О. Конт о методах социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О. Конт о методах социологии



Проблеме методов в социологии О. Конт уделял особое внимание в связи с особенностями позитивизма как учения, основанного на сборе точных фактов и их проверке. Для того чтобы социологическое знание было точным, строгим, объективным, научным, соответствующим критериям должны отвечать инструменты и средства его получения, т.е. методы.

Основным методом исследования в социологии Конт считал наблюдение социальных фактов. При этом под ними понималось прежде всего наблюдаемое физическое поведение людей. Именно социальное наблюдение

должно было поставить социологию в ранг науки, придать анализируемомуматериалу характер объективности - точно так, как это имело место в физике.

Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент — наблюдение за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. Чаще всего, по его мнению, применяется последний, выступающий как наблюдение за переменами, кризисами, патологиче­скими отклонениями в обществе, наконец, за резкими социальными потрясениями. Такое наблюдение (опосредованный эксперимент) помогает лучше понять нормальное состояние общества. Что касается непосредственного эксперимента, то возможности его ограничены ввиду сложности осуществления контроля и искусственного изменения социальных факторов.

Третий метод в социологии, о котором Конт много писал, — сравнительный, состоящий в сопоставлении жизни народов и деятельности государств. Социолог говорит о трех основных видах сравнения: а) сравнение нравственных и интеллектуальных факторов, оказывающих влияние на жизнь обществ, народов и государств; б) сравнение различных обществ, сосуществующих синхронно, но не влияющих друг на друга, что позволяет обнаружить общее в развитии различных народов; в) сравнение различных состояний одного и того же общества, социального положения различных классов и групп — для того, чтобы выявить определенные этапы развития этого общества.

Отсюда следует интерес Конта еще к одному, четвертому методу — историческому. Именно этот метод способен, по его мнению, поднять науку до уровня позитивной. Задача исторического метода состоит в том, чтобы сравнить последовательные состояния общества с учетом связи прошлого, настоящего и будущего. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества.

15. Паретовская классификация человеческих действий =12 билет

Дж. Мид – основоположник теории символического интеракционизма

Джордж Герберт Мид (1863-1931) родился в штате Массачусетс. После окончания Гарвардского университета и стажировки в Германии он становится профессором Чикагского университет. Главная работа — «Сознание, Я и Общество»1.

Центральным в учении Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия (так же как и у Ч. Кули - основателя интеракционизма). С этой категорией тесно связана другая, не менее важная в творчестве Мида, — социальный акт. Он рассматривается как диалог между индивидами, как постоянный, непрекращающийся обмен установками и действиями, между ними. Социальный акт включает четыре стадии: импульс, восприятие, манипуляцию и консуммацию (потребление). Импульс рассматривается как побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию, восприятие (перцепция) - как формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия, манипуляция —' как процесс взаимодействия субъекта и объекта, консуммация (потребление) — как получение пользы от объекта взаимодействия и ее оценка. Рассматривая социальный акт как взаимодействие, американский ис­следователь выделяет два его типа — несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает непосредственную реакцию людей на действия друг друга. Что касается второго, основного типа взаимодей-ствия — символического, то в ходе его происходит обмен «установками, смыслами и значениями» в различных формах, в первую очередь языкогвой. Последняя может выступать как жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации. Рассматривая различные виды жестов, особое внимание Мид уделяет анализу голосового жеста и превращению его в

значимый символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь голосовых жестов рассматривается им как речь.

Американский ученый постоянно подчеркивает, что социальный мир

человека и человечества формируется в результате процессов социаль­

ных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое

окружение». Согласно Миду, общение между людьми осуществляется

при помощи особых средств — символов, к которым он относит жест и

язык. Символическое окружение человека оказывает на него решающее

влияние, поскольку способствует формированию сознания личности и

человеческого Я. Жест — это начальный, незавершенный элемент челове­

ческого поведения. Жест и реакция на него опосредуется значением, ко­

торое как бы «располагается» между жестом и воспринимающим его че­

ловеком. Смысл жеста вызывает (если он понятен) инстинктивную

реакцию. Мид пишет: «Жест выражает некое результирующее социаль­

ного действия, результирующее, на которое имеется определенный от­

клик со стороны вовлеченных в это действие индивидов: таким образом,

смысл дается или формулируется в терминах отклика» [От жеста к сим­

волу. 1996. С. 221].

По мере трансляции символов индивид передает партнеру и ряд стиму­

лов к поведению. На этой основе межличностное взаимодействие сводится

к процессу «перенимания ролей». В результате своеобразного копирования

действий социального партнера происходит передача определенной соци­

ально значимой информации.

О. Конт: «социальная динамика» и идея общественного прогресса- 8 билет

Теория элит В. Парето

В соответствии с учением В. Парето в обществе существует социальная неоднородность (гетерогенность), определяемая изначально неравенством индивидов. Оно проявляется в физической, интеллектуальной, нравственной, психической сферах жизни. Существующую социальную неоднородность ученый считал естественным и очевидным социальным фактом. В силу этого обстоятельства в каждой сфере есть группа людей, обладающая наиболее высокими показателями деятельности. Это и есть элита. В обществе все его члены относятся либо к элите, либо к остальному, неэлитарному массиву населения. Сама элита, в свою очередь, делится также на две части — ту, которая управляет обществом («правящая элита», «правящий класс»), и неуправляющую элиту, занятую преимущественно в науке и художественно-творческой сфере деятельности. Элита отличается от остального населения прежде всего своими качествами: умением убеждать людей, опираясь на человеческие чувства и эмоции; способностью применять при необходимости силу; высокой степенью самообладания; умением использовать для достижения своих целей слабости людей и др. Некоторые из этих качеств противоречат друг другу, например умение убеждать и способность применять силу. Имен­но эти два качества Парето считал важнейшими, и если у действующей элиты их нет, она Должна уступить место другой элите.

Процесс обновления элиты происходит регулярно, социолог называет его циркуляцией. Без циркуляции («круговорота») элиты общество не в состоянии поддерживать социальное равновесие, вне которого социальный организм обречен на разрушение. Элита и есть тот слой, а ее циркуляция — тот механизм общества, который поддерживает последнее в нормальном, Функционирующем состоянии.

Согласно концепции итальянского социолога, каждой элите соответствует свой стиль правления, базирующийся на доминировании одного из двух названных выше главных ее качеств — умении убеждать и умении принуяждать силой. Первое из этих качеств основывается на «инстинкте комбинаций» («осадки» первого класса), второе — на «постоянстве агрегатов» («осадки*второго класса). Тот тип правителей, у которых преобладает умение убеждатьн Парето называл «лисицами», ту же часть элиты, которая действует силой, львами». Не трудно понять, что «лисицы» — это символ хитрости, коварст-й

ва, вероломства, «львы» — силы, мужества, непримиримости. Если «львы» и «лисицы» характеризовали два типа элиты в политическом отношении, то в экономическом и финансовом плане каждому из ним соответствуют типы рантье и спекулянтов. Рантье — это вкладчики, живущие на фиксированные доходы, боящиеся совершить опрометчивые шаги в

финансовом вопросе, спекулянты — это бизнесмены, комбинаторы, пред-яприниматсли, ловкие воротилы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.007 с.)