят ему губы, зубы, язык. Такие звуки называются согласные. Их никак нельзя пропеть, получится только шум. Называются они так, наверное, потому, что согласный можно произнести или пропеть только вместе с гласным, поэтому и называют их согласные. Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается... (Гласный) Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные... согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. В.Берестов • Гласный звук будем рисовать значком "О" (это наш открытый ротик, когда воздух выходит из него свободно). • Согласный звук — вот таким значком — (это преграда на пути проходящего воздуха, которую создают губы, зубы или язык).
Упражнение в распознавании гласных и согласных звуков. У каждого ребенка по 2 карточки: О и — — Я буду называть звуки гласные или согласные (твердые), а вы поднимайте соответствующую карточку. Игра "Кто больше?" (На вычленение первого звука в словах). Приготовьте набор карточек с предметными картинками. Каждый ребенок по очереди тянет карточку и называет первый звук данного слова. Если назвал правильно — карточку оставляет себе, если неправильно — отдает обратно. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек. Задание. Рассмотрите рисунки и назовите первый звук в словах. Игра "Назови первый звук в слове" Показывая детям Буратино, разыгрываете инсценировку: "Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня пришел к нам на занятие, чтобы научиться узнавать в словах первый звук." Спрашиваете куклу: — С какого звука начинается твое имя? Буратино качает головой. — Дети, помогите ему, скажите, с какого звука начинается имя Буратино? — Определите с какого звука начинаются ваши имена? А теперь можем поиграть в магазин. Игра "Магазин игрушек". Выставьте на "прилавок" несколько игрушек, мелких предметов. И предложите: — Ребята, вы можете купить любую понравившуюся игрушку, правильно назвав первый звук в слове, которым она называется. Например: кукла — [к] медвежонок — [м] и т.д. Задание Внимательно рассмотрите картинки и назовите слова, которые начинаются со звука [д]: Затем слова, начинающиеся на звук [ш]; [л]; [к] и т.д. Вариант II — Я буду называть слово по этим картинкам без первого звука. А вы отгадайте, что это за слово: … уба _ [ш] (шуба) …атон - [б] и т.д. Игра "Не ошибись". Ведущий говорит: — Я читаю слова, а вы выделяйте начальный звук слова и поднимайте соответствующую карточку: Если согласный – синий квадрат, если гласный – красный. клен; ива; аист; молоко; картофель; жук; арбуз; иголка; имя; хвост; чай; ужин; экскаватор; овод; шмель... 2.Продолжение работы над предло жением Задания: • Составить предложения по картинке: а) с данным словом б) с данным сочетанием слов * Составьте предложение, все слова в котором начинаются на один и тот же звук — [м] Мама мылит мылом Машу. • Все слова должны начинаться на [к] (Костя красит калитку). Или на звук [п]. ЗАНЯТИЕ 6 1. Развитие фонематического слуха, закрепление умения выделять первый звук в словах, различать гласный и согласный звуки, обозначать звук условными значками — Послушайте рифмовки. Какой звук в них повторяется чаще других? Спит спокойно сытый сом, Смотрит сладко сотый сон. [с] Шапкой Мишка шишки сшиб. [ш] Жужжит над жимолостью жук, Тяжелый на жуке кожух. [ж] На горе, на горке наш герой Егорка. [г] Рыла свинья - тупорыла, полдвора рылом изрыла. [р] — Какие это все были звуки? (Согласные) — Назовите согласные звуки. — Вспомните звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит свободно. Как они называются? (Гласные) — Назовите гласные звуки. Их всего 6. ([а; о; у; и; ы; э]) Игра "Подними карточку" — Я буду читать слова — говорит ведущий, — а вы поднимайте карточку начального звука: [—J или [о] Груша, апельсин, виноград, орех, ананас, конфета, мандарин ирис, изюм, банан, мороженое и др. Игра "Узнай слово" — Я произнесу слово медленно, растянуто — говорит с таинственным видом Шустрик. — А вы попытайтесь угадать, какое я сказал слово. И начинает говорить. не отрывая звуки друг от друга. Ммммммаааааммммммааааа! (мама — кричат дети) • Теперь узнайте другое слово: ссссттттоооолллл! (стол) ххххллллееееббббб! (хлеб) • Если дети легко справляются с заданием, усложните его, называя звуки в слове как отдельные самостоятельные единицы. Это упражнение поможет малышам как бы заглянуть в звуковой строй слова, уловить последовательность звуков. Игра развивает слуховое восприятие, дает возможность осознать звук как отдельный элемент в слове. [с], [о], [н], [ц], [э] — солнце [ч], [а], [с], [ы] — часы Упражнение № 1. Выкладывание схем небольших слов. Назовите звук и сделайте паузу, дайте ребенку время выложить нужную карточку, затем называйте следующий звук и т.д. Ребенок должен сосчитать количество выложенных карточек — количество звуков в слове и узнать слово. [Д]. [о], [м], Син, красн, син В слове "дом" 3 звука. [н], [о], [с] В слове "нос" 3 звука. Син, красн, син • [к], [р], [а], [н] 4 звука
Син, син,красн, син • [р], [а], [Д], [у], [г], [а] Син, кр, син, кр, син, кр Игра "Подскажи Петрушке звук" Ведущий объявляет: — В гости к нам пришел Петрушка, он сейчас будет говорить слова, но в некоторых будет нарочно недоговаривать последний звук. Его вы и должны подсказать. • На солнышке грелся черноухий котено... [к] • Охотники развели в лесу косте...[р] • Ученик держал в руке каранда... [iu] • На лесную поляну выбежал зая... [ц] • По стволу стучал пестрый дяте... [л] • Белочка спрятала орешки в дупл... [о] • По двору бродили утк... [и]….. Игра "Подбери слово" Играют дети по очереди. Первое слово говорит Шустрик. Например, "щенок". — На какой звук заканчивается слово? (на [к]) Значит следующий ребенок должен подобрать слово на звук [к]: кот, потом на [т] — топор и т.д. • Если слово заканчивается на мягкий согласный как в слове соль - [л'], то дети должны подобрать следующее слово на этот же звук, а не на твердый [л] Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей окажется не в состоянии назвать нужное слово. Игра "Отбери нужный рисунок" Играть могут 2 человека или 2 команды, можно всем поочередно. Задание: 1) Выберите тот предмет на картинке, название которого оканчивается на гласный. 2) Выберите тот предмет на картинке, название которого оканчивается на согласный. • Тот, кто правильно называет слово, забирает карточку себе. Победителем становится набравший большее количество карточек. Задание №1 (индивидуальное) У каждого ребенка карточка, наподобие той, что изображена на рисунке. Количество кружков — это количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий. Кто выполнит задание правильно и быстро, тот победил. Так выглядит карточка до и после работы.
• Задание можно усложнить, выполнив на карточке 5-6 рисунков и, соответственно, схем. Варианты карточек: Задание №2 Послушайте стихотворения и назовите звук, который заблудился. Неизвестно, как случилось, Только звук-то заблудился: Заскочил он в чей-то дом И хозяйничает в нем! Закричал охотник: "Ой!" Двери (звери) гонятся за мной! [з] На виду у детворы крысу (крышу) красят маляры. [ш] Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: "Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами!" [ж] Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами. [ч] Задание № 1 Напишите в тетради такой значок. Печатание буквы "А". Задание № 2 • Назовите слова, которые начинаются на звук [а] (автобус; август; армия; аист; адрес...). • Назовите слова, где звук [а] находится в середине слова: (каша; мак; макароны; пряники; тапки...) • Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова (кошка; слониха; птица; бумага; змея...) Упражнение в узнавании звука [а] в словах. — Я буду называть слова, — говорит Шустрик. — Если в слове есть звук [а], хлопните в ладоши и постарайтесь назвать его место в слове (в начале, середине или конце). Если в слове звука [а] нет — не хлопайте. Тюльпан; василек; флоксы; кактус; розы; гладиолусы; лилии; астры; хризантемы; кувшины; одуванчик; ромашка; мимоза; цветы. Игра "Кто больше?" Каждый ребенок по очереди, взяв карточку с предметным рисунком, определяет наличие звука [а] в слове и его месторасположение. Если ответ верный — карточка с рисунком остается у него. Если ответил неверно — кладет карточку обратно в коробку. Победителем становится набравший наибольшее количество карточек-слов. Упражнение в сливании звуков. Ведущий говорит: — Я буду называть согласный звук, а вы причитывайте к нему звук [а] по схеме: М – ма Н – на П – па Ж – жа С – са … • Буква "А" может обозначать не только один звук, но и целое слово, только маленькое. ПОСЛУШАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: "Кот мяукает, а петух кукарекает." — Сколько здесь слов? — Составьте схему этого предложения. Задание Придумайте самостоятельно предложения на противопоставления с маленьким словом "а". Запишите его схему. Задание. Просмотрите весь текст. Подчеркните все буквы "а" в тексте. П У Т А Н И Ц А Пингвины — жители пустыни, Ужата очень любят дыни, Шоферы знают толк в малине, Ребята ползают в трясине, Верблюды плавают на льдине, Медведи возят груз в машине. Неспешно ходит черепаха, Колючий лев в траве таится, Могучий еж не знает страха, За ним охотится лисица. Нет ни склада тут, ни лада... • Переставьте все, как надо! Какой звук она обозначает? Что такое буква? (Значок для обозначения звука) ЗАГАДКИ Был ребенок, не знал пеленок, Стал стариком — сто пеленок на нем.(капуста) Задание № 1. Выложите звуковую модель этого слова и других отгадок. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель) В огороде вырастаю. А когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор) Игровое упражнение У Саши был друг Снеговик. Пришел Саша однажды к другу и говорит: — Давай играть, будем делить слова на части. — Согласен, — отвечает Снеговик. Посмотри повнимательнее на мою одежду и скажи, что из нее называется словами из двух частей. А Снеговик даже не понимает, о чем это его спрашивают. Ребята, помогите Снеговику назвать такие слова. (Шапка, шуба, шарфик и т.д.)
Поблагодарил Снеговик ребят за помощь. — А теперь вы скажите, названия каких предметов в моем рюкзаке состоят из трех слогов? (Удочка, шахматы, бублики, одежда, консервы, карандаш, ракетки, панама...) Игра: «Купи игрушку» — Название этой игрушки состоит из одного слога. Тот, кто называет правильно, берет игрушку себе. После того, как все игрушки с односложными словами будут раскуплены, Шустрик предложит купить игрушки, в названии которых 2 слога, затем 3 слога. — Почему никто не стал покупать Буратино и Чебурашку? (В названии этих игрушек 4 слога) 2. Звук [о] и буква "О' — С какими буквами вы уже познакомились? — Догадайтесь, какую букву вы будете изучать сейчас? Обруч катится легко, Он похож на букву... Задание № 1 Напишите букву "О" в тетрадях. Печатание буквы "О". Упражнение № 1 (на развитие фонематичного слуха). Определите звук [о] в словах на слух и назовите его местоположение (в начале, середине, конце слова). бинокль; ведро; вода; картон; лимон; посуда; метро; окунь; рисунок; окно; коробка; очки; молодец. Задание № 2. Назовите слова со звуком [о]. В начале слова: (обруч; осы; осень...) В середине слова: (стол; моль; рот; телефон...) В конце слова: (метро, пальто, молоко, окно...) Упражнение в сливании звуков. — Причитывайте к согласному, который я назову, звук [о]. [м] - [мо] [к] - [ко] [д] - [до] [Ц] - [ЦО] [п] - [по] и т.д. Игра "Поле чудес" — Отгадай названия предметов, "записанных" на карточках. Все эти предметы находятся в твоей комнате: -у- --о- -у-а-а 4 звука, 3-й звук [о] (стол) 6 звуков, половина из 3-й звук [у] (стул) них тебе известны. (бумага) Загадки Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. (Осы) Прошла по лугам, По лесам и полям, Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: "За мною нагрянет зима".(Осень) Что за дерево стоит — Ветра нет, а лист дрожит? Осина) Как можно узнать сколько слогов в каждом слове? (По количеству гласных). (А сколько гласных в слове, столько и слогов). Задание Назовите слова со звуком [и] • В начале слова: (индюк, имя, ирис.) • В середине слова: (лиса, книга, число) • В конце слова: (руки, очки, сапоги...) Упражнение в сливании звуков. — Причитывайте к согласному, который я назову звук [и], — предлагает Шустрик. [в] - [ви] [г] - [ги] [д - [ди] [с] - [си] [р] - [ри] [ф] - [фи] Как изменяются согласные, если после них стоит гласный [и]? (Они смягчаются) Все ли согласные смягчаются перед [и]? (Нет, твердые согласные [ж]; [ш]; [ц] не смягчаются) • Буква "И", как и другие буквы (А; У), может обозначать отдельное слово. Например: Мальчики и девочки читают. Ребята посадили дуб и березку. Теперь вы придумайте предложения с маленьким словом "и", составьте его схему. Задание Напишите в тетрадях под диктовку буквы О У А И Запишите "песенки", которые поют буквы: АИ; ОУ; АУ; И А. ЗАНЯТИЕ 13 1. ЗВУК [ы]. буква "Ы" Задание № 1 Составьте звуковые схемы слов: ШАР ШАРЫ - О - О Чем отличаются эти слова? (Количеством звуков) Какой звук появился в слове "шары"? Что это за звук? (Гласный) • Звук [ы] обозначается специальным значком-буквой "Ы". Посмотрите, какая она Смешно мальчишкам и девчонкам: Проходят рядом толстый с тонким. Они идут, не понимают, Что букву Ы напоминают. Задание № 2 Напишите в тетради букву «Ы». Печатание буквы "Ы". Внимание! Она состоит из двух отдельных элементов. Упражнение в слиянии звуков, [Д] + [ы] = [Ды] [к] + [ы] = [кы] [м] + [ы] = [мы] [с] + [ы]= [сы] Какой согласный слышится в этом слиянии звуков? (Твердый) Звук [ы] произносится только после твердых согласных. Нужно различать: при слиянии со звуком [и] - согласный смягчается; при слиянии со звуком [ы] — согласный остается твердым. Упражнение на развитие фонематического слуха. — Если услышите в слове звук [ы], хлопните в ладоши. Я нырну на глубину, В гости к рыбам загляну! Только жаль, на глубине Ничего не слышно мне! Задание № 3 Назовите слова со звуком [ы]. Укажите, где он находится в слове: Столы, рыба, дыня, сыр, зубы, лыжи, тысяча, тыква… Запомните! В русском языке звук [ы] никогда не употребляется в начале слова. Задание Измените слово так, чтобы появился звук [ы] Кран – краны Лиса – лисы Звезда – звезды Гриб – грибы Огурец - огурцы Продолжите ряд таких слов. 2. Закрепление деления слов на слоги Игра "Телеграф" — Я буду называть слова, а вы их по "телеграфу" передавайте в другой город. Например: — В слове "папа" — 2 слога. Сколько раз нужно простучать? (2 раза) Шустрик называет любое слово — ребенок должен суметь отстучать его по слогам: Лы – жи; спорт; по – езд; снег; мед; са – мо – лет; …. II вариант игры —Теперь я отстучу слово, но произносить буду только первый слог, остальные — стучать. А вы угадайте, что это за слово. Сумм – (ка); мя – (чик); цве – (ток); те – (ле – фон); во – (ро – бей); гра – (ни – ца). Игра "Говори — не задерживай" Дети должны стать, образовав круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово (громко и по слогам). Рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же проговаривает свое слово громко по слогам, чтобы следующий мог легко выделить самый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Например, первый ребенок произнес слово "ваза", следующий по кругу говорит слово "задача", следующий "часы" и т.д. Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, повторяет уже названное или ошибается, он должен выйти из круга (или отдать фант). Постепенно круг играющих сужается. Игра "Угадай слово" по его схеме. • Дикое животное с ценным мехом, (лиса) = о - о • Домашнее животное. (собака, корова) • Кондитерское изделие, (торт) - о - - • Овощ. (помидор) - 0= 0 – 0 - • Предмет из школьных принадлежностей, (пенал) = о – о – ЗАНЯТИЕ 14 1. Звук [э]. буква "Э" — Какой звук слышится во всех этих словах: эхо; экспресс; аэродром; поэт; электричество; этаж (Звук[э]) • Обозначается звук [э] вот таким значком: Это -Э С открытым ртом И большущим языком. Г. Юдин • Далее знакомство с буквой проходит по той же методике, что и раньше. Задание № 1. Повторение букв. Диктант. Запишите "пес
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.014 с.) |