Особенности организации грузовых перевозок автомобильным транспортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации грузовых перевозок автомобильным транспортом



 

Для организации работы автомобильного транспорта характерными являются особенности, имеющие место на этапах:

1. выбора системы планирования перевозок;

2. установления определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Рассмотрим основные особенности организации грузовых автомобильных перевозок на каждом из указанных этапов.

1. В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования автомобильных перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые. При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами[3].

2. Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают:

¾ выполнение подготовительных работ:

¾ порядок обеспечения тарой;

¾ оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;

¾ закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

¾ технико-экономическое планирование;

¾ календарное планирование;

¾ диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений[4].

В настоящее время в структуре грузового автомобильного транспорта значительна доля современных терминалов. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиторские фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

¾ маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

¾ оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

¾ сбор и развоз грузов;

¾ краткосрочное хранение;

¾ консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

¾ информационно - компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов. Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т. п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов[5]:

¾ завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

¾ грузопереработка на терминале;

¾ линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.[6]

Транспортные автоуслуги представляют собой совокупность действий, которые выполняются предприятиями в процессе организации контроля и доставки груза от места его отправки к месту назначения.

Грузовые перевозки автомобильным транспортом объединили в себе ряд услуг по выбору моделей автомобилей, которые во многом зависят от характеристики груза и планов по его передвижению. Также в учет принимаются некоторые отдельные участки дорог.

Автомобильные грузовые перевозки более эффективны при внедрении автоматизации процесса погрузочных работ и подготовки всех необходимых условий для этого. Также разрабатывают методы по вполне рациональному распределению грузов с целью их наиболее оптимального перемещения.

Определяют конкретные решения по уменьшению простоев при таких работах посредством внедрения программ для автоматизации процесса и подготовке всех необходимых материалов, в том числе оборудования. В ходе всего этого также учитывают и распределение груза и грузоподъемности автомобилей[7].

Грузовые перевозки автомобилями важны для транспортных организаций: они составляют основу качественного обслуживания и помогают рационально применять автотранспорт. Также такие работы помогают снизить и количество расходов на перевозку груза.

Организация автоперевозок подразумевает принятие ряда решений и действий. В том числе это может быть оформление маршрута и обозначение трудного участка согласно с видами грузоперевозки. Масса и объемы должны соответствовать грузоподъемности транспортных средств, применяемых для перемещения груза.

Организация автомобильных грузовых перевозок осуществляется в несколько этапов:

1) анализ и выявление потребности в перевозках;

2) анализ географической картины перевозок и составление рациональных маршрутов;

3) составление схемы грузопотоков;

4) выбор видов и типов автотранспортных средств;

5) определение производительности транспортной единицы;

6) расчет потребности в транспортных средствах по видам;

7) составление транспортного графика отгрузки;

8) расчет грузооборота по календарным периодам работ (за смену, сутки, неделю, месяц)[8].

Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т.д.

Заключение и исполнение договора перевозки

Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров:

1) договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов, разовые договоры (заказы);

2) и договоры перевозки конкретного груза.

Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют и общие черты, и существенные различия. Объединяет их то, что они являются транспортными договорами, т. е. опосредствуют отношения в сфере транспортной деятельности.

Однако каждый из этих видов договоров опосредствуют свою присущую только ему сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет сам процесс перемещения груза. Необходимость в обоих видах договоров объясняется спецификой перевозки грузов автомобильным транспортом. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя.

Кроме того, специфика транспортного процесса приводит к тому, что оперативное руководство организацией работы по сдаче-приему груза к транспортировке не может осуществляться только автотранспортным предприятием в одностороннем порядке. Становится необходимым соответствующее согласование всех этих вопросов с грузоотправителями (грузополучателями). Годовой договор на перевозку обеспечивает выполнение этой работы. В нем также согласовываются условия, которые касаются организации взаимоотношений сторон в целях предстоящей транспортировки грузов. В отличие от них договор перевозки конкретного груза носит имущественный характер, так как он связан с перемещением конкретных материальных объектов.

И договоры перевозки конкретного груза и организационные договоры тесно взаимосвязаны. Организационные договоры заключаются в целях последующей перевозки конкретного груза. Заключение одного, например, годового договора или выдача заказа без последующей перевозки конкретного груза бессмысленно. В свою очередь, заключение договора перевозки конкретного груза предполагает, что этому факту предшествовало заключение организационного договора. В противном случае договор перевозки конкретного груза не мог бы быть заключен.

Годовой договор на перевозку как договор, в силу которого автотранспортное предприятие или организация обязуются в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель – предъявлять к перевозке грузы в обозначенном объеме. В этом и заключается отличие годового договора от договора перевозки конкретного груза, а именно содержание договора составляет права и обязанности сторон, которые касаются организации предстоящей перевозки грузов.

По количеству предприятий и организаций, которые участвуют в заключении годового договора, договора подразделяются на два вида: двусторонние и трехсторонние. В двустороннем договоре одной стороной является грузоотправитель, для которого установлен план перевозок, другой автотранспортное предприятие, которая принимает на себя обязательство перевозки. Грузополучатель в данном случае не участвует в договоре и, соответственно, не является его стороной.

В отличие от других видов транспорта при перевозках автомобильных транспортом в заключении годового договора в качестве стороны выступает грузополучатель.

Транспортная документация

Комплект документов для перевозок грузов на территории России включает:

1) товарно-транспортную накладную;

2) путевой лист;

3) счет-фактуру;

4) копию договора (купли-продажи или консигнации и т. п.);

5)номер грузовой таможенной декларации (ГТД), если груз импортный;

6) документ, который подтверждает оплату услуг перевозчика;

Обобщенный перечень документов, сопровождающих груз

1) счет-фактура;

2) товарно-транспортная накладная;

3) акт загрузки автотранспортного средства;

4) сертификат происхождения;

5) доверенность на перевозку;

6) сводные ведомости (поштучный перечень продукции с заводскими номерами).

Товарно-транспортная накладная – документ, который подтверждает заключение договора заключение договора перевозки, так же содержит отметки грузоотправителя и грузополучателя. Товарно-транспортная накладная характеризует перевозимый груз, место его разгрузки и погрузки, протяженность маршрута перевозки.[9]

Путевой лист определяет выполнение водителем производственных перевозок. Так же учитывает расход горюче-смазочных материалов и режим работы автотранспортного средства.

Счет-фактура – документ, который составляется при отправке груза одним предприятием другому предприятию.

Специальное разрешение – разовое разрешение на проезд автотранспортного средства, максимальная общая и (или) осевая масса или габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, которые устанавливаются для проезда по автомобильным дорогам.

Компании, как правило, владеют средствами транспорта, либо оформляют права собственности, либо арендуют транспорт.

Причины приобретения или аренды парка автомобилей:

- снижение издержек на перевозку;

- улучшение доставки по сравнению с заключением контрактов на транспортное обслуживание.

Основное внимание уделяется организации использования транспортного парка.

Интенсификация перевозок сокращает количество грузовиков и снижает издержки. Основными задачами при управлении транспортировками являются:

- выбор оптимальных маршрутов;

- составление расписания перевозок.

Маршрутизация – это проблема, связанная с направлением транспортного средства через сеть шоссе, рек либо по воздушному пути. Таким образом обеспечивается перемещение по кратчайшим путям с минимальными затратами времени.

Расписание перевозок. Для компании – собственника транспортных средств важно составлять расписание, которое будет исключать порожний пробег транспорт.

Проблема планирования перевозок включает: определение необходимого количества транспортных средств и их размеров, точек остановки, погрузки на данном маршруте, последовательности посещения таких точек.

Есть множество способов использования транспорта для типичного расписания, которое предусматривает много мест назначения и средств доставки. Весьма полезно рассмотрение одного из удачных способов решения проблемы. Например, маршруты, составленные в виде цветка (где нет пересекающихся путей и пересечений соседних маршрутов), представляют собой хорошую схему, в которой время остановки незначительно по сравнению с продолжительностью маршрута.

 

Такая схема решения может быть получена путем следующих операций:

- выбрать наиболее удаленную точку маршрута;

- найти следующую доступную точку, самую близкую к центру точек данной группы. Добавить эту точку в маршрут транспортного средства;

- выполнять пункт 2 до тех пор, пока не будет полностью загружено транспортное средство;

- установить последовательность остановок таким образом, чтобы получился замкнутый маршрут;

- найти следующую наиболее удаленную от склада точку и повторить пункты 2-4.

Формирование маршрутов таким способом дает хорошие результаты, которые соперничают с математическими методами решения задачи.

Изучение особенностей организации автомобильных перевозок грузов позволяет сделать вывод о том, что при создании транспортных систем с участием автомобильного транспорта необходимо учитывать весь круг проблем, которые касаются транспортировки, складирования и вспомогательных средств.[10]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.85 (0.027 с.)