Акцизный налог на керосиновое производство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акцизный налог на керосиновое производство



Высокий акцизный налог отрицательно влиял и на развитие нефтяной техники и на потребление керосина внутри страны.

По закону 1872 г. акцизный налог был установлен с емкости перегонных кубов. Казна сочла невозможным облагать налогом сырую нефть, так как в этом случае потребовался бы точный ежедневный учет нефтедобычи. Обложение же керосина налогом с емкости кубов, несмотря на всю абсурдность и несостоятель- ность этой системы, значительно упрощало заботы казны, тем более, что она уже имела почти 10-летний опыт взимания такого же налога с производства вина. При емкости кубов до 208 ведер взимался акциз по 4 коп. в день с ведра. При объеме куба свыше 208 ведер размер акциза устанавливался по 10 руб. с каждого куба в день. Вводя акциз, казна рассчитывала полу- чать большие доходы от нефтяного дела, не задумываясь над последствиями этого «новшества». Но с первых же дней суще- ствования акциза обнаружилось его пагубное влияние на неф- тяную промышленность. Владельцы заводов старались меньше платить акциза и поэтому в погоне за количеством вырабаты- вали плохой керосин. Они сознательно и грубо нарушали техно- логический режим с целью увеличения оборота кубов за счет максимального сокращения времени перегонки нефти.

При взимании акциза было установлено, что операция перегонки в кубах емкостью от 80 до 100 пудов нефти должна продолжаться 30 час. (из них 17 час. на заполнение куба сырьем и перегонку его, а 13 час. на охлаждение куба и подго- товку к новому циклу работы). В кубах большей емкости (свыше 100 пудов) перегонка продолжалась несколько суток. Выход керосина из нефти был принят в 40%; наполнение куба — на 2/з его емкости. Отношение между объемом и весом нефти было принято в 156 ведер на 100 пудов. Отсюда был сделан расчет, что перегонка 100 пудов нефти требует перегонного куба объемом в 208 ведер. Но здесь чиновники допустили грубую ошибку: емкость куба в 208 ведер для перегонки 156 ведер


 
нефти можно принять при условии заполнения куба на 3 /


его


объема, а для заполнения на 2/з емкость куба должна соста- влять 234 ведра. При обложении каждого ведра емкости куба малого размера 4 коп., а больших кубов по 10 руб. в сутки вне зависимости от их величины крупное производство по сравне- нию с мелким оказалось в более выгодных условиях.

Время, установленное акцизными чиновниками для полного цикла перегонки, тоже оказалось неправильным. В действитель- ности в малых кубах производственый цикл протекал на четыре часа больше, чем в больших кубах. Выход керосина, принятый акцизными правилами в 40% на нефть, фактически не превышал 30%, а часто был и меньше этого. Кубы заполня-


 
лись не на 2/з, а на 3/


их объема.

201


Нефтезаводчики смело пошли по пути увеличения оборачи- ваемости кубов, делая в сутки даже по 4—9 циклов. Насколько форсировался режим перегонки (в ущерб качеству керосина), свидетельствует тот факт, что в 1875 г. на бакинских заводах в равных условиях в час перегонялось нефти в среднем 31,6 пуда, а на царско-колодском заводе бр. Сименс, не обложенном акци- зом, 15,2 пуда в час.

Прогрессивные деятели отечественной науки и техники и даже некоторые нефтезаводчики и царские сановники выска- зывались против акциза на керосиновое производство и требо- вали отмены его. Борьбу за отмену акциза возглавил Д. И. Мен- делеев. Он заявлял в печати, что акциз сковывает развитие тех- ники нефтяной промышленности. В октябре 1876 г. он послал министру финансов Рейтерну записку, в которой обстоятельно показал вред акцизного налога для развития отечественной нефтяной промышленности. В частности, он указывал, что акцизный налог на керосиновое производство не дает возмож- ности отечественному керосину конкурировать с американским керосином.

Д. И. Менделеев хорошо понимал, что вся тяжесть акцизного налога на керосин ложилась на потребителя. Увеличивая цены на керосин, заводчики перекладывали акцизный налог на народ. Акциз способствовал хищническому истреблению ценного нефтя- ного сырья.

При форсированной перегонке температура в кубах значи- тельно повышалась, вследствие чего перегонке подвергались и тяжелые фракции, а легкие пары не успевали в холодильнике конденсироваться и уходили в воздух. Перерабатывать нефть, более бедную керосином, заводчики считали невыгодным делом и сбрасывали ее в земляные амбары. Из-за сокращения времени перегонки большая часть легких погонов оставалась в мазуте. Качество керосина резко ухудшилось. Такой керосин плохо горел. Закончив один цикл перегонки, заводчик не давал вре- мени на охлаждение нефтяных остатков, сливал их, а новое сырье тут же загружали в горячие кубы. При подобном ведении процесса пожары на керосиновых заводах стали обычным явлением. Акцизные чиновники по своему усмотрению тракто- вали туманно изложенные пункты акцизных правил. Они стали облагать акцизом вторичную перегонку, переработку мазута на смазочные масла, производство асфальта и т. п.

Керосинозаводчики в свою очередь изощрялись в способах обходить акциз. Вот один из таких примеров: директор правле- ния товарищества бр. Нобель писал из Петербурга своему ба- кинскому отделению: «Просим вас приготовить смесь керосино- вого дестиллата и гудрона с таким расчетом, чтобы эта смесь не подлежала обложению акцизом (не менее 8% смол), и выслать нам один вагон этой смеси. Имейте в виду, что смесь эта дает мелкий осадок, который состоит по исследованиям

202


лаборатории правления из мелких частиц кокса, а потому изго- товленную смесь следует или отстоять или профильтровать»1. Чтобы обойти акциз, Правление заставило преднамеренно испортить продукт, добавить в него побольше смолы, а затем по выходе из завода «исправить» испорченный товар. О том, как нефтезаводчикам удавалось обойти закон акциза, свиде-

тельствуют данные табл. 21.

Таблиц а 21

Количество выработанного керосина и размеры акцизного налога

Годы Выработано керосина, тыс. пудов Поступило акциза, тыс. руб. На 1 пуд керо- сина приходит- ся акциза, коп.
      24,5
      20,9
      10,5
      9,5
      8,1

За каждый выработанный пуд керосина надо было платить

25 коп. акцизного налога. Из таблицы видно, что заводчики в 1877 г. уплатили в три раза меньше налога.

С 1873 по 1877 г. казна получила 1246 тыс. руб. дохода от акциза на керосиновое производство. В этот же период было получено за сданные в аренду нефтеносные земли и пошлины с американского керосина 20 879 тыс. руб.

Эта сумма намного превышала весь основной капитал неф- тяной промышленности царской России. Высокий акцизный налог, арендная плата за нефтеносные земли и пошлина с американ- ского керосина обеспечивали правительству большие доходы от нефтяного дела, но оно ничего не сделало для развития отече- ственной нефтяной промышленности.

Американские дельцы воспользовались высоким акцизным налогом на керосиновое производство и увеличили ввоз своего керосина в Россию. Потребовалось много времени и усилий, чтобы вытеснить дорогой и низкокачественный иностранный керосин с внутреннего рынка нашей страны, обладающей бога- тейшими запасами нефти.

Следует заметить, что бензина импортировалось очень мало. Удельный вес его в общем импорте нефтепродуктов был настолько незначителен, что его можно не принимать во внима- ние. Большая доля импорта приходилась на керосин.

 

1 Центр, архив Азерб. ССР, 778, опись 1, дело 1231, 1910.

203


Из данных, приведенных ниже (табл. 23), видно, что с введе- нием акциза стал увеличиваться ввоз американского керосина в Россию. С 1864 по 1882 г. включительно Америка ввезла в Россию 12,3 млн. пудов керосина на 40,7 млн. руб. (в среднем по 3 р. 30 к. за пуд). За этот период из Баку на внутренние рынки России было ввезено 11,9 млн. пудов керосина на 20,9 млн. руб. (в среднем по 1 р. 75 к. за пуд).

15 крупных американских фирм ввозили керосин в Россию. В карман владельцев этих фирм попало около 70 млн. руб., переплаченных русскими потребителями американского керосина. В те годы, когда начало развиваться отечественное производство керосина, царское правительство помешало ему окрепнуть. Пра- вительство не только обложило производство керосина высоким акцизным налгом, но еще установило в эти годы таможенный тариф на американский керосин, который не имел практического смысла, так как не мог оградить от американских дельцов оте- чественное производство нефтепродуктов, обложенное высоким акцизным сбором (табл. 22).

Таблиц а 22

 

Таможенный тариф на ввозимые нефтепродукты (копеек с пуда)

Годы Нефть сырая Керосин и бензин Смазочные масла
       
       
  16,5 60,5 60,5
       
       
       
       
       

Некоторое повышение таможенного тарифа на ввозимые неф- тепродукты и в первую очередь на керосин не явилось серьезным мероприятием, способствующим вытеснению американского керо- сина с внутреннего рынка России.

Соперничество отечественного керосина с американским на внутренних рынках России было длительным и ожесточенным. Это можно проследить на данных табл. 23, характеризующих ввоз американского и русского керосина на внутренние рынки России.

Как видно из данных таблицы, американский керосин в тече- ние почти десяти лет занимал монопольное положение на рынках России. Прав был Д. И. Менделеев, близорукими и беспеч- ными оказались царские министры.

 

204


Ввоз керосина на внутренние рынки России


Таблиц а 23


 

    Годы Ввезено американ- ского керо- сина, тыс. пудов   % к общему количеству керосина   Продано русского керосина, тыс. пудов % к общему количеству проданного керосина     Всего, тыс. пудов
        —   —  
       
           
          3 538
          3 864
          4 650
      3 235   5 901
      7 859   9 312
      12 532   13 064
       

 

Менделеев заявлял, что до тех пор, пока не будет отменен акциз, невозможно развитие нефтепереработки и ее техники в России. Как одно из основных условий дальнейшего развития техники нефтепереработки он считал необходимым отменить акциз на производство фотогена, но царское правительство при- держивалось иного мнения в этом вопросе.

Каждый выступающий против акциза получал от царских чиновников строгую, но невразумительную отповедь. В 1912 г. вышла в свет книга С. Радищева под названием «О некоторых вопросах бакинской нефтяной промышленности». Автор уделил много места акцизу и призывал переложить его с керосина на сырую нефть, отчего, по его мнению, керосин станет в три раза дешевле. В этой полумере автор видел единственный способ продвинуть керосин в деревню, которая не могла им пользо- ваться из-за дороговизны.

С. Радищев писал: «И если наше правительство захочет осветить потемки родной страны, осветить закоптелую дымом лучины избу крестьянина и, удлинив этим четырехчасовой зим- ний северный день, дать ему возможность заняться делом, а не предаваться 20-часовому досугу, отвлечь работой от досуга, если правительство вместе с светом духовным внесет и физический свет, то тогда исчезнет тьма невежества и ночного мрака и с ними многие тяжелые страницы русской жизни».

Разумеется, «тяжелые страницы русской жизни» требовали не только отмены акциза. Характерно, что появление книги Радищева, ратовавшего за отмену акциза, вызвало шум и среди царских чиновников и среди нефтепромышленников. «Нефтяное дело» (№ 9 за 1912 г.) объявило Радищева «поборником света», который требует «сделать керосин чуть ли не бесплатным».

 

205


Развитие капитализма в России диктовало царскому прави- тельству свои неумолимые законы. В 1877 г. правительство было вынуждено отменить акцизный налог на керосин. Но, отменив акциз, царское правительство не смогло смириться с тем, что оно потеряло «золотое вымя», дававшее ежегодно сотни тысяч рублей. В январе 1888 г. снова был издан закон, обла- гавший акцизом легкий керосин по 40 коп. с пуда, тяжелый по 30 коп. В 1892 г. акциз увеличился: с легкого до 60 коп. и с тяжелого до 50 коп. с пуда. Новый акциз удвоил цену на керосин.

Новый закон об акцизе только слегка затронул интересы нефтезаводчиков, так как основная тяжесть налога попрежнему легла на плечи народа. Не удивительно, что из-за высоких цен на керосин потребление его на внутреннем рынке России было

незначительным и в течение


Т а б л и ц а 2 4

Экспорт и внутреннее потребление русского керосина

Годы Внутреннее потребление керосина в России Экспорт
    50 039
     
  32 345  
  37 620  
     
     
    69 020
  54 637 75 328
  50 000  
   

 

(в тыс. пудов)


длительного времени продол- жало оставаться почти на од- ном уровне. Большая часть ке- росина отечественного произ- водства шла на внешний ры- нок, о чем наглядно свидетель- ствуют данные табл. 24.

В год наивысшей добычи (в 1901 г.) внутреннее потре- бление керосина снизилось до 51 088 тыс. пудов, что в сред- нем составляло 14,4 фунта на душу населения. Потребление керосина в этом году в Сибири на одного человека составило 8 фунтов, в Средней Азии все- го лишь 4,5 фунта, а в север- ных районах России среднего- довое потребление не превыша- ло 3 фунтов на душу. В 1901 г.


душевое потребление керосина в России было в шесть раз меньше, чем в Голландии. Русские крестьяне освещали свои избы лучиной, а отечественный керосин отправлялся во многие страны мира. При стоимости одного пуда керосина в 12,6 коп. на месте производства цена его в отдельных пунктах России доходила до 1 р. 67 к. Керосин отечественного производства внутри страны стоил дороже, чем за ее пределами. В 1903 г. пуд русского керосина в Лондоне стоил 94 коп., в Гамбурге 98 коп., в Египте 1 р. 05 к., а в Москве 1 р. 16 к., в Петербурге

1 р. 33 к., в Варшаве 1 р. 29 к., в Полтаве около 2 руб.

Характерно, что в 1901 г. население Европейской части Рос- сии израсходовало на керосин 60 845 тыс. руб., из которых только 4562 тыс. руб., или 7,5%, составляли стоимость самого

206


продукта, 12 899 тыс. руб., или 21%, составляли накладные и прочие расходы, а 43 085 тыс. руб., или 3/4 всей суммы, соста- вляли налог на керосин и прибыль нефтезаводчиков.

Царское правительство стимулировало выгодный нефтяной экспорт и превращало керосин в малодоступный для основной массы населения России товар.

Внутреннее потребление керосина в России росло очень мед- ленно, далеко не в соответствии с ростом добычи нефти. В 1913 г. оно составило всего лишь 68 млн. пудов. Россия, богатейшая в мире страна по запасам нефти и одна из основных производи- телей ее, стояла на одном из последних мест, рядом с Японией и Австрией, по душевому потреблению керосина.

То же самое происходило и со смазочными маслами. Внутри страны оставался главным образом топочный мазут, а большая часть готовых нефтепродуктов экспортировалась за границу.

В 1913 г. потребление смазочных масел в России составило

9 млн. пудов, а за границу было вывезено 11 млн. пудов. Это происходило в то время, когда на Урале, в Сибири и в других отдаленных районах страны за недостатком смазочных масел машины и механизмы смазывали топочным мазутом и живот- ными жирами. В том же 1913 г. потребление бензина составило 4 млн. пудов, а на экспорт ушло 5 млн. пудов.

Нефтяные монополии подняли цены на керосин до баснослов- ных размеров и не только в районах, отдаленных от мест его производства, но даже в Баку. Пуд керосина в Баку стоил в 1901 г. 9 коп., в 1902 г. 8 коп., в 1903 г. 13 коп., в 1904 г.

21 коп. и в 1905 г. 22 коп. (без налога).

Рост цен на керосин на внутреннем рынке в значительной сте- пени был обусловлен акцизным налогом. Этот налог существо- вал в России вплоть до 1917 г. С апреля 1906 г. акцизом были обложены многие нефтепродукты. По 60 коп. с пуда облагались: а) все светлые нефтепродукты; б) «непрозрачные» нефтяные продукты, вязкость которых по Энглеру равнялась 6 и выше при 50° С; в) нефтепродукты вязкостью от 5—6 при содержании смолистых веществ 10% и более и при температуре вспышки 110° С и выше по Мартенс-Пенскому.

Обложению акцизом не подлежали сырая продажная нефть и темные нефтепродукты вязкостью при 60° С ниже 5, нефтепро- дукты темные вязкостью 5—6 при содержании смолистых ве- ществ 10% и более, если температура их вспышки ниже 110°С, масляные остатки с содержанием смолистых веществ 40% и выше, отбросы от очистки керосина и смазочных масел.

Расширение ассортимента нефтепродуктов, облагаемых акциз- ным налогом, по расчетам чиновников должно было дать казне дополнительного дохода 3,5—4 млн. руб. в год.

Нефтепромышленники запротестовали против обложения на- логом минеральных смазочных масел, доказывая, что это приве- дет к снижению потребления, а стало быть, и производства сма-


зочных масел, что в свою очередь вызовет преждевременный износ машин и механизмов.

На протяжении всей дореволюционной истории развития нефтяной промышленности заботы о ней царского правительства ограничивались сбором доходов.

В 1913 г. приходная часть бюджета России составляла 8453 млн. руб. (в том числе косвенные налоги 939 млн. руб.). Акциз на керосин давал царской казне около 45 млн. руб. в год, составляя примерно 2,5% всех поступлений от косвенных нало- гов. На содержание императорского двора предусматривалось в бюджете 17 млн. руб. в год, а на содержание святейшего синода 46 млн. руб. Таким образом, доходы до акциза на керо- син полностью покрывали затраты на содержание святейшего синода. В ущерб потреблению керосина деревней правительство повышало акциз, превратив его в доходную статью бюджета.

В войну 1914—1917 гг. нужны были новые источники попол- нения истощенной царской казны. Министр финансов предложил проект закона, по которому продажная сырая нефть облагалась налогом в размере 5 коп. с пуда. Этот налог взимался незави- симо от акциза на целевые нефтепродукты.

По расчетам акцизных чиновников акциз на сырую нефть должен был давать казне ежегодно 23 млн. руб. Разумеется, этот дополнительный налог должны были уплатить потребители керосина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.036 с.)