Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определить количество предложений в тексте.

Поиск

3) Предложить детям пов­торить каждое предложе­ние перед написанием.

4) Дать ориентацию в тетради:

сколько клеточек отсту­пить сверху, слева;

опре­делить длину черточек (3 клет.),

расстояние меж­ду черточками (1 клет.).

• Я мою руки. _ _____ ____.

• Брат читает. ____ ____.

• Мама готовит ужин. ____ ____ ____.

ЗАНЯТИЕ 4 1. Знакомство со словами-названиями живых и неживых предметов

В природе существуют живые и неживые предметы.

Кого мы относим к живым предметам? (животные, люди, птицы и т. д.)

Назовите неживые предметы: (мебель, посуда, транспорт...)

Давайте поиграем в игру "Кто внимательный?"

— Я буду называть слова. Если я назову жи­вой предмет — хлопок в ладоши; если назову неживой предмет — не хлопайте.

Качели, водитель, стол, собака, врач, сапоги, продавец, яблоко, ножницы, артист, музыкант, инструмент, друг, книга, воспитатель, елка, подарок, повар, ученик, лампочка, ворона…

Ко всему одушевленному ставится вопрос кто? кто это''

К неодушевленному ставится вопрос что? что это?

Задание № 1. По картинке составьте вопросы со словом кто?

Например: Кто покупает мороженое? Кто пускает кораблик? Кто держит мишку? и др.

Теперь по этой картинке задайте вопросы со словом что?

(Что держит девочка? Что пускают дети? Что везет мальчик? и др.)

Задание № 2 Чем отличаются рисунки?

(На одном рисунке изображены живые предметы. На другомнеживые)

Работа над предложением

Скажите: — Ребята занимаются. Потом спросите у детей:

Что я сейчас произнес? (Предложение)

Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

Как мы можем записать предложение? (При помощи схемы)

Что обозначают черточки?

Как обозначается конец предложения?

Как обозначается начало?

Задание № 1. Составьте предложение по кар­тинке, сосчитайте в нем количество слов и за­пишите его схему. (Предлоги обозначайте более короткой черточкой, как маленькое слово).

Подготовьте набор сюжетных картинок для инди­видуальной работы в группе. Используя их, можно про­вести игру "Кто составит больше предложений?"

Упражнение в определении количества слов в предложении. (Для 6-летних)

Составить схему предложения на слух (Не более 4-5 за занятие)


Рома пил молоко.

Юре купили машину.

Мама кормила малыша.

Папа удил рыбу.

Сестра получила открытку.

Ира читала книгу.

Кукла упала на пол.

Собака лежала на коврике

Саша ушел в школу.

Ребята играли в прятки.

Мама приехала к бабушке.

У Шуры кукла.

У кошки появились котята.

На крючок попался башмак

В норе жил большой жук.

В марте появились подснежники.

• Мы поздно возвращались из театра.

• Юля завернула в кулек свой завтрак.

• Оля и Юля гуляли на улице.

• Вова рос крепким и сильным мальчиком.


Задание № 2. Составьте предложение с за­данным словом и сосчитайте количество слов в нем.

Например, со словом "берег". С любым другим словом.

Задание № 3. Составьте предложения с не­сколькими словами:

..."Птица свила"... или ..."Старушка жила"

Задание № 4. Запишите схемы предложений под диктовку.

Дети вышли гулять,

Саша взял санки.

Прибежал пес.

Ребята вместе лепили снеговика.

 

Тема: Ознакомление со звуковой стороной слова

(Формирование начальных фонетических представлений)

 

ЗАНЯТИЕ 5 1. Понятие о речевых органах, гласных и согласных звуках

Тысячи разных звуков окружают человека в квар­тире (тиканье часов, урчание холодильника, звонок теле­фона...) и на улице (шелест листвы, журчание ручейка, шуршание шин по асфальту). Но среди всего этого мно­гообразия мы легко различаем звуки человеческой речи. Чем же отличаются они (звуки речи) от других звуков? Они несут особую информацию. В языке все имеет зву­ковое выражение. Например, о чем вам говорят звуки [о], [т], [к]? Но стоит тем же звукам стать в определенном порядке, как сразу станет ясно, о чем идет речь [кот] или [ток]. Каждый звук в слове занимает свое место. Если его заменить — слово разрушится или превратится в другое.

Звуковую сторону речи изучает наука фонетика. Название ее образовано от греческого слова phone, что означает "звук". Обучение грамоте начинается именно с изучения звуков.

Ребята, скажи­те, при помощи чего человек раз­говаривает?

(При помощи языка, губ, зубов, твердого нёба)

• Эти органы так и называются — органы речи.

— При помощи чего я произношу такой звук:

[б] — (при помощи губ, смыкая их)

[т] — (языка, зубов)

[ф] — (губ, зубов)

[л'] — (языка, твердого нёба)

[у] — (сложенных в трубочку губ)

— Во время произношения какого звука кончик язы­ка дрожит?

(Когда произносишь [р])

Звуки речи бывают разные. Одни легко и свобод­но вырываются наружу, не встречая на своем пути ни­каких преград.

— Что это за звуки, при произнесении которых струя воздуха выходит изо рта свободно?

([а], [о], [у], [ы], [э], [и]).

Они называются гласные от слова "глас", т.е. го­лос. Потому что они голосные, их можно петь. Распе­вать их можно громко и долго, переходя от одного к другому. Вот послушайте:

Аааааааа! или Ooooooo! Aaaayyyyy! Эээээииии!

Другим звукам живется хуже. Чтобы вам их произ­нести, воздуху приходится прорываться через преграды, которые ставят ему губы, зубы, язык. Такие звуки назы­ваются согласные. Их никак нельзя пропеть, получится только шум. Называются они так, наверное, потому, что согласный можно произнести или пропеть только вме­сте с гласным, поэтому и называют их согласные.


Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается... (Гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В.Берестов


Гласный звук будем рисовать значком "О" (это наш открытый ро­тик, когда воздух выходит из него свободно).

Согласный звук — вот таким знач­ком — (это прегра­да на пути прохо­дящего воздуха, которую создают губы, зубы или язык).

 

Упражнение в распознавании гласных и соглас­ных звуков.

У каждого ребенка по 2 карточки: О и

— Я буду называть звуки гласные или согласные (твердые), а вы поднимайте соответствующую карточку.

Игра "Кто больше?" (На вычленение первого звука в словах).

Приготовьте набор карточек с предметными картинками. Каждый ребенок по очереди тянет карточ­ку и называет первый звук данного слова. Если назвал правильно — карточку оставляет себе, если неправиль­но — отдает обратно. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

Задание. Рассмотрите рисунки и назовите пер­вый звук в словах.

Игра "Назови первый звук в слове"

Показывая детям Буратино, разыгрываете инсце­нировку:

"Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня при­шел к нам на занятие, чтобы научиться узнавать в сло­вах первый звук."

Спрашиваете куклу: — С какого звука начинается твое имя?

Буратино качает головой.

— Дети, помогите ему, скажите, с какого звука начинается имя Буратино?

Определите с какого звука начинаются ваши имена?

А теперь можем поиграть в магазин. Игра "Магазин игрушек".

Выставьте на "прилавок" несколько игрушек, мелких предметов. И предложите:

Ребята, вы можете купить любую понравившу­юся игрушку, правильно назвав первый звук в слове, ко­торым она называется. Например: кукла[к] медвежонок[м] и т.д.

Задание Внимательно рассмотрите картинки и назовите слова, которые начинаются со звука [д]:

Затем слова, начинающиеся на звук [ш]; [л]; [к] и т.д.

Вариант II

— Я буду называть слово по этим картинкам без первого звука. А вы отгадайте, что это за слово:

… уба _ [ш] (шуба) …атон - [б] и т.д.

Игра "Не ошибись".

Ведущий говорит: — Я читаю слова, а вы выделяйте начальный звук слова и поднимайте соответствующую карточку: Если согласный – синий квадрат, если гласный – красный.

клен; ива; аист; молоко; картофель; жук; арбуз; иголка; имя; хвост; чай; ужин; экскаватор; овод; шмель...

2.Продолжение работы над предло жением

Задания: • Составить предложения по картинке:

а) с данным словом

б) с данным сочетанием слов

* Составьте предложение, все слова в котором начинаются на один и тот же звук — [м]

Мама мылит мылом Машу.

• Все слова должны начинаться на [к] (Костя красит калитку). Или на звук [п].

ЗАНЯТИЕ 6 1. Развитие фонематического слуха, закрепление умения выделять первый звук в словах, различать гласный и согласный звуки, обозначать звук условными значками

— Послушайте рифмовки. Какой звук в них повто­ряется чаще других?

Спит спокойно сытый сом, Смотрит сладко сотый сон. [с]

Шапкой Мишка шишки сшиб. [ш]

Жужжит над жимолостью жук, Тяжелый на жуке кожух. [ж]

На горе, на горке наш герой Егорка. [г]

Рыла свинья - тупорыла, полдвора рылом изрыла. [р]

Какие это все были звуки? (Согласные)

— Назовите согласные звуки.

— Вспомните звуки, при произне­сении которых струя воздуха про­ходит свободно. Как они называ­ются? (Гласные)

Назовите гласные звуки. Их всего 6. ([а; о; у; и; ы; э])

Игра "Подними карточку"

Я буду читать слова — говорит ведущий, — а вы поднимайте карточку начального звука: [J или [о]


Груша,

апельсин,

виноград,

орех,

ананас,

конфета,

мандарин

ирис,

изюм,

банан,

мороженое и др.


Игра "Узнай слово"

Я произнесу слово медленно, растянуто — го­ворит с таинственным видом Шустрик. — А вы попытай­тесь угадать, какое я сказал слово. И начинает говорить. не отрывая звуки друг от друга.

Ммммммаааааммммммааааа! (мамакричат дети)

• Теперь узнайте другое слово: ссссттттоооолллл! (стол) ххххллллееееббббб! (хлеб)

• Если дети легко справляются с заданием, усложни­те его, называя звуки в слове как отдельные самостоя­тельные единицы. Это упражнение поможет малышам как бы заглянуть в звуковой строй слова, уловить после­довательность звуков. Игра развивает слуховое воспри­ятие, дает возможность осознать звук как отдельный элемент в слове.

[с], [о], [н], [ц], [э] — солнце [ч], [а], [с], [ы] — часы

Упражнение № 1. Выкладывание схем неболь­ших слов. Назовите звук и сделайте паузу, дай­те ребенку время выложить нужную карточку, за­тем называйте следующий звук и т.д. Ребенок должен сосчитать количество выложенных карточек — количе­ство звуков в слове и узнать слово.


[Д]. [о], [м],

Син, красн, син

В слове "дом" 3 звука.

[н], [о], [с]

В слове "нос" 3 звука.

Син, красн, син

• [к], [р], [а], [н]

4 звука

 

Син, син,красн, син

• [р], [а], [Д], [у], [г], [а]

Син, кр, син, кр, син, кр


Игра "Подскажи Петрушке звук"

Ведущий объявляет:

В гости к нам пришел Петрушка, он сейчас бу­дет говорить слова, но в некоторых будет нарочно недо­говаривать последний звук. Его вы и должны подсказать.


• На солнышке грелся черноухий котено... [к]

• Охотники развели в лесу косте...[р]

• Ученик держал в руке каранда... [iu]

• На лесную поляну выбежал зая... [ц]

• По стволу стучал пестрый дяте... [л]

• Белочка спрятала орешки в дупл... [о]

• По двору бродили утк... [и]…..


Игра "Подбери слово"

Играют дети по очереди.

Первое слово говорит Шустрик. Например, "щенок".

На какой звук заканчивается слово?

(на [к]) Значит следующий ребенок должен подобрать сло­во на звук [к]: кот, потом на [т]топор и т.д.

• Если слово заканчивается на мягкий согласный как в слове соль - [л'], то дети должны подобрать следую­щее слово на этот же звук, а не на твердый [л] Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей ока­жется не в состоянии назвать нужное слово.

Игра "Отбери нужный рисунок"

Играть могут 2 человека или 2 команды, можно всем поочередно. Задание:

1) Выберите тот предмет на картинке, название которо­го оканчивается на гласный.

2) Выберите тот предмет на картинке, название которо­го оканчивается на согласный.

• Тот, кто правильно называет слово, забирает кар­точку себе. Победителем становится набравший боль­шее количество карточек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.012 с.)