Выбор транспортного экспедитора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор транспортного экспедитора



 

Выбор экспедитора – одна из основных задач, определяемых при организации автомобильных перевозок грузов. Решение этого вопроса во многом влияет на формирование транспортной структуры и, в конечном итоге, определяет конкурентоспособность логистической системы. Для выполнения этой задачи необходимо, прежде всего, собрать всю возможную информацию от импортеров, экспортеров, клиентов и поставщиков о предварительно выбранном экспедиторе. Дополнительная информация, собранная в торговых, рекламных изданиях, информация на электронных и других носителях должна быть тщательно проанализирована с учетом отзывов о претенденте, последних событий в экономике, изменений в национальной и международной транспортировке.

Но, если для принятия решения о выборе экспедитора такой информации недостаточно, используется более сложная методика, которая глубоко характеризует деятельность экспедитора, например многокритериальный подход, основанный на использовании специальных методов векторной оптимизации, при выборе вида транспорта, перевозчика, способа транспортировки.

При выборе экспедитора могут быть использованы и другие методы – стоимостной оценки, учета технических параметров, матриц. Однако у таких методов есть общие серьезные недостатки: во-первых, сложность их аппарата; во-вторых, в них рассматривается выбор перевозчика, способа транспортировки, подвижного состава, то есть только одна из сторон деятельности ТЭП, а не комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание доставки.

Многокритериальный метод является достаточно сложным, но при этом наиболее пригодным для использования. Сложность применения заключается в разнонаправленности критериев, а следовательно, невозможности их количественного измерения, разной размерности, трудной сопоставимости многих качественных показателей. Метод сложен в определении и смене приоритетов критериев выбора экспедитора, зависти от степени стабильности внешней среды. Степень стабильности внешней среды характеризуется привычностью ожидаемых событий, возможностями прогнозирования будущего, предполагаемыми темпами изменений. Чем выше нестабильность внешней среды, тем сложнее выявить и определить приоритетность критериев выбора ТЭП.

В таком случае применяется отбор критериев, который основывается на гибких экспертных решениях с использованием ранговых систем показателей. Это позволяет учесть изменения тактики и стратегии правительства, конкурентов, развитие технического процесса и др. Данный метод целесообразно применять в условиях существенной нестабильности внешней среды.

Комплексное исследование и выбор экспедитора клиентом с использованием ранговых систем могут быть проведены по схеме представленной на Рис. 1.1. [11] [19, с. 306]

Рис. 1.1. Схема оценки и выбора экспедитора

На первом этапе исследования изучается большой массив информации: книги, статистические материалы, статьи, посвященные транспортно-экспедиционным вопросам. Например, в западной практике для выбора экспедитора используются специально разработанные и периодически публикуемые ранговые системы критериев.

Рассмотрим предлагаемые критерии подробнее.

Первому критерию – Transit time соответствуют следующие российские составляющие: скорость поставки; время на транзит; время транзита «от двери до двери».

Время на транзит – время, в течение которого перевозимый груз проходит пункты отправления и назначения, находящиеся за пределами страны-перевозчика. Различают время на прямой и косвенный транзит. К прямому транзиту относят время на перевозку иностранных товаров под таможенным контролем без помещения на таможенный склад, к косвенному – время на перевозку иностранных товаров, которые поступают на таможенный склад, а оттуда – за границу. Как правило, время на косвенный транзит превышает время прямого транзита.

Скорость поставки – показатель, который зависит от условий контракта, конструктивных характеристик выбранного транспортного средства, маршрута и профиля пути.

Время транзита «от двери до двери» - время, в течение которого груз должен быть перемешен от места отправления (склада, терминала, завода и т.п.) до места назначения (непосредственно грузоотправителя).

Все рассмотренные составляющие относятся к такому критерию, как сроки доставки – это временный показатель, который измеряется, как правило, в сутках.

Второму критерию – Realiability соответствуют следующие составляющие: надежность поставки; производительность транспортных средств перевозчика; постоянство сервиса.

Надежность поставки - гарантированность обеспечения потребителя нужными ему услуг – гарантированность обеспечения потребителя нужными ему услугами в течение заданного времени вне зависимости от возникающих недопоставок услуг, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность поставки можно рассчитать как разность , где - вероятность отказа клиенту в удовлетворении услуг. На практике под надежностью поставки обычно понимают соблюдение экспедитором обязательств по срокам доставки, ассортименту и качеству соответствия услуги условиями договора транспортной экспедиции.

Постоянство сервиса комплексность услуг, которая предусматривается в договоре о транспортно-экспедиционной деятельности.

Производительность транспортных средств перевозчика – сводный обобщающий показатель, который отражает объем работы, выполняемой транспортным средством в единицу времени (час, сутки).

Третий критерий – Freight rate –включает в себя фрахтовые затраты, соотношение «ставка-затраты».

Фрахтовые затраты – единовременные затраты на покупку вместимости транспортного средства (полной или ее части). TL-фрахт (Truckload freight) – «партия груза товара на грузовике»; LTL-фрахт (Less-than-truckload freight) – «меньше, чем партия груза на грузовике».

TL-фрахтхарактеризуется единичной отправкой грузов, которая требует полного прицепа, то есть одного на отправку. Такой вид фрахта не требует сортировки и переработки, потому что груз перемешается владельцем транспортного средства до грузополучателя. В результате не требуется расходов на терминалы, догрузку и сортировку.

LTL-фрахтхарактеризуется консолидацией нескольких мелких отправок (50-4500 кг) в одну укрупненную, которая соответствует грузоподъемности транспортного средства, например тентового полуприцепа (30000-50000 кг).

При оценке составляющей соотношение «ставка-затраты»важно учитывать, что под ставкой понимается оплата грузоотправителем необходимых ему транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых ТЭП, а под затратами – часть транспортных издержек в случае, если грузоотправитель осуществляет перевозку груза (своим транспортом).

Составляющие данной группы объединены таким общим критерием, как стоимость услуг (ставка)

В четвертом критерии – Carrier Consideration выделяют следующие составляющие: состояние подвижного состава и оборудования; зона деятельности; реакция в непредвиденных случаях; местоположение; репутация предприятия.

Пятый критерий – Shipper market consideration– включает в себя ведение переговоров по тарифу; ведение переговоров об условиях сервиса; желание улучшить качество услуг.

Ведение переговоров по тарифу– склонность ТЭП к нахождению разумного компромисса с клиентом при составлении договоров.

Ведение переговоров об условиях сервиса возможности ТЭП в удовлетворении технических, технологических и потребительских требований клиента к доставке.

Желание улучшить качество услуг обязательное следование определенным стандартам и нормам, обеспечивающим качество услуг, безопасность для жизни, здоровья, имущества клиентов и охраны окружающей среды.

Все три перечисленные составляющие объединяют одно – умение ТЭП учитывать требования клиентуры.

Шестой критерий – Over, short, and damages включает в себя контроль груза в пути следования, претензионную работу.

Контроль груза в пути следованияявляется условием повышения эффективности доставки, производительности и конкурентоспособности ТЭП.

Претензионная работа важный момент при работе с клиентами, который должен осуществляться с привлечением страховых и юридических форм, а также внесением соответствующих статей в договор.

Обе составляющие направлены на предупреждение или компенсацию возможных убытков при транспортировке груза – критерий, объединяющий их – наличие системы слежения (связи) за грузом, транспортным средством в пути.

На втором этапе исследования предприятия-производители производят ранговую оценку сравниваемых клиентов ТЭП по предложенным критериям.

На третьем этапе исследованияпроизводится расчет интегральных индексов конкурентоспособности экспедиторов-претендентов и их сравнение позволяют выбрать в качестве исполнителя то предприятие, индекс которого будет больше, что означает его более высокую степень конкурентоспособности, а следовательно, гарантию более высокого качества доставки и удовлетворенности требований клиента.

Расчет интегрального индекса происходит следующим образом:

- частные показатели конкурентоспособности;

- весомость отдельных факторов в общей сумме.

Выбор экспедитора – ответственная задача для клиента, правильное решение которой может обеспечить экономию времени, денег, высокое качество и надежность доставки и многие другие преимущества. Неудачный выбор экспедитора, игнорирование негативных моментов и последствий совместной деятельности, неясность прав и ответственности сторон могут обернуться для клиента не просто потенциальными рисками, но и реальными убытками, связанными с условиями доставки. [19, с. 308]

Рассмотрим причины, последствия отклонений параметров качества и возможные действия при управлении транспортировкой в таблице 1.3.

 

 

Таблица 1.3

Причины, последствия отклонений параметров качества и возможные действия при управлении транспортировкой

Характер отклонений Причины Последствия Действия
Срок доставки больше запланированного Увеличение времени выполнения заказа на стадиях, предшествующих транспортировке Задержка операций погрузки, оформление документов Задержка при выполнении перевозки (закрытие движения на дороге, опоздания на паром, поломка транспортного средства) Предъявление претензии из-за несвоевременной доставки Несохранность груза Отказ потребителя в размещении заказов Изменение способа транспортировки, вида транспорта, перевозчика Корректировка маршрута Ускоренное прохождение участков маршрута (платное оформление таможенных документов, проезд по платной дороге)
Срок доставки меньше запланированного Слишком быстрое выполнение заказа Простой транспортного средства в ожидании разгрузки и как следствие дополнительные расходы Больше внимания уделять планированию времени выполнения заказа и маршрутов доставки
Отсутствие стабильности в обеспечение точных сроков доставки Несогласованное выполнение процедур управление закупками, транспортировки, складирования Ненадежные логистические посредники Отсутствие системы планирования доставки (маршрутов, выбора видов транспорта, перевозчиков) Предъявление претензии из-за несвоевременной доставки Отказ потребителя в размещении заказов Координация работы звеньев цепи поставок; Изменить процедуру выбора логистических посредников (критерии и методы оценки) Изменить схему доставки Поиск альтернатив доставки с целью повышения надежности
Низкая сохранность груза Свойства груза не полностью учтены при выборе транспортного средства Слишком большой срок доставки Отсутствие или некачественное слежение за грузом, сопровождение или охрана груза Предъявление претензии из-за несохранности груза Предъявление потребителем жестких требований страхования грузов или ответственности Отказ потребителя в размещении заказов Более тщательно выбирать подвижной состав, способ перевозки, маршрут Больше внимания уделять планированию маршрутов доставки Организовать сопровождение груза Слежение за грузом Страхование ответственности перевозчиков или страхование грузов

 

Если транспортировка выполняется логистическим посредником (перевозчиком), то службе логистики необходимо контролировать параметры оценки его работы. Для ведения контроля может применяться метод контрольных карт. При данном методе на контрольную карту наносятся значения показателя оценки работы логистического посредника. Если значения оказываются между контрольными линиями, то процесс считается в управляемом состоянии. [19, с. 311]

 

 

Глава 2. Анализ действующей системы организации автомобильных грузовых перевозок (на примере компании ООО «Жефко»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.019 с.)