Экспорт русских нефтепродуктов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспорт русских нефтепродуктов



В течение первых двух десятилетий русский керосин не вы- возили на внешние рынки. Он находил сбыт главным образом в районах, прилегающих к Баку. Вывозили за границу только сырую нефть. О количестве экспортируемой из Баку нефти можно судить по следующим данным (в пудах):

1828—1832 гг 177100 1848—1852 гг.............138 000

1833—1837 » . . . . 109000 1852—1857 » . . . . 114000

1838—1842 » . . . . 156000 1858—1862 » . . . . 89300

1843—1847 » . . . . 121 600

 

Вначале 90% нефти, добытой в Бакинском районе, вывози- лось за границу, затем доля вывоза снижается до 50%, а к на- чалу 60-х годов XIX в. падает до 25%. С возникновением керо- синовых заводов в Баку, т. е. с 60-х годов XIX в., вывоз сырой нефти из Баку резко сокращается, в то время как добыча ее увеличивается. В 70-х годах из Баку вывозилось за границу не более 1 % общего количества добытой нефти. Позже нефть в экс- порте заменяется керосином и мазутом. Размеры и изменения структуры экспортируемых нефтепродуктов можно проследить по табл. 251.

 

1 Менделее в Д. И. Соч., т. XIX, стр. 713, 1950.

208


Таблиц а 25

Вывоз из России нефтяных товаров по ассортименту (в тыс. пудов)

Годы Сырой нефти Нефтяных остатков Керосина Смазочных масел
11 191
26 652
34 160

Вместо сырой нефти основными товарами нефтяного экспорта в 80-х годах XIX в. становятся керосин и мазут.

Регулярно налаженный экспорт русского керосина начался с 1883 г. с открытием прямого сообщения Баку—Батум по За- кавказской железной дороге. В этом году Кубано-Черноморское общество вывезло первую партию бакинского керосина в Лон- дон и в Австрию. До постройки Закавказской железной дороги экспорт русских нефтепродуктов осуществлялся только через порты Балтийского моря, но этот путь был чрезвычайно доро- гим. Впервые его использовали в 1881 г. для вывоза русского керосина в Англию, Германию, Бельгию и Францию. В 1878 г. Рагозин этим же путем начал вывозить в Западную Европу смазочные масла.

С 1888 г. бакинский керосин пошел в Турцию и на рынки Дальнего Востока. Обычно успешно экспортировало нефтяные товары Кубано-Черноморское общество, заключившее договор с одной из крупнейших английских торговых фирм. Русский ке- росин занял прочные позиции на рынках Англии. В 1888 г. в Англии было продано русского керосина на сумму около 800 тыс. руб. В середине 90-х годов торговая фирма Беслер и Вехтер вошла в соглашение с фирмой Стандарт Ойль и тем самым ограничила ввоз в Англию русского керосина. Началась ожесточенная конкуренция между русским и американским ке- росином на английском рынке. В 1897 г. русскими и англий- скими предпринимателями было создано новое торговое обще- ство Англо-Кавказская компания. Это общество развернуло энергичную деятельность, организовав в основных потребляющих районах Англии розничную торговлю нефтепродуктами. В 1900 г. в Лондоне была создана Консолидированная компания, в кото- рую вошло товарищество бр. Нобель и Кубано-Черноморское общество. Вновь созданное общество оказалось в руках англий- ских фирм. Ему удалось увеличить ввоз русского дешевого керо- сина в Англию. В других странах Европы бакинским керосином, как правило, торговали местные фирмы, имевшие договоры с бакинскими нефтезаводчиками.

Для иностранных торговых фирм бакинский керосин был очень выгодным товаром. Они вступали в соглашения с рус-

14 С. М. Лисичкин. 209


скими нефтезаводчиками на поставку керосина для рынков Европы, Азии и Австралии. Русский керосин проник в Индию, Китай, Японию и другие страны, вытесняя американский керо- син. С выходом на внешние рынки русских нефтепродуктов иностранные дельцы потеряли сырую русскую нефть, на которой они полагали основательно нажиться. Во Франции уже были построены два больших нефтеналивных парохода для перевозки

русской нефти, которую предполага-


Таблиц а 26

Вывоз из России нефте- продуктов

Вывезено нефте-


лось перерабатывать в Марселе.

В Австрии Ротшильд успел по- строить керосиновый завод, рассчи- тывая перерабатывать в год мил-


Годы


продуктов, млн. пудов (округленно)


лион пудов русской нефти. Там же фирма Густава Вагемана, перераба- тывавшая ранее на своем заводе га- лицийокую и румынскую нефть, пе- решла на переработку русской неф- ти. В Баварии был построен завод, также рассчитанный на переработку русской нефти. Немецкие предпри- ниматели, занятые ранее выработ- кой сурепного масла, поспешили перейти на переработку русской нефти. Попыталась и Англия завла- деть сырой русской нефтью.

1,0
1,1
3,5
6,9
10,8
15,0
19,0
33,9
43,5
48,1
54,2
57,3
59,3
52,9
63,5

 

Русские ученые и инженеры по- требовали защитить от хищного ино- странного капитала молодую нефтя- ную промышленность России. Зна- менитый химик В. В. Марковников


5 мая 1884 г. выступил со специальным докладом в Русском техническом обществе и предложил прекратить вывоз за гра- ницу русской нефти.

В 1880 г. (к тому времени, когда начался экспорт русского керосина) в Баку уже имелось 195 керосиновых заводов с 505 перегонными кубами общей емкостью около 90 тыс. пудов сырья. Эта производственная база позволяла вырабатывать в Баку ежесуточно 30 тыс. пудов керосина.

С выходом бакинских нефтепродуктов к Черному морю не только изменился характер нефтяного экспорта, но значительно возрос общий вывоз нефтепродуктов, о чем наглядно свидетель- ствуют данные табл. 26 1.

На мировом рынке русский керосин стал успешно конкури- ровать с американским и, полностью вытеснив его с отечествен- ного рынка, укрепил свои позиции на рынках Западной Европы.

 

1 Менделее в Д. И. Нефть. Соч., т. X, стр. 805, 1949.

210


Об усилении позиций русского керосина в Англии свидетель- ствует табл. 27.

Ожесточенная борьба между русским и американским керо- сином на английском рынке нарастала с каждым годом. До 1904 г. русский керосин на английском рынке настойчиво конкурировал с американским. Экспорт русского керосина в Англию был в руках Нобеля. Еще в 1884 г. он создал Гер-

 

Таблица2 7 Таблиц а 2 8

Ввоз керосина в Англию Ввоз русского керосина в Германию в (тыс. барелл). (в тыс. пудов)

мано-русское нефтяное импортное общество, в руках которого сосредоточивались солидный наливной флот и нефтескладское хозяйство. Несколько позже товарищество бр. Нобель организо- вало в Австрии Австрийское общество по ввозу нефти.

Значительно укрепил свои позиции русский керосин и на рынках Германии, заставив потесниться американских экспор- теров (см. табл. 28) 1.

Таким образом, за три пятилетия ввоз русского керосина в Германию увеличился с 8,9 до 18,2% от общего ввоза.

С 1890 по 1904 г. включительно экспорт русских нефтяных продуктов имел успех не только в странах западной Европы, но и на Востоке.

Из данных табл. 29 видно, что к 1900 г. доля экспорта керо- сина из России на Восток увеличилась до 3,5 раза за счет уменьшения вывоза его в Европу.

1 Положение нефтяной промышленности СССР, т. I. 14* 211


Таблиц а 29

Вывоз русских нефтепродуктов в Европу и на Восток

Годы Вывезено, млн. пудов Доля русских нефтепродуктов в общем вывозе, %
в Европу на Восток в Европу на Восток
28,7 12,3
29,7 15,3
29,4 19,6
28,0
46,5 53,5
36,6 63,4
34,6 65,4
43,5 56,5
42.7 57,3
26,6 52,1 33,8 66,2
38,4 46,3 45,4 54,6
52,5 58,7 47,4 52,6
52,0 60,4 46,5 53,5

Впервые в 1886 г. русский керосин проник в Индию, затем в Китай, Индо-Китай, Австралию и Японию. В странах Востока русский керосин также успешно конкурировал с американским. Усиление экспорта нефтяных продуктов на рынки Западной Европы и восточных стран вызвало оживление в нефтяной про- мышленности и особенно в нефтепереработке. Наряду с мелкими

появились и крупные нефтеперегонные заводы.

Промышленники охотно вкладывали свои капиталы в нефте- перерабатывающие предприятия. Заводчиков было 136, а вла- дельцев промыслов 70. Вложенный в нефтяную промышлен- ность капитал распределялся между ними так: стоимость про- мыслов составляла 11,3 млн. руб., стоимость заводов 5,7 млн. руб. С 1882 по 1885 г. включительно чистый доход владельцев промыслов составил 15,2 млн. руб., а заводчиков 17,3 млн. руб. Развивающийся капитализм создавал в эти годы в России серьезную производственно-техническую базу, позволившую русским нефтепродуктам успешно конкурировать с американ-

скими на мировом нефтяном рынке.

Но этот успех русских экспортеров керосина был временным. Иностранный капитал, игравший крупную роль в русской нефтя- ной промышленности, принял все меры к тому, чтобы вытеснить с мирового рынка русские нефтепродукты. В 1904 г. иностран- ные фирмы вынудили бакинских экспортеров заключить со Стан- дарт Ойль Компани неравный договор. По этому договору рус- ские нефтепродукты вытеснялись из многих стран. Так, напри-

212


мер, в 1904 г. Англия покрывала свои потребности в керосине на 47,1% за счет русского керосина, а в 1908 г. всего лишь на 12,4%; Франция — в 1904 на 71,1%. а в 1900 г. на 14,5%.

Как сокращался экспорт русского керосина, видно из следую­ щих цифр (в тыс. пудов) 1:

 

1901 г 65015 1905 г 27 682
1902 » 67 566 1906 » 19 153
1903 » 66 902 1907 » 24 885
1901 » 61594 1908 » .27 208

Из приведенных данных видно, что с 1904 г. экспорт рус- ского керосина уменьшался, в то время как вывоз американ- ского керосина в период с 1904 по 1908 г. включительно увели- чился на 60%. В 1892 г. Россия вывезла на мировой рынок 61,4% общего производства керосина в стране, в 1900 г. 52,6%, а в 1912 г. 25%. Американский керосин вытеснял с мирового рынка русский керосин. Этого добивались иностранные фирмы, орудовавшие в русской нефтяной промышленности. Царское пра- вительство помогало иностранному капиталу вытеснять русский керосин с мирового керосинового рынка. При стоимости одного пуда керосина в Баку 30 коп. за фрахт каждого пуда экспорт- ного керосина из Баку в Батум надо было платить 22 коп. Та- ким образом, один пуд керосина в Батуме стоил 52 коп. Русские керосинозаводчики вынуждены были признать, что «десятки миллионов рублей, вложенные в предприятия, основанные или связанные с экспортом керосина, должны будут считаться бес- поворотно потерянными для страны. Уже теперь в Баку из

80 керосиновых заводов, работающих исключительно на при- быль от экспортного керосина, действует всего 17 заводов, т. е. закрыто около 80% заводов, на оборудование которых затрачено свыше 12 млн. руб.»2.

Созданное нефтезаводчиками в Батуме хозяйство для веде- ния операций по экспорту керосина — резервуары, тарные за- воды, склады, жилые помещения и т. п. — оказалось бездей- ствующим; прекратили работу многие бакинские керосиновые заводы. Русские капиталы, вложенные за границей в предприя- тия, связанные с экспортом нефтепродуктов, постепенно были захвачены иностранными фирмами, что значительно подорвало позиции русского нефтяного экспорта.

Снижение удельного веса России в общем вывозе нефтепро- дуктов видно из данных табл. 30.

Доля России в общем вывозе нефтепродуктов с 30,7% в 1904 г. снизилась до 9,6% в 1913 г., в то время как удельный вес США соответственно возрос с 55,9 до 70,8%. Особенно чув-

 

1 К вопросу о понижении экспортных железнодорожных тарифов на керосин. Нефтяное дело, № 1, стр. 2, 1910.

2 То же.

213


Вывоз нефтепродуктов'


Таблиц а 30


 

  Страны-экспортеры 1904 г. 1913 г.
млн. пудов % млн. пудов . %
  США   30,5 9,8 8,7   55,9 30,7 8,4 2,7 2,3 '   428,0 57,8 — 63,2 32,8 22,0   вом рынке, стр. 70,8 9,6 — 10,5 5,4 3,6   11. Москва,
Россия
Голландия
Румыния
Галиция
Прочие страны . . .
1 Голзишевскн й Э. А. Русская нефть на миро 1924.

ствительной оказалась потеря нефтяного рынка в восточных районах: Индии, Китае, Японии, куда шло до 60% русского нефтяного экспорта.

Председатель съезда бакинских нефтепромышленников заявил в 1910 г., что в Европе и на Дальнем Востоке для русских экспортеров нефти рынок потерян бесповоротно, в Европе по- тому, что все хозяйство, принадлежавшее русским экспортным фирмам и стоившее до 15 млн. руб., перешло в руки загранич- ных фирм, а на Дальнем Востоке потому, что у русских экспор- теров никогда не было наливных пароходов.

При этом следует заметить, что неравный договор, о кото- ром говорилось ранее, вытеснил из ряда стран не только рус- ский керосин, но и другие нефтепродукты. Так, например, экспорт смазочных масел из России через два основных пере- валочных пункта Батума и Новороссийска представлялся в сле- дующем виде (в млн. пудов) 1:


1901 г.

1902 »

1903 »


. 74,7

. 73,8

. 89,0


1904 г.

1905 »

1906 »


83,7

37,6

21,5


1907 г. .

1908 » .

1909 » .


. . 25,6

. . 27,8

. . 24,5


Таким образом, в 1909 г. экспорт русского смазочного масла по сравнению с 1901 г. сократился более чем в три раза. Потер- пев поражение на мировом нефтяном рынке, русские нефтеза- водчики решили компенсировать эти потери повышением цен на нефтепродукты внутри страны.

 

1 Нефтяное дело, № 3, стр. 2, 1910.


 

ГЛАВА VII



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.013 с.)